Урок физики в 8 классе "Законы геометрической оптики"
план-конспект занятия по физике (8 класс) на тему

Якимова Ольга Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zakony_geometricheskoy_optiki.doc370 КБ

Предварительный просмотр:

Законы геометрической оптики. 8-й класс 

Цель урока:  повторение материала – геометрическая оптика, развитие навыка применения полученных знаний  к анализу наблюдений оптических явлений в окружающем мире.

 Задачи урока:

  • образовательные: закрепить знания законов геометрической оптики, научить владению приемами решения задач;
  • воспитательные: способствовать расширению кругозора, совершенствовать навыки общения, создать условия для самооценки;
  • развивающие: развивать умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях, развивать познавательный интерес.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, экран , презентации учеников.

Ход урока

1-й этап урока.

 Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

 Большую часть информации об окружающем нас мире мы получаем,   регистрируя и исследуя различные виды  излучений.  Среди них, в нашем непосредственном восприятии  действительности, наиболее значимым является видимое излучение.  Законы геометрической  оптики,  позволяют исключительно точно описать распространение  видимого излучения.                    Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе на уроке.

 Деятельность учащихся: слушают учителя.

 Время      - 1 мин.

2-й этап урока. Каждый учащийся в начале урока получает индивидуальную карточку с таблицей подсчета баллов.

Разгадываем кроссворд. Проверка правильности ответов учащихся.. Учащиеся заносят в таблицу баллы , соответствующие количеству правильных ответов.    

Индивидуальная работа

Баллы

Групповая работа

Баллы

1. Кроссворд

7. Сообщение

 

2. Фронтальный опрос

4. Качественные задачи

3.Тест

5. Расчетные задачи

ИТОГ

Дидактическая задача: Мотивация учащихся на повторение основных понятий и принятие цели урока..

Деятельность учащихся  Отгадывают кроссворд

Время   6  мин

http://festival.1september.ru/articles/594582/presentation/03.JPG

        3-й этап урока . Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос (в быстром темпе):
– что такое свет?
– закон прямолинейного распространения света?
– какой угол называют углом падения?
– какой угол называют углом отражения?
– сформулируйте законы отражения?
– какое отражение света называют диффузным или рассеянным?
– какое отражение света называют зеркальным?– какое изображение  предмета можно получить в плоском зеркале?
– почему изображение называют мнимым?
– что такое преломление света?
– какой угол называют углом преломления?
– какая среда называется оптически более плотной? 
– какая среда называется оптически менее плотной?
– какое значение имеет скорость света в вакууме?
За каждый правильный ответ учащиеся засчитывают себе по одному баллу.

Дидактическая задача. Проверить усвоение основных понятий и законов. Подготовить учащихся к решению задач.

Деятельность учащихся. Вспоминают понятия, оценивают собственный уровень подготовки.

Время – 6 мин.

4-й этап урока.  Выполнение теста . За каждый правильный ответ учащиеся засчитывают себе по одному баллу.

Тест «Законы геометрической оптики»

Вариант 1.

  1. Назовите явления, вызванные прямолинейным распространением света.
  1. Отражение и преломление света;
  2. Образование тени и полутени от точечных и протяженных источников тока;
  3. Поглощение и рассеяние света.
  1. Какие из указанных на рисунке поверхностей зеркальные?
  1. 1 и 3
  2. 1 и 4
  3. 2 и 3
  1. На рисунке изображены падающий и отраженный лучи света. На каком из рисунков показан правильный ход лучей?
  1. 1
  2. 2

  1. Какой цифрой обозначено изображение предмета в плоском зеркале?
  1. 1
  2. 2
  3. 3.



  1. Луч света падает на поверхность воды.
    На каком рисунке правильно показан
    ход преломленного луча?
  1. 1
  2. 2

  1. Как называется та среда, в которой скорость света меньше и та, в которой скорость света больше?
  1. оптически более плотная, оптически менее плотная;
  2. более плотная, менее плотная;
  3. оптически менее плотная, оптически более плотная.

Тест «Законы геометрической оптики»

Вариант 2.

  1. При каких условиях за непрозрачным телом наблюдается четкая тень, без полутени?
  1. если свет идет от яркого источника любых размеров;
  2. если источник света один, но больших размеров;
  3. если источник один и малых размеров.

      2.  Какие из указанных на рисунке поверхностей не являются зеркальными?

  1. 1 и 3

В) 1 и 4

  1. 2 и 3

   

   3. На рисунке изображены падающий и отраженный лучи света.
На каком из рисунков показан правильный  ход  лучей?

  1. 1

                      В)   2



         4.  Какой цифрой обозначено изображение предмета  в плоском зеркале?

  1. 1

                      В)  2



          5.  Лучи падают из воздуха на поверхность стекла. На каком из рисунков
          правильно  показан ход лучей?

  1. 1
  2. 2
  3. 3



      6.Преломление света объясняется:

  1. изменением угла зрения;
  2. различной плотностью веществ, в которых распространяется свет;
  3. изменением скорости распространения света при его переходе из одной среды в другую.

Дидактическая задача  Оценить умения учащихся применять законы на практике.

Деятельность учащихся  Выполняют задания.

Время – 6 мин.

5-й этап урока . Решение качественных  задач. Работа в группах по 5 человек. Каждой группе дается по  2 задачи. Представитель группы после отведенного времени объясняет решение задач. За правильный ответ – 1 балл. Задачи подбираются в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

Задачи:  

- Как получить от одной и той же палки тень разной длины?

- Луч прожектора хорошо виден в тумане, a в ясную погоду хуже. Почему?

– Зимой, когда земля покрыта снегом, лунные ночи бывают светлее, чем летом. Почему?

- Почему окна домов днем всегда кажутся более темными, чем стены дома, даже если стен окрашены в темный свет?

- Лицо дамы за густой вуалью не видно, в то время, как сама дама все предметы через вуаль видит хорошо. Почему?

- Чем объяснить блеск снега?

- Почему планеты на небе светятся ровным светом, а звезды мерцают?

- Юный рыбак , сидя на берегу озера видит на гладкой поверхности воды изображение утреннего солнца. Куда переместится это изображение если он будет наблюдать его стоя?

-Почему изображение предмета в воде всегда менее ярко, чем сам предмет?

-Если посмотреть на окружающие тела через теплый воздух, поднимающийся от костра, то они кажутся «дрожащими». Почему?

Дидактическая задача: умения применять знания в новых ситуациях.

Деятельность учащихся:  работают в группе, обсуждают, анализируют, делают вывод.

Время – 6 мин.

6-й этап урока. Решение расчетных   задач. Работа в группах по 5 человек. Каждой группе дается по  1 задаче. Представитель группы после отведенного времени объясняет решение задачи на доске.  Проверяем решение по слайду. За правильный ответ – 1 балл.

Задачи:

Задача 1. В солнечный день длина тени от вертикально стоящей метровой линейки равна 90 см, a от дерева – 6м. Какова высота дерева?
Задача 2. Угол между падающим и отраженным лучами  равен 30º. Каким будет угол отражения, если угол падения увеличить на 15º?
Задача 3. Требуется осветить дно колодца, направив в него солнечные лучи. Как надо расположить плоское зеркало, если лучи солнца падают к земной поверхности под углом 50º?

Задача 4.  На дне аквариума с водой лежит плоское зеркало. На поверхность воды падает луч света. Нарисуйте примерный ход луча, если угол падения равен 500. Под каким  углом к поверхности воды луч снова выйдет в воздух?

Слайды

http://festival.1september.ru/articles/594582/presentation/15.JPG

http://festival.1september.ru/articles/594582/presentation/16.JPG

http://festival.1september.ru/articles/594582/presentation/17.JPG

http://festival.1september.ru/articles/594582/presentation/18.JPG

Дидактическая задача Умение применять знания при решении расчетных задач.

Деятельность учащихся  Приобретают навыки решения задач.

Время – 6 мин.

7-й этап урока. Презентация учащихся – каждая группа представляет свою работу. Темы презентаций: мираж, радуга, гало и другие необычные оптические явления природы. Презентация оценивается учителем  - максимальный  балл – 5.

Дидактическая задача  Расширение кругозора, Развитие навыков публичного выступления.

Деятельность учащихся Слушают докладчиков.

Время – 10 мин

8-й этап урока.  Подведение итогов: подсчет  баллов и их подсчет каждым учащимся самостоятельно. Выставление оценок по таблице

 15-22 балла – оценка 3

23-25 баллов – оценка 4

26 – 29 баллов – оценка 5.

Дидактическая задача. . Анализ и оценка деятельности на уроке.

Деятельность учащихся.  Обсуждают вместе с учителем результативность урока. Оценивают свою деятельность на уроке.

Время – 4 мин.

 9-й этап урока. Домашнее задание. №№ задач: 1297;1298; 1299;1323;

А.В. Перышкин.: Сборник задач по физике. Изд-во  «ЭКЗАМЕН», Москва 2014 г.

Список литературы.

  1. А.В. Перышкин Физика 8 класс. Москва ДРОФА, 2013.
  2. А.В. Перышкин.: Сборник задач по физике. Изд-во  «ЭКЗАМЕН», Москва 2014 г.
  3. А.Е.Марон, Е.А.Марон. Дидактические материалы по физике. “Дрофа”2004 г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по физике 11 класс по теме "Геометрическая оптика"

Тест включает в себя 2 варианта по 10 вопросов....

Комплексно-творческий урок по теме: "Законы геометрической оптики"

                      Повторить и закрепить знание законов геометрической оптики,      формировать нав...

Современный урок физики в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения «Изучение законов геометрической оптики»_11 класс.

    Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенц...

Интерактивные уроки по теме "Геометрическая оптика", физика 11 кл.

Даны компьютерные модели уроков по теме "Геометрическая оптика". Материал можно использовать при изучении данной темы в 8, 11 классах....

разработка урока "Природа света.Законы геометрической оптики"

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по физике 11 класс , учебнмк Генденштейн Л.Э..  Конспект урока составлен с учетом ФГОС второго поколения. Урок создан с учето...

Задания к уроку физики по геометрической оптике для 11 класса

Данные задания можно использовать при подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по физике...

Контрольная работа по физике на тему геометрическая оптика за 11 класс.

Контрольные работы выполнены в 3х вариантах по 3 задания. Задания базового уровня....