Методическая разработка урока "Электроскоп. Электрометр. Проводники и диэлектрики"
методическая разработка (физика, 8 класс) на тему
Материалы урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 93.66 КБ |
Конспект урока | 25.87 КБ |
Рабочий лист | 39.74 КБ |
Рабочий лист оборотная сторона | 120.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вещество по отношению к электрическим зарядам Диэлектрик -это вещество, по которому электрический заряд не может передаваться от одного тела к другому. Проводник -это вещество, по которому электрический заряд легко передается от одного тела к другому.
Приборы для обнаружения электрического заряда Электроскоп -это простейший прибор для обнаружения электрического заряда (электризации). Электрометр -это вид электроскопа, в котором вместо листочков используется стрелка.
Приборы для обнаружения электрического заряда Электроскоп Электрометр Различия В электроскопе используются листочки, а в электрометре стрелка и шкала. Электрометр предназначен для измерения заряда, а электроскоп для его обнаружения.
Выводы Образец № 1 Образец № 3 Образец № 2 проводник диэлектрик д иэлектрик
Проверка гипотезы Пластмасса Дерево Алюминий Стекло Железо Резина Медь Эбонит Вода Тело человека ПРОВОДНИК ДИЭЛЕКТРИК
Правила электроБезопасности Проводя электроработы необходимо знать с какому классом веществ происходит контакт. Для исключения нежелательной проводимости между двумя проводниками должен быть диэлектрик. Для осуществления стекания заряда с трущихся деталей используется заземление.
Домашнее задание Учебник с 56 (22); Выполнить макет плаката по электробезопасности и предложить место, где его можно разместить.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №63
Калининского района
Санкт-Петербурга
Урок физики
8 класс
Тема: Электроскоп. Электрометр. Проводники и диэлектрики.
Вид урока: урок изучения нового материала
Методы урока: рассказ, демонстрация, выполнение исследования.
Оборудование: ПК+ проектор (презентация), рабочие листы,
Лабораторное оборудование: мензурка (250мл) 14 шт, металлический стержень с крышкой 14 шт, листочки из металлической фольги 28шт, шерстяная ткань 14шт, авторучка без стержня 14 шт, образцы из стекла, пластмассы и алюминия пронумерованные 14 шт.
Цель урока: Цель урока: сформулировать правила электробезопасности на основе знаний о проводниках и диэлектриках.
Задачи урока:
- познакомить с устройством и принципом работы электроскопа и электрометра;
- сформировать представление о проводниках и диэлектриках;
- развивать умение работать в группе и паре;
- развивать навыки самостоятельности выдвижения гипотез и умозаключений, приобретения опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации для решения конкретных практических задач;
- развивать монологическую речь, умение выражать свои мысли, способность слушать, понимать признавать право человека на иное мнение.
Используемые технологии: информационно- коммуникационные технологии, технология системно-деятельностного подхода, технология исследовательской деятельности.
Учитель: Сомова Светлана Николаевна
Дата проведения: 27.11.2013
План урока
I Организационный момент (0,5 мин)
II Изучение нового материала (20 мин)
III Исследование (15 мин)
IV Закрепление (5мин)
V Инструктаж по выполнению домашнего задания. (5 мин)
I Организационный момент.
Ход урока
Учитель: здравствуйте ребята. Сегодня, на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их. Присаживайтесь. Проверьте свою готовность к уроку, на партах у вас должны быть учебники, дневники, письменные принадлежности лабораторное оборудование и маршрутные листы, в которых вы будете работать.
На предыдущем уроке мы с вами познакомились с явлением электризации тел и обсудили, как используют электризацию в промышленности, сельском хозяйстве, печатном, музейном деле, медицине и т.п. Сейчас я предлагаю вашему вниманию описание еще нескольких ситуаций, проявления электризации тел. Прочитайте, пожалуйста, фрагменты статей из газет и журналов, приведенные в вашем маршрутном листе и скажите, как проявила себя в этих примерах электризация.
Учитель: скажите, как проявила себя в этих примерах электризация.
Ученики: в этих примерах электризация проявила себя с негативной стороны.
Учитель: А можно ли было этих ситуаций избежать. Если да, то чем нужно руководствоваться или соблюдать, чтобы подобных случаев не происходило.
Учитель: Можем ли мы с вами утверждать, что знаем на сегодняшний день эти правила, а самое главное понимаем, почему их нужно соблюдать?
Ученики: на сегодняшний день мы слышали об этих правилах, но четкого понимания их нет.
Учитель: Исходя из сказанного, что же сегодня будет нашей основной целью?
Ученики: целью нашего урока будет формулирование правил электробезопасности.
Учитель: прежде, чем мы приступим к непосредственной разработке правил, давайте вспомним, каким образом строится новое физическое знание? С чего начинается любая теория или физический закон?
Ученики: наблюдение, гипотеза, эксперимент, выводы.
Учитель: поэтому начнем мы с наблюдения, которое к нам пришло из древности. Существует легенда, согласно которой в древности на одном из званных ужинов хозяйка случайно уронила перечницу в солонку и соль с перцем перемешались. Это была катастрофа, поскольку по тем временам соль и перец были дорогостоящими продуктами «на вес золота». Но один из приглашенных гостей не растерялся и достал свой шелковый платок, а хозяйку попросил принести предмет, который сегодня есть у нас на столе, что это за предмет?
Ученики: стеклянную палочку
Учитель: попытаемся разделить соль от перца с помощью электризации.
Ребята, скажите, что мы наблюдаем?
Почему мы смогли отделить соль от перца?
Ученики: отделить соль от перца удалось потому что они по разному ведут себя в присутствии наэлектризованного тела.
Учитель: Действительно, все вещества по взаимодействию с электрическими зарядами можно разделить на два класса проводники и диэлектрики. Откройте свои рабочие лист, прочитайте про эти два класса веществ и запишите определения. Причем каждый записывает определение только для одного вещества, которое отмечено зеленым цветом.
Поменяйтесь своими маршрутными листами. Сравните, определение, которое вы видите на экране с тем, что написано у вашего одноклассника. Если определение написано, верно, поставьте в зеленый кружок 1, если неверно 0.
Поменяйтесь работами вновь и запишите недостающее определение.
Учитель: Вернемся к тем ситуациям, о которых прочитали в маршрутных листах. Давайте сделаем предположение, какие из материалов использовались неверно в описанных ситуациях (запишите свое предположение). А дальше отнесите записанные в столбик вещества и тела по своему усмотрению, пользуясь своим жизненным опытом, к проводникам или диэлектрикам.
Учитель: Итак, мы построили гипотезу на основе наблюдения. Какой наш следующий шаг?
Ученики: выполним эксперимент.
Учитель Действительно, необходимо поставить эксперимент, который поможет нам ответить на вопрос: верна наша гипотеза или нет, правильно ли мы относили вещества к проводникам и диэлектрикам или нет.
Учитель: Скажите, ребята, что нам необходимо для того, что поставить эксперимент?
Ученики: нам нужен измерительный прибор.
Учитель: Верно, нам необходимо устройство, которое реагирует на появление электрического заряда.
Такое устройство называется электроскопом. Одним из его разновидностей является электрометр. Откройте учебники на стр56 и прочитайте про электроскоп и электрометр. Запишите одно определение, отмеченное в листе зеленым цветом.
Проверьте свои определения. Обсудите в паре отличительные черты электроскопа и электрометра. И запишите их в маршрутный лист.
Проверьте себя и оцените работу (1 или 0)
Учитель: Найдите на демонстрационном столе электроскоп и электрометр.
Учитель: Первое предположение мы проверим с вами вместе. Это предположение о проводимости тела человека. Наэлектризуем электроскоп, посмотрите, листочки электроскопа разошлись на некоторый угол.
Подскажите мне, как с помощью электроскопа можно проверить, какими свойствами обладает тело человека проводящими или диэлектрическими.
Ученики: нужно дотронуться рукой до электроскопа и посмотреть на листочки, если листочки опадут, значит тело человека проводник, если нет то диэлектрик.
Учитель: Посмотрите, как только я коснулась рукой до шарика электроскопа, листочки опали, какой я могу сделать из этого вывод.
Действительно тело человека является проводником электричества, что существенно осложняет жизнь человека в смысле работы с электроприборами.
Учитель: На партах у вас находятся три образца веществ, которые мы должны отнести к проводникам или диэлектрикам. Можно ли это сделать?
Ученики: нет.
Учитель Нет, вам недостаёт измерительного прибора. Сконструируйте, пожалуйста, из предложенных материалов свой электроскоп.
Учитель: Теперь проверьте работоспособность электроскопа, наэлектризовав его с помощью палочки и кусочка шерсти.
Определите класс веществ, которые у вас в распоряжении.
Запишите вывод.
Учитель: Мы поставили эксперимент, что мы должны теперь сделать?
Верно, проверим результаты эксперимента с выдвинутой гипотезой.
Поменяйтесь работами. Сравните результаты вашего одноклассника с тем, что написано на слайде. Внесите коррективы и посчитайте количество верных предположений, запишите в зеленый кружок.
Учитель: Вернемся теперь к правилам, которые нужно соблюдать, для того что бы проявление электризации не несло за собой нежелательные последствия.
- Необходимо знать к какому классу вещества относится вещество, с которым выполняются электрические работы.
- Одежду обрабатывать антистатиком.
- Трущиеся детали должны быть проводящими или заземлены.
- Для нежелательной проводимости между двумя проводниками должен быть диэлектрик.
Учитель: Молодцы, мы успешно достигли с вами поставленной цели урока, сформулировали основные правила электробезопасности. Скажите, что для этого нам было необходимо сделать?
Ученики: нам нужно было узнать что такое проводники и диэлектрики и познакомится с таким прибором как электроскоп.
Учитель: Вашим домашним заданием будет стр 56 (22) учебника и выполнить макет плаката по электробезопасности, а так же предложить место где такой плакат можно установить.
Учитель: На ваших столах приклеены листочки желтого и зеленого цветов. Выберите зеленый если вы считаете, что сформулированные нами правила действительно важны для безопасной жизни и деятельности человека, выберите желтый, если так не считаете. Запишите на листочке свою фамилию и количество набранных за урок баллов.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Электризация. Два рода зарядов. Проводники и диэлектрики.
Методическая разработка урока 8 класс...
Самостоятельная работа с учебником. Заполнить таблицу по теме: "Проводники и диэлектрики в электрическом поле".
Предлагаю заполнить таблицу, используя текст учебника по теме: "Проводники и диэлектрики в электрическом поле"....
Презентация к уроку физики в 8 классе «Проводники и диэлектрики»
Может быть полезна физикам, работающим в 8 классе...
Информационная карта по физике. 11 класс. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.
Информационная карта по физике для 11-го класса вечерней школы.Проводники и диэлектрики в электростатическом поле....
Технологическая карта урока по теме "Электрическое поле.Электроскоп.Проводники и диэлектрики."
Пример технологической карты урока по физике.Может быть использована как основа для разработки собственного урока....
Презентация "Проводники и диэлектрики в электростатическом поле"
Презентация к уроку физики в 10 классе "Проводники и диэлектрики в электростатическом поле" (базовый уровень)...
Рабочий лист к уроку "Проводники и диэлектрики в электрическом поле"
Иллюстрации по теме "Проводники и диэлектрики в электрическом поле", требующие пояснительных надписей учащихся на уроке...