Методическая разработка олимпиады по физике в 7 – 11 классах
олимпиадные задания по физике на тему
Методическая разработка олимпиады по физике в 7 – 11 классах школьный тур
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razarab_olimpiady.doc | 832 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
олимпиады по физике
в 7 – 11 классах
Составитель:
Еремина М.А.
Санкт- Петербург
2013-2014 гг
Цели и задачи проведения школьной олимпиады.
Настоящий регламент школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (далее – Олимпиада) по физике составлен на основе Положения о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 02.12.2009 №695 и приказа Минобрнауки РФ от 07.02.2011 N 168 «О внесении изменений в Положение о всероссийской олимпиаде школьников».
Основными целями и задачами Олимпиады являются:
- Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
- Создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
- Пропаганда научных знаний;
- Отбор детей – потенциальных участников районного тура олимпиады по физике.
Оглавление.
- Цели и задачи проведения олимпиады……………………………………
- Ход работы………………………………………………………………….
- Условия задач……………………………………………………………….
- Ответы к задачам с решениями……………………………………………
- Критерии оценивания………………………………………………………
Всероссийская олимпиада школьников по физике
Школьный этап
8 класс
- Почему в горячем чае сахар растворяется быстрее, чем в холодном?
- Скорость гусеницы 5 миллиметров в секунду, а скорость червяка 25 сантиметров в минуту. Кто из них перемещается быстрее?
- Сплошные шары - алюминиевый и железный - уравновешены на рычаге. Нарушится ли равновесие, если оба шара погрузить в воду? Рассмотрите случаи, когда шары имеют: а) одинаковую массу; б) одинаковый объём. Плотность алюминия 2700 кг/м3, плотность железа 7800 кг/м3
- Определите толщину свинцовой пластинки, её длина равна 40 см, ширина 2,5 см. Если пластинку опустить в стакан, до краёв наполненный водой, выльется 80 г воды. Плотность воды 1 г/см3
- Легковой автомобиль массой 1 т расходует 7 л бензина на 100 км пути. На какую высоту можно было бы поднять этот автомобиль, используя всю энергию, выделившуюся при сгорании бензина? Удельная теплота бензина 46 МДж/кг, плотность бензина710 кг/м3, g = 10 Н/кг
Всероссийская олимпиада школьников по физике
Школьный этап
9 класс
- Облака состоят из мелких капелек воды. Почему же они не падают под действием силы тяжести на землю?
- Вы нашли очки. Предложите способы, с помощью которых можно определить, близорукость или дальнозоркость у их владельца.
- В воду массой 200 г при температуре 20°С помещают стальную деталь массой 300 г, имеющую температуру 10°С, и медную пластинку массой 400 г при температуре 25°С. Найдите установившуюся температуру. Удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/кг·°С, стали 500 Дж/кг·°С, меди 380 Дж/кг·°С
- Двигаясь равноускорено, тело за первые 4 секунды проходит путь 24 м. Определить начальную скорость, если за следующие 4 с оно проходит 64 м?
- Четыре одинаковые лампы соединены, как показано на рисунке, и подключены к источнику постоянного напряжения. Как изменится сила тока в цепи, если лампа А перегорит?
Всероссийская олимпиада школьников по физике
Школьный этап
10 класс
- Длина столбика ртути в трубке медицинского термометра увеличилась. Увеличилось ли при этом число молекул ртути? Как изменился объем каждой молекулы ртути в термометре?
- На шкале барометра иногда делают надписи «Ясно» или «Облачно», характеризующие предсказываемую погоду. Какую погоду будет «предсказывать» барометр, поднятый на высокую гору?
- Эскалатор метро поднимает неподвижно стоящего на нем пассажира в течение 1 мин. По неподвижному эскалатору пассажир поднимается за 3мин. Сколько времени будет подниматься идущий вверх пассажир по движущемуся эскалатору?
- Определить, с какой скоростью должна лететь капелька воды, чтобы при столкновении ее с такой же неподвижной каплей обе испарились. Начальная температура капель t0. Удельная теплоемкость воды С, удельная теплота парообразования воды L.
- Аэростат поднимается вертикально вверх с ускорением 2 м/с2. Через 5 секунд после начала движения из аэростата выпал предмет. Через сколько времени этот предмет упадет на землю?
Всероссийская олимпиада школьников по физике
Школьный этап
11 класс
- Может ли тело массой 100 г плавать в сосуде, содержащем 50 г воды?
- Удельная теплота сгорания сухих березовых дров и сосновых дров приблизительно одинаковая. Почему же считают, что выгоднее купить 1 кубометр березовых дров, а не один кубометр сосновых? Плотность березы 700 кг/м3, а плотность сосны 400 кг/м3.
- По наклонной плоскости скользят два тела одинаковой массы, связанные нитью. Сила натяжения нити Т = 2 Н. Трения между первым телом и наклонной плоскостью нет. Определите силу трения, действующую на второе тело.
- В калориметре находится лёд массой 50 г при температуре (-10°С). Какая температура установится в калориметре, если в него впустить водяной пар массой 80 г, имеющий температуру 100°С? Удельная теплота плавления льда 330 кДж/кг, удельная теплоёмкость льда 2,1 кДж/(кг·°С), удельная теплота парообразования воды 2,3 МДж/кг, удельная теплоёмкость воды 4,2 кДж/(кг·°С)
- Источник тока с напряжением 3 В замкнули на три проводника, соединенных параллельно. При этом на первом проводнике выделилось теплоты в 3 раза больше, а на втором – в 6 раз больше, чем на третьем. Чему равны сопротивления второго и третьего проводников, если сопротивление первого проводника R = 1 Ом?
Всероссийская олимпиада школьников по физике
Школьный этап
7 класс
- Гусеничный трактор идет со скоростью 4м/с. С какой скоростью движется для наблюдателя с земли точка А на верхней части гусеницы и точка В на нижней.
- С самолета, летящего горизонтально с постоянной скоростью, сбрасывают груз. Где будет находиться самолет, (дальше, ближе, или над грузом) когда груз коснется земли.
- Поезд проходит мост длиной 450м за 45с, а мимо будки стрелочника – за 15с. Какова длина поезда и его скорость.
- Моторная лодка проходит по реке расстояние между двумя пунктами (в обе стороны) за 14 часов. Чему равно это расстояние, если скорость лодки в стоячей воде 35 км/ ч, а скорость течения реки – 5 км/ч?
- Имеются два бруска: медный и алюминиевый. Объем одного из этих брусков на 50 см 3 больше, чем объем другого, а масса на 175 г меньше массы другого. Каковы объемы и массы брусков.
Ответы и критерии оценивания школьной олимпиады по физике 2013 – 2014 учебный год
На олимпиаду отводится 90 минут
Разрешается пользоваться калькулятором, линейкой
№ (max балл) | Решение | баллы |
8 класс (max 100 баллов) | ||
1 (10Б) | В горячем чае молекулы двигаются быстрее | 5 |
В горячем чае диффузия (растворение сахара) происходит быстрее | 5 | |
За разумные идеи на усмотрение учителя | 1 – 5 | |
2 (10Б) | 5 мм/с = 30 см/мин (или 25 см/мин ≈ 4,17 мм/с) | 5 |
Гусеница двигается быстрее | 5 | |
За разумные идеи на усмотрение учителя | 1 – 5 | |
3 (20Б) | а) массы равны, плотность алюминия меньше плотности железа, значит его объём больше | 5 |
Чем больше объём, тем больше выталкивающая сила | 5 | |
Значит, равновесие весов нарушится, алюминиевый шар поднимется выше | 5 | |
б) объёмы равны, значит, равновесие не нарушится | 5 | |
За разумные идеи на усмотрение учителя | 1 – 10 | |
4 (20Б) | Vc = Vв | 5 |
Vc = abc | 5 | |
Vв= m/ρв | 5 | |
abc = m/ρв | 5 | |
За разумные идеи на усмотрение учителя | 1 – 10 | |
5 (40Б) | Перевод единиц измерения в СИ | 5 |
Q= qmб | 5 | |
mб = ρV | 5 | |
Ep = mgh | 5 | |
Q = Ep q ρV = mgh | 10 | |
h = | 10 | |
За разумные идеи на усмотрение учителя | 1 – 10 | |
9 класс (max 100 баллов) | ||
1 (5Б) | Облака имеют большой объём, следовательно, выталкивающая сила, действующая на них со стороны воздуха, больше силы тяжести | 5 |
Fт = mg | ||
За разумные идеи на усмотрение учителя | 1 – 3 | |
2 (20Б) | Для близоруких используются рассеивающие линзы | 5 |
Для дальнозорких используют собирающие линзы | 5 | |
Направить на линзу свет, например солнечный, если он сфокусируется, значит, линза собирающая, если нет - рассеивающая | 5 | |
Потрогать линзу пальцами: собирающая тонкая по краям и утолщённая в середине; рассеивающая утолщённая по краям и тонкая в середине | 5 | |
За разумные идеи на усмотрение учителя | 1 – 5 | |
3 (40Б) | Перевод единиц измерения в СИ | 1 |
Qв = cвmв(t – tв) количество теплоты отданное водой | 5 | |
Qс = cсmс(t – tс) количество теплоты полученное сталью | 5 | |
Qм = cмmм(t – tм) количество теплоты отданное медью | 5 | |
Уравнение теплового баланса Qв + Qс + Qм =0 | 5 | |
Получена формула | 10 | |
Получен ответ t ≈ 19°C | 9 | |
За разумные идеи на усмотрение учителя | 1 – 10 | |
4 (25Б) |
| 5 |
| 10 | |
Решение системы уравнений | 10 | |
За разумные идеи на усмотрение учителя | 1 – 10 | |
5 (10Б) | Если лампа А перегорит, то сила тока в цепи уменьшится | 5 |
Т.к. увеличивается сопротивление параллельного участка цепи | 5 | |
За разумные идеи на усмотрение учителя | 1 – 3 | |
10 класс (max 100 баллов) | ||
1 (5Б) | Число молекул не увеличилось | 2 |
Объём молекулы не увеличился | 2 | |
Увеличивается расстояние между молекулами | 1 | |
За разумные идеи на усмотрение учителя | 1 – 3 | |
2 (10Б) | Барометр будет всё время показывать «Облачно» | 1 |
«Ясно» соответствует высокому давлению | 4 | |
«Облачно» соответствует низкому давлению | 4 | |
В горах давление всегда ниже, чем на равнине | 1 | |
За разумные идеи на усмотрение учителя | 1 – 3 | |
3 (15Б) | V = Vэ + Vп | 3 |
S = Vt V = | 2 | |
S = Vэtэ Vэ = | 2 | |
S = Vпtп Vп = | 2 | |
Решение системы уравнений, получена формула | 6 | |
За разумные идеи на усмотрение учителя | 1 – 3 | |
4 (30Б) | Ек = кинетическая энергия одной капли | 5 |
Q1 = c2m(t100 – t0 ) нагревание двух капель воды | 5 | |
Q2 = L2m испарение двух капель воды | 5 | |
Ek = Q1 + Q2 | 5 | |
Решение уравнения | 10 | |
За разумные идеи на усмотрение учителя | 1 - 10 | |
5 (30Б) | V = at скорость аэростата и предмета через t секунд в момент, когда выпал предмет | 5 |
h = высота, с которой начал падать предмет | 5 | |
Уравнение движения предмета, в проекции на ось У (ось У вверх) у = h + Vt1 – | 5 | |
Т.к. предмет упал, его конечная координата = 0, тогда уравнение движения выглядит так: | 5 | |
Решение квадратного уравнения | 5 | |
Получено два корня: 3,45 и 1,45 Ответ: 3,45 с | 5 | |
За разумные идеи на усмотрение учителя | 1 – 10 | |
11 класс (max 100 баллов) | ||
1 (5Б) | Может | 2 |
Если плотность тела меньше плотности воды | 3 | |
За разумные идеи на усмотрение учителя | 1 – 3 | |
2 (5Б) | Масса одного кубометра берёзовых дров будет больше, чем одного кубометра сосновых дров | 2 |
Следовательно, при сгорании берёзовых дров выделится больше тепла Q = λm | 3 | |
За разумные идеи на усмотрение учителя | 1 – 3 | |
3 (25Б) | Рисунок с указанными силами и выбранными осями | 5 |
Ось Х: уравнение сил, действующих на первое тело: | 5 | |
Ось Х: уравнение сил, действующих на второе тело: | 5 | |
Решение уравнения: = | 5 | |
Ответ: Fтр = 2Т = 4Н | 5 | |
За разумные идеи на усмотрение учителя | 1 - 5 | |
4 (40Б) | Перевод единиц измерения в СИ | 2 |
Q1 = - Lmп количество теплоты при конденсации пара | 5 | |
Q2 = cвmп(t – tп) количество теплоты на остывание воды, полученной из пара | 5 | |
Q3 = cлmл(t0 – tл) = - cлmлtл количество теплоты на нагрев льда до 0°С | 5 | |
Q4 = λmл количество теплоты для плавления льда | 5 | |
Q5 = cвmл(t – t0) = cвmлt количество теплоты на нагрев воды, полученной из льда | 5 | |
Уравнение теплового баланса Q1+ Q2 + Q3 + Q4 + Q5 = 0 | 5 | |
= 13,3°С | 8 | |
За разумные идеи на усмотрение учителя | 1 - 10 | |
5 (25Б) | количество теплоты, выделяемое на первом проводнике | 5 |
количество теплоты, выделяемое на втором проводнике | 5 | |
количество теплоты, выделяемое на третьем проводнике | 5 | |
Сопротивление третьего проводника R3 = 0,33 Ом | 5 | |
Сопротивление второго проводника R2 = 0,17 Ом | 5 | |
За разумные идеи на усмотрение учителя | 1 - 5 | |
7 класс ( max 100 б) | ||
2 15 б | По инерции груз продолжает двигаться со скоростью самолета. Груз упадет на землю в той же точке, что и самолет, если трением о воздух пренебречь. Груз упадет ближе, если учитвать сопротивление воздуха. | 5 5 5 |
3 20 б | T = tₐ- tᵤ = 45- 15 =30 c V = l / t = 450 / 30 = 15 m/c L = v × t = 15 × 15 = 225 m | 5 5 10 |
4 25 б | Пусть Т – время всего пути = 14 часов vᵤ - скорость лодки в стоячей воде 35 км.ч , vₐ - скорость течения реки 5 км,ч. L1 +L2 = 2L расстояние всего пути , весь путь Т по течению = L / vᵤ-vₐ = L / vᵤ - vₐ Составим уравнение: L / vᵤ-vₐ + L / vᵤ - vₐ = 14 х / 40 + x / 30 = 14 ﴾30 x +40 x﴿/ 120 =14 70 x = 120 ×14 X = 240 m | 5 10 20 |
5 30 б | Пусть х- объем медного бруска, тогда объем алюминиевого х + 50 Масса медного бруска 8.9 × х ﴾ | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка раздела курса физики 7 класса "Давление"
Презентация раздела физики поможет, опираясь на психологические особенности учащихся 7 класса, спланировать изучение данной темы. В поурочном планировании цветом выделен материал для эвристическ...
Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических тел
Методическая разработка урока по физике 8 класс. Тема "Плавление и отвердевание кристаллических телс точки зрения молекулярно-кинетической теории". Приглашаем всех в путешествие вглубь ве...
Методическая разработка к уроку физики 7 класс "Что изучает физика?"
laquo;ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА? КАК ИЗУЧАЮТ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ .АСТРОНОМИЯ.»ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научи...
Методическая разработка урока по физике.11 класс. Тема урока: "Волновые свойства света"
О природе света люди задумывались давно. И только в 17 веке практически одновременно возникли две противоположных теории объясняющих природу световых явлений: корпускулярная и волновая. Основоположник...
Методическая разработка урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц»
Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (10 класс) по теме: «Экспериментальная проверка закона Ома с использованием электронных таблиц». Это интегрированный урок-л...
Методическая разработка урока по физике (11 класс) по теме: «Явление резонанса в современной жизни»
Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (11 класс) по теме:«Явление резонанса в современной жизни», а также самоанализ данного урока....
методическая разработка урока по физике 7 класс "Сообщающиеся сосуды"
открытый урок по физике 7 класс "Сообщающиеся сосуды". На уроке учащиеся знакомятся с сообщающимися сосудами, основными свойствами сообщающихся сосудов, применением сообщающ...