Программа учебного предмета «Физика» 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

фаттахова зулеха хамитовна

Курс физики основной школы закладывает фундамент физических знаний, даёт общее представление о науке физике, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения (гуманитарное значение физики). Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Авторская программа и структурное построение учебника задают порядок изучения тем. Количество часов по разделам, количество лабораторных работ определяется примерной и авторской программами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №1г. Советский

«Согласовано»                                                                                                                         «Утверждаю»

заместитель директора по учебно-воспитательной  работе                                               Директор МБОУСОШ№1 г. Советский

________________________ Т.В.Дидич                                                                               ________________А.В. Бричеев

«  » августа 2014 г.                                                                                                                «  » августа 2014г.

Программа учебного предмета

«Физика»

9 класс

2014 - 2015 учебный год

Учитель: Фаттахова Зулеха Хамитовна

Квалификационная категория: высшая

Программа составлена в соответствии с  

           1.Примерные программы по предметам. Физика 7-9  М.: Просвещение. 2011.Российская академия образования.2011.(Стандарты нового поколения.)

              2.Программы для общеобразовательных учрежде6ний: Физика. Астрономия. 7-11 кл./Состав. Ю.И.Дик, В.А.Коровин. – 3-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2002.

Количество  часов по учебному плану на 2014-2015 учебный год: 70 часов

Рассмотрено на заседании школьного методического совета

Протокол № 1 от «29» августа 2014 г

г. Советский

2014 г.

                                     

                                                                                                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике разработана на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании» (в ред. от 10.07.92 №3266-1); распоряжения правительства РФ «О концепции целевой программы развития образования  на 2006-2010 гг.» от  3 сентября 2005г №1340-р;
  • приказа Министерства образования России от  09.03.04  №1312 об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;
  • федерального компонента государственного стандарта общего образования
  • примерной программы основного общего образования по физике;
  • авторской программы по физике под ред.  А.В. Перышкина. -  М., Дрофа, 2007 г. Рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

УМК для учителя:

1. Авторская программа по физике под ред.  А.В. Перышкина. -  М., Дрофа, 2007 г. Рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

2. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

3. Программы для общеобразовательных учреждений. / А.В. Перышкин «Физика 7-9 кл.» «Дрофа», М-2008г.

4. Перышкин А.В.  Гутник Е.М. «Физика» , 9класс - М., Дрофа, 2008, 2011 г.

5. Сборник задач по физике для 7-9 классов / А. В. Пёрышкин, - М.: Издательство «Экзамен», 2009.

6. Дидактические материалы «Физика 9 класс» / А. Е. Марон, Е. А. Марон, - М.: Просвещение 2008.

7. «Тесты по физике» 9 класс к учебнику А. В. Пёрышкина, Гутник Е. М. «Физика. 9 класс» / А. В.Чеботарёва, - М.: Издательство «Экзамен», 2009 г.

Статус документа

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы

 основного общего образования по физике и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина.

 Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов

по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики

учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ,

 выполняемых учащимися.

                                                                                                                         Структура документа

Рабочая программа по физике включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по

разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Курс физики основной школы закладывает фундамент физических знаний, даёт общее представление о науке физике, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения (гуманитарное значение физики). Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. Авторская программа и структурное построение учебника задают порядок изучения тем. Количество часов по разделам, количество лабораторных работ определяется примерной и авторской программами.

Межпредметные связи

Изучение понятий и законов механики осуществляется с использованием знаний о векторах, действия с ними, координатах точки, проекции вектора, линейной функции и ее графика, квадратных уравнениях, системах уравнений, элементов тригонометрии, окружности, касательной к ней. Учитывается, что в курсе математики учащиеся знакомятся с абсолютной и относительной погрешностями приближенного значения числа;  выполняют действия с числами, записанными в стандартном  виде  (математика).

Основы кинематики и динамики изучаются с опорой на знание таких вопросов:  скорости и перемещения деталей металлорежущих и других станков, механизмов; преобразование движений; упругости материалов; подшипника (трудовое обучение), сельскохозяйственные орудия и машины (трудовое обучение).

При изучении звуковых волн целесообразно учитывать знания о строении и функциях органов слуха (биология).

Знания о законе сохранения и превращения энергии развиваются с использованием данных из географии о запасе гидроэнергетических ресурсов и их применения в различных районах страны.

Знания, полученные при изучении механики, развиваются на уроках математики: сведения о движении по окружности с постоянной по модулю скоростью  используются при изучении элементов тригонометрии; о равноускоренном движении- - при изучении прогрессий, о мгновенной скорости – при введении производной; о свободных колебаниях_ при рассмотрении дифференциальных уравнений; о перемещении и равноускоренном движении, о работе переменной силы- при изучении интеграла.

Изучении астрономии осуществляется с использованием знаний о всемирного тяготения, сохранения и превращения энергии, сохранения импульса; о реактивном  движении; об устройстве ракеты, об успехах  в освоении космического пространства.

Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

 воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

Задачи:

-развитие мышления учащихся, формирование  у них самостоятельно приобретать  и применять  знания наблюдать  и объяснять  физические явления

-овладение школьными знаниями  об экспериментальных  фактах понятиях, законах, теориях, методах физической науки: о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике  и технологии;

Усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее сознания, понимание роли  практики в познании физических  явлений и законов;

- формировании познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжения образования и сознательному выбору профессии.

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации      отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII и IX классах по 70(35 недель) также на практикум  из школьного компонента 0,5 часа, 72(36 недель), 68(34 недели) учебных часов соответственно, из расчета 2 учебных часа в неделю(45 минут урок). Срок реализации 1 год. Оцениваются знания учащихся по пяти бальной системе. Итоговая отметка – среднее арифметическая четвертных.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

  Познавательная деятельность:

- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

 - владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника  и признавать право на иное мнение;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

 - владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

 - организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

   Учащиеся должны знать:

Понятия:  материальная точка, относительность механического движения, , путь перемещение,, мгновенная скорость, ускорение, масса, сила, (сила тяжести, сила трения, сила упругости), вес,  невесомость, импульс, инерциальная система отсчета, работа силы, потенциальная и кинетическая энергия, амплитуда, период, частота колебаний, поперечные т продольные волны, длина волны, ядерная модель атома, ядерные реакции, энергию связи атомное ядро,

Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, зависимость силы трения скольжения: от силы давления, закон сохранения импульса, закон сохранения и превращения энергии.

Практическое применение: движение искусственных спутников  под действием силы тяжести, реактивное движение , устройство ракеты, КПД машин и механизмов, подъемная сила крыла самолета, использование звуковых волн в технике, устройство и принцип действия ядерного реактора.

Учащиеся должны уметь:

Пользоваться секундомером.

Измерять и вычислять физические величины:

  время, расстояние, скорость, ускорение, масса, силы,  жесткость, коэффициент трения, импульс, работу, мощность, КПД механизмов, период колебаний маятника, ускорение свободного падения.

Читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном и равноускоренном движениях, силы упругости от деформации. Решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, скорости и ускорении при  движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, массы, силы, импульса, работу, мощность, КПД механизмов, период колебаний маятника, ускорение свободного падения по периоду колебаний маятника.

Изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости, ускорения, силы, импульса тела,

Рассчитывать тормозной путь; силы, действующие на летчика, выводящего самолет из пикирования, и на движущийся автомобиль в верхней точке выпуклого моста; определять скорость ракеты, вагона при автосцепке с использованием закона сохранения импульса, а также скорость тела при свободном падении и колебательном движении с использованием закона сохранения механической энергии.

Определять продукты ядерных реакций на основе закона сохранения заряда и массового числа. рассчитывать энергетический выход ядерных реакций.

В результате изучения физики ученик должен:

 знать и понимать

понятия: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие,  электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

физические величины: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

физические законы: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

измерять с помощью физических приборов и измерительных инструментов физические величины: расстояние, промежуток времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

 использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых и газовых приборов, электронной техники;

рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.

Формы проверки ЗУН:  ФО – фронтальный опрос, ФД – физический диктант, СР – самостоятельная работа, ЛР – лабораторная работа,

ВО – Взаимоопрос,  взаимооценка, Т – тест, КР – контрольная работа, З – зачёт, ИО – индивидуальный опрос.

УМК

  1. Примерной программы основного общего образования «Физика 7-9» (базовый уровень) 2004 г.
  2. А.В. Перышкин «Физика 9», учеб для общеобразовательных учреждений/ Дрофа, Москва 2010
  3. Сборник задач по физике. 9- 11классы. А.П Рымкевич.М. «Дрофа», 2000.
  4. А.Е Марон,Е.А.Мапрн. Дидактические материалы . Физика. М. Дрофа.  2011.
  5. Тесты по физике: 7-9 классы.-ВАКО,2011
  6. Тематическое и поурочное планирование учебного материала к учебнику А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.  ФИЗИКА – 9. Е.М. Гутник, Э.И. Доронина. М. «Дрофа»,2003г.
  7. А.П Рымкевич Сборник задач по физике. 9- 11классы..М. «Дрофа», 2000.
  8. Г.А. Рассказова. Физика в таблицах. М. «Издат- школа» 1996
  9. Примерной программы основного общего образования «Физика 7-9» (базовый уровень) 2004 г.

   

Цифровые образовательные ресурсы и электронные учебники:  

«Открытая физика»

 «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/  

«Каталог образовательных ресурсов сети Интернет» http://katalog.iot.ru/

«Российский общеобразовательный портал»  http://www.school.edu.ru/  

«Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов»       http://window.edu.ru/  , http://shkola.edu.ru/.   http://www.km-school.ru/

Видеоматериалы: видеофильмы КВАРТ: «Явление фотоэффекта», «Диффузия. Поляризация», «Основы кинематики»,

«Геометрическая оптика», «Электрические явления», «Магнитные явления», «Тепловые явления», «Волновые процессы», «Электромагнитная индукции»

Содержание

Тема 1. Законы взаимодействия и движения тел. (28ч)

 Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.] Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

1.Определение координаты (пройденного пути, траектории, скорости) материальной точки в заданной системе отсчета.

2.Зависимость перемещения от времени. Равномерное движение. Равноускоренное движение.

3.Относительность движения. Относительность перемещения и траектории. Система отсчёта.

4.Взаимодействие тел. Явление инерции. Закон инерции. Инерциальные и неинерциальные системы отсчёта.

5.Второй закон Ньютона.

6.Третий закон Ньютона.

7.Падение тел в воздухе и разряженном пространстве. Стробоскоп.

8.Гравитационное взаимодействие.

9.Прямолинейное и криволинейное движение. Направление скорости при движении по окружности.

10.Закон сохранения импульса.

11.Реактивное движение. Модель ракеты.

Лабораторные работы.

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
  2. Исследование свободного падения.

Контрольная работа 1. «Прямолинейное равноускоренное движение». 40 мин.

Контрольная работа № 2 «Законы динамики». 40мин.

Тема 2. Механические колебания и волны. Звук. (12 ч) 

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период,

 частота колебаний. [Гармонические колебания.]

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее

 распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. [Эхо.] Звуковой резонанс. [Интерференция звука.]

Демонстрации.

12.Примеры колебательных движений.

13.Зависимость периода колебаний: а) нитяного маятника от длины нити; б) пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины.

Запись колебательного движения.

14.Преобразование энергии при свободных колебаниях. Затухание  свободных колебаний. Вынужденные колебания.

15.Образование и распространение поперечных и продольных волн.

16.Колеблющееся тело как источник звука.

17.Зависимость высоты тона от частоты колебаний. Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.

18.Необходимость упругой среды для передачи звуковых колебаний.

19.Отражение звуковых волн.

Лабораторные работы.

 3.Исследование зависимости периода свободных колебаний математического маятника от его длины и измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Контрольная работа 3. Механические колебания и волны.

Тема 3. Электромагнитное поле. (14ч)

 Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока.

Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача

 электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на

 живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

[Интерференция света.] Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. [Цвета тел.

Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение

 линейчатых спектров.

Демонстрации.

20.Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током.

21.Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле.

22.Электромагнитная индукция.

23.Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

Лабораторные работы

       4.Изучение явления электромагнитной индукции.

Опыты. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

Контрольная работа 4. Электромагнитное поле.

Тема 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. (14 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. [Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада.]

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд. [Элементарные частицы. Античастицы.]

Демонстрации.

24.Модель опыта Резерфорда.

25.Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

26.Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

    5.Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

         6.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Контрольная работа 5. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомного ядра.

Учебно - тематическое планирование

№ п/п

тема

Кол-во

часов

Лаб.

 Раб.

Контр.

Раб.

1

Механика

28

2

2

1.1 Кинематика

12

1

1

1.2 Динамика

12

1

1

1.3 Законы сохранения

4

2

Механические колебания и волны

12

1

1

3

Электромагнитное поле.

14

1

1

4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер .

14

2

1

68

6

5

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ПОУРОЧНОЕ) 9 класс

№ урока

Тема урока, домашнее задание

Дата

  По плану

 

    Факт

9

Тип урока

Научные понятия, термины

Требования к уровню подготовки учащихся. Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Вид контроля

Основные компетентности

Демон

страции

Тема 1. Законы взаимодействия и движения тел. (28часов)

1/1

Материальная точка. Система отсчёта. §1, упр. 1(4)

Урок изучения нового материала

Материальная точка, система отсчёта

Знают: определение механического движения, системы отсчёта, материальной точки, поступательного движения.

Умеют: приводить примеры тел, которые можно принять за материальную точку.

ФО

1

2/2

Перемещение.§2, упр. 2(1,2)

Комбинированный урок

Перемещение

Знать: определение перемещения, пути.

Уметь: с помощью вектора перемещения определять положение точка.

ВО, ИО

2

3/3

Определение координаты движущегося тела. §3, упр. 3(2)

Комбинированный урок

Проекция вектора

Знают: формулу для определения координаты тела при прямолинейном равномерном движении (уравнения движения).

Умеют: читать график движения.

ИО, ФО

4/4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении. §4(2)

Комбинированный урок

Скорость равномерного прямолинейного движения. Геометрический смысл перемещения

Знают формулу для определения перемещения при равномерном прямолинейном движении

Умеют: по графику скорости определять проекцию перемещения.

ИО

Измерение скорости равномерного движения

5/5

Ускорение. Равноускоренное движение. .§5(2)

Комбинированный урок

Мгновенная скорость. Ускорение.

Знают: определение прямолинейного равноускоренного движения, ускорения.

Умеют: находить ускорение тела.

ВО, ИО

Инвариантность ускорения

Равноускоренное движение

6/6

Скорость. Равноускоренного движения.§6(2,4)

Комбинированный урок

График скорости

Знают: формулу проекции скорости при равноускоренном движении.

Умеют: читать и строить график скорости, определять проекцию перемещения.

ИО

7/7

Перемещение при равноускоренном движении.§7, упр. 7(2)

Комбинированный урок

Геометрический способ вывода формулы перемещения.

Знают: формулы для определения перемещения

Умеют: определять перемещение, исследовать  зависимость пути от времени.

ФО

Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении

8/8

Перемещение без начальной скорости..§8, упр. 8(2)

Комбинированный урок

Зависимость перемещений от времени. тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости

Знают: зависимости перемещения от времени.

Умеют: уметь применять при решении задач.

ИО

2

9/9

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Урок практикум

Измерение ускорения тела при равноускоренном движении

Умеют: определять ускорение при прямолинейном равноускоренном движении при помощи секундомера и линейки

ЛР

Погрешность

10/10

 Решение задач: равноускоренное движение

Комбинированный урок

Решение задач на движение тел, анализ и чтение графиков.

Умеют: применять знания при решении задач.

11/11

  Зачет по теме :« механическое  движение».

Комбинированный урок

Решение задач на движение тел, анализ и чтение графиков.

Умеют: применять знания при решении задач.

12/12

Контрольная работа № 1 «Прямолинейное  равноускоренное движение».

Урок контроля знаний

Задачи на движение тел, анализ и чтение графиков.

Знают: скорость, перемещение, ускорение, графики скорости и движения.

Умеют: применять знания

КР

13/13

Относительность движения.§9, упр. 9(2,4)

Комбинированный урок

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы.

Знают: относительность движения

Умеют: приводить примеры относительности траектории, пути, перемещения, скорости.

Т

3

14/14

Первый закон Ньютона.§10, упр. 10

Урок изучения нового материала

Инертность. Инерциальные системы отсчёта. Закон инерции.

Знают: инерциальные системы отсчёта, первый закон Ньютона

Умеют: приводить примеры инерциальных систем, проявление инерции.

ФО

4

15/15

Второй закон Ньютона.§11, упр. 11(2,4)

Комбинированный урок

Сила. Единица силы.

Знают: второй закон Ньютона, единицы измерения в СИ

Умеют: применять при решении задач.

ФО

5

16/16

Третий закон Ньютона.§12, упр. 12(2,3б,г)

Комбинированный урок

Силы, возникающие при взаимодействии.

Знают: третий закон Ньютона.

Умеют: решать задачи, приводить примеры проявления закона

ВО

6

17/17

Свободное падение тел.§13, упр.13(2)

Урок изучения нового материала

Свободное падение. Ускорение свободного падения. Невесомость.

Знают: свободное падение, ускорение свободного падения

Умеют: объяснять свободное падение

ВО

7

18/18

Движение тела брошенного вертикально  вверх. §10-14, упр. 14

Урок закрепления знаний

Свободное падение. Движение тела брошенного вертикально вверх.

Умеют: решать задачи

СР

19/19

Лабораторная работа №2Исследование свободного падения.

Урок практикум

Измерение ускорения  свободного падения

Умеют: определять ускорение  свободного падениядвижении при помощи секундомера и линейки

ЛР

Погрешность

20/20/

Закон всемирного тяготения.§15, упр. 15(3,4в)

Комбинированный урок

Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная.

Знают: гравитационное взаимодействие, гравитационная постоянная, закон всемирного тяготения.

Умеют: объяснять когда формула даёт точный результат.

ФО

8

21/21

Ускорение свободного падения. телах.§16, 17, упр. 16(3,5),

Комбинированный урок

Сила тяжести. Ускорение свободного падения на  Земле и других планетах презентация «Открытие планет».

Знают: формулу для определения ускорения свободного падения, зависимость ускорения свободного падения от широты и высоты над Землёй.

Умеют: рассчитывать ускорение свободного падения

Открытие Нептуна и Плутона

22/22

Криволинейное движение.§18,19, упр. 17(2),18(2)

Комбинированный урок

Центростремительное ускорение. Центростремительная сила. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью

Знают: равномерное движение по окружности, причину криволинейного движения, центростремительная сила и ускорение.

Умеют: применять знания

ВО

9

23/23

Решение задач  криволинейное движение. Повт.§18,19, упр. 17(3),18(3)

Комбинированный урок

Решение задач на движение по окружности.

Умеют: применять знания при решении задач.

24/24

Искусственные спутники Земли.§20, упр. 19(2)

Комбинированный урок

Условия, при которых тело может стать искусственным спутником. Первая и вторая космическая скорость.

Знать: формулу

Умеют: рассчитывать первую космическую скорость.

СР

Третья космическая скорость

25/25

Импульс тела. Закон сохранения импульса.§21, упр. 20(2,3)

Комбинированный урок

Импульс. Единица импульса. Замкнутая система. Изменение импульса. Закон сохранения импульса.

Знают: понятия импульс тела, импульс силы.

Умеют: применять при решении задач.

ФО

10

26/26

Реактивное движение. Ракета.§22, упр. 21(2,4)

Комбинированный урок

Реактивное движение. Ракета.

Знают: реактивное движение, устройство ракеты.

Умеют: приводить примеры реактивного движения.

ИО, ФО

11

27/27

Решение задач : Импульс

Комбинированный урок

Решение задач на  импульс.

Умеют применять знания при решении задач.

СР

28/28

Контрольная работа № 2 «Основы динамики»40мин.

Урок контроля знаний

Законы Ньютона. Сила всемирного тяготения. Законы сохранения.

Знают: законы, формулы, постоянные величины.

Умеют: применять знания при решении задач.

КР

Механические колебания и волны 12 час.

29/2/1

Колебательное движение. Маятник.§24,25, упр. 23.

Урок изучения нового материала

Колебательная система, свободные колебания, маятник

Знают: условия существования свободных колебаний.

Умеют: приводить примеры колебательных систем.

ФО

12

30/2/2

Величины, характеризующие колебательное движение. §26, упр. 24

Комбинированный урок

Амплитуда, частота, период, фаза колебаний.

Знают: амплитуда, частота, период, фаза колебаний. Единицы измерения. Формулу периода.

Умеют: находить период, частоту; практическим путём устанавливать зависимость периода свободных колебаний от длины маятника и определять ускорение свободного падения.

ЛР

13

31/2/3

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода свободных колебаний математического маятника от его длины и определение ускорения свободного падения с помощью маятника».  

Урок практикум

Период, частота.

Знают: формулу периода; понятия затухающие колебания.

Умеют: устанавливать зависимость периода от массы груза.

ЛР

Гармонические колебания

32/2/4

Превращения энергии при колебательном движении.. §27,28, упр.

Комбинированный урок

Затухающие и вынужденные колебания .Вынужденные колебания. Резонанс. §29,30 упр. 26, 27

Знают: понятия затухающие и вынужденные колебания. Умеют: применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела.

ФО

резонанс

14

33/2/5

Распространение колебаний в пространстве. Волны..§31,32

Комбинированный урок

Волны: продольные, поперечные.

Знают: определение волны, основные характеристики волн.

Умеют: приводить примеры волновых процессов.

ФД

15

34/2/6

Длина волны. Скорость распространения волны.§33, упр. 28

Комбинированный урок

Характеристики волн: скорость, длина, частота (период). Скорость распространения волн

Знают: формулы скорости, длины волны.

Умеют: описывать характер колебательных процессов.

ИО

35/2/7

Источники звука. Звуковые колебания.§34, упр. 29

Комбинированный урок

Источники звука.

Знают: источники звука, звуковая волна.

Умеют: приводить примеры звуковых волн

ИО

16

36/2/8

Высота и тембр звука. . Громкость звука.§35,36, упр. 30

Комбинированный урок

Высота звука, громкость.

Знают: высота, тембр, громкость; единицы измерения громкости.

Умеют: объяснять, как влияют громкие звуки на состояние здоровья человека.

ВО

17

37/2/9

Распространение звука. Звуковые волны..§37,38, упр.31, 32.

Комбинированный урок

Упругая среда, звуковые волны. Скорость звука

Знают: особенности распространения звука в различных средах

Умеют:  уметь объяснять эти особенности

СР

18

38/2/10

Отражение звука. Эхо.. §39,40(41)

Комбинированный урок

Отражение звука, эхо.

Знают: особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред

Умеют: объяснять эти явления

ИО

интерференция звука

19

39/2/11

Решение задач: Механические колебания и волны. Звук

Комбинированный урок

Решение задач на

   механические колебания и волны. Звук

Умеют: применять знания при решении задач.

СР

40/2/12

Контрольная работа № 3 «Механические колебания и волны. Звук».

Урок оценивания знаний по теме

Механические колебания и волны. Звук.

Умеют: применять знания при решении задач

КР

Электромагнитное поле. 14 час.

41/3/1

 Магнитное поле и его графическое изображение..§42,43, упр. 33,34

Урок изучения нового материала

М15агнитное поле и его граф19ическое изобра21жение Магнитное поле, линии магнитной индукции, магнитное поле соленоида Неоднородное и однородное магнитные поля.

Знают: понятие магнитное поле, линии магнитного поля, однородное и неоднородное магнитное поле.

Умеют:

20

42/3/2

 Обнаружение магнитного поля. §45, упр.36

Комбинированный урок

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Действие магнитного поля на ток. Сила Ампера. Сила Лоренца. Правило левой руки.

Знатют основные свойства магнитного поля.

Умеют: определять направление силы

ФО

21

43/3/3

Направление тока и направление линий его магнитного поля.§44, упр.35

Комбинированный урок

Правило буравчика, правило правой руки.

Знают: правило буравчика.

Умеют: определять направление линий магнитного поля

ИО

44/3/4

Индукция магнитного поля.§46, упр.37

Комбинированный урок

Индукция магнитного поля.

Знают: направление и модуль индукции магнитного поля

Умеют: определять направление и модуль индукции

ВО, ФО

45/3/5

Решение задач: Индукция магнитного поля п..§46,  тетр.

Комбинированный урок

Решение задач на

    индукцию магнитного поля

Умеют: применять знания при решении задач.

СР

46/3/6

Магнитный поток.§47,упр.38

Комбинированный урок

Магнитный поток

Знают: магнитный поток

Умеют: определять магнитный поток

ФД

47/3/7

Явление электромагнитной индукции.§48, упр. 39

Комбинированный урок

Опыты Фарадея. Причина возникновения индукционного тока.

Знают: явление электромагнитной индукции

Умеют: объяснять это явление

ФО

22

48/3/8

Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции».§ 49, упр.40

Урок практикум

Выявление закономерностей явления

Знают: от чего зависит направление и модуль индукционного тока

Умеют: работать с оборудованием.

ЛР

49/3/9

Получение переменного электрического тока.§50,51, упр.41, 42

Комбинированный урок

Явление самоиндукции. Переменный электрический ток, индукционный генератор, трансформатор.

Знают: понятие самоиндукция

Умеют: объяснять принцип получения переменного электрического тока.

ИО

график i(t)

23

50/3/10

Электромагнитное поле.§52, упр. 43

Комбинированный урок

Выводы Максвелла, электромагнитное поле, вихревое электрическое поле.

Знают теорию электромагнитного поля Максвелла.

Умеют: различать электростатическое и вихревое электрическое поле.

ФО

51/3/11

Электромагнитные волны.§53, упр. 44

Комбинированный урок

Скорость, поперечность, длина волны, шкала электромагнитных волн

Знают: свойства электромагнитных волн разных диапазонов

Умеют: приводить примеры использования электромагнитных волн

ФО

52/3/12

Электромагнитная природа света.§57,58

Комбинированный урок

Гипотеза Планка о квантах. Фотоны.

Знают: историческое развитие взглядов на природу света

Умеют: объяснять двойственную природу света

ФО

Интерференция света

53/3/13

Решение задач: Электромагнитное поле.

Комбинированный урок

Решение задач на

   тему  электромагнитное поле.

Умеют: применять знания при решении задач.

СР

54/3/14

Контрольная работа № 4 «Электромагнитное поле».

Урок контроля

Знают: теорию электромагнитного поля.  Умеют: применять знания при решении задач

КР

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер 14 час.

1903

55/4/1

Радиоактивность..§55,

Урок изучения нового материала

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов Радиоактивное излучение, радиоактивность,α-,β-,γ-частицы.

Знают: природу альфа-, бета-, гамма – лучей,

Умеют: описывать свойства лучей, обосновывать сложный состав атома,

ФО

56/4/2

Модели атомов. Опыт Резерфорда.§,56

Урок изучения нового материала

Опыт

Резерфорда. Метод сцинтилляций, модель атома Томсона, ядерная модель атома.

Знают: строение атома по Резерфорду, размер атома.

Умеют: показать на модели  строение атома

57/4/3

Радиоактивные превращения атомных ядер..§57,

Комбинированный урок

Массовое и зарядовое числа.

Содди..

Знают: природу радиоактивного распада и закономерности,

ВО

58/4/4

Экспериментальные методы исследования частиц.§,58, упр. 51, презентация

Комбинированный урок

Счётчик Гейгера, камера Вильсона, ядра конденсации, пузырьковая камера

современные методы исследования заряженных частиц.

Умеют: записывать ядерные реакции.

59/4/5

Открытие протона. Открытие нейтрона. Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треко⻧59, 60, упр.52.

Комбинированный урок

Протон. Бериллиевое излучение, нейтрон.

Фотографии треков..

 Знают: историю открытия протона и нейтрона.

Умеют: записывать ядерные реакции Понимать механизм деления ядер.

Лр. ВО

60/4/6

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.§61, 62, упр. 53,54

Комбинированный урок

Протонно-нейтронная модель ядра, нуклон. Ядерные силы.

Знают: знать строение ядра атома, модель атома.

Умеют: определять массовое, зарядовое числа, число нуклонов, протонов и нейтронов.

ИО

Изотопы. Правило смещения для альфа- и бета-распада.

61/4/7

Энергия связи. Дефект масс.§63.64

Комбинированный урок

Задачи на энергию связи и дефект масс.

Умеют: решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.

СР

62/4/8

Деление ядер урана. Цепная реакция. .§ 66.-67

Комбинированный урок

Критическая масса, замедлитель нейтронов.

Понимают механизм деления ядер урана.

ИО

63/4/9

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.        § 68

Комбинированный урок

Ядерное топливо, ядерный реактор, активная зона.

Знают: устройство ядерного реактора.

Умеют: объяснять работу ядерного реактора.

64/4/10

Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». §66-58

Урок практикум

Фотографии треков.

Умеют: применять закон сохранения импульса для объяснения движения осколков ядра урана.

ЛР

65/4/11

Атомная энергетика.§69

Урок семинар

История развития атомной энергетики. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Знают: преимущества и недостатки атомных электростанций.

Умеют: отстаивать свою точку зрения по проблемам энергетики.

ИО

66/4/12

Биологическое действие радиации.§71.72

Урок практикум

Поглощённая доза излучения. Коэффициент качества. Эквивалентная доза. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Дозиметрия.

Знать: правила защиты от радиоактивных излучений.

Умеют: пользоваться дозиметром.

67/4/13

Термоядерная реакция. Обобщение темы «Строение атома и атомного ядра».§72, (65-73)

Комбинированный урок

Синтез ядер. Источники энергии Солнца и звёзд.

Знают: условия протекания и применение термоядерной реакции

Умеют: записывать термоядерные реакции, применять знания при решении задач.

ФО

68/4/14

Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

Урок оценивния знаний по теме

Строение атома и атомного ядра.

Умеют: применять знания при решении задач.

КР

Лабораторных работ-6

Контрольных работ -5

Литература для учителя

    1.Основное общее образование/Министерство образования Российской Федерации-М.2004;

    2.Примерные  программы по физике (М.: Дрофа, 2002г), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации,

    3. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

    4. Программы для общеобразовательных учреждений. / А.В. Перышкин « Физика 7-9 кл.» «Дрофа», М-2008г.

    5. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008 г.

    6. .Гутник Е.М. и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2008.

    7. Сборник задач по физике для 7-9 классов / А. В. Пёрышкин, - М.: Издательство «Экзамен», 2009.

    8. Дидактические материалы «Физика 9 класс» / А. Е. Марон, Е. А. Марон, - М.: Просвещение 2008.

    9. УМК «Тесты по физике» 9 класс к учебнику А. В. Пёрышкина, Гутник Е. М. «Физика. 9 класс» / А.В.Чеботарёва, - М.: Издательство «Экзамен»,2009.

Литература для учащихся

   1. Учебник «Физика 9». / А. В. Пёрышкин, Е. М. Гутник - М.: Дрофа, 2008.

   2. Сборник задач по физике для 7-9 классов / А. В. Пёрышкин, - М.: Экзамен, 2009

   3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик

Цифровые образовательные ресурсы и электронные учебники:                                                                                                                                    «Открытая физика»

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/  

«Каталог образовательных ресурсов сети Интернет» http://katalog.iot.ru/

«Российский общеобразовательный портал»  http://www.school.edu.ru/  

«Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов»       http://window.edu.ru/  , http://shkola.edu.ru/.   http://www.km-school.ru/

Видеоматериалы: видеофильмы КВАРТ: «Явление фотоэффекта», «Диффузия. Поляризация», «Основы кинематики», «Геометрическая оптика», «Электрические явления», «Магнитные явления», «Тепловые явления», «Волновые процессы», «Электромагнитная индукция».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 7 – 9 классов базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики

Рабочая программа учебного предмета «Физика»  для  7 – 9  классов базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 10 - 11 классов базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики

Рабочая программа учебного предмета «Физика»  для  10 - 11  классов базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики...

Рабочая программа учебного предмета "Физика" для 10 (физико-математического) класса

Рабочая программа составлена для физико-математического класса, занимающегося по учебнику Г.Я.Мякишева...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» ученика 7 «А» класса Павлова Сергея (обучение на дому, АООП ООО ) на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа  учебного предмета "Физика" для индивидуального надомного обучения...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» предметной области «Естественнонаучные предметы» на уровень основного образования Срок освоения-3года (для 7-9 классов)

Рабочая программа  учебного предмета «Физика»  предметной области «Естественнонаучные предметы» составлена в соответствии с п.18.22 ФГОС ООО. Рабочая программа разраб...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» предметной области "Естественно-научные предметы" основного общего образования (6 - 9 класс)

    Цели, на достижение которых направлено изучение физики в  МАОУ «Центр образования им. И.А. Милютина», определены исходя из целей основного общего образования,сфор...