Наш Гагарин
классный час по физике (7 класс) на тему
Классный час, посвященный первому в мире космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину. В нем использованы киноматериалы и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_gagarin.docx | 53.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Наш Гагарин
Классный час (7 класс)
Цели:
- Познакомить учащихся с историей освоения космоса, с жизнью первого космонавта, расширить кругозор учащихся путем популяризации знаний о достижении в области космонавтики.
- Развивать познавательную и творческую активность, прививать интрес к изучению коосмоса и истории космонавтики.
- Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией «Наш Гагарин», видеофрагменты, аудиозапись песни «Притяженье Земли», аудиозапись сообщения ТАСС, аудиозапись обращения Гагарина перед полетом, макет корабля «Восток 1».
Предварительная подготовка: изготовление макета космического корабля
Приложение 1 Голос Левитана: «Говорит Москва! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время десять часов две минуты. Передаем слообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство.
12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-ксмонавтом космического корабля спутника является гражданин Союза Советских социалистических республик летчик, майор Гагарин Юрий Алексеевич»
Учитель Его жизнь так быстро стала легендой, потому что она с самого начала несла в себе черты ясности, трудолюбия, человечности и патриотизма. Он был человеком, который ни столько поднялся над другими, сколько вместе с собой поднял всю эпоху.
Жизнь героя в одинаковой мере складывается из фактов и легенд. Все знают их вершины. Но как увидеть их истоки? И хотя космос понятие великое, для нас не менее важно узнать что-то и о человеческой душе.
Ученик 1 Юра вырос в самом центре России в крестьянской семье. Родился 9 марта 1934 года в городе Гжатск (ныне Гагарин) Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области в семье колхозника."Семья, в которой я родился, - писал позднее Юрий Алексеевич, - самая обыкновенная; она ничем не отличается от миллионов трудовых семей нашей Родины". Детство провел в деревне Клушино, старой русской деревне, у знаменитой смоленской дороги. Той самой Смоленской дороги, по которой гнали из России Наполеона и по которой в сорок первом пришла война. Война. Она прошла через судьбы всех советстких людей. Прошла она через судьбу ребенка Юрия Гагарина. В первый класс Юра пошёл 1 сентября 1941 года, но в школе с 1 октября прекратились занятия, так как фронт приближался. Семья Гагариных не успела эвакуироваться и осталась «под немцем» на целых полтора года. В их доме поселились фашисты, а семья вынуждена была жить в землянке, которую вырыл наспех отец Юры. Старших детей – Валентина и Зою угнали в Германию. Весной 1943 года деревню освободили наши войска. 9 марта 1943 года возобновились занятия в школе. Поскольку школу немцы сожгли, уроки проводились у учительницы дома.
Учитель Трудно сказать, мечтал ли в те годы Юрий Алексеевич о небе. В своих воспоминаниях он не акцентирует внимание на этом вопросе. Но вот то, что в его мыслях не было и намека на возможность полета в космос - это наверняка.
Ученик 2 24 мая 1945 года семья Гагариных переехала из Клушино в город Гжатск, где Юрий продолжил свое обучение.
Окончив в 1949 шестой класс, Юрий поступил в Люберецкое ремесленное училище под Москвой, где учился на формовщика-литейщика. В 1951 с отличием окончил училище и одновременно — 7-й класс школы рабочей молодежи. Как один из лучших учеников был направлен для продолжения учебы в Саратовский индустриальный техникум. Во время учебы начал заниматься в Саратовском аэроклубе и по окончании с отличием техникума в 1955 решил посвятить себя авиации.
По рекомендации комиссии аэроклуба поступил в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище в Оренбурге, которое окончил с отличием в 1957. Служил в Заполярье. В 1959 участвовал в конкурсном отборе кандидатов для полета в космос, и весной 1960 был зачислен в первый отряд космонавтов в числе других 20 офицеров-летчиков.
Первый отряд космонавтов
Летом 1959 года мандатная комиссия главного штаба ВВС начала отбор молодых людей из авиационных гарнизонов всего Советского Союза. Причем исключался только московский военный округ. Так было спланировано исключительно с той целью, чтобы отобранные молодые люди не имели в столице ни связей, ни «хвостов», и таким образом исключалась бы любая утечка информации. Первоначальные требования отбора были следующими: возраст - 25-30 лет, рост - не более 170 сантиметров, вес - не более 70 килограммов. Советских конструкторов волновала проблема ограниченной ракетной мощности, поэтому отбирали небольших по росту и стройных молодых людей.
Строевым летчикам предлагалось на месте, без раздумий дать ответ на вопрос об участии в новых испытаниях. Тех, кто давал согласие (их набралось более 1, 5 тыс. человек по всему СССР), направляли на интенсивный медицинский отбор на местах. Но в центр научно-исследовательского авиационного госпиталя были направлены только 400 человек. Отдел отбора госпиталя возглавлял кандидат медицинских наук Николай Гуровский. Из 400 человек отбор прошли только 20. Так был создан первый отряд космонавтов. 7 марта 1960 года 20 человек начинают тренироваться в одном из зданий ЦСКА. 18 июня 1960 года отряд будущих космонавтов впервые принимает в ОКБ-1 Сергей Королев. Он проводит их по цехам, показывает различные типы космических кораблей и подводит к кораблю-спутнику «Восток». Королев спросил их тогда: «Ну кто хочет посидеть в кресле пилота?» И только один Гагарин, протиснувшись из второй шеренги, сделал шаг вперед и сказал: «Старший лейтенант Гагарин готов посидеть в кресле пилота!» За этим последовала очаровательная улыбка будущего героя. В то время ему шел 26-й год. Юрий снял ботинки, ловко и быстро залез в кабину, осмотрелся, потрогал детали. Когда он вернулся в строй, Королев произнес: «Товарищи, это тот самый корабль, в котором однажды кто-то из вас полетит. Куда? На высоту 300 километров».
30 августа 1960 года было утверждено Положение об отряде космонавтов, и молодых людей начинают серьезно «муштровать»: в термокамере подвергают температурам до 40 градусов, в барокамере - супернизкому давлению (эквивалентному на высотах 50 километров над уровнем океана). «Курсантов» сбрасывают в скафандрах в ледяную воду до 10 раз в течение дня. Они неоднократно совершают прыжки с парашютом.
Летчиков крутят, вертят, трясут на «адских машинах» - специальных центрифугах. В распоряжении отряда космонавтов уже находился макет космического корабля, и они изучают его устройство.
Тем не менее одного макета для занятий 20 человек явно не хватало. И это вынуждает наставника отряда космонавтов - генерала Николая Каманина - сократить группу до пяти человек. В нее входят: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский. 18 января 1961 года эта пятерка сдает экзамен по освоению устройства и управлению космическим кораблем. Летчиков возят на Байконур, они становятся свидетелями нескольких аварийных пусков кораблей без пилота. Смертельную опасность этого мероприятия осознают абсолютно все.И с этого момента встает вопрос: кто полетит первым?
Что же собой представлял космический корабль
Ученик 3 По модели расказывает об устройстве космического корабля «Восток» . Космический корабль «Восток» (Приложение 2)
Учитель Почему Гагарин? Почему он – первый? Как бы вы ответили на этот вопрос?
Почему Гагарин?
Из воспоминаний генерала Николая Каманина: «Меня неотступно преследует одна и та же мысль: «Кого послать в космический полет, Гагарина или Титова? И тот и другой отличные кандидаты. Весь день наблюдал за Гагариным: он ведет себя молодцом: быстрая ориентация в новой обстановке, положительная реакция на новизну, спокойный уверенный стиль работы. Я не заметил ни одного штриха ни в его поведении, ни в движении, которое не соответствовали обстановке. Уверенная вдумчивость, знание и жизнерадостность, вот его характеристика. Я предложил Гагарина.»
Экзамен на честность
Нарушим хронологию событий и забежим на несколько лет вперед. В 1970 году, уже после трагической гибели Юрия Гагарина, на родину первого героя космоса, в Гжатск, к его матери Анне Тимофеевне приехали М. Руденко и бывший штурман дальней авиации, а впоследствии известный журналист Николай Варваров «Анна Тимофеевна! Дело прошлое... Юра, конечно, пионер космоса... Но все же не упоминал ли он, почему именно его послали первым? Кто его выбрал?» - спросили женщину гости.
Анна Тимофеевна поплакала и посетовала, что сын долго ни о каких подробностях ей не рассказывал - «видимо, это была большая государственная тайна». Этот вопрос мучил и саму ее, и однажды ей удалось заставить сына разоткровенничаться. Оказывается, решающим оказался неофициальный экзамен, который провел Королев с группой космонавтов.
Ответственный за проект полета человека в космос в целом - конструктор С. Королев сам был очень озабочен проблемой отбора, поэтому решает сам проверить, чем же отличаются летчики один от другого (все они одинакового роста, веса, все - старшие лейтенанты, кроме Комарова, который уже тогда был капитаном). Королев приглашал по очереди к себе в кабинет будущих космонавтов и, как оказалось, задавал всем одни и те же вопросы. Начинал он издалека. Как здоровье, настроение, моральное состояние? Потом переходил к вопросам профессионального толка. Гагарин попал «на прием» к конструктору далеко не первым. Когда дошла его очередь, после тех же стандартных вопросов Королев спросил: «А как проходят тренировки на центрифуге?»
«Сергей Павлович, это самое трудное для меня испытание, чтоб провалилась эта железяка! После нее у меня зайчики прыгают в глазах, я еле на ногах держусь, а когда залезаю в нее, мысленно крещусь», - таков был ответ Гагарина Королеву.
Наверное, это признание было равносильно катастрофе! Претендент в космонавты не выдерживает главного испытания перед полетом! Но реакция конструктора была как раз обратной - он выскочил из-за стола, схватил руки Юры и долго тряс и пожимал их со словами: «Спасибо за честность, теперь я все понимаю...»
Сергей Павлович обладал невероятным авторитетом, и государственная комиссия, выслушав доводы Королева, проголосовала за Гагарина, утвердила его первым на полет, а дублером - Титова.
Когда произошел первый прорыв человека в космос мир был моложе на пятьдесят лет и на многие вещи человек смотрел по- иному. Лет через 50 людям будет еще трудне вообразить подвиг Гагарина.
Он был первым. К этому трудно что-либо добавить. Его полет длился всего 108 минут. Но он продолжается уже пять десятилетий и будет продолжаться всегда.
(Голос Гагарина Приложение 3).
«Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано, было прожито и сделано ради этой прекрасной минуты!»
Звучит песня «Притяжение Земли» в исполнении ЛьваЛещенко(Приложение 4)на фоне видеофильма «Звездный избранник»( Приложение 5.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гагарин-первый космонавт
развитие космонавтики...
50 лет полету Гагарина
Разработка содержит материал о детстве Юрия Алексеевича, его семье, первом полете. Понятно, в доходчивой для 5-6 классников форме знакомим детей с выдающимся человеком....
Феномен Гагарина
Презентация показана на литературном празднике, посвящённом 50-летию Космоса....
Анализ книги В.И.Россошанского "Феномен Гагарина"
работа по книге...
Методическая разработка в виде презентаций для проведения уроков-соревнований, посвящённых 50-летию полёта в космос Ю.А.Гагарина на английском языке.
Уроки проводятся в форме уроков - соревнований между командами по трём уровням: уровень 1-5-6 классы, уровень 2 - 7-8 классы, уровеь 3 - 9-11 классы. Основу уроков составляют интерактивные презентации...
стихотворение Гагарину
Стихотворение, написанное учеником 9 класса...
Муниципальная санаторно-лесная школа им. Ю. А. Гагарина
Я работаю в школе, которая даёт возможность детям подлечиться, но при этом не отстать от школьной программы. У нас в школе преподаются все предметы, что и в общеобразовательной. И это не консультации ...