Разработка урока по теме Сила всемирного тяготения
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Коровина Ольга Александровна

Представлен полный план-конспект урока по теме с вопросами для актуализации знаний и настройки детей для восприятия нового материала. Предложен качественный вывод закона всемирного тяготения. Предлогаются интересные задачи для закрепления, результаты которых можно будет использовать в теме "Сила тяжести".  Урок разработан по учебнику Громова 

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс

Тема  «Закон всемирного тяготения»

По учебнику Громова

Оборудование: плакаты, демонстрации из Интернета, презентация.

1. Опрос.

А) индивидуальный, один ученик вызывается к доске и решает заранее написанную задачу по какой-либо ранее изученной теме( в зависимости о того, какие задачи повторения стоят в данном классе).

Б) Фронтальный:

1.В чем суть геоцентрической системы мира? Кто её автор?

2. В чем суть гелиоцентрической системы мира? Кто её автор?

3.Какое взаимодействие называют гравитационным?

4. Благодаря чему осуществляется гравитационное взаимодействие?

5. Какими свойствами обладает гравитационное поле?

Учитель говорит о том, что ученикам уже известна гравитация, хотя раньше  ее так не называли, и известны две силы, которые относятся к гравитационным. Это – сила тяжести и сила всемирного тяготения.

Вопросы:

1.Что такое сила тяжести?

2. По какой формуле мы ее рассчитывали?

3. Что такое сила всемирного тяготения?

4. Что такое сила по определению?

5. От чего зависит ускорение тела?

Проблемные вопросы:

1. Почему Луна вращается вокруг Земли, а не вокруг Солнца?

2. Как вы думаете, от чего может зависеть сила, с которой притягиваются тела – звезды, планеты, галактики, во Вселенной?

Учащиеся обычно предлагают правильные зависимости.

Работа с учебником. § 40, стр.108, читаем первый абзац.

Затем учитель рассказывает о том, как Ньютон открыл закон всемирного тяготения. В форме эвристической беседы, используя плакат, и  известные учащимся связи между силой, массой и ускорением, прямопропорциональные и обратнопропорциональные математические зависимости, учитель получает закон.

Н.Коперник

Т.Браге

И. Кеплер

1) из второго закона Ньютона

   a= F/ m;   a~ 1/ m,

   но  g = F/ m;   g = const.

   следовательно, F ~ m

 

   

    Падение тел на Землю

    Луна вокруг Земли

    Планеты вокруг Солнца

    Приливы и отливы

             Силы тяготения

2) по третьему закону Ньютона

    F1,2 = F2,1,  если  F1,2 ~ m 1,

    то  F2,1~ m2.

    Следовательно, F ~  m 1* m2

 

 

 

Закон записывается в виде формулы, с формулировкой.

        Вводится, без подробного объяснения (это будет сделано на следующем уроке), постоянная всемирного тяготения, рассматривается вопрос о том, для каких тел сформулирован закон и что следует понимать под r для различных тел.

        

Учащимся предлагается решить задачи

Задача 1.

Найдите силу, с которой вы притягиваетесь к своему однокласснику. Расстояние между вами оцените самостоятельно. Масса своего тела вам должна быть известна, а массу товарища узнайте у него.

Обычно учащиеся очень оживляются, когда получают ответ и оказывается, что сила их с товарищем взаимного притяжения, составляет миллионные доли Н.

Вопрос. Как вы думаете, почему вы притягиваетесь, друг к другу с такой маленькой силой, ведь сила всемирного тяготения удерживает в космосе такие тела, как Солнце и планеты?

Учащиеся высказывают свои мысли, и с помощью учителя приходят к выводу, что на величину силы всемирного тяготения влияет очень маленькое значение гравитационной постоянной и что массы тел тоже были невелики.

Задача 2.

А) Рассчитайте силу, с которой вы притягиваетесь к Земле. Массу Земли найдите в справочнике.

      Для тела массой 60 кг, сила притяжения оказывается равной 600 Н.  Учитель просит обратить внимание на этот ответ.

Б) А теперь найдите действующую на вас силу тяжести.

Ученики получают такой же ответ, как в случае А. Это заинтересовывает учащихся, результат обсуждается и делается вывод о том, что сила тяжести – частный случай силы всемирного тяготения.

  Если осталось время, то еще раз проговаривается закон всемирного тяготения, называются и уточняются входящие в него величины.

ДЗ.§ 40, № 154.

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Сила Всемирного тяготения"

Урок провидится в форме групповой работы. Каждая группа учащихся получает своё задание, выполняет его и представляет результаты своей работы....

модульный урок по теме "Закон всемирного тяготения"

Модульный урок предназначен для 9 класса. Задания можно давать по уровню сложности. Представлена примерная система оценивания по баллам. Можно сделать свою, смотря какой уровень класса....

Открытый урок по теме : "Закон всемирного тяготения" по стандартам ФГОС ОО

Сегодня на уроке мы с вами  изучим закон всемирного тяготения, покажем его практическую значимость. Шире раскроем понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомимся  с областью...

Конспект урока по теме"Сила. Явление тяготения. Сила тяжести".

Конспект и презентация к уроку по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести"...

План -конспект урока по теме "Сила. Явление тяготения.Сила тяжести" (7 класс)

Урок изучения нового материала и  его первичного закрепления, построенный на личностно ориентированном подходе. Урок проводится в форме беседы с элементами исследовательской деятельности. В С цел...

Разработка урока на тему "Сила тяжести. Явление тяготения" 7 класс ФГОС

Общая информацияУчебный предмет: ФизикаКласс: 7Авторская программа к учебникам: А.В. Перышкин программа курса «Физика»Тема урока: «Явление тяготения. Сила тяжести.»Место урока ...

Открытый урок по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести" 7 класс

Открытый урок по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести" 7 класс...