конспект, презентация и самоанализ открытого урока физики в 7 классе по теме "Равнодействующая сил"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Курносова Наталья Николаевна

Тип урока  формирование новых знаний. Дидактическая цель:  Создать условия для восприятия учащимися и первичного осознания нового учебного материала по теме «Равнодействующая сил. Нахождение равнодействующей сил, направленных вдоль одной прямой», осмысления связей и отношений в объектах изучения.

Для этого основным методом было запланировано сочетание проблемного метода (проблемные вопросы) с деятельностным подходом к обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fiziki_v_7_klasse_po_teme.docx25.23 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.57 МБ
Файл samoanaliz_uroka_fiziki_v_7_klasse.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 7 классе по теме «Равнодействующая сил»

Ход урока

                                                       «Если вы в этом разберетесь как следует,

                                                       Вы лучше сможете следить за ходом мысли при изложении дальнейшего».

                                                        М. Фарадей 

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успехов в освоении новых знаний, и плодотворной работы.

Повторение

Учитель: Сегодня мы начнем наш урок физики с игры, цель которой состоит в том, чтобы угадать, какой  физический прибор спрятан под квадратиками. Только квадратиков нужно убрать, как можно меньше, убирая по одному. Один ученик приглашается к доске. Работа у доски: Используя инструмент «выбранный элемент», обучающиеся перетаскивает по одному квадратику на пустое место. Ответ: динамометр. или Сегодня по пути к вам я услышала такую пословицу «Артелью можно гору поднять». Ребята а вы как думаете всегда ли артелью можно гору поднять? В каком случае.

Учитель: Что измеряем этим прибором? Ответ: Это прибор для измерения веса тела.

Учитель: Продолжим нашу беседу о силе. Давайте  вспомним, что такое сила.    Давайте проведём аукцион, продаю сегодня силу, сила с точки зрения физики. Тот, кто последний назовёт что-то существенное о силе выигрывает, получает приз зрительских симпатий и хорошую оценку по физике. Вы можете вначале сказать существенное о силе, что-то оставить на потом. Смелее.

Учитель: Почему тема «Силы в природе» так важна для изучения. (Потому, что часто применяем это понятие в повседневной жизни). Что же общего между силой и жизнью? Каждому из вас приходилось тянуть какой-нибудь груз. Может это была тачка с кирпичами, или ваш товарищ на санках. Что бы могло этому помочь или помешать?

Изучение нового материала

Учитель: Необходимо растянуть пружину до этой отметки. Как это сделать? (Можно подвесить груз). Кто это сделает? (Ученик выходит к доске).

Учитель: А почему груз движется вниз и растягивает пружину? (На груз действует сила тяжести, она всегда направлена вниз, к центру земли)

Учитель: Достаточно нам одного грузика, одной силы? (Нет. Надо подвесить ещё).

Учитель: т.е. подействовать ещё одной силой тяжести. Сколько нам потребовалось грузиков, сколько раз прикладывали силу? Долго грузики подбирать. А можно сделать так (Заменяет грузики одним). Ребята, что мы сделали? Заменили действие двух сил одной равной ей, силой такого же действия. Как такую силу можно назвать? Кто мне подскажет тему сегодняшнего урока. Вот тема нашего урока и называется «Равнодействующая сила». Запишите её в тетрадь. Вывести детей на самостоятельную формулировку равнодействующей сил. А теперь сравним с определением данным в учебнике.(на стр     ) и запишем в тетрадь. СЛАЙД 1

Ребята, а чаще всего в реальной жизни на любое движущееся или покоящееся тело действует  одна сила или  несколько сил? Приведите примеры.   Книга лежит на столе на неё действует сила тяжести и сила реакции опоры, На тело, висящее на пружине, действуют две силы: сила тяжести и сила упругости пружины.

СЛАЙД 2   Чаще всего в повседневной жизни мы встречаемся с тем, что на тело действует не одна, а сразу несколько сил. Так, например, на движущийся корабль, действует сила тяги вращающего винта, силы сопротивления воды и воздуха, сила тяжести и выталкивающая сила со стороны воды.

Что вы думаете если на тело действуют сразу несколько сил, то как в этом случае удобно поступить?  (В этом и других подобных случаях можно заменить действие нескольких сил, одной равноценной по своему действию этим силам).

Учитель: Верно, если на тело действуют сразу несколько сил, надо искать равнодействующую.  Как? Как вы можете найти ответ на поставленный вопрос? (Использовать текст учебника, провести эксперимент.)
− Я предлагаю вам сегодня провести эксперимент и попробовать самим вывести формулы расчета равнодействующей силы, действующих по одной прямой в одну сторону.
− Начнем работу с эксперимента. У вас на столах лежат динамометры и наборы грузов по 1 н. Вы выполняете эксперимент параллельно со мной.
Учитель у доски проводит эксперимент с использованием демонстрационного оборудования.
− Подвесьте на динамометр 1 груз.
− Какую силу показывает динамометр? (1 н.)
− Подвесьте еще один груз.
− Какую силу показывает динамометр? (2 н.)
− Как направлены эти силы? (Силы направлены в одну сторону.)
− Как найти R, если силы направлены в одну сторону? (R равна сумме сил, то есть R = F1 + F2.)
Учитель записывает формулу на доске под диктовку учащегося, учащиеся пишут в тетрадях.
− Какой можно сделать вывод?
(Если F1 и F2 направлены в одну сторону, то R = F1 + F2.)
− Какое направление будет у равнодействующей силы? (В ту же сторону, что и две силы F1 и F2.) Сделать запись в тетради

Учитель:  В данной формуле вы рассмотрели вариант, когда силы направлены в одну строну. А силы могут быть направлены в противоположных направлениях? (Да, например, сила упругости и сила тяжести.)

•        Демонстрационный эксперимент проводит учитель.

К демонстрационному динамометру с круглой шкалой подвесить груз P = 5Н, за привязанную к динамометру нитку тянем вверх с силой 2Н.

− Как направлены силы в этом случае?

− Силы направлены в противоположные стороны. Чему равна их равнодействующая по показаниям динамометра? (R = 3H.)

− Как ее можно найти без использования динамометра? (R равна разности этих сил.)

− Сделайте вывод. (Если F1 и F2 направлены в противоположные стороны, то R = F1 − F2, если F1>F2, и R = F2 − F1, если F2>F1.)

Учитель записывает формулу на доске под диктовку учащегося, учащиеся в тетрадях.

− Какое направление будет у равнодействующей силы? (Она направлена в ту же сторону, что и большая по величине сила.)
– Может ли
R быть равной 0? (Да, если силы равны по величине и противоположны по направлению).

– Проверьте свои предположения на опыте.

Демонстрационный эксперимент проводят ученики у доски (динамометр с круглой шкалой, лабораторный динамометр, набор грузов.)

– Зафиксируйте это знаково.

Если F1= – F2, то R = 0 (учащиеся проговаривают формулу).

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Нахождение равнодействующей работа по Слайдам

Физкультминутка.  Учитель: Я зачитываю предложения, а вы взмахом руки показываете, в какую сторону движется тело.

  1. С огромной скоростью ракета стремится ввысь.
  2. Падает синий мяч.
  3. Дима идет к доске.
  4. Ира выходит из класса (дверь класса находится с правой стороны)
  5. Айсберг плывет влево
  6. Девочки на колесе обозрения

Решение задач

1.коллективно по слайдам

2. Учитель раздает по одной карточке на парту (Р -3).

 – Определите модуль равнодействующей силы и графически изобразите ее по рисункам на ваших карточках.

Задание по первых двум чертежам выполняется у доски с проговариванием.

Остальные три в парах (причем, одно из них проговаривает первый вариант, второй вариант пишет под диктовку и проверяет, другое проговаривает второй вариант, а первый пишет, последнее обсуждается и записывается вдвоем).

На решение 2-3 минуты. Полученный результат, проверяется по подробному образцу (Д – 10) или по соответствующим слайдам.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: 1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия (использование формулы расчета равнодействующей при решении качественных задач и объяснении результатов опыта).

Мы рассмотрели случаи, когда силы направлены вдоль одной прямой.

А могут ли силы быть направлены в разные стороны?

– Могут.

Вспомним басню Крылова “Лебедь, рак и щука”.(Д-13 или Слайд 21 – лебедь, рак и щука)

“Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись.
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу.
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам,
Да только воз и ныне там.”

– Чему равна равнодействующая этих сил? (Нулю, так как воз не движется).

– Как ее найти? Пока вы не можете ответить на данный вопрос, т.к. ваших знаний по физике и по геометрии не хватает. Задачи подобного типа вы будете решать в старших классах. (Слайд 22 – решение задачи).

Но эта задача весьма поучительна для всех нас, “когда в товарищах согласья нет – на лад их дело не пойдет.” Если вы участвуете в совместной деятельности, то, как нужно работать? (Так, чтобы наши усилия были направлены в одну сторону, то есть работать дружно).

– А вот другие известные персонажи как раз поступили правильно, их силы были направлены в одну сторону. (Д-14 или Слайд 23 – сказка “Репка”)

Задача решается устно, проговаривается решение и анализируется результат.

– По данным рисункам проговорите, какие силы действуют на тело и как найти их равнодействующую:

1. Равнодействующая силы тяжести и силы упругости (Д-15 или Слайд 24).

R = Fт – Fу = 0

R = Fу– Fт

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Зачем нам нужно уметь рассчитывать равнодействующую? (Это пригодится в повседневной жизни. Поняли, что при выполнении совместных дел нужно поступать так, чтобы все усилия были направлены в одну сторону). Артелью можно гору поднять или нет?  Что было для вас интересным?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всё известно вокруг, тем не менее На Земле ещё много того, Что достойно, поверь, удивления. Изумления твоего.

Слайд 3

Найти равнодействующую сил, действующих на точку А (см. рисунок). Изобразите эту равнодействующую.

Слайд 5

Определение, обозначение, единицы измерения равнодействующей сил. Сила, которая производит на тело такое же действие, как и несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил (учебник стр.68). [R ] = 1 Н

Слайд 7

Как расчитать равнодействующую сил?

Слайд 8

Правило нахождения равнодействующей. Если силы направлены в одну сторону, то R = F 1 + F 2 Равнодействующая сил, направленных по одной прямой в одну сторону, направлена в ту же сторону, а её модуль равен сумме модулей составляющих сил (учебник, стр. 69).

Слайд 9

Правило нахождения равнодействующей. Если силы направлены в противоположные стороны, то R = F 1 - F 2 Равнодействующая сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны, направлена в сторону большей по модулю силы, а её модуль равен разности модулей составляющих сил (учебник, стр. 69).

Слайд 10

1. Чему равна равнодействующая двух сил, приложенных к телу в точке А? А 8Н 5Н 3 Н

Слайд 11

2. Чему равна равнодействующая двух сил, приложенных к телу в точке А? А 4Н 2 Н 2 Н

Слайд 12

3. Чему равна равнодействующая трёх сил, приложенных к телу в точке А? А 5Н 3 Н 3 Н 5Н

Слайд 13

Что происходит с телом в результате действия сил? 10 Н 10 Н Равнодействующая равна 0 значит тело либо находится в покое, либо движется равномерно и прямолинейно.

Слайд 16

Решите задачу Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка до 100 Н, внучка до 50 Н, Жучка до 30 Н, кошка до 10 Н и мышка до 2 Н. Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку, равны 791 Н?

Слайд 18

Решите задачу Коля и Толя влюбились в Олю и стали тянуть ее в разные стороны. Коля тянет за ноги с силой 115 ньютонов, а Толя за руки с силой 110 ньютонов. Вычислите, чему равна равнодействующая этих сил и узнайте, как будет двигаться Оля: вперед ногами или головой?

Слайд 19

Решите задачу Папа тянет одеяло на себя с силой 0,5 килоньютонов, а мама тянет то же самое одеяло на себя с силой 600 ньтонов . Измерь результирующую этих двух сил, направленных в противоположные стороны и догадайся, у кого из родителей сильнее мерзнут по ночам пятки.

Слайд 20

Папа , мама и бабушка не пускают Катю на свидание к Артуру, хватают за руки и пытаются удержать дома, прилагая все вместе силу, направленную по одной прямой в одну сторону и равную 500 ньютонам. Однако Катя прямолинейно и равномерно движется в противоположную сторону - к двери. Чему равна сила, с которой Катя стремится на свидание к Артуру?



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока физики в 7 классе.

Уважаемые члены жюри, коллеги, вашему вниманию было представлено учебное

занятие  по теме «Равнодействующая сил, направленных вдоль одной прямой» в 7 классе. Эта входит в раздел «Взаимодействие тел». Содержание материала даёт возможность опираться на жизненный опыт учащихся и одновременно закладывает фундаментальные знания, которые необходимы для практически всего дальнейшего курса физики.

Тип урока  формирование новых знаний. Готовясь к занятию я, перед собой поставила следующую дидактическую цель:

Создать условия для восприятия учащимися и первичного осознания нового учебного материала по теме «Равнодействующая сил. Нахождение равнодействующей сил, направленных вдоль одной прямой», осмысления связей и отношений в объектах изучения.

Для этого основным методом было запланировано сочетание проблемного метода (проблемные вопросы) с деятельностным подходом к обучению.

 Задачи:

  1. образовательная
  •  обеспечить усвоение и понимание  понятия «равнодействующая сил» и умение её находить;
  • изучение практической направленности полученных знаний
  • формирование мотивации и опыта учебно-познавательной деятельности

Поскольку класс для меня незнакомый, то, я старалась на уроке применять разнообразие приемов и методов, направленных на восприятие информации и визуалами, и кинестетиками, и аудиалами. Методы словесной передачи информации и слухового восприятия (приёмы - беседа, рассказ)- для аудиалов, но практика показывает, что  большинство учащихся являются визуалами, поэтому, считаю наиболее эффективно использование метода наглядной передачи информации и зрительного восприятия (приёмы - презентация, наблюдение).  Для кинестетиков мною использован метод передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического её восприятия (экспериментальная работа в парах).

Особенности «правополушарных » и «левополушарных» учащихся были

мною учтены через обращение внимания на включение слухоречевой памяти, наглядности и  алгоритмизацией обучения.

  1. развивающая –
  • развивать интерес к предмету через обогащение и усложнение словарного запаса за счёт введения новы понятий и терминов;
  •  тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе открытия нового знания: анализирую, систематизирую, сравниваю, делаю вывод

Для этого мною были использованы методы  стимулирования и мотивации учащихся: игровые моменты, проблемная беседа, экспериментальная работа, причем после экспериментальных заданий ребята  делали выводы, что позволило достичь развития умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности

  1. воспитательная:
  • формировать умение строить инициативное сотрудничество в совместной работе; воспитывать уважение к себе,
  • сформировать уверенность в своих силах при фиксации достижения целей, поставленных на уроке.

 Я убежденна, что запоминается  в большей степени то, ребенок

сможет применить в своей жизни, поэтому считаю, что практическая направленность изучаемого материала дает главное на уроке – мотив изучения физики.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала:
  • актуализация;
  • постановка учебной проблемы и ее обсуждение
  1. Закрепление изученного материала.
  2. Итоги урока. Рефлексия.

Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивалось целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения: Соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков.

Содержание урока: соответствует программе и целям урока. Мною была подготовлена презентацию, демонстрационный и лабораторные опыты, которые позволили в доступной и наглядной форме изучить новый материал. На данном уроке использовались различные методические приемы, методы и средства:, конспектирование, беседа, работа у доски, работа с учебником, работа с приборами, самостоятельная работа. Методические приёмы соответствовали возрастным особенностям учащихся, целям, поставленным в начале урока. Видно было, что детям интересно, они внимательно слушали и всё конспектировали.  Мои взаимоотношения с учащимися на уроке носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Мне удалось настроить детей на работу, установить необходимый контакт с учащимися, характерный для учёбы микроклимат в классе. Во время беседы я дала возможность ученикам высказать свое мнение.

 Анализ работы учащихся на уроке

Учащиеся активно и с воодушевлением работали на всех этапах урока. На вопросы дети, хотя и не всегда правильно, но пытались отвечать, при использовании вспомогательных наводящих вопросов быстро исправляли свой ответ. Учащиеся в ходе урока проявили умения выделять главное, строить логические цепочки действий, сразу смогли применить полученные знания к различным  ситуациям. Большинство учащихся имеют навыки самоконтроля, выражают самостоятельность суждений и глубину имеющихся знаний. В ходе урока ребята старались оказать помощь друг другу, внимательно выслушивали ответ товарища, не перебивали учителя.

На данном уроке также было задано домашнее задание, носящее, прежде всего, закрепляющий характер. Объем домашнего задания оптимальный, охватывает необходимый минимум, предусмотренный программой, и закладывает основу для дальнейшего расширения знаний и умений. Упражнение способны выполнить все ученики, так как в ходе урока разбирались различные примеры. Важная задача данного домашнего задания — показать всем ученикам возможность полного и легкого усвоения содержания темы.

На основе вышесказанного считаю, что цели урока достигнуты…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ открытого урока в 6 классе.

Самоанализ открытого урока  английского языка  в 6 классе1. Характеристика класса: Класс, в котором  я провела урок, обучается 14 учащихся. На уроке присутствовало 12 уча...

Самоанализ открытого урока в 5 классе по теме "Времена года. Погода. Забавы"

Самоанализ открытого урока по немецкому языку в 5 классе по теме "Времена года. Погода. Забавы"...

План-конспект открытого урока (физика, 11 класс)

Основная задача урока - сформировать знания о явлениях  отражения и преломления  света; продемонстрировать отражение света от зеркальной поверхности, измерять показатель преломления стекла; ...

Самоанализ открытого урока физики

Содержание урока: соответствует программе и задачам урока. Я заранее подготовила мультимедийную презентацию «Архимедова сила. Плавание тел», демонстрационные опыты по изучению плавания тел...

Самоанализ открытого урока в 6 классе«Раскрытие скобок Коэффициент. Приведение подобных слагаемых»

Тип урока : урок  рефлексииОбразовательная цель: способствовать   систематизации, расширению  и углублению  умений применять преобразования :раскрытие скобок, нахождение коэфф...

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок Enjoy basketball

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок "Enjoy basketball"...

Самоанализ открытого урока в 5 классе на тему: «Экологические факторы среды»

В материале предст авлен самоанализ урока биологии в 5 классе....