Линзы. Построение изображения в линзах. 9 и 11 класс
методическая разработка по физике (11 класс) по теме
Урок. Линза. Построение изображения в тонкой линзе. Учебная лекция (в основном новый материал излагает преподаватель, но учащиеся ведут конспект и по ходу изложения материала отвечают на вопросы преподавателя).
Задачи: изучить виды линз, ввести понятие тонкой линзы как модели; ввести основные характеристики линзы – оптический центр, главная оптическая ось, фокус, оптическую силу; формировать умения строить ход лучей в линзах. Использовать решение задач для продолжения формирования расчетных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
linza.rar | 571.36 КБ |
urok_linza.doc | 503 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила: учитель Кузнецкой СОШ Пряхина Н.В.
2006 год
План урока
Этапы урока, содержание | Форма | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Повторение домашнего задания 5 мин | |||
2.Изучение нового материала 30 мин | |||
2.1. Введение понятия линзы | Мысленный эксперимент | Проводит мысленный эксперимент, объясняет, демонстрирует модель, рисует на доске | Проводят мысленный эксперимент, слушают, задают вопросы |
2.2. Выделение признаков и свойств линзы | Диалог | Ставит проблемные вопросы, приводит примеры | Отвечают на вопросы, делают выводы |
2.3. Объяснение хода лучей в линзе | Диалог | Ставит проблемные вопросы, рисует, объясняет | Отвечают на вопросы, делают выводы |
2.4. Введение понятия фокуса, оптической силы линзы | Диалог | Ставит наводящие вопросы, рисует на доске, объясняет, показывает | Отвечают на вопросы, делают выводы, работают с тетрадью |
2.5. Построение изображения | Объяснение | Рассказывает, демонстрирует модель, показывает транспаранты | отвечают на вопросы, рисуют в тетради |
3.Закрепление нового материала 8 мин | |||
3.1. Принцип построения изображения в линзах | Диалог | Ставит проблемные вопросы | Отвечают на вопросы, делают выводы |
3.2. Решение теста | Работа в парах | Коррекция, индивидуальная помощь, контроль | Отвечают на вопросы теста, помогают друг другу |
4.Домашнее задание 1 мин | |||
§63,64, упр.9 (8) Уметь составлять рассказ по конспекту. Найти и прочитать дополнительный материал по компьютерной программе |
Урок. Линза. Построение изображения в тонкой линзе.
Цель: Дать знания о линзах, их физических свойствах и характеристиках. Сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображения графическим методом.
Задачи: изучить виды линз, ввести понятие тонкой линзы как модели; ввести основные характеристики линзы – оптический центр, главная оптическая ось, фокус, оптическую силу; формировать умения строить ход лучей в линзах.
Использовать решение задач для продолжения формирования расчетных навыков.
Структура урока: учебная лекция (в основном новый материал излагает преподаватель, но учащиеся ведут конспект и по ходу изложения материала отвечают на вопросы преподавателя).
Межпредметные связи: черчение (построение лучей), математика (расчеты по формулам, использование микрокалькуляторов для сокращения затрат времени на вычисления), обществоведение (понятие о законах природы).
Учебное оборудование: фотографии и иллюстрации физических объектов из мультимедийного диска «Мультимедиа библиотека по физике».
Конспект урока.
- С целью повторения пройденного, а также проверки глубины усвоения знаний учащимися, проводится фронтальный опрос по изученной теме:
- Какое явление называется преломлением света? В чем его суть?
- Какие наблюдения и опыты наводят на мысль об изменении направления распространения света при переходе его в другую среду?
- Какой угол – падения или преломления – будет больше в случае перехода луча света из воздуха в стекло?
- Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу, плавающую невдалеке?
- Почему изображение предмета в воде всегда менее ярко, чем сам предмет?
- В каком случае угол преломления равен углу падения?
2. Изучение нового материала:
. Линза – оптически прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями.
линзы
выпуклые
вогнутые
Выпуклые линзы бывают: двояковыпуклые(1), плосковыпуклые (2), вогнуто-выпуклые (3).
Вогнутые линзы бывают: двояковогнутые (4), плосковогнутые (5), выпукло-вогнутые (6).
В школьном курсе мы будем изучать тонкие линзы.
Линза, толщина которой много меньше радиусов кривизны ее поверхностей называют тонкой линзой.
Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в сходящийся и собирают его в одну точку называют собирающими линзами.
Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей в расходящийся называют рассеивающими линзами.
Точка в которой лучи после преломления собираются, называется фокусом. Для собирающей линзы – действительный. Для рассеивающей – мнимый.
Рассмотрим ход пучков света через рассеивающую линзу:
Вводим и показываем основные параметры линз:
- оптический центр линзы;
- оптические оси линзы и главную оптическую ось линзы;
- главные фокусы линзы и фокальную плоскость.
Построение изображений в линзах:
- Точечный объект и его изображение всегда лежат на одной оптической оси.
- Луч, падающий на линзу параллельно оптической оси, после преломления через линзу проходит через фокус, соответствующий этой оси.
- Луч, проходящий через фокус до собирающей линзы, после линзы распространяется параллельно оси, соответствующей этому фокусу.
- Луч, параллельный оптической оси, пересекается с ней после преломления в фокальной плоскости.
d – расстояние предмета до линзы
F – фокусное расстояние линзы.
1. Предмет находится за двойным фокусным расстоянием линзы: d > 2F .
линза даст уменьшенное ,перевернутое, действительное изображение предмета.
- Предмет находится между фокусом линзы и ее двойным фокусом: F< d < 2F
Линза дает увеличенное, перевернутое, действительное изображение предмета.
- Предмет помещен в фокус линзы: d = F
Изображение предмета будет размыто.
4. Предмет находится между линзой и ее фокусом: d < F
изображение предмета увеличенное, мнимое, прямое и расположено по ту же сторону от линзы, что и предмет.
5. Изображения, даваемые рассеивающей линзой.
линза не дает действительных изображений, лежащих по ту же сторону от линзы, что и предмет.
Формула тонкой линзы:
Формула для нахождения оптической силы линзы:
величина, обратная фокусному расстоянию, называется оптической силой линзы. Чем короче фокусное расстояние, тем оптическая сила линзы больше.
Оптические приборы:
фотоаппарат
киноаппарат
микроскоп
Тест.
- Какие линзы изображены на рисунках?
а. б.
- С помощью какого прибора можно получить изображение показанное на рисунке.
а. фотоаппарат б. киноаппарат в. лупа
- Какая линза изображена на рисунке?
а. собирающая
б. рассеивающая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Линзы. Построение изображений в линзах.
Презентация по физике к разделу "Световые явления" в 8 классе. Может быть использована как для объяснения материала темы на уроках , так и и для самостоятельной работы учащижся или при дистанционном о...
презентация к уроку физики. Линза. построение изображений в линзе
Содержит в себе краткий теориттический материал и практическую часть...
ЛИНЗА. ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ, ДАВАЕМЫХ ЛИНЗАМИ
ЛИНЗА. ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ, ДАВАЕМЫХ ЛИНЗАМИКонспект урока по физике 11 класс...
Линзы. Построение изображений, даваемых линзой.
Презентация к уроку физики в 8 классе по разделу "Световые явления" по учебнику А.В. Перышкина....
Конспект урока по физике в 11 классе "Линза. Построение изображений в линзе"
Урок, на котором учащиеся осваивают построение изображений, даваемых тонкой собирающей и рассеивающей линзой....
Линза. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы
Начало урока – это залог всего урока. «Всякое познание начинается с удивления» - говорил Аристотель. Увидев на столах смайлики и зерно чечевицы, обучающиеся в...
Тема: "Линза. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы"
middot; Урок по теме "Линзы. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы" расширяет знания о линзах, практическое использование различных видов линз. На уроке рас...