программа по внеурочным занятиям в 6 классе :"Весёлая физика"
методическая разработка по физике (6 класс) по теме
Вшестом классе дети начинают по данной программе изучать физику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по физике для шестого класса | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. ВАЛДАЯ»
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании РМО Зам. Директора Директор МАОУ СОШ № 2
учителей физики _______________ ________________
Протокол от ____________ ______________ ________________
№ _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной работе
по физике:»Весёлая физика»
для 6 класса
на 2014/2015 учебный год
Составила: учитель физики
Кириллова Елена Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы:
– курс «Веселая физика" является пропедевтическим, т.е. готовит учащихся к более глубокому изучению систематического курса физики на втором этапе в 7-9-х классах;
– структура и содержание учебного материала позволяет создать условия для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы с физическими приборами, информацией из справочников, Интернета и т. д. Отработать основные понятия из разделов: механика, теплота, электричество, магнетизм, оптика с учетом возрастных особенностей учащихся;
– Широкое использование на уроках проблемного обучения через опыты, лабораторные работы, наблюдения, исследования.
Задачи программы:
– предварительное знакомство с языком и методами новой науки – физики;
– развитие мышления учащихся;
– создание условий для развития устойчивого интереса к изучению физики;
– создание условий для приобретения учащимися практических навыков.
Курс рассчитан на:
- 6 класс – 68 часа, 2 часа в неделю.
Основное содержание курса:
6КЛАСС
- Введение (3 ч)
В данной теме рассматриваются следующие понятия: физика, научные методы, физическое тело, физическое явление, цена деления физического прибора. Учащиеся должны научиться измерять объем неправильного тела при помощи мензурки.
- В мире движущихся тел (12 ч)
Основные понятия данной темы: механика, механическое движение, силы, инерция, реактивное движение, колебания и волны, механическая энергия.Учащиеся должны уметь: пользоваться ватерпасом, отвесом, динамометром.
- В мире звуков (6 ч)
Основные понятия данной темы: звук и его характеристики, источник звука, тень, изображение, оптические иллюзии. Учащиеся должны уметь: объяснять образование звука и эхо, изготавливать источники звука, объяснять голосообразование.
- В мире стихий (6 ч) Основные понятия данной темы: Архимедова сила, выталкивающая сила, плавание тел, твердость, хрупкость, пластичность, закон Паскаля, сообщающиеся сосуды.
5В мире теплоты (9 ч)
Учащиеся должны знать и объяснять основные положения теории строения вещества и используя их объяснять состояния вещества, знать понятия плавление, испарение, работа пара. Уметь измерять температуру тела.
6В мире электричества (7 ч)
Учащиеся должны знать следующие понятия: заряд, электризация, электрический ток, действия электрического тока. Учащиеся должны уметь собирать простейшие электрические цепи.
7В мире магнетизма (4 ч)
Учащиеся должны уметь объяснять простейшие магнитные явления и пользоваться компасом.
8В мире света (9 ч). Учащиеся должны знать следующие понятия: свет, источники света, тень, рассеивающие и собирающие линзы, законы распространения света на качественном уровне. Учащиеся должны уметь объяснять особенности зрения человека, получать изображения с помощью линз, различать собирающие и рассеивающие линзы..
Методический комплекс:
– имеется дидактический материал, включающий самостоятельные и контрольные работы, физические диктанты (в форме кроссвордов), тесты. Контроль осуществляется при помощи компьютера.
– разработаны печатные тетради для учащихся, с кратким содержанием теоретического материала, заданиями, описанием практических работ и подробными инструкциями по выполнению домашнего задания.
– разработана компьютерная программа с подробным описанием каждого этапа урока, продуманным контролем знаний, что позволяет каждому учащемуся работать в собственном темпе. Кроме того, в данной программе есть разделы “Портретная галерея”, “Это интересно”, что позволяет расширять кругозор учащихся, мотивировать изучение предмета, повышать интерес к нему.
Педагогические технологии, используемые в процессе преподавания
– проблемное и проектное обучение – основные методы ведения уроков, т.к. курс 6 классов насыщен действием, демонстрационными опытами, практическими наблюдениями, небольшими исследованиями. Дети в 11-12 лет любят фантазировать, изобретать. Проблемное и проектное обучение позволяет развить на первом этапе познавательную активность, научить элементам исследования, наблюдения, приучить к оформлению результатов наблюдения. В основном все работы творческого характера, включающие вопросы, активизирующие мышление учащихся: как ты думаешь? можно ли измерить? Из своих наблюдений сделай вывод? и т.д.;
– при подготовке к урокам необходимо учитывать психологические особенности возраста. Весь иллюстративный материал, как основное средство подачи информации, должен быть ярким и красочным, возбуждать зрительное восприятие, что и реализовано в компьютерной программе данного курса.
– из всех видов деятельности предпочтение отдается игре. Последний урок в четверти – предметная эстафета, физический бой, соревнование и т. п. Необходимо использовать творческую фантазию и выдумку детей через творческие домашние работы: сочини сказку, рассказ, нарисуй, изобрети, придумай применение...
Подход к материалу следующий:
– не предполагается заучивание строгих определений, хотя знакомство с ними происходит регулярно, что приводит к постепенному запоминанию;
– не предполагается заучивания формул и решения количественных задач;
– предполагается самостоятельная работа учащихся с компьютерной программой, как форма обучения. В этом случае учитель выступает в роли консультанта, а ученик работает в собственном темпе, что повышает психологическую комфортность урока.
Критерии оценки деятельности учащихся:
В 6-м классе учащиеся должны знать: понятие физическое тело, вещество, физическое явление, виды сил, масса, инерция, невесомость, звук, строение вещества, основные положения теории строения вещества.
Учащиеся должны уметь: определять цену деления физического прибора, пользоваться линейкой, мензуркой, ватерпасом, отвесом, динамометром, измерять температуру, объяснять диффузию, расширение тел при нагревании.
В 6-м классе учащиеся должны знать: понятия – электризация, заряд, магнит, электрический ток, свет и законы его распространения на качественном уровне.
Учащиеся должны уметь: собирать элементарную электрическую цепь, пользоваться компасом, объяснять появление тени, отражение в зеркале, получать изображение при помощи линзы.
В работе по данному курсу следует обратить особое внимание на формирование общеучебных критериев деятельности учащихся:
1. Формирование навыков самостоятельной работы с информацией, по инструкции с прибором.
2. Обучение элементам исследовательской деятельности, наблюдение, умение делать выводы, оформлять отчет о проделанной работе.
Литература
- Я познаю мир. Физика: энцикл. / авт.-сост. Ал. А. Леонтович; – М.: АСТ: Люкс, 2005 г.
- Рабиза Ф. В. Простые опыты: Забавная физика для детей. – М.: Детская литература, 2000 г.
3А.Е.Марон Дидактические материалы . 7 класс.
4. А.Е.Гуревич»физика.химия.» 5-6 класс.
5. газета «физика» изд. Дом «Первое сентября»
- Журнал «Физика в школе.»
Календарно-тематическое планирование 6 класс
Дата | Номер занятия | Тема | |
Введение (3 ч) | |||
Сентябрь | Что такое физика? И зачем физикам информатика? | ||
Как физики получают информацию о природе? | |||
Как физики проводят измерения? | |||
В мире движущихся тел (12 ч) | |||
А движется ли тело? | |||
| Почему тела падают? | ||
Как приручить инерцию? | |||
Что такое невесомость? | |||
Как работает ракета и что у нее общего с каракатицей? | |||
октябрь | Зачем нам трение? | ||
Чем отличаются «мягко» и «твердо», а «остро»? | |||
Как «работают» пружины? | |||
| Зачем нужны маятники? | ||
Чем отличаются колебания от волн? | |||
Чем опасно землетрясение? | |||
Какая бывает энергия? | |||
ноябрь | В мире звуков (6 ч) | ||
Что такое звук и как его создать? | Учебный проект | ||
Где звук быстрее? (+ промежуточный контроль и коррекция работы над проектом «Делаем источник звука»). | |||
Творческая защита проектов | |||
Где звук быстрее и откуда берется эхо? | |||
Звуки музыкальные и шум. | |||
Как образуется голос? | |||
Зачем человеку два уха? | |||
декабрь | Звуки, которых неслышно. | ||
В мире стихий (6 ч) | |||
Почему мы в воде легче? Почему тела плавают? | Учебный проект | ||
О плавающих и тонущих. (Промежуточные результаты проекта) | |||
Творческая защита проектов. | |||
Что поднимает воздушный шар, а самолет? | |||
Почему жидкость течет? И бывает ли жидкость твердой? | |||
Как действуют шлюзы и фонтаны? Изготовление макета фонтана. | |||
январь | Может ли воздух давить? Что такое ветер? | ||
Экскурсия «Физические явления вокруг нас» | |||
Урок – игра «Турнир юных физиков» | |||
Тесты он-лайн. | |||
Тесты он-лайн |
Дата | Номер занятия | Тема |
февраль | 35 | Повторение основных понятий . |
36 | Основные правила пользования физическими приборами. | |
37 | Контрольная работа по карточкам «узнай явление». | |
В мире теплоты (9 ч) | ||
38 | Что внутри вещества? Отчего тела «разбухают»? | |
| 39 | Как вещества проникают друг в друга? Чем теплые вещества отличаются от холодных? |
40 | Что такое лед и чем он отличается от пара? | |
41 | Можно ли передать тепло? | |
42 | Как сохранить тепло, а холод? | |
март | 43 | Как тела плавятся? |
44 | Почему после купания нам холодно? | |
45 | Можно ли воду носить в решете? | |
| 46 | Как заставить работать пар? |
В мире электричества (7 ч) | ||
47 | Отчего свитер «трещит»? И почему бьет молния? | |
48 | Каким законам подчиняются заряды? | |
49 | Где легче «бегать» заряду? | |
| 50 | Как соединять проводники в цепи? |
51 | Чем греют воду в самоваре? | |
апрель | 52 | Как изобрести лампочку? |
53 | Электричество в мире живой природы! | |
В мире магнетизма (4 ч) | ||
54 | Зачем нужен компас? А Земля Магнит? | |
55 | Можно ли сделать магнит? | |
56 | Как устроен телеграф? | |
57 | Как заговорило радио? | |
В мире света (9 ч) | ||
58 | Как образуются тени? | |
май | 59 | Зеркальный мир. |
60 | Может ли свет ломаться? | |
61 | Как работает фотоаппарат? | |
62 | Микроскоп и телескоп. | |
63 | Как мы видим? | |
64 | Почему все разноцветное? | |
65 | Миражи, миражи… | |
66 | Итоговое занятие. | |
67 | Резерв | |
68 | Резерв |
1.1 Место дисциплины в учебном плане
Базисный учебный план на этапе основного общего образования выделяет 210 ч. для обязательного изучения курса «Физика».
В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые явления из области физики и астрономии. В 6 классе возможно преподавание курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание», который можно рассматривать как пропедевтику курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профессиональной дифференциации.
1.2 Требования к результатам освоения дисциплины
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
- сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
- мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.
Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД). К ним относятся:
1) личностные;
2) регулятивные, включающие также действия саморегуляции;
3) познавательные, включающие логические, знаково-символические;
4) коммуникативные.
- Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
- Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
- Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.
Общеучебные УУД включают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).
Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.
- Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- знать и понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов;
- описывать и объяснять физические явления;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений;
- решать задачи на применение физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации в предметной области «Физика»;
- использовать физические знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Контрольно-измерительные материалы. Сайт testedu.ru интерактивные тесты для 6-7 класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Я познаю мир. Физика". 6 класс
Междисциплинарные связи Курс «Я познаю мир. Физика» задуман как интегрированный, включающий элементы химии, биологии, астрономии и географии или части из них. Основой интеграции на этой ступени о...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
Программа внеурочных занятий 8 класс "Тайны химической лаборатории"
Программа внеурочных занятий 8 класс "Тайны химической лаборатории"...
Программа курса внеурочных занятий «Реальная математика» для учащихся 7 класса
Данная программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта и примерных программ. Программа составлена с использованием программы курса по выбору, опубликованного: ...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности 2 кл Весёлый английский
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Весёлый английский" во 2 классе...
Программа курса внеурочной деятель-ности«Сложный мир физики» ( для учащихся 9 классов)
Данный курс внеурочной деятельности предназначен для подготовки к основной государственной аттестации учащихся по физике (ОГЭ) в новой форме. Основной задачей итогового контроля является проверк...