Использование информационных технологий в формировании ключевых и профессиональных компетентностей обучаемых
статья по физике на тему
Обобщен опыт применения информациооных технологий на занятиях естесственного цикла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_ispolzovanie_informatsionnykh_tekhnologiy.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Новикова Т.Г., преподаватель физики Нижневартовского социально - гуманитарного колледжа, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации |
Использование информационных технологий в формировании ключевых и профессиональных компетентностей обучаемых.
В современных условиях социально – экономических преобразований, вариативности спроса на рынке труда специалистов различного уровня квалификации возникла объективная потребность в подготовке конкурентно способных кадров,
Каким должен быть современный специалист?!
Это самостоятельный, ответственный, творческий, коммуникабельный человек, способный видеть и решать проблемы, готовый и способный постоянно учиться новому на работе и в жизни, самостоятельно находить и использовать нужную информацию и т.д. Эти свойства и качества и называются ключевыми (базовыми) компетентностями – наиболее общие (универсальные) культурно выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Помимо ключевых компетенций будущий специалист должен владеть и профессиональными компетентностями – совокупностью профессиональных знаний, умений, необходимых в какой – либо конкретной области.
Перед любым образовательным учреждением стоит задача – обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность).
Современный век – это век высоких технологий во всех сферах человеческой деятельности. Эти технологии развиваются очень стремительно. Мы имеем практически открытый доступ к огромному объему информации, который возрастает с каждым годом. Для отслеживания этой информации и ее дифференциации требуются подчас серьезные усилия со стороны пользователей этой информацией.
Умение работать с информацией действительно становится ключевым интеллектуальным умением, лежащим в основе любой профессиональной и просто культурной компетенции. Поэтому ключевой задачей современной системы образования должна стать задача формирования этого умения. Причем речь идет об информации разных видов и на разных носителях:: текстовой, иллюстративной, графической, мультимедийной и пр. Это задача любого образовательного учреждения.
Процесс обучения в настоящее время ориентирован на индивидуальное развитие человека, успешную его социализацию и адаптацию в меняющемся мире.
Выпускник должен обладать достаточными знаниями о мире, а также владеть способами добывания этих знаний. Все это требует от преподавателя образовательного заведения, применения разнообразных форм организации учебного процесса на основе современных педагогических технологий, в том числе и информационных. Совокупность педагогических технологий с новыми информационными помогут получить желаемый результат. Безусловно, использование компьютера – требование сегодняшнего дня.
ПК – универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных занятий. ПК может способствовать активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала.
Задачи применения ПК в обучении:
- обеспечение обратной связи в процессе обучения;
- обеспечения индивидуализации обучения;
- повышение наглядности учебного процесса;
- поиск информации из различных источников;
- моделирование изучаемых процессов и явлений;
- организация коллективной и групповой работы.
Компьютеризация образования является велением времени. Компьютер стал повседневным техническим средством в процессе обучения.
Владеть компьютерной грамотностью – это значит уметь находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающие в себя все типы и носители информации, конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера. Она является элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоит информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему. «Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только инструменты деятельности, но и новое видение мира» (Первин Ю.А. Информационная культура. 1 – 11 классы. //Информатика. – М., 1999. – с.79).
Компьютеризация обучения позволяет уменьшить разрыв между тем, что дает выпускникам школы (ВУЗ), и требованиями, которые к ним предъявляются современным обществом.
Компьютерная компетентность человека – вот требование сегодняшнего дня.
В сфере образования ПК выступает в разных функциях, но нужно выделить следующие:
- как средство в учебно – воспитательном процессе;
- как средство научно – педагогической деятельности.
Академик А.П.Ершов составил классификацию видов применения компьютера и информационных технологий (их 8).
В преподавании физики нашли широкое применение следующие виды:
- Учебное – использование ПК и ИТ как средства обучения с применением педагогических программных средств специального назначения.
- Досуговое – все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (увлечения, развлечения). Досуговое использование компьютера, охватывает разнообразные виды внеклассной работы:
проведение самостоятельной исследовательской работы, расширение кругозора, самоконтроль знаний, умений и т.д.
- Учительское – применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно – методической и организационно – методической, т.е. использование компьютера для подготовки необходимых учебных материалов (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и т.д.).
Внедрение информационных технологий предполагает наличие современных компьютеров и средств коммуникации как технических средств обучения.
В настоящее время выпущены электронные мультимедийные издания, которые можно использовать как на уроке, так и при самостоятельном изучении, при организации внеклассных мероприятий, дополнительных занятий и т.д.
Мультимедийные издания используются:
- для иллюстрации во время объяснения нового материала;
- для закрепления нового материала;
- для организации учебно-познавательной деятельности студентов;
- для контроля знаний;
- для домашних заданий;
- для обучения извлечения необходимой информации;
- для развития кругозора.
Студенты используют мультимедийные издания для того чтобы:
- подготовиться к зачету, экзамену;
- получить дополнительную информацию по изучаемой теме;
- удовлетворить свою любознательность, свой интерес к изучению предмета;
- проверить свои знания;
- создать свои творческие работы (готовя сообщения, доклады, презентации и т.д.).
(Инф. и образ. № 4, 2008, стр 59)
Методическая информационная база может быть расширена за счет ресурсов, созданных самим преподавателем или студентами.
Так мною созданные учебно-методические материалы по подготовке к зачетам, экзаменам, контрольным работам перенесены на диски и находятся в читальном зале колледжа и любой из студентов может ими воспользоваться. Многие практические работы набраны в электронном виде и хранятся в лаборатории физкабинета. Студенты имеют возможность воспользоваться ими в кабинете или осуществить запись нужного материала на свои электронные носители (диски, и т.д.) и работать дома.
Студенты специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», в прошлом году, выполняя контрольную работу по предмету «Концепции современного естествознания», создавали презентации и весь материал «Выдающиеся ученые ХХ столетия» разместили на тематическом диске.
Разные электронные издания можно успешно использовать в учебном процессе, а для этого всего-то надо иметь компьютер и мультимедийный проектор и человек, который будет оказывать помощь в работе. Чрезвычайно важно, чтобы все аудитории были соответствующим образом оборудованы (мультимедийные диапроектры и т.п.).
Компьютерные технологии значительно:
- индивидуализируют учебный процесс;
- увеличивают скорость и качество усвоения материала;
- позволяют освободить преподавателя от рутинной работы при подготовке учебного занятия;
- сократить время на закрепление учебного материала;
- оперативно провести контроль знаний, умений;
- организовать обратную связь.
Компьютеризация обучения дает возможность создавать методические основы альтернативных форм учебного процесса, реализовывать дифференциацию обучения. Компьютерная техника уже сейчас начинает активно влиять на процесс соединения образования с самообразованием.
Используя новые информационные технологии, преподаватель действует на свой страх и риск, не имея подчас достаточной подготовки, необходимых знаний ни в области средств информационных и коммуникационных технологий, ни в области методики их использования. Несмотря на внедрение в школьную практику программы информатизации, не сделано главного: государственной программы обучения всех учителей школ и Вузов в обязательном порядке, бесплатно навыкам работы на компьютере.
Несмотря на большие трудности, которые испытывает отечественное образование, компьютерная техника и компьютерные технологии начинают широко внедряться в учебный процесс. УМК предмета дополняются новыми мулитимедийными средствами.
И на вопрос, обозначенный в теме конференции можно дать однозначный ответ: «Использование информационно-коммуникационных технологий на учебном занятия является способом развития ключевых компетентностей обучаемых».
1. Открытая физика (версия 2.6) – в 2-х частях
Полный мультимедийный курс физики
- иллюстрационный учебник
- более 1200 схем, графиков
- 108 интерактивных учебных моделей
- 26 лабораторных работ
- более 1500 вопросов и задач
- систему составления контрольных работ
- итоговые тесты
- справочные материалы
- биографии ученых физиков
- путеводитель по интерне – ресурсам.
2. Виртуальный практикум по физике
Содержит практикум по основным учебным программам и учебникам (всего 25 работ).
3. Интерактивный курс «Физика, 7 – 11 классы»
Полный мультимедийный курс по различным разделам физики и астрономии
- иллюстрированный конспект
- около 100 видеофильмов
- более 150 виртуальных лабораторий и интерактивных моделей
- вопросы и задачи для самоподготовки
- справочные таблицы
- каталог Интернет – ресурсов по физике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование модульной технологии для развития ключевых и предметных компетентностей на уроках географии
Уникальность работы состоит в том, что я обединила для достижения цели и задач модульную технологию с компетентностным подходом в обучении.Модульное обучение – альтернатива традиционному обучению. Его...
Проектная деятельность и личностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности на уроках английского языка.
Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль ...
Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии
Творческий отчёт учителя химии и биологии. Данный отчёт отражает находки учителя в органичном сочетании традиционных форм урока с интерактивными технологиями на уроках химии и биологии. Показаны разли...
Реализация модульно – компетентностного подхода с использованием информационных технологий при подготовке специалистов среднего профессионального образования в ГБОУ СПО СТТ.
Модульно - компетентностный подход в профессиональном образовании...
Использование модульной технологии для формирования ключевых компетенций на уроках географии.
Использование данной технологии на уроках формирует у учащихся системы знаний о единой географической картине мира, геоэкологической культуры и нравственности; в профильных классах и группах угл...
Практика использования информационных технологий в формировании техники бега в легкой атлетике
Развитие цифровой техники позволяет сегодня использовать в качестве средства срочной информации цифровое изображение двигательного действия, которое получено с помощью видеокамеры, для осуществления ...
Использование спектра информационных технологий для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках эстетического цикла.
Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования....