Открытый урок по физике в 9 классе "Явление электромагнитной индукции" и презентация к уроку.
презентация к уроку (физика, 9 класс) на тему

Якимушкина Светлана Ильинична
Тема системно - деятельного урока: Явление электромагнитной индукции. Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала». Форма организации познавательного процесса – групповая. В ходе урока ставиться практическая задача, которую надо решить, применив полученные раннее знания. Проводится небольшое тестирование по изученному материалу. Ставится проблема, предлагаются ключевые слова подводящие учащихся самостоятельно сформулировать цель урока. Ребята работают по группам, самостоятельно изучают, а затем демонстрируют и объясняют опыты по возникновению индукционного тока при изменении потока магнитной индукции. Особый интерес привлекло механическое зарядное устройство для зарядки мобильного телефона, принцип работы которого основан на явлении электромагнитной индукции. В работе по группам было дано задание объяснить принцип работы зарядного устройства и трансформатора на основе изучаемого явления. Даже проверили работу устройства, пытаясь зарядить свой телефон. Ребята оценивают урок и свою работу на нем, делают выводы о том достигнуты ли цели урока. Говорят о том, что узнали нового на уроке. За работу на уроке в группах и тестирование все ученики получили оценку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок физики в 9 «В» классе. Учитель физики Якимушкина Светлана Ильинична

Тема урока:
 Явление электромагнитной индукции.

Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала».


Дидактическая цель: изучение практической направленности знаний физических законов и формирование умений их применить на практике.

Образовательная цель: познакомить учащихся с явлением электромагнитной индукции, установить связь между магнитными и электрическими полями, показать значение этого явления для физики и техники.

Развивающая цель: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности.

Воспитательная цель: на примере великих ученых показать нравственные и культурные ценности человеческой жизни, идеалы и принципы творческой личности.

Форма организации познавательного процесса – групповая

Этап урока 1. Организационный

(включение в деловой ритм, подготовка класса к работе)

Этап урока 2.Проверка знаний,  умений,  ответить на вопросы по раннее изученной теме.

(выполнение самостоятельной работы( тестирование) по изученным ранее темам)

Этап урока 3. Тема и цель урока.

(объявление темы и цели урока, знакомство учащихся с  планом урока)


Этап урока  4  Вызов

(создание проблемной ситуации)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Моя деятельность направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. 

Предлагаю начать урок с небольшого социологического исследования. Вы согласны? Поднимите руку те, кто всегда носит с собой мобильный телефон. Для чего чаще всего используете мобильник? Мобильный телефон стал сейчас для многих необходимой вещью. Можно и с друзьями пообщаться, и музыку послушать, и найти нужные сведения в интернете, и поиграть, но все это требует затрат энергии. Хорошо, если есть возможность подзарядить телефон, а если вы находитесь, например, в походе? Как поступить в подобном случае? Ваши предложения. Спасибо, но это не все возможные варианты. 

Предлагаю учащимся ответить на вопрос «Что может объединять Майкла Фарадея, который жил в 19 столетии и беспроводное зарядное устройство для мобильного телефона и устройства для зарядки телефона без источника питания, которые были изобретены в 21 веке.


Показываю зарядное устройство, которое позволяет зарядить телефон без какого-либо внешнего источника тока. В розетку его включать не нужно. Как вы думаете, за счет чего оно работает? 

Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, как работает данное устройство, какое явление в нем происходит. Я открою вам секрет, в основу работы положено явление
электромагнитной индукции, которое и будет темой  нашего урока.


Эрстед  доказал, что вокруг

проводника с током существует магнитное поле. Значит, имея электрический ток, можно получить магнитное поле.

А нельзя ли наоборот, имея магнитное поле, получить электрический ток? Что для этого нужно сделать?

Такую задачу поставил перед собой Майкл Фарадей и решал ее почти 10 лет. Предлагаю попробовать решить ее сегодня на уроке. Согласны?


Давайте вместе сформулируем цели урока


Деятельность учащихся направлена на:

- вспоминание того, что им известно по данному вопросу; выдвижение предположений; систематизацию информации до изучения нового материала; формулировку вопросов, на которые хотелось бы получить ответы.

Пытаются разрешить проблемную ситуацию, 



идет обсуждение принципа работы данного устройства

 

Понять в чем заключается сущность явления
Уметь описывать и объяснять физическое явление; 
привести примеры практического использования физического явления.


Учащиеся определяют цель урока


- диагностика имеющихся знаний построенная на ассоциативном методе с использованием образно-критического мышления, дает учащимся свободу выбора, использует разные методы и формы памяти: речевую, зрительную, слуховую (воспроизведение учителем). 

- создана проблемная ситуация: как подзарядить мобильный телефон, не имея источника тока







- эврическая беседа, выдвижение гипотезы создание поисковой ситуации, установление взаимосвязи между явлениями.


Этап урока 5 - Осмысление 
(сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией; постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Провожу опыт с магнитом и катушкой.

Что происходит при движении магнита?

О чем говорит отклонение стрелки гальванометра?

Когда появляется ток в катушке?

Если магнит неподвижен, что показывает гальванометр?

Из понятий:

магнит

катушка

электрический ток

изменение магнитного потока

гальванометр

какое понятие  является ключевым для нашей темы?

Так, когда возникает ток в катушке?

Физическое явление  Электромагнитной индукции заключается в том, что в замкнутом контуре возникает электрический ток при изменении магнитного потока, пронизывающего данный контур. Причина возникновения электрического тока в замкнутом контуре – изменение магнитного потока, пронизывающего замкнутый контур.


Самостоятельная работа по учебнику

А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы поняли явление электромагнитной индукции. Для этого откройте учебники на стр. 164 -165  и попробуйте через 2 мин. объяснить опыты, изображенные на рис.127 и рис.128. При этом можно общаться друг с другом, пользоваться текстом учебника, но через две минуты, я хочу, чтобы вы объяснили эти опыты у доски. Самому отважному – оценка 5. Помните, что магнитный поток зависит от числа линий магнитной индукции, от площади контура и от ориентации контура в магнитном поле.

Учитель показывает опыты возникновения индукционного тока при замыкании и размыкании цепи, при перемещении одной катушки относительно другой, при перемещении ползунка реостата.




учащиеся делают вывод о том, что неподвижный магнит не создает тока, а движущийся создает.

Учащиеся делают вывод, что создать электрический ток в катушке можно при изменении магнитного поля





Работают в группах с учебником, объясняют опыты, находят причину возникновения индукционного тока в каждом случае.

Учащие объясняют у доски, почему при замыкании и размыкании цепи, при перемещении катушки и ползунка реостата возникает индукционный ток.


Демонстрация эксперимента учащимся у доски с логическим выводом. Создание проблемной ситуации (при каких условиях возникает ЭМИ)

 Сопоставление, сравнение, обоснование. Построение рассуждений, самостоятельный вывод определения явления электромагнитной индукции.


Самостоятельная работа с текстом учебника направленная на формирование умения самостоятельно обрабатывать информацию, логически, образно мыслить. 


Этап урока 6  - Развитие коммуникативных  универсальных учебных действий 

(формирование умения работать в паре, группе; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать других)

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание

Учащиеся получают задание по группам:

- объяснить принцип работы зарядного устройства на основании явления электромагнитной индукции;

- объяснить принцип работы трансформатора;

- объяснить отклонение алюминиевого кольца при внесении в него магнита.

Учитель заслушивает ответы на поставленные вопросы.


Итак, давайте подведем итог сегодняшнего урока. Так что же  объединяет Майкла Фарадея и беспроводное зарядное устройство для мобильного телефона и устройства для зарядки телефона без источника питания данной теме.

Сегодня на уроке мы с вами
изучили явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;                               

Достигли ли мы поставленной цели?


через сравнение «новой» и «старой» информации (на базе знаний, полученных на стадии осмысления содержания урока) учащиеся в группах попытаются объяснить принцип устройства и работы зарядного устройства, трансформатора и поведения кольца  в магнитном поле на основе изученного явления электромагнитной индукции



Все это объединяет явление электромагнитной индукции.

Ребята оценивают урок и свою работу на нем, делают выводы о том достигнуты ли цели урока. Говорят о том, что узнали нового

Рефлексия

Оцени свою работу на уроке!

Мои умения и навыки

Я умею проводить и объяснять опыты Фарадея

Я знаю, от чего зависит возникновение индукционного тока в проводнике

Я знаю, что такое индукционный ток

Я знаю, как важно явление электромагнитной индукции в технике

Общее впечатление от урока



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ответить на вопросы

Слайд 2

1 .Закончить фразу: «Если электрический заряд движется, то вокруг него существует... 1) магнитное поле, 2) электрическое поле, 3) электрическое и магнитное поле.

Слайд 3

2.Определить направление силы Ампера: N S F A

Слайд 4

3.Определить направление силы Ампера: N S F A

Слайд 5

4. Определить положение полюсов магнита, создающего магнитное поле. а) слева – северный полюс; б) слева – южный полюс. F а

Слайд 6

5. От чего зависит поток магнитной индукции? Ф=В · S · cos α В f α n s

Слайд 7

Тестирование

Слайд 8

1 вариант 2 вариант 1.К магнитной стрелке (северный полюс затемнен, см. рис.), которая может поворачиваться вокруг вертикальной оси, перпендикулярной плоскости чертежа, поднесли постоянный магнит. При этом стрелка 1) повернется на 180 о 2) повернется на 90 о по часовой стрелке 3) повернется на 90 о против часовой стрелки 4) останется в прежнем положении 1.К магнитной стрелке (северный полюс затемнен, см. рис.), которая может поворачиваться вокруг вертикальной оси, перпендикулярной плоскости чертежа, поднесли постоянный магнит. При этом стрелка 1) повернется на 180 о 2) повернется на 90 о по часовой стрелке 3) повернется на 90 0 против часовой стрелки 4) останется в прежнем положении N S S N

Слайд 9

1 вариант 2 вариант 2. На каком рисунке правильно изображена картина линий индукции магнитного поля длинного проводника с постоянным током, направленным перпендикулярно плоскости чертежа на нас? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 На каком рисунке правильно изображена картина линий индукции магнитного поля длинного проводника с постоянным током, направленным перпендикулярно плоскости чертежа от нас? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Слайд 10

1 вариант 2 вариант 3. Определите направление силы Ампера. 1)вниз 2)вверх 3)вправо 4)влево 3. Определите направление силы Ампера. 1)вниз 2)вверх 3) вправо 4)влево N S S N

Слайд 11

1 вариант 2 вариант 4. Как изменится сила Ампера, действующая на прямолинейный проводник с током в однородном магнитном поле, при увеличении индукции магнитного поля в 3 раза и увеличении силы тока в 3 раза? Проводник расположен перпендикулярно вектору индукции. 1) уменьшится в 9 раз; 2) уменьшится в 3 раза; 3) увеличится в 3 раза; 4) увеличится в 9 раз. 4. Как изменится сила Ампера, действующая на прямолинейный проводник с током в однородном магнитном поле, при уменьшении силы тока в проводнике в 2 раза и увеличении длины проводника в 4 раза? Проводник расположен перпендикулярно вектору индукции. 1) уменьшится в 2 раза; 2) уменьшится в 4 раза; 3) увеличится в 2 раза; 4) увеличится в 4 раза

Слайд 12

1 вариант 2 вариант 5.Магнитный поток внутри контура площадью 0, 002 м 2 равен 0, 008 Вб. Чему равен вектор магнитной индукции, если он образует с нормалью угол 0 о ? 5 . Какой магнитный поток пронизывает плоскую рамку площадью 0,001 м 2 при индукции магнитного поля 4 Тл, если вектор магнитной индукции образует с нормалью к этой поверхности угол 60 о ? 1 мВб 2) 2 мВб 3 ) 3 мВб 4) 4 мВб 1 Тл 2) 2 Тл 3) 3 Тл 4) 4 Тл

Слайд 13

1 вариант 2 вариант 6. Прямолинейный проводник длиной 0,1 м, по которому течёт электрический ток силой 3 А, находится в однородном магнитном поле перпендикулярно линиям магнитной индукции. Сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля равна 6Н. Чему равен вектор магнитной индукции? 1) 5 Тл 2) 10 Тл 3) 15 Тл 4) 20 Тл 6. Прямолинейный проводник длиной 0,2 м, по которому течёт электрический ток, находится в однородном магнитном поле перпендикулярно линиям магнитной индукции. Сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля 8Н, вектор магнитной индукции равен 4Тл. Чему равна сила тока в проводнике? 1) 5 А 2) 10 А 3) 15 А 4) 20 А

Слайд 14

1 вариант 2 вариант 7. Две одинаковые катушки замкнуты каждая на свой гальванометр. В катушку А вносят магнит северным полюсом, а из катушки Б вынимают магнит северным полюсом. Стрелка отклонится у гальванометра подключенного к катушке 1) к катушке А; 2) к катушке Б; 3)не отклонится ни в А ни в Б; 4)отклонится в обоих случаях. 7. Две одинаковые катушки замкнуты каждая на свой гальванометр. В катушке А магнит покоится, а из катушки Б вынимают магнит южным полюсом . Стрелка отклонится у гальванометра подключенного к катушке 1) к катушке А; 2) к катушке Б; 3)не отклонится ни в А ни в Б; 4)отклонится в обоих случаях.

Слайд 15

Гриневич Людмила Александровна 1 2 3 4 5 6 4 4 3 4 2 4 Проверь себя 38 7 4 1 вариант 2 вариант 1 2 3 4 5 6 1 3 2 3 4 2 7 2

Слайд 16

Критерий оценок «2» - менее 3 заданий «3» - 3 - 4 заданий «4» - 5 заданий «5» - 6 - 7 заданий

Слайд 17

Что их объединяет? Майкл Фарадей

Слайд 18

Майкл Фарадей английский физик, химик, основоположник учения об электромагнитном поле, член Лондонского королевского общества 22 сентября 1791 — 25 августа 1867

Слайд 19

Тема урока : «Явление электромагнитной индукции»

Слайд 20

В 1820г. Ганс Христиан Эрстед показал, что протекающий по цепи электрический ток вызывает отклонение магнитной стрелки. Если электрический ток порождает магнетизм, то с магнетизмом должно быть связано появление электрического тока. В 1822 г. Майкл Фарадей записал в своём дневнике: «Превратить магнетизм в электричество». Многие годы настойчиво ставил он различные опыты, но безуспешно , и только 29 августа 1831г. наступил триумф.

Слайд 21

Цель урока: Изучить физические особенности явления электромагнитной индукции, установить связь между магнитным и электрическим полями, показать значение этого явления для физики и техники.

Слайд 22

Опыты Фарадея при движении магнита относительно катушки возникает индукционный ток индукционного тока нет магнит неподвижен

Слайд 23

Подумайте Из понятий магнит катушка электрический ток изменение магнитного потока гальванометр Какое понятие является ключевым для изучения темы нашего урока?

Слайд 24

ВЫВОД: При всяком изменении магнитного потока, пронизывающего замкнутый контур, в этом контуре возникает электрический ток.

Слайд 25

ФАРАДЕЙ ПРЕДЛОЖИЛ И ДРУГИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ОПЫТА: Замыкание (размыкание) цепи катушки с током Регулирование реостатом силы тока в цепи катушки Внесение (извлечение) катушки с током из катушки, замкнутой на гальванометр Вращение замкнутого контура в магнитном поле

Слайд 26

электрический ток в катушке 2 возникает в моменты замыкания и размыкания ключа катушки 1 Опыт Фарадея с катушками

Слайд 27

Опыты Фарадея

Слайд 28

Явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при любом изменении магнитного потока, пронизывающего этот контур, называется электромагнитной индукцией, а ток – индукционным.

Слайд 29

Зарядные устройства без внешнего источника тока

Слайд 30

Взаимодействие замкнутого алюминиевого кольца и магнита

Слайд 31

Принцип работы трансформатора

Слайд 32

Так что же их объединяет? Майкл Фарадей явление электромагнитной индукции

Слайд 33

«Пока люди будут пользоваться благами электричества, они будут помнить имя Фарадея» Герман Гельмгольц

Слайд 34

Домашнее задание § 48, упражнение 39 устно Дополнительное задание Подготовить сообщение или презентацию о значении явления электромагнитной индукции в современном мире.

Слайд 35

Ответить на вопросы

Слайд 36

1. При внесении южного полюса магнита в катушку амперметр фиксирует возникновение индукционного тока. Что необходимо сделать, чтобы увеличить силу индукционного тока? 1. увеличить скорость внесения магнита 2. вносить в катушку магнит северным полюсом 3. изменить полярность подключения амперметра 4. взять амперметр с меньшей ценой деления

Слайд 37

2. Катушка замкнута на гальванометр. В каких из перечисленных случаев в ней возникает электрический ток? А) В катушку вдвигают электромагнит. Б) В катушке находится электромагнит. 1 . Только А. 2. Только Б. 3. В обоих случаях. 4. Ни в одном из перечисленных случаев.

Слайд 38

3. Две одинаковые катушки А и Б замкнуты каждая на свой гальванометр. В катушку А вносят полосовой магнит, а из катушки Б вынимают такой же полосовой магнит. В каких катушках гальванометр зафиксирует индукционный ток? ни в одной из в обеих катушках только в катушке А только в катушке Б

Слайд 39

4. Один раз плоский магнит падает сквозь неподвижное металлическое кольцо южным полюсом вниз, второй раз северным полюсом вниз. Ток в кольце 1) возникает в обоих случаях 2) не возникает ни в одном из случаев 3) возникает только в первом случае 4) возникает только во втором случае

Слайд 40

5. В металлическое кольцо в течение первых двух секунд вдвигают магнит, в течение следующих двух секунд магнит оставляют неподвижным внутри кольца, в течение последующих двух секунд его вынимают из кольца. В какие промежутки времени в катушке течет ток? от 0 до 6 секунды от 0 до 2 секунды и от 4 до 6 секунды от 2 до 4 секунды только от 0 до 2 секунды

Слайд 41

6. Постоянный магнит вводят в замкнутое алюминиевое кольцо на тонком длинном подвесе (см. рисунок). Первый раз – северным полюсом, второй раз – южным полюсом. При этом в обоих опытах кольцо отталкивается от магнита в обоих опытах кольцо притягивается к магниту в первом опыте кольцо отталкивается от магнита, во втором – кольцо притягивается к магниту в первом опыте кольцо притягивается к магниту, во втором – кольцо отталкивается от магнита

Слайд 42

Оцени свою работу на уроке Мои умения и навыки Я умею проводить и объяснять опыты Фарадея Я знаю, от чего зависит возникновение индукционного тока в проводнике Я знаю, что такое индукционный ток Я знаю, как важно явление электромагнитной индукции в технике Общее впечатление от урока

Слайд 43

Домашнее задание § 48, упражнение 39 устно Дополнительное задание Подготовить сообщение или презентацию о значении явления электромагнитной индукции в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физика анимация интерактивная электромагнитная индукция

На сайте представлены интерактивные модели по физике, предназначенные для использования в качестве лекционных демонстраций и наглядных пособий при индивидуальном обучении. Кроме того сайт содержит бол...

Урок в 9 классе Явление электромагнитной индукции.

Открытие электромагнитной индукции....

Методическая разработка по физике на тему "Электромагнитная индукция"

Разработка урока по физике включающая презентацию...

Контрольная работа по физике "Магнитное поле.Электромагнитная индукция." 11 класс,учебник Мякишева

Контрольная работа по физике "Магнитное поле.Электромагнитная индукция." 11 класс,к учебнику Мякишева.Работа состоит из двух вариантов....

Разработка урока по теме «Явление электромагнитной индукции». Технологическая карта урока.

Урок изучения нового материала. Познавательные УУД: Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения. Коммуникативные УУД: Пла...

Презентация по физике на тему "Электромагнитная индукция"

Презентация предназначена для использования на занятиях по физике для студентов СПО...

Презентация к уроку физики на тему "Электромагнитная индукция", 9 класс

Презентация к уроку физики на тему "Электромагнитная индукция", 9 класс...