Межпредметная ин теграция на уроках физики (физика и химия)
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
После окончания темы «Тепловые явления. Агрегатные превращения веществ» ученикам 8 класса предлагается выполнить творческое домашнее задание: самостоятельно составить и решить задачу о свойствах металлов (ученик выбирает самостоятельно понравившийся ему металл), построить график зависимости изменения количества теплоты от температуры, предварив ее информацией о химических свойствах металлов, интересных и занимательных фактах о металлах. Чтобы найти интересную информацию о металлах ученикам необходимо будет использовать дополнительные источники информации помимо учебника химии и физики, такие как энциклопедии, справочники, интернетресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khimiya_i_fizika_statya.docx | 37.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметная интеграция на уроках физики
(физика и химия 8 класс).
Среди многих идей, которые направлены на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых, на мой взгляд, - идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Для иллюстрации одного из возможных подходов развития познавательного интереса, для того, чтобы ученик взглянул на физику с другой точки зрения, возможно, применил свои знания на практике, раскрыл, может быть, скрытые свои возможности - творческие домашние задания, соединение знаний по нескольким предметам.
Реализация межпредметных связей позволяет расширить знания учащихся по предметам, способствуют повышению научного уровня знаний, развитию логического мышления и творческих способностей. В данном случае имеет место развитие сопутствующих межпредметных связей, т.е. рассматриваются законы и и величины одновременно изучаемые как по физике, так и по химии – металлы. Химия влияет на физику, пожалуй, сильнее, чем любые другие науки. На заре своего развития она играла важную роль в становлении физики, эти науки взаимодействуют очень сильно: химия изучает строения металлов, а физика формулирует законы, по которым металлы взаимодействуют с окружающей средой; объяснение системы Менделеева возможно только с опорой на теорию строения атома, т.е. на физическую теорию, а теория атомного строения вещества получила основательное подтверждение в химических опытах и т.д.
Стандартное домашнее задание по окончании темы можно сделать нескучным, привлекательным. На такое домашнее задание отводится 2 недели, в течение которых ученик может советоваться как с учителем, может высылать на электронную почту или оставлять сообщения на «Персональном сайте учителя физики Братушки Аллы Даниловны», варианты выполнения своей работы, чтобы узнать возможные ошибки. Вся работа нацелена на получение только положительной оценки.
После окончания темы «Тепловые явления. Агрегатные превращения веществ» ученикам 8 класса предлагается выполнить творческое домашнее задание: самостоятельно составить и решить задачу о свойствах металлов (ученик выбирает самостоятельно понравившийся ему металл), построить график зависимости изменения количества теплоты от температуры, предварив ее информацией о химических свойствах металлов, интересных и занимательных фактах о металлах. Чтобы найти интересную информацию о металлах ученикам необходимо будет использовать дополнительные источники информации помимо учебника химии и физики, такие как энциклопедии, справочники, интернетресурсы. Для решения задачи обязательно необходимы табличные значения тепловых свойств металлов, такие как температура кипения, плавления и т.д. В таблицах тепловых свойств металлов присутствуют не все металлы, представленные в таблице Д.И. Менделеева, а ученики, порой выбирают нестандартные металлы для задач, например полоний. Узнать о свойствах полония можно лишь в справочниках или в интернетресурсах, т.к. в курсе физики и химии этот металл не изучается. Удельная теплоемкость полония – 59700 Дж/кг оС, удельная теплота парообразования – 480000 Дж/кг, температура плавления равна 2460С, а температура кипения равна 9620С – информация получена из «Популярной библиотеки химических элементов» М., «Наука», 1983г. Задачи ученики составляют и решают по уровням сложности, этот факт учитывается при выставлении оценки. За основу деления задач по уровню сложности берутся следующие критерии:
задачи на уровень «3» - задачи без фазового перехода, т.е. охлаждение или нагревание металла;
задачи на уровень «4» - задачи с фазовым переходом, задачи с участием нескольких тел, задачи на теплообмен;
задачи на уровень «5» - задачи на КПД, на уравнение теплового баланса, наличие построения графиков тепловых процессов.
Оформление решения задачи необходимо выполнить в соответствии с требованиями, предъявляемыми при оформлении текстовых задач, проверяемых экспертами на экзаменах уровня «С», т.е. ученики еще раз закрепляют алгоритм оформления задачи.
Предлагаю пример выполненного домашнего задания,
ученик 8 «В» класса Крылов Артем.
Учитель физики Братушка Алла Даниловна.
2 | 80 | Hg |
200.59 | ||
5d106s2 | ||
Ртуть |
Ртуть. Проект «Физика + Химия
Ртуть (лат. Hydrargyrum, англ. Mercury) – элемент 6 периода, II группы, побочной подгруппы. Является тяжелым металлом серебристого цвета. Пары ртути очень токсичны для человека. Смертельная доза ртути в составе неорганических соединений равна 10-42 мг/кг. Используется в термометрах. Особенно, в медицинских. В природе ртуть встречается в 7 стабильных изотопах: (0,2%), (10%), (16,8%), (23,1%) (13,2%), (29,8%), (6,9%). Содержание ртути в земной коре – примерно 0,0000045%, т. е. .
Самородная ртуть была известна еще за 2000 лет до н. э.. Народы Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Китая и Древней Индии использовали киноварь (сульфид ртути, ) как краску или лекарство. Название ртути, hydrargyrum , произошло от слова hydrargyros (греч. hydor (вода) + argyros (серебро)).
№ периода | 6 |
№ группы | IIB |
Относительная атомная масса | 200,59 |
№ п/п | 80 |
Удельная теплоемкость, | |
Удельная теплота плавления, | |
Удельная теплота кипения, | |
Температура плавления, | |
Температура кипения, | |
Плотность, |
Задача.
Кусок ртути массой 338 кг достали из криогенной камеры при начальной температуре -150℃, опустили в резервуар, где находилось 27 кг воды при температуре 100℃. Затем полученную смесь стали нагревать на газовой горелке с КПД 30%. Сколько потребуется природного газа, чтобы довести смесь до температуры кипения воды? Отдачей тепла резервуару с водой пренебречь.
|QнагрHg+ QплHg |= |Qохл.в.| | |
Ответ: 1,08 кг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"
Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика» проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...
Презентация к уроку по физике "Физика высоких энергий" 11 класс
Презентация к уроку по физике "Физика высоких энергий" 11 класс...
Урок по физике "Физика и дорожная безопасность"
Урок в котором с помощью законов физики, ещё раз обращается внимание на безопасность дорожного движения и необходимости соблюдения правил ПДД....
Открытый урок по физике "Физика на кухне"
Урок по физике для группы поваров - кондитеров в 10 классе....
Презентация к уроку по физике "Физика и познание окружающего мира", 10 класс
Презентация предназначена для вводного урока к курсу физики Г.Я. Мякишева и др. для 10-11 классов....
Урок по физике "Физика вокруг нас"
Методическая разработка урока по физике "Физика вокруг нас"...
Конспект урока по физике "Физика и техника. Лабораторная работа "Измерение физических величин"
Предмет: физикаКласс: 7Место: первый урокЦели урока:• обеспечить закрепление изученных знаний; • организовать деятельность учащихся по воспроизведению изученного материала;• р...