Решение трудных задач по физике
рабочая программа по физике (11 класс) на тему
Рабочая программа элективного учебного предмета по физике для 11 класса, содержит пояснительную записку, тематическое планирование, ожидаемые результаты, список литературы. Расчитана на 34 часа - 1 час в неделю, может быть адаптирована на 68 часов. Каждый учитель может подобрать материал занятий, соответствующий уровню подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного учебного предмета "Решение трудных задач по физике" для 11 класса | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа элективного учебного предмета «Решение трудных задач по физике» рассчитана для учащихся 11 класса на 34часа: по 1 часу в неделю.
Рабочая программа элективного учебного предмета для учащихся 11 класса составлена в соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования», утвержденной приказом МО РФ № 2783 от 18.07.2002г., с приказом Минобразования России от 2 июля 2002 г. №2525/17 «О ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования», письмом Минобразования России от 20 августа 2003г. №03-51-157ин/13-03 «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в ОУ, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/04 учебный год», приказом ГорОО №262 от 26.10.2004г. «О подготовке и введению предпрофильной подготовки в 9-х классах в 2005-2006гг.», приказом № от .08.2014г. « Об организации предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов, профильной подготовки обучающихся 10,11 классов в 2014-2015 учебном году».
Структура рабочей программы по курсам соответствует положению о рабочей программе по предмету.
Программа предмета содержит материал по более углубленному изучению следующих разделов: «Механика», «Колебания и волны», «Электромагнетизм», «Электромагнитные колебания и волны», «Элементы теории относительности», «Оптика», «Квантовая и атомная физика». Включение дополнительных вопросов преследует две взаимосвязанные цели. С одной стороны, это создание в совокупности с основными разделами курса базы удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к физике, с другой – восполнение пробелов в содержании основного курса, что придает курсу необходимую целостность. Региональный компонент реализуется в контексте изучения тем курса
Программа представляет собой дифференциацию содержания учебного материала по направлениям - повышение удельного веса задач, в том числе олимпиадных и задач вступительных экзаменов технических вузов, ЕГЭ (части В, С); интеграция тем с элементами высшей математики.
Цели курса:
- Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
- Овладение конкретными физическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- Развитие физических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.
Задачи курса:
- Развить физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи и справиться с предложенными экзаменационными заданиями;
- Овладеть аналитическими методами исследования различных явлений природы;
- Обучить учащихся обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач как средству формирования физических знаний и учебных умений;
- Способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;
- Способствовать интеллектуальному развитию мышления учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.
В результате изучения элективного учебного предмета учащиеся должны:
- Понимать сущность метода научного познания окружающего мира;
- Используя теоретические модели, объяснять физические явления
- Владеть понятиями и законами физики;
- Овладеть методами решения различных задач;
Особенности преподавания:
Элективный курс создаёт условия для развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, для выполнения экспериментального исследований, других творческих работ, вокруг которых строится обсуждение на семинарских занятиях.
Анализ решений, разбор задач и вопросов позволит глубже понять сущность явлений и процессов. При этом возникает устойчивая обратная связь «учитель-ученик», у ученика появляется стимул к поиску, инициативе, умению выдвигать обоснованную гипотезу, развивается речь, закрепляются вычислительные навыки, умение работать со справочной и научно-популярной литературой.
В ходе изучения данного элективного курса особое внимание обращается на развитие умений учащихся решать графические, качественные и экспериментальные задачи, использовать на практике межпредметные связи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, умений и творческих способностей учащихся.
Контроль усвоения программы предмета производится следующим образом: на последнем занятии учащиеся выполняют работу по реальным вариантам ЕГЭ по физике 2014 года. Зачетным считается результат 50% выполнения частей А и В. По желанию учащиеся выполняют задания части С, которые учитываются в индивидуальном порядке.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, умений и творческих способностей учащихся.
Основное содержание курса.
(34 ч, 1 ч в неделю)
- Законы постоянного электрического тока (7 ч)
Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа. Расчет параметров цепи, имеющей смешанное соединение (источники и нагрузки). Тепловое действие тока. Работа и мощность электрического тока. КПД электрической цепи. Расчет параметров цепи, содержащей генераторы или электродвигатели. Законы электролиза.
Электромагнетизм(5 ч)
Проводник с током в магнитном поле. Движение частицы в магнитном поле. Закон электромагнитной индукции. Магнитный поток. Самоиндукция. Индуктивность. ЭДС индукции проводника, движущегося в магнитном поле.
Электромагнитные колебания и волны (5 ч)
Электромагнитные колебания. Расчет параметров колебательного контура. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Резонанс в электрических цепях. Электромагнитные волны. Расчет параметров волны. Трансформатор. Расчет параметров трансформатора.
Оптика (7 ч)
Тонкая линза: нахождение объекта по ходу лучей. Формула тонкой линзы. Расчет параметров линзы и изображения. Полное внутреннее отражение. Ход лучей в призме. Расчет параметров призмы. Волновая оптика. Интерференция и дифракция света. Расчет параметров дифракционной решетки.
Квантовая и атомная физика (4 ч)
Законы излучения абсолютно черного тела. Фотон, его характеристики. Кванты и атомы. Оптические квантовые генераторы. Квантовые свойства света. Уравнение Эйнштейна. Квантовые постулаты Бора. Состав атомного ядра. Энергия связи. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.
Элементы теории относительности (3 ч)
Инварианты и изменяющиеся величины. Относительность длины, массы, скорости, времени. Релятивистская динамика.
Календарно-тематическое планирование
Дата | Занятие | Количество часов | Тема |
1 | 1 | Вводное занятие. | |
7 | Законы постоянного электрического тока | ||
2 | 1 | Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников | |
3 | 1 | Закон Ома для полной цепи. Правила Кирхгофа. | |
4 | 1 | Тепловое действие тока. Работа и мощность тока. | |
5 | 1 | КПД электрической цепи. | |
6 | 1 | Расчет параметров цепи. | |
7 | 1 | Закон электролиза. | |
8 | 1 | Контрольная работа | |
5 | Электромагнетизм. | ||
9 | 1 | Движение частицы в магнитном поле. Проводник с током в магнитном поле | |
10 | 1 | Закон электромагнитной индукции. Магнитный поток | |
11 | 1 | Самоиндукция. Индуктивность | |
12 | 1 | ЭДС индукции проводника, движущегося в магнитном поле | |
13 | 1 | Контрольная работа | |
5 | Электромагнитные колебания и волны | ||
14 | 1 | Электромагнитные колебания. Расчет параметров колебательного контура | |
15 | 1 | Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи | |
16 | 1 | Электромагнитные волны. Расчет параметров волны | |
17 | 1 | Трансформация электрической энергии. Расчет параметров трансформатора. | |
18 | 1 | Контрольная работа | |
7 | Оптика | ||
19 | 1 | Тонкая линза: нахождение объекта по ходу лучей | |
20 | 1 | Формула тонкой линзы. Расчет параметров линзы и изображения | |
21 | 1 | Полное внутреннее отражение | |
22 | 1 | Ход лучей в призме. Расчет параметров призмы | |
23 | 1 | Волновая оптика. Интерференция и дифракция света | |
24 | 1 | Расчет параметров дифракционной решетки | |
25 | 1 | Контрольная работа | |
4 | Квантовая и атомная физика | ||
26 | 1 | Законы излучения абсолютно черного тела. Кванты и атомы | |
27 | 1 | Квантовые свойства света. Уравнение Эйнштейна. Квантовые постулаты Бора | |
28 | 1 | Состав атомного ядра. Энергия связи. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций | |
29 | 1 | Контрольная работа | |
3 | Элементы теории относительности | ||
30 | 1 | Инварианты и изменяющиеся величины | |
31 | 1 | Относительность длины, массы, времени, скорости | |
32 | 1 | Адекватность массы и энергии | |
33 | 1 | Подготовка пробному тестированию | |
34 | 1 | Пробное тестирование (в форме ЕГЭ) |
Литература
- Балаш, В. А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 2010г.
- Гольдфарб, Н. И. Физика: сборник задач для 9-11 классов. – М.: Просвещение, 2013г.
- Каменецкий, С. Е., Орехов, В. П. Методика решения задач по физике. – М.: Просвещение, 1998.
- Касаткин, А. П., Комов, А. Т., Седов, А. Н., Тимошин, М. Г. Физика: экзаменационные задачи / Московский энергетический институт. – М., 1998
- Касьянов, В. А. Физика – 10 и Физика – 11: учебники. – М.: Дрофа, 2013г.
- Кашина, С. И., Сезонов, Ю. И. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 1997.
- Сборник задач по физике 10 – 11 классов с углубленным изучением физики / под ред. С. М. Козела. – М.: Просвещение, 1999.
- Физика – 10 и Физика – 11: учебники для классов с углубленным изучением физики / под ред. А. А. Пинского. – М.: Просвещение, 2000.
- Элементарный учебник физики / под ред. С. Г. Ландсберга. – М.: Наука, 1985.
- Яворский, Б. М., Детлаф, А. А. Справочник по физике. – М.: Наука, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"
Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов. Тема: Решение нестандартных задач по физике Пояснитель...
Программа элективного курса по физике "Методы решения нестандартных задач по физике"
Элективный курс "Методы решения нестандартых задач по физике" рассчитан на учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений, где физика преподается по базовому уровню. Его основная направле...
Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"
рограмма элективного курса по физике для 10 – 11 классов. Тема: Решение нестандартных задач по физике Пояснительн...
Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...
Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 7 класс".Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 8 класс".
С 2013 года участвую в работе инновационной площадки «Центр дополнительного образования – интегрирующая образовательная среда по работе с одарёнными детьми».Решение задач способствует более глубокому ...
Рабочая программа элективного курса "Решение трудных задач по биологии" для учащихся 10 классов
Рабочая программа элективного курса "Решение трудных задач по биологии" для учащихся 10 классов. Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания по био...
Элективный курс "Решение трудных задач по биологии" 11 класс
Рабочая программа элективного курса для обучающихся 11 класса углубленного уровня...