Интеллектуальная игра"Физика вокруг нас"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Каюмова Гульнара Кавакиповна

Данная разработка будет полезна при проведении внеклассного мероприятия в 8 классе, после изучения тем "Электризация", "Тепловые явления".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon fiz_vokr_nas_office_word.zip41.18 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  Интеллектуальная игра «Физика вокруг нас»

Цели:  образовательная - развитие интеллектуальных и творческих

         способностей и умение использовать знания в практической деятельности;

    развивающая -  повышение интереса учащихся к изучаемому предмету,

              развитие  творческой, нестандартно мыслящей личности

     воспитательная  -  приобретение навыков внимательно слушать 

                    собеседника и активно участвовать в обсуждении.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, 2 больших воздушных шарика,2 пластиковых стакана по 250 мл, грамоты.

Эпиграф:  «Физика! Какая ёмкость слова! Физика – для нас не просто звук!  

                    Физика - опора и основа, всех без исключения наук!»

                                            Ход  игры:

Ведущий2: Здравствуйте!

Ведущий 1:   Добрый день, уважаемые ребята!

 Сегодня мы проводим  интеллектуальную игру, посвященную  физике под названием:  «Физика вокруг нас».

Ученица 8 класса:

Стихотворение «Любите физику, друзья!»

Любите физику, друзья,
Без космоса никак нельзя,
Без света не прожить и дня,
Как в древнем мире без огня.
  Учёный сильно удивлён,
В магнитном поле электрон,
И лазер - квантовый прибор,
Идей талантливых простор.
  Машина или самолёт,
Большой корабль колет лёд,
И атом служит нам сейчас,
Всё это физика для нас!
  Без физики не только свет,
Компьютер или Интернет,
Мы не могли бы получить,
Давайте физику учить!

Ведущий 2:

Наше сегодняшнее соревнование выявит ваши знания, эрудицию, умения, которые оценит компетентное жюри. Давайте поприветствуем наше уважаемое жюри…. (Ведущие по очереди называют жюри)

Игра будет состоять из  нескольких конкурсов. Каждый конкурс будет оцениваться присутствующим здесь жюри. Команда, набравшая наибольшее количество очков выигрывает. Кроме того, после игры будут вручены грамоты лучшим знатокам физики.

  Ведущий 1:

 Чтоб нам не нарушать порядок - приветствия ваши мы выслушать рады! (Приветствия команд).

   Ведущий 2: Сегодня игроки выигравшей команды заряжаются положительно, а  проигравшей – отрицательно.

Ведущий 1:  Жюри - электоронейтрально.

                  Наш главный закон - закон сохранения успеха!

     Ведущий 2:   Полный запас успеха обеих команд постоянен.  Он только может  переходить от одной команды к другой и наоборот.

       Ведущий 1: Силы взаимодействия сражающихся команд противоположны по направлению, но не равны по величине.

       Ведущий 2: Равнодействующая этих сил всегда направлена в сторону побеждающей команды

Ведущий 1: Чтоб все конкурсы  прошли без заминки, его мы начнём – ну, конечно же, с разминки!

Ведущий 2: Конкурс разминка  «БЛИЦ-ОПРОС».

В этом конкурсе командам будут заданы вопросы, ответы на которые нужно давать быстро и кратко. На вопрос отвечает та команда, которая поднимет вперед руку.

                      БЛИЦ ОПРОС (проводят ведущие, по очереди зачитывают вопросы)

  1. Самая большая скорость в природе? (Скорость света 3*10 м/с)
  2. Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси? (Путь)
  3. Джин то вылезая из бутылки, то влезая обратно всё время меняет свою форму и объем. В каком состоянии он находится? ( в газообразном)
  4. Как звали Ломоносова? (Михаил)
  5. Элементарная частица, не обладающая зарядом. (Нейтрон)
  6. В какой стране родился и жил Джоуль? (Англия)
  7. Чем отличаются ножницы для резки бумаги и железа? (Длиной ручек и лезвий)
  8. Что тяжелее: три рубахи или одна тройной толщины? (Три)
  9. Какой суп остынет быстрее: жирный или постный? (постный)
  10. Ускорение свободного падения. (g=9,8 м/с2)
  11. Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое? (плавление)
  12. Ученый, установивший закон всемирного тяготения. (И.Ньютон)
  13. Ближайшая к Солнцу планета солнечной системы. (Меркурий)
  14. Какой буквой обозначается удельная теплоемкость? (с)
  15. В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? (в простуженных)
  16. Прибор для измерения сопротивления. (Омметр)
  17. То, что невозможно выразить физической величиной и что по утверждению Достоевского спасет мир. (Красота)
  18. Почему говорят: “Ветер снег съедает”? Что это за явление? (Испарение) 
  19. При смеси извести, песка и соды при высокой температуре получается субстанция без которой наша сегодняшняя жизнь невозможна. Что это? (Стекло)
  20. Как называется мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства? (молекула)
  21. .На каком явлении основана засолка огурцов (диффузия)
  22. Чашку с горячим чаем переставили со стола  на полку.  Изменилась ли при этом внутренняя энергия чая? ( Внутренняя энергия тела не изменилась, т.к. она не зависит от  положения  тела относительно  других тел)
  23. В какой обуви ноги больше мерзнут зимой : в просторной или тесной (тесной)
  24. Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если его накрыть шубой? (Нет)
  25. Хоть хвали, хоть ругай, а откликнусь – не пеняй! (Эхо)
  26. Бывает очень большая в молнии и очень маленькая в рыбе? (разность потенциалов).
  27. Что видно, если ничего не видно? (туман)
  28. Прибор для измерения влажности. (психрометр)

Ведущий 1: Внимание, конкурс  «Черный ящик».

Ведущий 2: Некоторые предметы находятся в секретном  ящике. Командам нужно догадаться  о каком предмете говорится.

Ведущий 1:  

1.С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля и упругость газов.

2. Его можно использовать в науке для исследования некоторых физических явлений.

3.С ним дружат некоторые спортсмены.

4.Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объёма.

5. По нему плакала Таня.

Ответ: мяч.

Ведущий 2:

    При раскопках в Перу был обнаружен аппарат, представляющий собой две высушенные тыквы, между которыми были натянуты растительные волокна. Предшественником какого современного аппарата было это приспособление? Ответ: Телефон

Музыкальная (физическая) пауза.

Электрический маятник. Между двумя вертикально установленными металлическими пластинами, которые соединены с кондукторами электрофорной машины, подвешен на шёлковой нити теннисный шарик, покрытый слоем графита. При вращении дисков машины шарик колеблется между пластинами. 

Объяснение: коснувшись одной из пластин, шарик заряжается одноимённым с ней зарядом и отталкивается от неё, далее он касается другой пластины и, отдав ей свой заряд, разряжается. Поэтому он снова притягивается первой пластине и т.д.

Ведущий 1:

         Есть у нас шестёрка слуг
        Проворных, удалых
        И всё, что видим мы вокруг,
        Всё знаем мы от них.
        Они по знаку нашему
       Являются в нужде,
       Зовут их: как? И почему?
        Кто? Что? Когда? И где?

Ведущий 2: Следующий конкурс называется «Знатоки физики!»

      Ведущий 1:

Физика учит хозяйку,
Как пищу готовить быстрей.
Зимою выращивать розы,
Тепло сберегать в квартире своей.
Физика учит плавать
Тяжёлый морской теплоход,
Летать воздушный лайнер,
Космический звездолёт.
Физика в жизнь воплощает
Все замыслы и мечты.
Загадки природы она объясняет,
Всем, кто с нею на ты.

Ведущий 2:   Командам по очереди будут заданы вопросы.

Время на обдумывания – 1 минута. 

  1. Как заставить картофель свариться быстрее?

Ответ: Чтобы ваш картофель сварился быстрее, надо перед варкой бросить в кастрюлю с картофелем и водой кусочек сливочного масла. Нагреваясь, оно растопится и покроет поверхность воды тонкой пленкой. Эта защитная пленка будет препятствовать процессу испарения воды. А процесс испарения всегда сопровождается уменьшением температуры жидкости и её количества.

Ответ: Добавить масло, масляная пленка прекращает процесс испарения.

  1. Рюкзак имеет широкие ремни, а не узкие лямки. Почему?

Ответ: Широкие лямки обеспечивают большую площадь опоры груза, при этом давление становится меньше. Это соответствует формуле давления p = F/S. Рюкзак надо укладывать так, чтобы на спину приходились мягкие, гладкие, ровные поверхности. Выступы имеют малую площадь опоры, и давление в местах выступов возрастает.

3) Помнишь время молодое?

Мы врывались на пари,

Оставляя пол-ладони,

Примороженной к двери.

(А. Вознесенский)

Ответ. Дело в теплопроводности. Металлы обладают очень высокой теплопроводностью, поэтому могут очень быстро отвести много тепла.  Поэтому вода на руке успевает даже за доли секунды превратиться в лед, ну и пальцы примерзают. А дерево - хороший теплоизолятор. Поэтому деревянная ручка не успевает отвести достаточное количество тепла, чтобы вода на пальцах превратилась в лед.

4)Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле?

Ответ: При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.

5)Альпинисты на большой высоте приготовляли пищу. После положенного в обычных условиях времени кипячения они обнаружили, что продукты не сварились. Каковы причины этого явления?

Ответ: При понижении атмосферного давления, кипение воды происходило при температуре, значительно меньшей   100 градусов Цельсия.

6)Для чего во всех электроприборах желательно ставить предохранители? 

 Проще заменить предохранитель, сгоревший при превышении силы тока относительно допустимой, чем важную деталь, – сгорая, предохранитель размыкает электрическую цепь.

А теперь «Физики шутят!»

*1)— Что такое лошадиная сила?

2)—Это сила, которую развивает лошадь массой в 1 кг, движущаяся со скоростью 1 м/с.

*1) — Где же находится такая лошадь?

2) —В палате мер и весов в Париже.

*1) — Что такое СИ?

2) — Система Идиниц.

*1)  — В каких единицах измеряется давление?

2) — В миллиметрах ртутного столба.

*1) — А в СИ?

2) — В метрах ртутного столба.

*1) — Приведите пример инерции, но не из книжки, а из жизни.

2) — Когда сковородку снимаем с огня, котлеты еще продолжают шипеть.

  1. * — Что происходит с электронами   в   двухэлектродной электронной лампе?
  2.  — У катода они еще отрицательны, а по мере приближения к аноду все положительнее и положительнее становятся.

*1) — Что такое вольтметр?

2) –  Величина, измеряемая падением одного вольта с высоты в один метр.

  1. * — Что принимают за эталон массы?
  2.  — Во Франции — платиново-иридиевый цилиндр массой в 1 кг, а у нас — 1 литр дистиллированной воды.

Конкурс капитанов.

Собрать электрическую цепь по схеме.

Физическая пауза.

Картофельный элемент. К клеммам гальванометра демонстрационного амперметра присоедините медные провода. К концу одного из них прикрепите железный провод или гвоздь. Воткните медный провод и гвоздь в картофелину — стрелка гальванометра отклоняется. Почему?

Ответ: Раствор минеральных солей, содержащихся в картофеле и разнородные проволоки создают гальванический элемент.

Конкурс «Поэтический»

Ведущий 1:

Оказывается, любой литературный текст можно озвучить на научный лад. Например, послушайте стихотворение «Однажды в студёную зимнюю пору…»     Н. А. Некрасова и как его можно трактовать с точки зрения науки.

Ведущий 1                                               Ведущий 2:

Однажды                                                 в неопределённый момент времени

в студёную зимнюю пору                   в сильно охлаждённое время года

Я из лесу вышел                                    я покинул хаотическое скопление деревьев

Был сильный мороз                              тепло абсолютно отсутствовало

 Гляжу,                                                       мои органы зрения установили,

Поднимается медленно в гору          что по направлению к скальной     

                                                                               возвышенности

  лошадка   везущая хворосту воз              с колёсной тарой, гружённой  

                                                                                 отрезками деревьев                                                                                                                                 

И, шествуя важно, в спокойствии чинном                     В состоянии покоя,

                                                                                                    осуществляя движение

Лошадку ведёт под уздцы        Четвероногое ведёт под уздцы

Мужичок.                                  Отдельная человеческая единица мужского пола.

В больших сапогах,                                        

в полушубке овчинном,

 в больших рукавицах…  

А сам с ноготок!                                                      А сама по размеру идентична  

                                                                                          роговому покрытию пальца.

- Здорово, парнище!                                         -Приветствие, большой человек.

- Ступай себе мимо!          Продолжай двигаться  по непересекающейся прямой!

- уж больно ты грозен, как я погляжу!    - Мои органы зрения видят угрозу в

                                                                                   твоём существе        

Откуда дровишки?                                Где место дислокации мёртвой древесины?

Из леса, вестимо.                                 Из центра хаотического скопления деревьев,

Отец, слышь                                                     очевидно, родитель мужского пола

Рубит,                                                          отделяет их от корней острым  

                                                                                                                      предметом,

А я отвожу.                                                А я транспортирую.

(В лесу раздавался топор дровосека)      (невооружённым ухом можно было

                                                                              уловить  звук,  идентичный звуку

                                                                              острого предмета, с помощью,                                                              

        которого обычно отсоединяют  

                    деревья от корней)

- А что, у отца-то большая семья?           А какова у родителя мужского пола

                                                              величина социальной ячейки общества?

Семья-то большая, да два человека               Ячейка большая, да две единицы

                                                                                       особей

Всего мужиков-то: отец мой, да я.            Мужского пола – родитель мой, да я.

А как звать тебя?                                                              А имя твоё?

Власом.                                                                                       Влас.

А кой тебе годик?                                                   А количество прожитых лет?

Шестой миновал…                                                Биологически я молод…

- Ну, мёртвая! -                                                           продолжай движение, ты,

                                                                                       лишённая признаков жизни!

Крикнул малюточка басом.               Подала человеческая единица голос низкого

                                                                            тона.

Рванул под уздцы,                                                         И, осуществив рывок под уздцы,

И быстрей зашагал.                                                               Увеличила общую скорость.

Ведущий 1: Литературный текст  переделать на научный лад. Соперники должны догадаться и прочитать первоначальный текст, при этом указав автора и название произведения данного отрывка.

1 команда.

 Сижу за решёткой в темнице сырой

Вскормлённый в неволе орёл молодой

Мой верный товарищ, махая крылом,

кровавую пищу клюёт под окном.

2 команда.

У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём , и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.                                 (5 – 7 минут)

Ведущий 1:

Пока команды думают, у нас для болельщиков конкурс сейчас.

Они пусть покажут смекалку и класс
Ведь им от команд отставать не пристало!

Нужно угадать физическое понятие, выслушав 3 подсказки-определения. Те, кто дал верный ответ после первой подсказки, получает 3 балла, после второй – 2 балла, после третьей – 1.

Ведущий 1:

  1. Для его измерения используется повторяющийся физический процесс.
  2. Основная единица измерения — секунда. Делу это — потехе час.
  3. Ее у нас нет, когда мы спим, нет на большинстве уроков.

Время

Ведущий 2:

  1. Но она есть на перемене и на уроках физкультуры.
  2. У птиц она больше, чем у человека, еще больше у ракеты.

Скорость

Ведущий 1:

  1. Она сохраняется неизменной, если кастрюльку со свежесваренной картошкой укутать одеялом или шубой.
  2. У всех здоровых людей она почти одинакова.
  3. Единица ее измерения - градус

Температура

Ведущий 2:

1.Она большая у полных и высоких людей, малая — у худых и маленьких.

2.Но у всех она направлена в одну точку.

3.Эта величина — векторная. А точка находится в центре Земли.

 Сила тяжести

   Ведущий 1:            

  1. Оно изменяется с изменением погоды.
  2. Если оно мало, то большинство больных пожилых людей чувствует себя плохо; если же оно очень-очень мало, то из носа может пойти кровь.
  3. Прибор для его измерения используют на уроках географии и физики. Атмосферное давление

Ведущий 2:

  1. У всех физических тел, сделанных из данного вещества, она одинакова. Она не связана с движением тела.
  2. У алюминиевой ложки и у алюминиевой кружки она одна и та же. Эта величина скалярная. Изучается в VII классе.      Плотность

Ведущий 1:

  1. Она имеется у всех. Если человека долго не кормить, то она уменьшается.
  2. Ее весь день определяют продавцы.

Эта величина скалярная, а не векторная.

Масса.

Ведущий 2:

  1. Она имеется у всех. Уменьшается при работе. Если вы съедите сникерс, она у вас прибавится. Весами и линейкой ее не измерить.
  2. От одинаковых сникерсов она прибавится у всех одинаково: и высоких людей, и у маленьких, и у девочек, и у мальчиков.
  3. А если вместо сникерса съесть картошку, то прибавка будет меньше. Энергия

Ведущий1:

А сейчас конкурс «Домашнее задание»

Сценка «Юрист» (5 мин)

Появляется ученик, желавший стать юристом. В руках у него пакет «Кодак».

Юрист. Ура! Меня недавно назначили следователем и поручили сложное задание! Я выследил банду грабителей! Теперь они не отвертятся! Иду сдавать отчёт о выполнении работы. У меня есть неопровержимые доказательства! Я все их переговоры и само ограбление записал на диктофон и сфотографировал! Нелегко мне это далось. Всю ночь в засаде просидел! (Вынимает из пакета и показывает большой фотоаппарат. Подходит к столу, за которым сидит начальник отдела, и докладывает о проделанной работе. Начальник радуется, включает диктофон... Раздаются шорохи, шипение.)

Начальник. Это что такое?! Ты где записывал? Почему одни шорохи?

Юрист. Не знаю! Я за стеной стоял, снаружи.

Начальник. Там же толстая бетонная стена, звук просто потерялся!

Юрист. Ну что вы! Я хорошо знаю, что для электромагнитных волн такие стены — не препятствие.

Начальник. Ты считаешь, что звук — это электромагнитные волны?

Юрист. Конечно!

Начальник. Я смотрю, ты физику совсем не знаешь! Стыдно! (Смотрит фотографии.) Не понял! Почему на снимках одни силуэты? Никого не узнать!

Юрист. Так ночь же была! А вспышкой нельзя было пользоваться!

Начальник. Так в инфракрасном свете надо было снимать! Тебе же дали ИК-аппарат!

Юрист. При чём здесь красный свет? Не было там красных ламп!

Начальник (задумчиво). Не думал я, что есть такие неучи, которые не знают, что такое инфракрасное излучение. Иди физику учи! Завалил такую операцию! Горе-юрист берёт учебник и садится к другим неучам.

 Сценка «Журналист» (5 мин)

На сцену выходит весь обвешанный фотоаппаратами ученик, когда-то собиравшийся стать журналистом. За столом сидит редактор. На столе – соответствующая табличка.

Редактор. Принёс репортаж?

Журналист. Принёс. (Подаёт рукопись. Редактор читает её.)

Редактор. Ты что написал?! «Машинист резко нажал на тормоз, и поезд встал, как вкопанный».

Журналист. А почему бы и нет?

Редактор. А это?! «Теплоход проплывал мимо меня, и я любовался красиво переливающейся под прозрачной водой красной линией, тянущейся по всему борту теплохода».

Журналист. А разве так не бывает?

Редактор. Слушай! «Свет, рождающийся в недрах Луны, манил и зазывал туда, вглубь». Ты сколько классов окончил?

Журналист. Одиннадцать классов и факультет журналистики.

Редактор. На уроках физики спал, наверное? А это что? «Тонкий писк комара, издаваемый его тонюсенькими голосовыми связками, мешал мне заснуть». Нельзя в печать это отдавать, засмеют нас! Ты совсем не знаешь ни физику, ни биологию! У нас серьёзный журнал, и без знания физики здесь делать нечего! Поищи работу в какой-нибудь дешёвой газетёнке!

Ведущий 2:    Интересно, что...

И в наши дни, когда сложнейшая техника входит в повседневный быт (достаточно упомянуть, например, мобильные телефоны) бывают изобретения на удивление простые (основанные на “классических” физических закономерностях, изучаемых в школе), но менее полезные. Яркий пример тому — изобретение в Англии утюга, который не страшно забыть включенным: он не сожжет белья или материала гладильной доски. В его корпусе, сзади, помещен тяжелый элемент, который так смещает центр тяжести утюга, что, как только его выпускают из рук, он, подобно Ваньке - Встаньке, поднимается и его раскаленное основание оказывается почти вертикальным, оно ничего не касается.

Пока жюри  подводит итоги, конкурс физических загадок.

Загадки.

  1. Видно нет у ней ума

         Если ест себя сама.   (свеча)

Подсказка. Люди используют в моменты отключения электроэнергии.

  1. Вокруг носа вьётся , а в руки не даётся .(Запах).
  2. Чего в избе не видно?   (Тепла)
  3. Без крыльев, без тела за тысячу вёрст прилетела. (Радиоволна)
  4. Попутчица за мною ходит вслед,

мне от неё ни зла, ни пользы нет. (Тень).

   ИТОГИ

Сегодня нет ни проигравших, ни победителей, ведь главное не победа, а участие.

Итак, друзья, мы заседанье закрываем,
Вершины знаний покорять желаем!
Желаем к физике вам прилагать старанье.
Всего вам доброго, друзья, и до свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная игра «Физика вокруг нас!»

Игра проводится в рамках Недели физики как соревнование команд-знатоков физики 8-х классов.Цель игры: проверка знаний учащихся, их сообразительности и находчивости.Учебно-воспитательные задачи игры:1)...

Интеллектуальная игра"Физика вокруг нас"

Данная разработка будет полезна при проведении внеклассного мероприятия в 8 классе, после изучения тем "Электризация", "Тепловые явления"....

Интеллектуальная игра "Физико-математический салат"

Игра направлена на развитие мышления, любознательности, скорости реакции, познавательной активности учащихся. Рассчитана на учащихся 5-7 классов....

Своя игра "Физика вокруг нас"

Правила командной игры похожи на правила телевизионной версии. Играют две команды. Игра состоит из нескольких раундов. В начале каждого раунда объявляются темы и стоимость вопросов (количество баллов,...

интеллектуальная игра «Химия вокруг нас»

Цель: повысить познавательный интерес к науке химии; обогатить кругозор и интеллект студентов дополнительными знаниями; ознакомить с деятельностью ученых-химиков в годы Великой Отечественной вой...

Интеллектуальная игра "Физика и в шутку и всерьёз"

Внеклассное мероприятие в рамках недели физики и математики....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-ЫХ КЛАССОВ Игра «Физика вокруг нас».

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕДЛЯ  УЧАЩИХСЯ  7-ЫХ  КЛАССОВИгра «Физика вокруг нас»....