Открытый урок по дисциплине "Физика"
методическая разработка по физике на тему

Показать применение активных форм обучения при изучении темы "Постоянный электрический ток", при решении качественных, расчетных и экспериментальных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Открытый урок по физике103 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого урока по дисциплине «Физика»

Группа 11 «В»                                                  Дата: 13. 03. 2014г.

Тема урока: Постоянный электрический ток. Законы постоянного тока.

Цели:

Методическая: показать применение активных форм обучения на всех этапах занятия

Образовательная: обобщить и углубить знания по теме « Постоянный электрический ток», применить их при решении задач: качественных, расчетных и экспериментальных.

Развивающая: развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, конструктивных, проектировочных.

Воспитательная: воспитание профессионально значимых качеств: самостоятельность, ответственность, точность, творческой инициативы.

Формирование общих и профессиональных компетенций:

-владение креативными навыками: применение знаний в жизни, владение приемами решений учебно-познавательных проблем;

-проведение анализа информации по данной теме;

-организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов решения задач, оценка их качества;

-работа в коллективе и команде.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма (вид) занятия: смешанная (комбинированная)

Межпредметные связи: математика, химия, биология.

Оборудование и оснащение: мультимедийная установка, экран, комплект электрических приборов, презентация, раздаточный материал, плакаты, карточки для практической работы в группах, таблица результатов

Методы обучения: словесный, наглядный, практическая работа, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Педагогические технологии, применяемые на уроке:

- информационно-коммуникационные

- здоровьесберегающие.

- личностоно-ориентированные

Время проведения – 90 мин

Место проведения – лаборатория физики

Ход урока

I. Организационный момент: отметка отсутствующих студентов, деление группы на подгруппы, подготовка аудитории, сообщение темы и постановка цели урока, мотивация предстоящей деятельности.

 

II.Актуализация опорных знаний:

Блиц – опрос

1.Какие бывают заряды?

2.Что называют электризацией?

3.Понятие электрического тока.

4.Условия возникновения тока

5.Основные величины электрического тока.

6.Самые хорошие проводники тока.

7.Почему диэлектрик не проводит заряды?

8.От чего зависит сопротивление проводника?

9.Привести примеры последовательного и параллельного соединения потребителей электрического тока.

        

Индивидуально (у доски)

1.Записать формулы силы тока и напряжения

2.Записать формулы закона Ома для участка цепи и полной цепи

3.Записать формулы работы и мощности электрического тока

4.Показать основные элементы электрической цепи.

III. Подведение итогов опроса

IV. Решение качественных задач. (Фронтально)

1 подгруппа

1. Почему проводник, по которому течет ток, нагревается?

( потому что ток совершает работу по преодолению сопротивления в проводнике)

2. В автомобиле от аккумуляторов к лампочкам проведено только по одному проводу. Почему нет второго провода?

( Вторым проводом служит корпус автомобиля)

3.Зачем при  перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая волочится по земле?

(для пожарной и электрической безопасности, чтобы статическое напряжение уходило с корпуса в землю)

                                                  2 подгруппа

1.Проводит ли стекло электрический ток?

( нет, т.к. стекло при нормальных условиях –диэлектрик)

2. Что представляет собой молния?

( это электрический разряд в атмосфере в виде линейной молнии представляет электрический ток)

3. Какое минимальное напряжение вызывает поражение человека электрическим током с тяжелым исходом?

( от 30 В и выше)

3 подгруппа

1. Почему на конце молниеотвода устанавливается острие, а не шар?

(т.к. на острие плотность заряда выше и все заряды быстро уходят в землю)

2. Какой величины ток является опасным для жизни человека?

( ток от 0,05 А до 0,1А )

9. Почему нельзя касаться голыми руками человека, которого ударило электрическим током ( тело человека – хороший проводник электрического тока, в этом случае ток может пройти через него.)

V. Обобщение теоретического материала  

по презентации « Источники электрического тока»

VI. Анализ ответов

VII. Решение расчетных задач по группам (3 группы по рядам)

                1 группа

1. Определить силу тока, проходящего через реостат, изготовленный из никелиновой проволоки длиной 50 м и площадью поперечного сечения 1 мм2, если напряжение на зажимах реостата 45 В. (р = 4,2 10 -7 (Ом м)

2 группа

2. В цепи соединены последовательно 3 проводника сопротивлением 5(Ом),6 (ОМ) и 12 (ОМ). Каковая сила тока в цепи, если напряжение на концах 4,6 В?

3 группа

3. 4 лампы, сопротивление которых 4 (ОМ), 5 (ОМ), 10 (ОМ), и 20 (ОМ) соединены параллельно. Определить силу тока в цепи, если подведено  к клеммам напряжение 10В.

( Приложение № 1)

VIII. Анализ работы групп по задачам

 IX.  Практическая работа по группам:

 Выполнение экспериментального задания (на партах комплект приборов, рекомендации по выполнению эксперимента)

Перед выполнением заданий преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности при работе с электрическими  приборами.

1.Экспериментальное задание: Проверка  законов  последовательного соединения потребителей

2. Экспериментальное задание: Регулирование силы тока с помощью  реостата.

3. Экспериментальное задание: Измерение ЭДС источника и напряжение в цепи.                                  

                                                     ( Приложение № 2)

X. Проверка выполнения задания

XI. Оценка учебно-познавательной деятельности студентов.

                           (Разгадывание кроссворда по подгруппам)

        ( Приложение № 3)

XII. Подведение  итогов урока  

XIII. Домашнее задание: повторить главу 9 «Постоянный электрический ток» учебник «Физика» А.А. Пинский 2005 г.

IX. Рефлексия:

Закончите предложение:

Сегодня на уроке я научился….

Сегодня мне было интересно….

Мне не понравилось…..

Ответь на вопросы:

Что мне дал урок для жизни?

За что ты себя можешь похвалить?

Пригодятся ли полученные знания в жизни?

                                                                   

                                                           

                                                                             Приложение №2

Экспериментальное задание №1

Тема: Измерение ЭДС источника и напряжения в цепи

Цель: Опытным путем измерить ЭДС источника и напряжение в цепи.

Приборы и материалы: источник тока;

        амперметр;

        вольтметр;

        ключ замыкания;

        комплект соединительных проводов

        Порядок выполнения

  1. Соберите цепь из предоставленных приборов.
  2. Начертите схему цепи.
  3. По показаниям приборов определите ЭДС и напряжение в цепи.

Ответьте на вопросы:

  • что такое ЭДС источника?
  • прибор для измерения напряжения

        

                                                       Приложение №2

        

Экспериментальное задание №2

Тема:  Регулирование силы электрического тока с помощью реостата

Цель: на опыте показать регулировку силы тока с помощью реостата

Приборы и материалы: источник тока;

        амперметр;

        ползунковый реостат        

                                         ключ замыкания;

        комплект соединительных проводов

        Порядок выполнения

  1. Соберите цепь из предоставленных приборов.
  2. Начертите схему цепи.

     3. Определить значение силы тока в трех различных положениях ползунка    реостата

     4. Ответьте на вопросы:

  • что такое ЭДС источника?
  • прибор для измерения напряжения

                                                  Приложение №2

        

Экспериментальное задание №3

Тема: Проверка законов последовательного соединения потребителей

Цель: Опытным путем доказать справедливость законов последовательного соединения проводников

Приборы и материалы: источник тока;

        амперметр;

        вольтметр;

        ключ замыкания;

        два потребителя- резистор, лампа накаливания

                                          комплект соединительных проводов

        Порядок выполнения

1.Соберите цепь из предоставленных приборов ( потребители соедините последовательно)

2.Начертите схему цепи.

3.Определите силу тока в цепи,  напряжение  на каждом потребителе

     4. Записать законы последовательного соединения потребителей

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть:

- план занятия;

- ход занятия;

     3.Заключение

4. Список литературы

5. Приложения:

- приложение 1: Расчетные задачи и их решения;

- приложение 2: Экспериментальные задания;

- приложение 3: Кроссворд с ответами

ГБОУ  СПО  МО Волоколамский аграрный техникум « Холмогорка»

Методическая разработка открытого урока –

        урока обобщения и систематизации знаний

           по дисциплине « Физика»        

Преподаватель: Лисатова Н.А.

        Волоколамск 2014 г.

        

        

Аннотация

Данная методическая разработка показывает разнообразие форм активизации мыслительной деятельности, развитие творческих способностей студентов на уроке, экспериментально – исследовательской работы и учит связывать теорию с практикой на основе решения качественных и количественных задач, формируются общие и профессиональные компетенции на основе требования ФГОС. Рекомендуется для преподавателей, заинтересованных в том, чтобы студенты с интересом занимались по дисциплине.

                                                           Введение

      Физика – это наука, законы которой являются основополагающими в изучении природы, не зная их, мы не сможем жить в окружающем нас мире. Электродинамика  является одним из важнейших разделов, где подробно изучаются вопросы электрического тока и его практическое применение. Электрический ток открыл большие возможности для человечества, но и таит в себе огромную опасность, поэтому умение объяснять законы, процессы, связанные с электричеством, знать правила безопасности , является важным элементом изучения данной темы. Приобретаемые навыки в обращении с электрическими приборами и знание их назначения должно способствовать сознательному участию  студентов в практической жизни и будущей профессии.

Для повышения интереса к излагаемому материалу и умение применять его на практике и в жизни используем различные активные методы такие как: словесные, наглядные, практические, проблемные, репродуктивные, частично-поисковые, что доказывает более эффективное обучение в отличие от традиционного, стимулирует творческую активность студентов.

Заключение

Урок обобщения и систематизации знаний с применением активных форм обучения развивает интерес студентов к изучаемой теме, формирует навыки практической деятельности, логического мышления, творческих способностей, дисциплинирует и позволяет интеллектуально развиваться студентам.

Литература

1.А.А. Пинский, Г.Ю. Граковский «Физика» Учебник, М., ФОРУМ, ИНФРА, М. - 2005

2. В.Г. Разумовский « Развитие творческих способностей учащихся» Пособие для учителей, М., «Просвещение» 1985 г.

3. Б.Н. Иванов « Современная физика в школе» М., ЮНИМЕДИАСТАЙЛ 2002 г.

        

Рассмотрено         Утверждено:

на заседании ЦК         зам. директора по УР

общеобразовательных дисциплин        Устиновой Е.С.

Протокол №____  от________2014 г.        ___________________

Председатель ЦК ________Кутейникова Т.А.        «___»________ 2014 г.

        

Сценарий урока

Сегодня мы проводим урок обобщения и систематизации знаний по очень важной для нашей жизни теме «Постоянный электрический ток и его законы». Нет ни одного человека, который бы не пользовался током, а значит надо уметь с ним обращаться и знать правила техники безопасности. На нашем уроке мы в необычной форме –соревновании будем закреплять материал по электричеству как теоретический, так и на практике и в жизни. Для этого группа делится на подгруппы (по рядам).

Все студенты принимают активное участие в работе и набирают баллы команде и себе, это будет отражаться в таблице, которая висит на доске.

(за правильный ответ – 1 конфета)

Начинаем с блиц - опроса по теоретическому материалу «понятия, процессы, величины». Ответы на скорость, какая команда быстрее справится с заданием и больше наберет баллов. Молодцы! Запишем наши первые результаты в таблицу.

Блиц – опрос

-Какие бывают заряды?

-Что называют электризацией?

-Понятие электрического тока.

-Условия возникновения тока

-Основные величины электрического тока.

-Самые хорошие проводники тока.

-Почему диэлектрик не проводит заряды?

-От чего зависит сопротивление проводника?

-Привести примеры последовательного и параллельного соединения потребителей электрического тока.

        

Чтобы уверенно работать с электрическим током, надо знать формулы, приборы и законы, проверим сейчас у доски.

Индивидуально (у доски)

Записать формулы силы тока и напряжения

Записать формулы закона Ома для участка цепи и полной цепи

Записать формулы работы и мощности электрического тока

Показать основные элементы электрической цепи.

 Молодцы! Запишем наши первые результаты в таблицу.

А теперь на основе проверенной теории, попробуем разобрать качественные задачи из жизни. Каждой подгруппе будет предложено по 3 задачи, если ответа нет или он неточный, то другие ребята могут помогать и тоже получат баллы.

1 подгруппа

1. Почему проводник, по которому течет ток, нагревается?

( потому что ток совершает работу по преодолению сопротивления в проводнике)

2. В автомобиле от аккумуляторов к лампочкам проведено только по одному проводу. Почему нет второго провода?

( Вторым проводом служит корпус автомобиля)

3.Зачем при  перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая волочится по земле?

(для пожарной и электрической безопасности, чтобы статическое напряжение уходило с корпуса в землю)

                        2 подгруппа

1.Проводит ли стекло электрический ток?

( нет, т.к. стекло при нормальных условиях –диэлектрик)

2. Что представляет собой молния?

( это электрический разряд в атмосфере в виде линейной молнии представляет электрический ток)

3. Какое минимальное напряжение вызывает поражение человека электрическим током с тяжелым исходом?

( от 30 В и выше)

3 подгруппа

1. Почему на конце молниеотвода устанавливается острие, а не шар?

(т.к. на острие плотность заряда выше и все заряды быстро уходят в землю)

2. Какой величины ток является опасным для жизни человека?

( ток от 0,05 А до 0,1А )

9. Почему нельзя касаться голыми руками человека, которого ударило электрическим током ( тело человека – хороший проводник электрического тока, в этом случае ток может пройти через него.)

Ребята, вы знаете, что электрическая цепь не будет работать без источника электрической энергии. Виды источников разнообразны и я хочу вам показать некоторые с помощью презентации « Источники тока», которую подготовила Балакирева Т.

Подводим итоги по теоретической части урока.

Вторая часть урока – практическая. Мы начинаем с работы по решению расчетных задач.

Каждая подгруппа получает задачу и в течение 7-10 минут ее решает. Результаты сдают преподавателю, который проверяет правильность решения.

        

        1 группа

1. Определить силу тока, проходящего через реостат, изготовленный из никелиновой проволоки длиной 50 м и площадью поперечного сечения 1 мм2, если напряжение на зажимах реостата 45 В. (р = 4,2 10 -7 (Ом м)

2 группа

2. В цепи соединены последовательно 3 проводника сопротивлением 5(Ом),6 (ОМ) и 12 (ОМ). Каковая сила тока в цепи, если напряжение на концах 4,6 В?

3 группа

3. 4 лампы, сопротивление которых 4 (ОМ), 5 (ОМ), 10 (ОМ), и 20 (ОМ) соединены параллельно. Определить силу тока в цепи, если подведено  к клеммам напряжение 10В.

Проводится анализ решенных задач и распределяются баллы по подгруппам, записываются результаты в таблицу.

Начинается самая ответственная работа!

Каждая подгруппа получает экспериментальное задание, в котором необходимо собрать электрическую цепь, начертить схему этой цепи, снять показания приборов, сделать расчеты, ответить на контрольные вопросы. После проведения эксперимента результаты сдаются преподавателю и проверяются. Выставляются баллы.

Выполнение экспериментального задания (на партах комплект приборов, рекомендации по выполнению эксперимента)

Перед выполнением заданий преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности при работе с электрическими  приборами.

( Приборы не включать без проверке преподавателем электрической цепи, соблюдать полярность приборов, долго включенной цепь не оставлять, на столе ничего лишнего быть не может)

1.Экспериментальное задание: Проверка  законов  последовательного соединения потребителей

2. Экспериментальное задание: Регулирование силы тока с помощью  реостата.

3. Экспериментальное задание: Измерение ЭДС источника и напряжение в цепи.                                  

В заключение предлагаем каждой группе разгадать  кроссворд, который подтвердит ваши знания  и оценит работу на уроке, если вы отгадаете ключевое слово. Время – 5 минут

Вот и закончился наш насыщенный урок. Вы – молодцы! Хорошо работали, но есть и лидеры, их мы определим по нашей таблице результатов. Всем студентам выставляются оценки по итогам.

Запишем домашнее задание.

А чтобы выяснить для себя результативность урока, вам даются следующие вопросы:

Закончите предложение:

Сегодня на уроке я научился….

Сегодня мне было интересно….

Мне не понравилось…..

Ответь на вопросы:

Что мне дал урок для жизни?

За что ты себя можешь похвалить?

Пригодятся ли полученные знания в жизни?

Всем спасибо! До свидания!

Вот и закончился наш насыщенный урок. Вы – молодцы! Хорошо работали, но есть и лидеры, их мы определим по нашей таблице результатов. Всем студентам выставляются оценки по итогам.

Запишем домашнее задание.

А чтобы выяснить для себя результативность урока, вам даются следующие вопросы :

Закончите предложение:

Сегодня на уроке я научился….

Сегодня мне было интересно….

Мне не понравилось…..

Ответь на вопросы:

Что мне дал урок для жизни?

За что ты себя можешь похвалить?

Пригодятся ли полученные знания в жизни?

Всем спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...