Информационная карта инновационного опыта
материал по физике на тему
Информационная карта инновационного опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
информационная карта инновационного опыта учителя физики | 31.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
- Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Юдина Ирина Федоровна
Учреждение, в котором работает автор опыта МОУ «Лицей № 7» г.о. Саранск, Республика Мордовия
Контактная информация (адрес, телефон, e-mail) 430031 Республика Мордовия, г.о. Саранск, проспект 70 лет Октября, д. 102; 8(834 2)
55-63-66; bif0772@mail.ru
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала учитель физики
Стаж работы в должности 20 лет
- Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | «Формирование у школьников общеучебных умений, навыков, ключевых компетенций по физике на основе личностно-ориентированных технологий» |
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Сегодня государству нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни и труду, люди. Таких учеников должна выпускать школа. Именно поэтому к ней приковано особое внимание. Базой, фундаментом всего дальнейшего обучения является преподавание физики. Новые условия образовательной деятельности: адекватность использования элементов различных педагогических технологий для психологических групп учеников: развивающего обучения; метода проектов; блочно-модульного обучения; проблемного обучения, дифференцированного. В развитии школы по мере перехода в её качественно новое состояние наблюдаются противоречия между необходимостью работы в условиях развивающего обучения и отсутствия умения учителя работать в этих условиях. |
3. Идея изменений (в чем сущность ИО: в использовании образовательных, коммуникационно - информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | Главная цель опыта «Формирование у школьников общеучебных умений, навыков, ключевых компетенций по физике на основе личностно-ориентированных технологий»- использование образовательных личностно-ориентированных технологий и организация учебного процесса в условиях личностно-ориентированной образовательной среды. Важным является совместный поиск и анализ оптимальных условий решения учебных задач. Это предполагает оценку на уроке не только того, что знают, умеют учащиеся, но и того, как они строят свою работу по освоению учебного материала, какими средствами при этом пользуются. Именно в ходе решения УЗ реализуется основная цель обучения – формируются все компоненты УД. Постановка и решение УЗ – основной инструмент формирования теоретического мышления школьника, осуществляющий некоторый микроцикл восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс постановки и решения УЗ обеспечивает условия для превращения ученика в учащегося самого себя под руководством учителя, идет освоение учебных понятий и общих принципов действий, усвоение содержания учебного материала. |
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | В данной концепции целью личностно-ориентированного образования является создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт ребенка, их "окультуривание", превращение в социально значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультурным нормам. Базовыми понятиями в данной концепции являются: субъектный опыт ученика, траектория личностного развития, познавательная избирательность. В образовательном процессе познавательные способности проявляются в обучаемости, которая определяется как индивидуальная способность к усвоению знаний. При этом целью образовательного процесса являются развитие, коррекция обучаемости, как познавательной способности, оценка уровня ее проявления, анализ особенностей ее становления у одаренных детей и детей с различными особенностями развития. Новизна опыта заключается в построении образовательной среды и индивидуальных познавательных стратегий для повышения эффективности обучения (где ребенок осознанно управляет учением), позволяющих каждому ученику развиваться (взрослеть) на основе тех индивидуальных возможностей, которые у него имеются в силу природных (психофизиологических) и социальных предпосылок. У личностно-ориентированного обучения есть и слабые стороны. Это известная переоценка интересов ученика, определяющих содержание и методы обучения. Все это может привести к отрывочным, а не систематизированным знаниям. Обучение, основанное на принципе субъектности в работе по формированию личности, в какой-то мере противопоставляется коллективной познавательной деятельности тех же учащихся. Стало быть, это нельзя не учитывать в системе личностно-ориентированного обучения. Личностно-ориентированное обучение во всем объеме и со всеми нюансами сложно проводить в классах, в которых учится по 25-30 школьников. На должном уровне его можно реализовать в малой группе и на индивидуальных занятиях. Следовательно, такой тип обучения надо сочетать с другими, в том числе и традиционными. |
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Накопленный арсенал форм, приемов и методов для развития интеллектуальных, познавательных способностей учащихся. Наличие материальных и программно-методических ресурсов (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, цифровой микроскоп, цифровая лаборатория). Создание мультимедийных презентаций по предметам. Разработка авторских рабочих программ, вариантов тематического и поурочного планирования для урочной и внеурочной деятельности. Деятельность учителя при организации личностно ориентированного урока должна способствовать эффективному накоплению каждым ребёнком своего собственного личного опыта, поощрять детей к самостоятельному поиску путей решения поставленных задач, выявлять реальные интересы детей и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала, помогать детям самостоятельно спланировать свою деятельность, поощрять детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки. Личностно-профессиональные качества педагога: научно-методические знания в области преподавания, новый тип педагогического мышления, ИКТ-компетентность педагога. |
6. Результат изменений | Позитивная динамика качества знаний обучаемых при 100%-ой успеваемости и оптимальный процесс взаимодействия педагога и обучаемых. |
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | Размещение методических материалов на сайте http://nsportal.ru/judinairinafedorovna |
III. Описание инновационного опыта учителя
Американский писатель и философ Элберт. Хаббард сказал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».
Главная цель применяемой модели – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность ученика, разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьника.
Одно из приоритетных направлений моей деятельности заключается в создании на уроках благожелательной творческой атмосферы, постоянное обращение к субъектному опыту собственной жизнедеятельности учащихся, создание условий для развития учеников. Первая позиция: Опора на субъектный опыт ребенка. Вторая позиция: Учитель и ученик в роли равноправных партнеров.
Реализация данной цели осуществляется посредством использования приемов организации учебной работы, включающих в себя различные виды заданий для развития индивидуальности личности:
- Задания на создание возможностей самопознания (позиция учителя в обращении к школьникам "Узнай себя!")
- Задания на создание возможностей для самоопределения ("Выбирай себя")
- Задания на "включение" самореализации ("Проявляй себя!")
- Задания, ориентированные на совместное развитие школьников ("Твори совместно")
- Задания и группа приемов организации учебной работы, направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать ("Меняй себя ради себя!").
Таким образом, при работе на уроке упор делается не только на развитие памяти ученика, но и на самостоятельность его мышления и самобытность выводов. Проблемность заданий, неоднозначность учебного материала подталкивают ученика к этому.
Для реализации принципа субъектности в личностно-ориентированном обучении проводится постоянная диагностика, притом не только интеллектуального развития ученика, но и духовного и общего развития, потому что целью обучения выступает развитие индивидуальности.
Для оценки сформированности ключевых компетенций по физике провожу различные типы уроков с сочетанием применения информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сделать урок необычным и более насыщенным и интересным.
Применение оптимального сочетания методов, средств и форм обучения, позволяет обеспечивать высокую результативность обучения школьников. Можно отметить высокий процент качества знаний учащихся, что способствует их успешному участию в школьных городских и республиканских олимпиадах, во Всероссийских конкурсах.
Разработана методика подготовки учащихся к ЕГЭ и олимпиадам.
Опыт работы адресован творчески работающим учителям, заинтересованным в решении проблемы целостного развития личности ученика.
Реализуемая учителем модель личностно-ориентированного обучения отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, а также принципам гуманитарного образования, которое способствует развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения учащихся к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта инновационного опыта учителя 2010-2011 учебный год
В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы д...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Леонтьевой Марины Сергеевны
Информационно- коммуникационные технологии в обучении позволяют:- реализовать такую модель учебного процесса, которая дает возможность раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, активизир...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА ЖУРАВЛЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ
Тема инновационного педагогического опыта: интеграция биологии с другими предметами , с использованием ИКТ...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА
Тема инновационного педагогического опыта :интеграция уроков биологии с другими предметами , с использованием ИКТ....
информационная карта инновационного опыта
Изменениероли иностранного языкав российском обществк,в сузе.Противоречиямежду требованиямик изучению языка и содержанием обучения послужили одной из причинк апробированию данной технологии....
Информационная карта инновационного опыта
Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)Использование ИКТ и проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе как средства формирования социокультурной компетентности учащихся...
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»
Тема инновационного педагогического опыта «Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессах» В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентирован...