Урок для учащихся 10-11 классов «Физика для всех».
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
Урок проводится в рамках предметной недели естественных наук .
Цель урока: Формирование представления учащихся о значении физики в жизни человека и общества.
Урок включает в себя материал различных разделов физики, что способствует актуализации знаний полученных на уроках в начале года, в прошлые годы. Способствует интеграции физических знаний, разрозненных и изучаемых в разных разделах и в разных классах школьного курса., формированию представления о физике, как всеохватывающей, фундаментальной науке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_dlya_vsekh.rar | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок для учащихся 10-11 классов
«Физика для всех».
Разработал: Болтовская Л.В.
Учитель физики МБОУ «СОШ с. Ома»
Пояснительная записка.
Урок проводится в рамках предметной недели естественных наук .
Цель урока: Формирование представления учащихся о значении физики в жизни человека и общества.
Задачи урока:
- Показать многообразие физических явлений в окружающем мире.
- Формировать убеждение в том, что физика фундаментальная наука.
- Формировать убеждение в том, физические законы – основа развития НТР.
- Знание и применение физических законов может быть созидательным и разрушительным.
Урок включает в себя материал различных разделов физики, что способствует актуализации знаний полученных на уроках в начале года, в прошлые годы. Способствует интеграции физических знаний, разрозненных и изучаемых в разных разделах и в разных классах школьного курса., формированию представления о физике, как всеохватывающей, фундаментальной науке.
- Открытый урок «Физика для всех». (фрагмент.)
Дорогие ребята, учителя, сегодня мы поговорим о связи физики и других наук. Рассмотрим некоторые факты, которые подтверждают высказывание, ставшее эпиграфом к нашему уроку.
И всё-таки физика – это главнейшая из наук о природе.
Я ещё не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле, -
Телевизору, голосу раций,
Вентилятору на столе.
Как придумать могли такое,
Что пластинка песню поёт,
что на кнопку нажмёшь рукою –
И средь ночи день настаёт?
Я вверю себя трамваю.
Я гляжу на экран кино.
Эту технику понимая,
Изумляюсь ей всё равно.
Ток по проволоке струится,
Спутник ходит по небесам!.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам.
Все чудеса, описанные в стихотворении В. Шефнера «Техника» - это достижения человеческой мысли, применение законов физики в нашей жизни. Эти чудеса так вошли в нашу жизнь, что мы уже не удивляемся тому, что можем увидеть и узнать, что происходит на другом конце света сейчас, в эту минуту (слайд телевизор телефон спутники). Не удивляемся тому, что приготовление пищи, освещение жилища – это уже не трудоёмкий и опасный процесс как в древности, а напротив, быстрое и лёгкое занятие. Кнопку нажал и готово. Слайд (лампочка, плита, кастрюли)
И все эти блага стали нам доступны в ХХ и ХХI веке благодаря знанию законов физики.
Наш классный час называется «Физика – главнейшая из всех наук о природе» Сегодня мы попытаемся установить связь физики не только с общеизвестными науками математика, астрономия, электротехника, но и с другими более возвышенными, чувственными областями деятельности человека. Попробуем доказать, что законы физики, знания о физических явлениях используются всеми и всюду, даже теми из людей, кто считает, что физика сложная, скучная и непонятная наука.
Послушайте стихотворение А.А. Фета.( слайд стихотворение, пейзаж дождь, капли.)
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистых мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Какое природное явление так поэтично описывает автор? Дождь.
Назовите физические явления о которых идёт речь в стихотворении?
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет (лучи солнца)
Распространение света
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет
Что значит трепещет? Каким физическим термином можно выразить действие воробья? (Колебания крыльев)
Качаясь, движется завеса
Колебания, движение.
Что такое механическое движение?
Две капли брызнули в стекло, (слайд падение капель.)
Падение капель под действием силы тяжести.
Как образовались на небе капли? Испарение жидкости из морей и океанов и конденсация в капли.
От лип душистых мёдом тянет,
Какое явление так красиво описывает Фет?
Диффузия
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит
Падение капель под действием силы тяжести.
Не правда ли Фет описал в своём поэтическом произведении сразу множество физических явлений?
Можно ли утверждать, что литература и физика взаимосвязаны?
Поэты черпают вдохновение в окружающем мире, описывают физические явления и достижения науки. В этом мы сегодня ещё не раз убедимся.
Подобные описания можно найти и у других авторов.
Например, Константин Бальмонт так писал о ветре:
Я- вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы.
В ветвях вздыхаю. Вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
Весною светлой, как вестник мая,
Целую ландыш, в мечту влюблённый,
И внемлет ветру лазурь немая.
Красивый отрывок . А что же такое ветер с точки зрения физики?
Конвекционные потоки в атмосфере. Воздух, нагреваясь, поднимается над землёй, образуется движение воздушных масс , называемое ветром. Слайд Морской бриз.
Огромные конвекционные потоки движутся в прибрежной зоне океанов и морей. В летние дни суша нагревается быстрее, чем вода, поэтому и воздух над сушей прогревается быстрее. Тёплый воздух поднимается вверх, его место занимает холодный воздух с моря, возникает ветер. Ночью наблюдается обратное явление: ветер дует с берега к морю. Это и есть бриз.
Такие конвекционные потоки формируются в огромных масштабах в атмосфере и определяют погоду, климат в каждой зоне на земле. Слайд Циклон
Какая наука изучает климат, моря и океаны? География
Правда ли, что география изучает физические явления? Какие ещё физические явления вы изучаете на уроках географии? Слайд (Водопад, движение рек, смена дня и ночи).
А теперь решим задачу:
Кто движется быстрее: заяц у которого скорость 72 км/ч или дельфин, у которого скорость 20 м/с?
На каких уроках вам приходилось получать сведения о леопардах, крокодилах, членистоногих, млекопитающих и прочих живых существах?
Правильно, на уроках биологии. Использует ли биология и связанные с ней науки сведения и знания физики?
Конечно, использует. Попробуем объяснить некоторые биологические факты, с точки зрения физики.
В одном пособии по биологии написано, что рост человека к вечеру уменьшается. Почему?
Под действием силы тяжести за день сплющиваются межпозвоночные хрящи и рост человека уменьшается.
Другой интересный пример:
Великий немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен, будучи глухим, «слушал» игру на рояле с помощью трости, один конец которой упирал в рояль, а другой держал в зубах. Мог ли Бетховен слышать музыку ?
(Да колебания рояля передаются через трость и достигая зубов, передают им своё движение. Бетховен чувствовал вибрацию, т.о. «слушал» музыку.) Слайд портрет Бетховена, музыка.
Физика и музыка.
Что же такое музыка? Как возникают чудесные мелодии? Как передаются они от музыканта к слушателю?
Причина - распространение колебаний в среде. (демонстрация камертон, биение лёгкого шарика.).
Не любые колебания мы слышим, а только те частота которых лежит в диапазоне от 20 до 20000 Гц.
Звуки бывают громкие и тихие, Высокие и низкие, приятные и не очень. Чем они отличаются друг от друга? Осциллограмма звука или демонстрация виртуальной л.р.
( звучат различные мелодии)
Слушаем разную музыку.
«Священная война»
История и физика _
Музыка ( Священная война) становится тише.
Прочтите эти строки.
Слайд
Что в наше время быть учёным?
Он должен быть достаточно умён…
Постойте это очень отвлечённо.
Начнём сначала с фактов и имён.
Слайд портрет
Игорь Васильевич Курчатов – выдающийся советский физик, академик, мягкий и добрый человек. Под его руководством в 1949 году в СССР была создана атомная, а в 1953 году водородная бомба. Это был вынужденный шаг учёного – этого требовала безопасность Родины. После испытания термоядерной бомбы Курчатов взволнованно сказал: «Это было такое ужасное, такое чудовищное зрелище! Нельзя допустить, чтобы это оружие стали применять.»
Связь каких наук мы видим , рассматривая это отрывок биографии учёного?
Какие события послужили толчком для развития атомной физики и привели к созданию в СССР атомной промышленности,?
Слайд. Текст.
6 августа 1945 года над японским городом Хиросимой появились три американских бомбардировщика Б-29. Было 8 часов 15 мин.От самолёта отделилась и начала падать вниз бомба.
Через 43 секунды на шестиметровой высоте бомба взорвалась. Слайд взрыв. На фоне цифры
Во время взрыва в Хиросиме погибло 200 тыс. человек. Свыше 375 тыс. погибло от последствий ядерной бомбардировки.
Пока друг с другом воюют народы,
Пока народ и правитель – враги,
До тех пор познанье законов природы
Полезно одним и опасно другим.
Развитие науки идёт семимильными шагами. Сейчас человечество знает много о происхождении и жизни огромных мегаобъектов (Галактики, звёзды, планеты) и много о самых мельчайших частицах материи. Атомах, элементарных частицах, фотонах. Развитие науки ведёт к созданию всё новых и новых технических новинок.
Слайд физика и техника.
Но и развитие техники в свою очередь ведёт к более быстрому развитию науки. Так например, современные компьютерные технологии позволяют описать математически просчитать очень сложные процессы, созданы электронные телескопы и микроскопы- инструменты, которые позволяют человеку получить новую важную, доселе неизвестную информацию. Так развивается наука.
Итак, рассмотрев связь физики с другими науками и разными областями деятельности человека мы убеждаемся, что физика – действительно важная наука, так как она описывает все явления, происходящие вокруг нас. Даже такие лирические и духовные области дятельности человека как литература и музыка тоже связаны с законами физики.
Поэты описывают явления, а музыканты используют звуки различных параметров и радуют нас своим искусством.
Закрепление изученного материала
Для закрепления предлагаю сыграть в игру «Верно–неверно». Я зачитываю ситуацию, а вы поднимаете табличку с соответствующей надписью и поясняете свой ответ.
– Верно ли, что источником звука является любое колеблющееся тело? (Верно.)
– Верно ли, что в зале, заполненном публикой, музыка звучит громче, чем в пустом? (Неверно, пустой зал является резонатором.)
– Верно ли, что комар быстрее машет крыльями, чем шмель? (Верно, звук, производимый комаром, выше, следовательно, выше и частота колебаний крыльев.)
– Верно ли, что колебания звучащего камертона быстрее затухают, если его ножку поставить на стол? (Верно, колебания камертона передаются столу.)
– Верно ли, что летучие мыши видят с помощью звука? (Верно, летучие мыши излучают ультразвуковой импульс, а затем слушают отражённый сигнал.)
– Верно ли, что некоторые животные «предсказывают» землетрясение, ощущая инфразвук? (Верно, слоны чувствуют землетрясение за несколько часов и при этом крайне возбуждаются.)
– Верно ли, что инфразвук вызывает психические расстройства у людей? (Верно.)
В заключение предлагаю вам, переставив карточки с буквами, получить ключевые слова урока:
КВЗУ – ЗВУК;
РАМТНОКЕ – КАМЕРТОН;
ТРЬАКЗУВЛУ – УЛЬТРАЗВУК;
ФРАКВЗУНИ – ИНФРАЗВУК;
ОКЛАБЕИНЯ – КОЛЕБАНИЯ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе "Физика за чашкой чая"
Наука – дочь удивления и любопытства. Так сказал один мудрец, поэтому иногда парадоксальные вопросы вызывают наше удивление, заставляют нас думать, а самое главное – привлекают внимание, способствуют ...
Программа кружка по физике в 8 классе " физика для всех"
Программа кружка по физике для 7-8 классов "Физика для всех", расчитанна на 1 учебный год, обединяет учащихся 7 и 8 класса. Содержит подробное планирование учебного материала....
Факультативный курс по физике для 10 класса "Физика в задачах и тестах"
Пояснительная записка Данный факультативный курс для 10 класса «Физика в задачах и тестах» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю....
Тематическое и поурочное планирование по физике 8 класс "Физика 8 " Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская
Рабочая программа по физике составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике и скорректирована с учетом программы « Физика 7-9» авторов Н.С. Пурышевой и Важеевской Н.Е. ...
Материал переводного экзмена по физике для 10 класса физико-математического профиля
Экзаменационный материал в форме тестов, который приближен к экзамену в форме ЕГЭ...
Материал переводного экзмена по физике для 10 класса физико-математического профиля
Экзаменационный материал в форме тестов, который приближен к экзамену в форме ЕГЭ...