Рабочая программа 7 класс УМК Перышкин
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
Рабочая программа УМК Перышкин 2013-2014 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_klass_fizika_2014-2015.docx | 100.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка Пояснительная записка раскрывает общую концепцию рабочей программы по предмету. В ней конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета в данном классе. Здесь же отражаются основные особенности работы, связанные с типом образовательного учреждения, задачами, поставленными в его образовательной программе, особенностями контингента учащихся ОУ в целом, конкретной параллели, класса. Кроме того, отражаются те изменения и дополнения, которые учитель предполагает внести в программу и планирование. В пояснительной записке могут быть отражены следующие сведения: | |
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа (ФГОС, ФГУП, учебный план ОУ и др.); Сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа (Примерная программа по предмету, рабочая программа авторов-разработчиков с указанием выходных данных); | Рабочая программа по физике для 7 класса основной общеобразовательной школы Сведения о программе Настоящая программа составлена на основе
и
Данный учебно-методический комплект реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира. Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики. Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Учебник«Физика. 7 класс. Учебник» автор А. В. Перышкин, для общеобразовательных учреждений, входящий в состав УМК по физике для 7-9 классов, рекомендован Министерством образования Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» Приложение1 № 1246) |
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, образовательного учреждения; | Цели изучения Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Задачи изучения Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются формирование: метапредметных компетенций, в том числе Познавательная деятельность:
Информационно-коммуникативная деятельность:
Рефлексивная деятельность:
предметных когнитивных и специальных знаний: В результате изучения физики ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
|
Определение места и роли учебного курса в учебном плане образовательного учреждения; | Место и роль учебного курса в учебном плане образовательного учреждения Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана. Роль физики в учебном плане определяется следующими основными положениями. Во-первых, физическая наука является фундаментом естествознания, современной техники и современных производственных технологий, поэтому, изучая на уроках физики закономерности, законы и принципы:
Во-вторых, основу изучения физики в школе составляет метод научного познания мира, поэтому учащиеся:
В-третьих, при изучении физики учащиеся систематически работают с информацией в виде базы фактических данных, относящихся к изучаемой группе явлений и объектов. Эта информация, представленная во всех существующих в настоящее время знаковых системах, классифицируется, обобщается и систематизируется, то есть преобразуется учащимися в знание. Так они осваивают методы самостоятельного получения знания. В-четвертых, в процессе изучения физики учащиеся осваивают все основные мыслительные операции, лежащие в основе познавательной деятельности. В-пятых, исторические аспекты физики позволяют учащимся осознать многогранность влияния физической науки и ее идей на развитие цивилизации. Таким образом, преподавание физики в основной школе позволяет не только реализовать требования к уровню подготовки учащихся в предметной области, но и в личностной и метапредметной областях, как это предусмотрено ФГОС основного общего образования. |
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой ОУ, а также требованиями ГИА и ЕГЭ. | Планируемый уровень подготовки учащихся Требования к уровню подготовки отвечают требованиям, сформулированным в ФГОС, и проводятся ниже. Предметными результатами изучения физики в 7 классе являются: понимание:
умение:
владение:
Требования к личностным и метапредметным результатам также соответствуют требованиям ФГОС основного общего образования и приводятся ниже. Личностные результаты при обучении физике:
Метапредметные результаты при обучении физике:
Перечень УУД, формированию которых уделяется основное внимание при планировании работы по физике познавательные:
регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана личностные – личностное самоопределение смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей |
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе о количестве обязательных часов для проведения лабораторно-практических, повторительно-обобщающих, контрольных уроков, а также при необходимости – часов на экскурсии, проекты, исследования и др.; | Информация о количестве учебных часов Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики в 7 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов по рабочей программе - 70, согласно школьному учебному плану - 2 часа в неделю. Количество контрольных и лабораторных работ оставлено без изменения в соответствии с примерной и авторской программой. Авторской программой (а так же рабочей программой)учебные экскурсии не предусмотрены. . |
Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков и т.п., а также о возможной внеурочной деятельности по предмету; | Используемые технологии обучения. Формы организации образовательного процесса. Внеурочная деятельность по предмету. Реализация Рабочей программы строится с учетом личного опыта учащихся на основе информационного подхода в обучении, предполагающего использование личностно-ориентированной, проблемно-поисковой и исследовательской учебной деятельности учащихся сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельной. Учитывая значительную дисперсию в уровнях развития и сформированности универсальных учебных действий, а также типологические и индивидуальные особенности восприятия учебного материала современными школьниками, на уроках физики предполагается использовать разнообразные приемы работы с учебным текстом, фронтальный и демонстрационный натурный эксперимент, групповые и другие активные формы организации учебной деятельности. Внеурочная деятельность по физике в авторской программе не предусмотрена. (В рабочих программах учителей возможна ссылка на программу внеклассной работы ОУ) |
Виды и формы промежуточного, итогового контроля (согласно уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения) | Формы аттестации школьников. Аттестация школьников, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий. Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников:
Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для констатирующей аттестации:
|
Информация об используемом УМК (особенности его содержания и структуры) | Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы
Электронные учебные издания 1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7—11 классы(под редакцией Н. К. Ханнанова). (выходные данные) 2. Лабораторные работы по физике. 7 класс (виртуальнаяфизическая лаборатория). (выходные данные) Основные и дополнительные информационные источники, рекомендуемые учащимся и используемые учителем (сайты, компьютерные программы и т.п.) Аттестация школьников проводится с использованием печатных изданий (указать каких), средств автоматизированного контроля (указать каких), другое. |
Информация об особенностях использования рабочей программы в конкретном классе | Особенности использования рабочей программы в 2013-2014 учебном году в ОУ № 000 |
Содержание учебного предмета | |
Здесь воспроизводится учебная программа для 7 класса. В данном случае – авторская программа А. В. Перышкина, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. В соответствии с требованиями в содержании указываются не только изучаемый материал, но и обязательные фронтальные лабораторные работы и опыты. Информация о внесённых изменениях в Примерную программу или программу авторов-разработчиков и их обоснование; . | Содержание рабочей программы Введение (4 ч) Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника. ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1. Определение цены деления измерительного прибора. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч) Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений. ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2. Определение размеров малых тел. Взаимодействия тел (23 ч) Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 3. Измерение массы тела на рычажных весах. 4. Измерение объема тела. 5. Определение плотности твердого тела. 6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром. 7. Измерение силы трения с помощью динамометра. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч) Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. 9. Выяснение условий плавания тела в жидкости. Работа и мощность. Энергия (16 ч) Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 10. Выяснение условия равновесия рычага. 11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. |
Учебно-тематический план | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В учебно-тематическом плане указываются названия разделов курса и крупных тем, время, отводимое на их изучение, число лабораторных, контрольных работ и экскурсий. Можно совместить учебно-тематический план с календарным планированием. | Учебно-тематический план
|
Перечень контрольных работ и зачетов (по темам) | ||
Информация о формах и темах контроля знаний учащихся |
|
|
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса | |
Информация об используемых наглядных пособиях и оборудовании | Печатные пособия Таблицы общего назначения
Тематические таблицы
Комплект портретов для кабинета физики (папка с двадцатью портретами) Цифровые образовательные ресурсы Оборудование кабинета физики, необходимое для реализации рабочей программы Демонстрационное Лабораторное |
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ7 класс(70 ч, 2 ч в неделю)
[1]Жирным шрифтом выделен материал, выносящийся на ГИА или ЕГЭ.
№ урока, дата | Тема | Содержание урока | Вид деятельности ученика | Экспериментальная поддержка | Дом.задание |
ВВЕДЕНИЕ (4 ч) | |||||
1/1. | Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты | Физика — наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Основные методы изучения физики (наблюдения, опыты),их различие1 | —Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических; —проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их, различать методы изучения физики | Демонстрации. Скатывание шарика по желобу, колебания математического маятника, соприкасающегося со звучащим камертоном, нагревание спирали электрическим током, свечение нити электрической лампы, показ наборов тел и веществ | § 1—3 |
2/2. | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений | Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора. Нахождение погрешности измерения. | —определять цену деления шкалы измерительного цилиндра; —определять объем жидкости с помощью измерительного цилиндра; —переводить значения физических величин в СИ, определять погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности —Измерять расстояния, промежутки времени, температуру; —обрабатывать результаты измерений | Демонстрации. Измерительные приборы: линейка, мензурка, измерительный цилиндр, термометр, секундомер, вольтметр и др. Опыты. Измерение расстояний. Измерение времени между ударами пульса | § 4, 5 |
3/3. | Лабораторная работа № 1 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» | —Находить цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц; —анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы; — работать в группе | ||
4/4. | Физика и техника) | Современные достижения науки. Роль физики и ученых нашей страны в развитии технического прогресса. Влияние технологических процессов на окружающую среду. | —Выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых; —определять место физики как науки, делать выводы о развитии физической науки и ее достижениях; —составлять план презентации | Демонстрации. Современные технические и бытовые приборы | § 6 |
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 ч) | |||||
5/1 | Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение | Представления о строении вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула -мельчайшая частица вещества. Размеры молекул. | —Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение; —схематически изображать молекулы воды и кислорода; —определять размер малых тел; —сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха; —объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества | Демонстрации. Модели молекул воды и кислорода, модель хаотического движения молекул в газе, изменение объема твердого тела и жидкости при нагревании | § 7—9 |
6/2 | Лабораторная работа № 2 | Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел» | —Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел; —представлять результаты измерений в виде таблиц; —выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы; —работать в группе | ||
7/3 | Движение молекул | Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Связь скорости диффузии и температуры тела | —Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела; —приводить примеры диффузии в окружающем мире; —наблюдать процесс образования кристаллов; —анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии; —проводить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов, делать выводы | Демонстрации. Диффузия в жидкостях и газах. Модели строения кристаллических тел, образцы кристаллических тел. Опыты. Выращивание кристаллов поваренной соли | § 10 |
8/4 | Взаимодействие молекул | Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и несмачивания тел | . —Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; —наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул; —проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы | Демонстрации. Разламывание хрупкого тела и соединение его частей, сжатие и выпрямление упругого тела, сцепление твердых тел, несмачивание птичьего пера. Опыты. Обнаружение действия сил молекулярного притяжения | § 11 |
9/5 | Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел | Агрегатные состояния вещества. Особенности трех агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярного строения. | —Доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; —приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях; —выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы | Демонстрации. Сохранение жидкостью объема, заполнение газом всего предоставленного ему объема, сохранение твердым телом формы | § 12, 13 |
10/6 | Зачет | Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | |||
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (23 ч) | |||||
11/1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Механическое движение — самый простой вид движения. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения | —Определять траекторию движения тела; —переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм; —различать равномерное и неравномерное движение; —доказывать относительность движения тела; —определять тело, относительно которого происходит движение; —использовать межпредметные связи физики, географии, математики; —проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы. | Демонстрации. Равномерное и неравномерное движение шарика по желобу. Относительность механического движения с использованием заводного автомобиля. Траектория движения мела по доске, движение шарика по горизонтальной поверхности. | § 14, 15 |
12/2 | Скорость. Единицы скорости. | Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости. Решение задач. | —Рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении; —выражать скорость в км/ч, м/с; —анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел; —определять среднюю скорость движения заводного автомобиля; —графически изображать скорость, описывать равномерное движение; —применять знания из курса географии, математики | Демонстрации. Движение заводного автомобиля по горизонтальной поверхности Измерение скорости равномерного движения воздушного пузырька в трубке с водой. | § 16 |
13/3 | Расчет пути и времени движения | Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тел. Решение задач. | —Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков; —определять: путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени | Демонстрации. Движение заводного автомобиля | § 17 |
14/4 | Инерция | Явление инерции. Проявление явления инерции в быту и технике. Решение задач. | —Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения; —приводить примеры проявления явления инерции в быту; —объяснять явление инерции; —проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции; анализировать его и делать выводы | Демонстрации. Движение тележки по гладкой поверхности и поверхности с песком. Насаживание молотка на рукоятку | § 18 |
15/5 | Взаимодействие тел | Изменение скорости тел при взаимодействии | —Описывать явление взаимодействия тел; —приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению их скорости; —объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы | Демонстрации. Изменение скорости движения тележек в результате взаимодействия. Движение шарика по наклонному желобу и ударяющемуся о такой же неподвижный шарик | § 19 |
16/6 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах | Масса. Масса — мера инертности тела. Инертность — свойство тела. Единицы массы. Перевод основной единицы массы в СИ в т, г, мг. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Выяснение условий равновесия учебных весов. | —Устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы; —переводить основную единицу массы в т, г, мг; —работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе тела; —различать инерцию и инертность тела | Демонстрации. Гири различной массы. Монеты различного достоинства. Сравнение массы тел по изменению их скорости при взаимодействии. Различные виды весов. Взвешивание монеток на демонстрационных весах. | § 20, 21 |
17/7 | Лабораторная работа № 3 | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | —Взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела; —пользоваться разновесами; —применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами; —работать в группе | ||
18/8 | Плотность вещества | Плотность вещества. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности. Анализ таблиц учебника. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния. | —Определять плотность вещества; —анализировать табличные данные; —переводить значение плотности из кг/м3 в г/см3; —применять знания из курса природоведения, математики, биологии | Демонстрации. Сравнение масс тел, имеющих одинаковые объемы. Сравнение объема жидкостей одинаковой массы | § 22 |
19/9 | Лабораторная работа № 4 Лабораторная работа № 5 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» | —Измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра; —измерять плотность твердого телас помощью весов и измерительного цилиндра; —анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы; —представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц; —работать в группе | ||
20/10 | Расчет массы и объема тела по его плотности | Определение массы тела по его объему и плотности. Определение объема тела по его массе и плотности. Решение задач | —Определять массу тела по его объему и плотности; —записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности вещества; —работать с табличными данными | Демонстрации. Измерение объема деревянного бруска | § 23 |
21/11 | Решение задач | Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | —Использовать знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема; —анализировать результаты, полученные при решении задач | ||
22/12 | Контрольная работа | Контрольная работа по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | —Применять знания к решению задач | ||
23/13 | Сила | Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила — причина изменения скорости движения. Сила — векторная физическая величина. Графическое изображение силы. Сила — мера взаимодействия тел. | —Графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения; —определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы; —анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы | Демонстрации. Взаимодействие шаров при столкновении. Сжатие упругого тела. Притяжение магнитом стального тела | § 24 |
24/14 | Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах | Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость силы тяжести от массы тела. Направление силы тяжести. Свободное падение тел. Сила тяжести на других планетах | —Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире; —находить точку приложения и указывать направление силы тяжести; —выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства); —работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения о явлении тяготения и делать выводы | Демонстрации. Движение тела, брошенного горизонтально. Падение стального шарика в сосуд с песком. Падение шарика, подвешенного на нити. Свободное падение тел в трубке Ньютона | § 25, 26 |
25/15 | Сила упругости. Закон Гука | Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Опытные подтверждения существования силы упругости. Формулировка закона Гука. Точка приложения силы упругости и направление ее действия. | —Отличать силу упругости от силы тяжести; —графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление ее действия; —объяснять причины возникновения силы упругости; —приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту | Демонстрации. Виды деформации. Измерение силы по деформации пружины. Опыты. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы | § 27 |
26/16 | Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела | Вес тела. Вес тела — векторная физическая величина. Отличие веса тела от силы тяжести. Точка приложения веса тела и направление ее действия. Единица силы. Формула для определения силы тяжести и веса тела. Решение задач | —Графически изображать вес тела и точку его приложения; —рассчитывать силу тяжести и вес тела; —находить связь между силой тяжести и массой тела; —определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести | § 28, 29 | |
27/17 | Динамометр Лабораторная работа№6 | Изучение устройства динамометра. Измерения сил с помощью динамометра. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | —Градуировать пружину; —получать шкалу с заданной ценой деления; —измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра; —различать вес тела и его массу; —работать в группе | Демонстрации. Динамометры различных типов. Измерение мускульной силы | § 30 |
28/18 | . Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одном направлении и в противоположных. Графическое изображение равнодействующей двух сил. Решение задач. | —Экспериментально находить равнодействующую двух сил; —анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы; —рассчитывать равнодействующую двух сил | Опыты. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Измерение сил взаимодействия двух тел | § 31 |
29/19 | Сила трения. Трение покоя | Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя | —Измерять силу трения скольжения; —называть способы увеличения и уменьшения силы трения; —применять знания о видах трения и способах его изменения на практике; —объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, анализировать их и делать выводы | Демонстрации. Измерение силы трения при движении бруска по горизонтальной поверхности. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Подшипники | § 32, 33 |
30/20 | Трение в природе и технике Лабораторная работа № 7 | Роль трения в технике. Способы увеличения и уменьшения трения. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра» | —Объяснять влияние силы трения в быту и технике; —приводить примеры различных видов трения; —анализировать, делать выводы; —измерять силу трения с помощью динамометра | § 34 | |
31/21 | Решение задач | Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил» | —Применять знания из курса математики, физики, географии, биологии к решению задач; —переводить единицы измерения | ||
32/22 | Контрольная работа | Контрольная работа по темам «Вес тела»,«Графическое изображение сил», «Силы»,«Равнодействующая сил» | —Применять знания к решению задач | ||
33/23 | Зачет | Зачет по теме «Взаимодействие тел» | |||
ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21 ч) | |||||
34/1 | Давление. Единицы давления | Давление. Формула для нахождения давления. Единицы давления. Решение задач | —Приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры; —вычислять давление по известным массе и объему; —переводить основные единицы давления в кПа, гПа; —проводить исследовательский эксперимент по определению зависимости давления от действующей силы и делать выводы | Демонстрации. Зависимость давления от действующей силы и площади опоры. Разрезание куска пластилина тонкой проволокой | § 35 |
35/2 | Способы уменьшения и увеличения давления | Выяснение способов изменения давления в быту и технике | —Приводить примеры увеличения площади опоры для уменьшения давления; —выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы | § 36 | |
36/3 | Давление газа | Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры | —Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей; —объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества; —анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы | Демонстрации. Давление газа на стенки сосуда | § 37 |
37/4 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля | Различия между твердыми телами, жидкостями и газами. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля. | —Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково; —анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты | Демонстрации. Шар Паскаля | § 38 |
38/5 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | Наличие давления внутри жидкости. Увеличение давления с глубиной погружения. Решение задач. | —Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; —работать с текстом учебника; —составлять план проведения опытов | Демонстрации. Давление внутри жидкости. Опыт с телами различной плотности, погруженными в воду | § 39, 40 |
39/6 | Решение задач | Решение задач. Самостоятельная работа(или кратковременная контрольная работа) по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» | —Решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | ||
40/7 | Сообщающиеся сосуды | Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью — на разных уровнях. Устройство и действие шлюза. | —Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту; —проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать выводы | Демонстрации. Равновесие в сообщающихся сосудах однородной жидкости и жидкостей разной плотности | § 41 |
41/8 | Вес воздуха. Атмосферное давление | Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. | —Вычислять массу воздуха; —сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; —объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы; —проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы; —применять знания из курса географии при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления | Демонстрации. Определение массы воздуха | § 42, 43 |
42/9 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли | Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы. Решение задач. | —Вычислять атмосферное давление; —объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли; —наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы | Демонстрации. Измерение атмосферного давления. Опыт с магдебургскими полушариями | § 44 |
43/10 | Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах | Знакомство с работой и устройством барометра-анероида. Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах. Решение задач. | —Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида; —объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря; —применять знания из курса географии, биологии | Демонстрации. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Изменение показаний барометра, помещенного под колокол воздушного насоса | § 45, 46 |
44/11 | Манометры | Устройство и принцип действия открытого жидкостного и металлического манометров. | —Измерять давление с помощью манометра; —различать манометры по целям использования; —определять давление с помощью манометра | Демонстрации. Устройство и принцип действия открытого жидкостного манометра, металлического манометра | § 47 |
45/12 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс | Принцип действия поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса. Физические основы работы гидравлического пресса. Решение качественных задач. | —Приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса; —работать с текстом учебника | Демонстрации. Действие модели гидравлического пресса, схема гидравлического пресса | § 48,49 |
46/13 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы. | —Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; —приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы; —применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике | Демонстрации. Действие жидкости на погруженное в нее тело. Обнаружение силы, выталкивающей тело из жидкости и газа | § 50 |
47/14 | Закон Архимеда | Закон Архимеда. Плавание тел. Решение задач. | —Выводить формулу для определения выталкивающей силы; —рассчитывать силу Архимеда; —указывать причины, от которых зависит сила Архимеда; —работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы; —анализировать опыты с ведерком Архимеда | Демонстрации. Опыт с ведерком Архимеда | § 51 |
48/15 | Лабораторная работа № 8 | Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | —Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело; —определять выталкивающую силу; —работать в группе | ||
49/16 | Плавание тел | Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности. | —Объяснять причины плавания тел; —приводить примеры плавания различных тел и живых организмов; —конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления; —применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел | Демонстрации. Плавание в жидкости тел различных плотностей | § 52 |
50/17 | Решение задач | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел» | —Рассчитывать силу Архимеда; —анализировать результаты, полученные при решении задач | ||
51/18 | Лабораторная работа № 9 | Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | —На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости; —работать в группе | ||
52/19 | Плавание судов. Воздухоплавание | Физические основы плавания судов и воздухоплавания. Водный и воздушный транспорт. Решение задач | —Объяснять условия плавания судов; —приводить примеры плавания и воздухоплавания; —объяснять изменение осадки судна; —применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания | Демонстрации. Плавание кораблика из фольги. Изменение осадки кораблика при увеличении массы груза в нем | § 53, 54 |
53/20 | Решение задач | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание» | —Применять знания из курса математики, географии при решении задач | ||
54/21 | Зачет | Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | |||
РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (16 ч) | |||||
55/1 | Механическая работа. Единицы работы | Механическая работа, ее физический смысл. Единицы работы. Решение задач. | —Вычислять механическую работу; —определять условия, необходимые для совершения механической работы | Демонстрации. Равномерное движение бруска по горизонтальной поверхности | § 55 |
56/2 | Мощность. Единицы мощности | Мощность— характеристика скорости выполнения работы. Единицы мощности. Анализ табличных данных. Решение задач. | —Вычислять мощность по известной работе; —приводить примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств; —анализировать мощности различных приборов; —выражать мощность в различных единицах; —проводить исследования мощности технических устройств, делать выводы | Демонстрации. Определение мощности, развиваемой учеником при ходьбе | § 56 |
57/3 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге | Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага. Решение задач. | —Применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем —определять плечо силы; —решать графические задачи | Демонстрация. Исследование условий равновесия рычага и перемещение груза; | § 57, 58 |
58/4 | Момент силы | Момент силы — физическая величина, характеризующая действие силы. Правило моментов. Единица момента силы. Решение качественных задач. | —Приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча; —работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы об условиях равновесия рычага | Демонстрации. Условия равновесия рычага | § 59 |
59/5 | Рычаги в технике, быту и природе Лабораторная работа№10 | Устройство и действие рычажных весов. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага» | —Проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; —проверять на опыте правило моментов; —применять знания из курса биологии, математики, технологии; —работать в группе | § 60 | |
60/6 | Блоки. «Золотое правило» механики | Подвижный и неподвижный блоки — простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов. Суть «золотого правила» механики. Решение задач. | —Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике; —сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков; —работать с текстом учебника; —анализировать опыты с подвижными неподвижным блоками и делать выводы | Демонстрации. Подвижный и неподвижный блоки | § 61, 62 |
61/7 | Решение задач | Решение задач по теме «Условия равновесия рычага» | —Применять знания из курса математики, биологии; —анализировать результаты, полученные при решении задач | ||
62/8 | Центр тяжести тела | Центр тяжести тела. Центр тяжести различных твердых тел. | —Находить центр тяжести плоского тела; —работать с текстом учебника; —анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы | Опыты. Нахождение центра тяжести плоского тела | § 63 |
63/9 | Условия равновесия тел | Статика — раздел механики, изучающий условия равновесия тел. Условия равновесия тел. | —Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела; —приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту; —работать с текстом учебника; —применять на практике знания об условии равновесия тел | Демонстрации. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия тел | § 64 |
64/10 | Коэффициент полезного действия механизмов Лабораторная работа № 11 | Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение ее КПД. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | —Опытным путем устанавливать, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; —анализировать КПД различных механизмов; —работать в группе | § 65 | |
65/11 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия | Понятие энергии. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Решение задач | —Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией; —работать с текстом учебника | § 66, 67 | |
66/12 | Превращение одного вида механической энергии в другой | Переход одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому. Решение задач | —Приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией; —работать с текстом учебника | § 68 | |
67/13 | Зачет | Зачет по теме «Работа. Мощность, энергия» | |||
68/14—70/16 | Повторение | Повторение пройденного материала | —Демонстрировать презентации; —выступать с докладами; —участвовать в обсуждении докладов и презентаций |
[1]Жирным шрифтом выделен материал, выносящийся на ГИА или ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа,физика,7кл.Перышкин(домашнее обучение)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего о...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочая программа по физике Перышкин А. В. 7 класс
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС.Содержит: 1) Планируемые разультаты освоения ООП; 2) Содержание учебного плана; 3) Тематическое планирование; 4) Календарно - тематическое планир...
Рабочая программа по физике Перышкин А. В. 8 класс
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС.Содержит: 1) Планируемые разультаты освоения ООП; 2) Содержание учебного плана; 3) Тематическое планирование; 4) Календарно - тематическое планир...
Рабочая программа по физике Перышкин А. В. 9 класс
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС.Содержит: 1) Планируемые разультаты освоения ООП; 2) Содержание учебного плана; 3) Тематическое планирование; 4) Календарно - тематическое планир...