Викторина «Занимательная физика и информатика»
материал по физике (10 класс) по теме

Плохих Людмила Александровна

Викторина «Занимательная физика и информатика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия

Викторина «Занимательная физика и информатика»

 Цель мероприятия:

  1. Расширение кругозора учащихся по физике и информатике.
  2. Развитие познавательной активности учащихся по физике и информатике.
  3. Развитие навыков групповой деятельности.
  4. Развитие творческих способностей учащихся через игровую деятельность.
  5. Развитие и поддержание интереса к изучению физики и информатики.

Оборудование: видеопроектор, интерактивная доска, презентация, кроссворды, ящик с прибором.

Ход мероприятия

Учитель физики: Добрый день, уважаемые знатоки физики и информатики.

Что? Почему? Зачем? И Где? Живут в земле, в огне, в воде.

Вот в первый раз огонь добыт. А почему огонь горит?

Зерно под солнцем проросло. Зачем растению тепло?

Дым – легкий, а скала – тверда. Что значит «лед», а что «вода»?

Что? Почему? Зачем? И Где? Вопросы ставим мы себе.

Вот почему з года в год Наука движется вперед.

Учитель информатики и ИКТ: Сегодня у нас соревнуется команды 10 «А» и 10 «Г» классов. Мы предлагаем каждой команде ответить на интересные вопросы. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.

        Конкурс «Занимательные вопросы».

  1. Какое поле возникает вокруг объектов независимо от того, из кого материала они состоят?

(Гравитационное).

  1. Для биолога это среда обитания живых существ, для физика –диэлектрик, для связиста – эфир. Что это для обыкновенного человека?

(Воздух).

  1. Почему стальные изделия, упакованные в угольный порошок, не покрываются ржавчиной?

(Потому что угольный порошок содержит тонкие капилляры, которые впитывают влагу, предохраняя стальные изделия от порчи).

  1. Летчик-спортсмен сумел посадить самолет на крышу движущегося легкового автомобиля. При каком физическом условии это возможно?

(Если самолет относительно автомобиля неподвижен, т.е. движется почти горизонтально с той же скоростью относительно Земли, что и автомобиль).

  1. Рассматривая удивительную находку, каждый высказал по два предположения.
  • Алеша: «Это сосуд греческий и изготовлен в V веке».
  • Боря: «Это сосуд финикийский и изготовлен в III веке».
  • Гриша: «Это сосуд не греческий и изготовлен в IV веке».

Учитель истории сказал ребятам, что каждый из них прав только в одном из двух предположений. Где и в каком веке изготовлен сосуд?

(Сосуд финикийский и изготовлен в V веке).

  1. Известную непозиционную систему счисления зашифровали. Цифры обозначаются геометрическими фигурами. Ниже представлены некоторые числа этой системы и соответствующие им числа десятичной системы

Какое десятичное число обозначает следующая запись:

(Круг обозначает 1, треугольник углом вверх – 5, квадрат – 10, прямоугольник – 100, треугольник углом вниз – тысячу. Тогда значение записанного многозначного числа определится так:

1000 - 100 + 1000 - 10 + 100 + 5 + 1 + 1 = 1997).

  1. На турецком флаге изображен серп молодого месяца, а между рогами лунного серпа – звезда. Найдите ошибку с точки зрения физики.

(Звезда на изображении слишком близко придвинута к лунному серпу. В таком положении Луна и звезда на небе быть не могут. Луна не прозрачна, сквозь неё нельзя видеть звезды, значит, никакая звезда не может сиять внутри круга Луны).

  1. В чём суть самой распространенной зрительной иллюзии – иррадиации?

(Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными по сравнению со своими настоящими размерами).

  1. Индейцы, которых мы видим в старых вестернах, обычно встают на колени и припадают ухом к земле, чтобы обнаружить далеких, не видимых глазом всадников. Почему?

(То обстоятельство, что звук в земле распространяется быстрее, чем в воздухе, в данном случае не имеет значения, поскольку скорость лошади много меньше скорости звука. Звук лучше проходит в земле потому, что там он меньше рассеивается и меньше поглощается, чем в атмосфере).

  1. «Кто не знает, - писал Галилео Галилей, - что лошадь, упав с высоты трех-четырех локтей, ломает себе ноги, тогда как кошка остается невредимой, будучи брошена с восьми - десяти локтей, или муравей, упавший на землю хотя бы из лунной сферы». Почему мелкие насекомые, падая на землю с большой высоты, остаются невредимыми, а крупные животные гибнут?

(Когда ударяется о препятствие тело небольшого размера, то прекращают движение почти сразу все его части, и во время удара они не давят друг на друга. Когда же падает крупное животное, то нижние части его тела при ударе прекращают свое движение, а верхние еще продолжают двигаться и оказывают на нижние сильное давление. Это и есть то сотрясение, которое гибельно для крупных животных).

Конкурс «Отгадай».

Учитель физики: А теперь Вашему вниманию предлагаем конкурс «Отгадай». За правильный ответ команде присуждается 1 балл.

Учащимся показывают ящик, сообщаются следующие сведения:

  • изобрели в Китае;
  • твёрдое тело;
  • прибор.

Учащимся необходимо догадаться что находиться внутри.

Конкурс «А знаешь ли ты учёных?»

  1. В начале века россияне спали в среднем 9 часов, а сейчас всего 7 часов. В этом многие винят изобретателя, добившегося практического использования своего детища в 1879 году. Кто и что выпустил в свет в 1879 году?

(Томас Эдисон – изобрёл лампочку накаливания)

  1. Итальянский физик, один из основателей учения об электрическом токе. Создал первый гальванический элемент, чем положил начало учению об электрическом токе.

(Алессандро Вольта (1745 – 1827)).

  1. Этот ученый изобрел электрическую «свечу», которыми в 1876 году были впервые освещены улицы Парижа. Парижане называли их «русский свет». Также он изобрел трансформатор и разработал конструкции генераторов переменного тока.

(Павел Николаевич Яблочков (1847-1894)).

  1. Кто получил первую Нобелевскую премию?

(Первую Нобелевскую премию 1901 г. получил Рентген за открытие лучей, названных его именем (рентгеновских лучей)).

        Конкурс «Разгадай кроссворд».

Командам предлагается разгадать кроссворды. Максимальное количество баллов 3.

Беседа с болельщиками «Это интересно».

  • Однажды репортер спросил Альберта Эйнштейна, записывает ли он свои велики мысли. Если записывает, то в блокнот, записную книжку, или в специальную картотеку. Эйнштейн посмотрел на объемистый блокнот репортера и сказал: “Милый мой, настоящие мысли приходят в голову…”. Закончите фразу.

(так редко, что их нетрудно запомнить).

  • Когда присуждается Нобелевская премия?

(Премия присуждается Нобелевским комитетом ежегодно, 10 декабря в Стокгольме, в день смерти Альфреда Нобеля).

  • Какой цвет получится при наложении трех цветов?

(Белый).

  • Почему в зимнее время у человека усы, борода и даже волосы на голове во время пребывания на улице покрываются инеем?

(Вследствие конденсации водяного пара, содержащегося в выдыхаемом человеком воздухе).

  • Многим приходилось видеть портреты, которые не только смотрят прямо на нас, но даже следят за нами глазами, обращая их в ту сторону, куда мы переходим. Эта любопытная особенность таких портретов издавна подмечена и всегда казалась многим загадочной; нервных людей она пугает. У Гоголя в “Портрете” описан подобный случай: “Глаза вперились в него и, казалось, не хотели ни на что другое глядеть, как только на него... Портрет глядит мимо всего, что ни есть вокруг, прямо в него, – глядит просто к нему вовнутрь...”

Немало суеверных легенд связано с этой таинственной особенностью глаз на портретах, а между тем разгадка ее сводится к простому обману зрения. Объясните.

(Зрачок на этих портретах помещен в середине глаза. Именно такими мы видим глаза человека, который смотрит прямо на нас; когда же он смотрит в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная оболочка кажутся нам находящимися не посредине глаза, но несколько перемещенными к краю. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки своего положения не меняют – остаются посредине глаза. А так как, кроме того, и все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам, естественно, кажется, будто портрет повернул голову в нашу сторону и следит за нами).

  • Как определить при помощи масштабной линейки средний диаметр одинаковых швейных иголок?

(Нужно положить вплотную 10 - 20 иголок, измеряют общую их толщину и делят на число иголок).

  • Какой город располагался в двух километрах от Чернобыльской атомной станции и получил название города-призрака?

(Город Припять. Он был построен в 1972 году и считался самым молодым городом в Советском Союзе).

  • Выдающийся немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген получил письмо с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей с указаниями к их применению. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени. Рентген был человеком с юмором и ответил на письмо так: КАК ОТВЕТИЛ РЕНТГЕН?

(«К сожалению, в настоящее время у меня нет Х-лучей, и пересылка их дело сложное. Считаю, что поступить можно проще: пришлите мне Вашу грудную клетку»).

Слово Жюри. Оглашение результатов. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Занимательная информатика"

Викторина содержит интересные задания по информатике, посильные для учеников 5 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс

По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить  на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...

Викторина "Занимательная физика" 7 класс

Занимательная викторина с заданиями, загадками и опытами по физике....

Презентация внеклассного мероприятия для 10-11 классов - Игра-викторина по физике,математике,информатике.

Презентация внеклассного мероприятия для 10-11 классов - Игра-викторина по физике,математике,информатике....

Элективный курс по физике в 7 классе " Занимательная физика"

Программа рекомендуется для работы, с целью привития интереса к предмету, формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности, углубления и расширения знания по физике, а также отдельные фр...

Викторины и конкурсы для проведения предметной недели физики и информатики

В документе представлены викторины и конкурсы для обучающихся 7-11 классов, проводимых  в дни предметной недели физики и информатики...

Внеклассное мероприятие по математике и информатике "Час занимательной математики и информатики"

Разработка внеклассного мероприятия "Час занимательной математики и информатики"Игра  «Шерлок Холмс и черный ящик»...