программа по внеурочным занятиям в 6 классе :"Весёлая физика"
методическая разработка по физике (6 класс) по теме

Вшестом классе дети начинают по данной программе изучать физику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. ВАЛДАЯ»

СОГЛАСОВАНО                         СОГЛАСОВАНО              УТВЕРЖДАЮ               на заседании РМО                     Зам. Директора                 Директор МАОУ СОШ № 2

учителей  физики                _______________             ________________

Протокол от ____________          ______________              ________________

№ _______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной работе

по  физике:»Весёлая физика»

для      6   класса

на 2014/2015 учебный год

Составила: учитель  физики

 Кириллова Елена  Николаевна

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель программы:

– курс «Веселая физика" является пропедевтическим, т.е. готовит учащихся к более глубокому изучению систематического курса физики на втором этапе в 7-9-х классах;

– структура и содержание учебного материала позволяет создать условия для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы с физическими приборами, информацией из справочников, Интернета и т. д. Отработать основные понятия из разделов: механика, теплота, электричество, магнетизм, оптика с учетом возрастных особенностей учащихся;

– Широкое использование на уроках проблемного обучения через опыты, лабораторные работы, наблюдения, исследования.

Задачи программы:

– предварительное знакомство с языком и методами новой науки – физики;

– развитие мышления учащихся;

– создание условий для развития устойчивого интереса к изучению физики;

– создание условий для приобретения учащимися практических навыков.

Курс рассчитан на:

  • 6 класс – 68 часа, 2 часа в неделю.

Основное содержание курса:

6КЛАСС

  1. Введение (3 ч)

В данной теме рассматриваются следующие понятия: физика, научные методы, физическое тело, физическое явление, цена деления физического прибора. Учащиеся должны научиться измерять объем неправильного тела при помощи мензурки.

  1. В мире движущихся тел (12 ч)

Основные понятия данной темы: механика, механическое движение, силы, инерция, реактивное движение, колебания и волны, механическая энергия.Учащиеся должны уметь: пользоваться ватерпасом, отвесом, динамометром.

  1. В мире звуков (6 ч)

Основные понятия данной темы: звук и его характеристики, источник звука, тень, изображение, оптические иллюзии. Учащиеся должны уметь: объяснять образование звука и эхо, изготавливать источники звука, объяснять голосообразование.

  1. В мире стихий (6 ч) Основные понятия данной темы: Архимедова сила, выталкивающая сила, плавание тел, твердость, хрупкость, пластичность, закон Паскаля, сообщающиеся сосуды.

5В мире теплоты (9 ч)

Учащиеся должны знать и объяснять основные положения теории строения вещества и используя их объяснять состояния вещества, знать понятия плавление, испарение, работа пара. Уметь измерять температуру тела.

6В мире электричества (7 ч)

Учащиеся должны знать следующие понятия: заряд, электризация, электрический ток, действия электрического тока. Учащиеся должны уметь собирать простейшие электрические цепи.

7В мире магнетизма (4 ч)

Учащиеся должны уметь объяснять простейшие магнитные явления и пользоваться компасом.

8В мире света (9 ч). Учащиеся должны знать следующие понятия: свет, источники света, тень, рассеивающие и собирающие линзы, законы распространения света на качественном уровне. Учащиеся должны уметь объяснять особенности зрения человека, получать изображения с помощью линз, различать собирающие и рассеивающие линзы..

Методический комплекс:

– имеется  дидактический материал, включающий самостоятельные и контрольные работы, физические диктанты (в форме кроссвордов), тесты. Контроль осуществляется при помощи компьютера.

– разработаны печатные тетради для учащихся, с кратким содержанием теоретического материала, заданиями, описанием практических работ и подробными инструкциями по выполнению домашнего задания.

– разработана компьютерная программа с подробным описанием каждого этапа урока, продуманным контролем знаний, что позволяет каждому учащемуся работать в собственном темпе. Кроме того, в данной программе есть разделы “Портретная галерея”, “Это интересно”, что позволяет расширять кругозор учащихся, мотивировать изучение предмета, повышать интерес к нему.

Педагогические технологии, используемые в процессе преподавания

– проблемное и проектное обучение – основные методы ведения уроков, т.к. курс 6 классов насыщен действием, демонстрационными опытами, практическими наблюдениями, небольшими исследованиями. Дети в 11-12 лет любят фантазировать, изобретать. Проблемное и проектное обучение позволяет развить на первом этапе познавательную активность, научить элементам исследования, наблюдения, приучить к оформлению результатов наблюдения. В основном все работы творческого характера, включающие вопросы, активизирующие мышление учащихся: как ты думаешь? можно ли измерить? Из своих наблюдений сделай вывод? и т.д.;

– при подготовке к урокам необходимо учитывать психологические особенности возраста. Весь иллюстративный материал, как основное средство подачи информации, должен быть ярким и красочным, возбуждать зрительное восприятие, что и реализовано в компьютерной программе данного курса.

– из всех видов деятельности предпочтение отдается игре. Последний урок в четверти – предметная эстафета, физический бой, соревнование и т. п. Необходимо использовать творческую фантазию и выдумку детей через творческие домашние работы: сочини сказку, рассказ, нарисуй, изобрети, придумай применение...

Подход к материалу следующий:

– не предполагается заучивание строгих определений, хотя знакомство с ними происходит регулярно, что приводит к постепенному запоминанию;

– не предполагается заучивания формул и решения количественных задач;

– предполагается самостоятельная работа учащихся с компьютерной программой, как форма обучения. В этом случае учитель выступает в роли консультанта, а ученик работает в собственном темпе, что повышает психологическую комфортность урока.

Критерии оценки деятельности учащихся:

В 6-м классе учащиеся должны знать: понятие физическое тело, вещество, физическое явление, виды сил, масса, инерция, невесомость, звук, строение вещества, основные положения теории строения вещества.

 Учащиеся должны уметь: определять цену деления физического прибора, пользоваться линейкой, мензуркой, ватерпасом, отвесом, динамометром, измерять температуру, объяснять диффузию, расширение тел при нагревании.

В 6-м классе учащиеся должны знать: понятия – электризация, заряд, магнит, электрический ток, свет и законы его распространения на качественном уровне.

 Учащиеся должны уметь: собирать элементарную электрическую цепь, пользоваться компасом, объяснять появление тени, отражение в зеркале, получать изображение при помощи линзы.

В работе по данному курсу следует обратить особое внимание на формирование общеучебных критериев деятельности учащихся:

1. Формирование навыков самостоятельной работы с информацией, по инструкции с прибором.

2. Обучение элементам исследовательской деятельности, наблюдение, умение делать выводы, оформлять отчет о проделанной работе.

Литература

  1. Я познаю мир. Физика: энцикл. / авт.-сост. Ал. А. Леонтович; – М.: АСТ: Люкс, 2005 г.
  2. Рабиза Ф. В. Простые опыты: Забавная физика для детей. – М.: Детская литература, 2000 г.

3А.Е.Марон Дидактические материалы . 7 класс.

4. А.Е.Гуревич»физика.химия.» 5-6 класс.

5. газета «физика» изд. Дом «Первое сентября»

  1. Журнал «Физика в школе.»

Календарно-тематическое планирование 6 класс

Дата

Номер занятия

Тема

Введение (3 ч)

Сентябрь

Что такое физика? И зачем физикам информатика?

Как физики получают информацию о природе?

Как физики проводят измерения?

В мире движущихся тел (12 ч)

А движется ли тело?

 

Почему тела падают?

Как приручить инерцию?

Что такое невесомость?

Как работает ракета и что у нее общего с каракатицей?

октябрь

Зачем нам трение?

Чем отличаются «мягко» и «твердо», а «остро»?

Как «работают» пружины?

 

Зачем нужны маятники?

Чем отличаются колебания от волн?

Чем опасно землетрясение?

Какая бывает энергия?

ноябрь

В мире звуков (6 ч)

Что такое звук и как его создать?

Учебный

проект

Где звук быстрее? (+ промежуточный контроль и коррекция работы над проектом «Делаем источник звука»).

Творческая защита проектов

Где звук быстрее и откуда берется эхо?

Звуки музыкальные и шум.

Как образуется голос?

Зачем человеку два уха?

декабрь

Звуки, которых неслышно.

В мире стихий (6 ч)

Почему мы в воде легче? Почему тела плавают?

Учебный

проект

О плавающих и тонущих. (Промежуточные результаты проекта)

Творческая защита проектов.

Что поднимает воздушный шар, а самолет?

Почему жидкость течет? И бывает ли жидкость твердой?

Как действуют шлюзы и фонтаны? Изготовление макета фонтана.

январь

Может ли воздух давить? Что такое ветер?

Экскурсия «Физические явления вокруг нас»

Урок – игра «Турнир юных физиков»

Тесты он-лайн.

Тесты он-лайн

Дата

Номер занятия

Тема

февраль

35

Повторение основных понятий .

36

Основные правила пользования физическими приборами.

37

Контрольная работа по карточкам «узнай явление».

В мире теплоты (9 ч)

38

Что внутри вещества? Отчего тела «разбухают»?

 

39

Как вещества проникают друг в друга? Чем теплые вещества отличаются от холодных?

40

Что такое лед и чем он отличается от пара?

41

Можно ли передать тепло?

42

Как сохранить тепло, а холод?

март

43

Как тела плавятся?

44

Почему после купания нам холодно?

45

Можно ли воду носить в решете?

 

46

Как заставить работать пар?

В мире электричества (7 ч)

47

Отчего свитер «трещит»? И почему бьет молния?

48

Каким законам подчиняются заряды?

49

Где легче «бегать» заряду?

 

50

Как соединять проводники в цепи?

51

Чем греют воду в самоваре?

апрель

52

Как изобрести лампочку?

53

Электричество в мире живой природы!

В мире магнетизма (4 ч)

54

Зачем нужен компас? А Земля Магнит?

55

Можно ли сделать магнит?

56

Как устроен телеграф?

57

Как заговорило радио?

В мире света (9 ч)

58

Как образуются тени?

май

59

Зеркальный мир.

60

Может ли свет ломаться?

61

Как работает фотоаппарат?

62

Микроскоп и телескоп.

63

Как мы видим?

64

Почему все разноцветное?

65

Миражи, миражи…

66

Итоговое занятие.

67

Резерв

68

Резерв

1.1 Место дисциплины в учебном плане

Базисный учебный план на этапе основного общего образования выделяет 210 ч. для обязательного изучения курса «Физика».

В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые явления из области физики и астрономии. В 6 классе возможно преподавание курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание», который можно рассматривать как пропедевтику курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном  в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профессиональной дифференциации.

1.2 Требования к результатам освоения дисциплины

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности,  научных знаний и методов познания,  творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
  • мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.

Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД).  К ним относятся:

1) личностные; 

2) регулятивные, включающие  также  действия саморегуляции; 

3) познавательные,   включающие логические, знаково-символические;

4) коммуникативные.

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
  • Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

Общеучебные УУД включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

  • Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • знать и понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов;
  • описывать и объяснять физические явления;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений;
  • решать задачи на применение физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации в предметной области «Физика»;
  • использовать физические знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Контрольно-измерительные материалы.   Сайт testedu.ru  интерактивные тесты для 6-7 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Я познаю мир. Физика". 6 класс

Междисциплинарные связи Курс «Я познаю мир. Физика» задуман как интегрированный, включающий элементы химии, биологии, астрономии и географии или части из них. Основой интеграции на этой ступени о...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Программа внеурочных занятий 8 класс "Тайны химической лаборатории"

Программа внеурочных занятий 8 класс "Тайны химической лаборатории"...

Программа курса внеурочных занятий «Реальная математика» для учащихся 7 класса

Данная программа  разработана на основе федерального компонента государственного стандарта и примерных программ. Программа составлена с использованием программы курса по выбору, опубликованного: ...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности 2 кл Весёлый английский

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Весёлый английский" во 2 классе...

Программа курса внеурочной деятель-ности«Сложный мир физики» ( для учащихся 9 классов)

Данный  курс внеурочной деятельности предназначен для подготовки к основной государственной аттестации учащихся по физике (ОГЭ) в новой форме. Основной задачей итогового контроля является проверк...