Познавательная игра «Физика вокруг нас!»
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Игра проводится в рамках Недели физики как соревнование команд-знатоков физики 8-х классов.
Цель игры: проверка знаний учащихся, их сообразительности и находчивости.
Учебно-воспитательные задачи игры:
1) Научить членов команд прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных версий одну – оптимальную;
2) В игровой форме развить у учащихся интерес к физике и к процессу обучения в целом;
3) Поднять престиж умных, но не всегда популярных в классном коллективе, учащихся.
Пояснительная записка.
1) Учитель готовит задания проблемно-творческого характера.
2) Из параллели восьмых классов набирают команды по пять-семь учащихся. Остальные ученики – зрители.
3) Конкурс ведёт ведущий (учитель).
4) Оценивают выполнение заданий конкурса и подводят итоги члены жюри (учащиеся старших классов). Счёт объявляется по окончании каждого конкурса.
5) На обсуждение вопроса отводится одна минута, на решение задачи – больше.
6) Капитан команды после минутного обсуждения даёт слово одному из членов команды.
7) Если командой был дан неверный ответ, то на вопрос может ответить любая другая команда или зрители.
Материалы и оборудование:
1) Карточки с текстами заданий;
2) Портреты учёных-физиков
3) Приборы
-Электрометры
-Эбонитовая палочка
- Стеклянная палочка
- Мех, шёлк
4) Тонкие листы бумаги
5) Прочные нити
6) Тела-проводники (графит, медная, алюминиевая проволоки)
7) Тела-непроводники(резина, фольга, пластмасса, ткань)
8) Табло для фиксации счета
9) Большие часы с секундной стрелкой
10) Музыка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnaya_igra_fizika_vokrug_nas.docx | 38.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательно учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 21
с углубленным изучением отдельных предметов
Ворошиловского района г. Волгограда
Маканова Людмила Генриховна
Учитель физики высшей категории
Познавательная игра «Эрудиты, вперед!»
Познавательная игра «Эрудиты, вперёд!»
Игра проводится в рамках Недели физики как соревнование команд-знатоков физики 8-х классов.
Цель игры: проверка знаний учащихся, их сообразительности и находчивости.
Учебно-воспитательные задачи игры:
- Научить членов команд прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных версий одну – оптимальную;
- В игровой форме развить у учащихся интерес к физике и к процессу обучения в целом;
- Поднять престиж умных, но не всегда популярных в классном коллективе, учащихся.
Пояснительная записка.
- Учитель готовит задания проблемно-творческого характера.
- Из параллели восьмых классов набирают команды по пять-семь учащихся. Остальные ученики – зрители.
- Конкурс ведёт ведущий (учитель).
- Оценивают выполнение заданий конкурса и подводят итоги члены жюри (учащиеся старших классов). Счёт объявляется по окончании каждого конкурса.
- На обсуждение вопроса отводится одна минута, на решение задачи – больше.
- Капитан команды после минутного обсуждения даёт слово одному из членов команды.
- Если командой был дан неверный ответ, то на вопрос может ответить любая другая команда или зрители.
Материалы и оборудование:
- Карточки с текстами заданий;
- Портреты учёных-физиков
- Приборы
-Электрометры
-Эбонитовая палочка
- Стеклянная палочка
- Мех, шёлк
4) Тонкие листы бумаги
5) Прочные нити
6) Тела-проводники (графит, медная, алюминиевая проволоки)
7) Тела-непроводники(резина, фольга, пластмасса, ткань)
8) Табло для фиксации счета
9) Большие часы с секундной стрелкой
10) Музыка
Ход мероприятия:
Ведущий: Начинаем игру-викторину «Эрудиты, вперёд!». Сегодня в игре принимают участие команды 8 «А», 8 «Б» классов.
А сейчас команды должны представиться (название, девиз, эмблема – отражающие физическую сущность)
Хоть в голове порою муть,
Но вы должны понять, в чём суть:
В задачах, в поисках пути
Во всём старайтесь вы дойти:
«До сущности явлений,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины» -
Так сказал известнейший поэт
Запомните его слова впредь
Учитесь думать, чтоб вопрос понять
И верные ответы дать.
Нашу игру будет судить компетентное жюри в составе…
I Вопросы викторины:
( Выдаются каждой команде в напечатанном виде без ответов)
- Где давление на дно больше – в узкой мензурке или в стакане, если воды налито по двести грамм? (В узкой мензурке, так как столб воды в ней будет выше: P=gqh).
- Алюминиевый и свинцовый шарики одинаковой массы опустили в воду. На какой из них действует большая архимедова сила? (На алюминиевый, так как его плотность меньше, а объём, соответственно, больше, чем у свинцового).
- Что надо сделать с резиновым стержнем, чтобы его жёсткость возросла? (Его нужно укоротить)
- Почему в холодной атмосфере виден выдыхаемый нами пар? (В холодной атмосфере происходит конденсация).
- Пять сопротивлений по пять Ом каждое соединены параллельно. Чему будет равно общее сопротивление? (1 Ом)
II Учёные
(Отвечает та команда, которая быстрей поднимет руку. После ответа демонстрируется портрет ученого)
- Учёный-грек, всё ведомо ему,
Он первым стал работать в войну.
И от того, ведь, пострадал –
Жертвой той войны он стал.
(Архимед)
- Вот о чём пойдёт мой сказ:
Опыт проделал он для нас.
В свойства «лёгких тел» не веря,
Он вес воздуха измерил.
(Галилей)
- Он был художник и поэт,
Он первый наш «университет».
Пушкин так о нём сказал
Теперь его ты угадал.
(Ломоносов)
- Он тел взаимодействие открыл,
Великим физиком он был.
А яблоко, упавшее так мило,
Открыть закон природы осенило.
(Ньютон)
- Есть в электричестве закон.
Им открыт и важен он,
Без него не обойдёшься,
Цепь рассчитать коль соберёшься.
(Ом)
- Хочу тебе признаться:
Сумел он вскоре догадаться,
Что, если на гору подняться,
Давление будет уменьшаться.
(Паскаль)
- Любил охоту, лошадей.
Открытие он сделал для людей.
Лучи его, скажу для вас,
Обследуют и лечат нас.
(Рентген)
- Сейчас скажу без промедленья,
В том никакого нет сомненья,
Его труды от многих отличаются,
Отцом он космонавтики считается.
(Циолковский)
- Играл на скрипке он прекрасно.
Скажу, сейчас вам будет ясно:
Его теория известна всем,
Но суть её ведь «по уму» не всем.
(Эйнштейн)
III «Дальше…»
(Команда в течение одной секунды отвечает на вопросы ведущего, если ответа нет, говорит «дальше». Очки дают по количеству правильных ответов).
Вопросы для первой команды:
- Единица измерения силы тока (Ампер)
- Отрицательно-заряженная частица в атоме (Электрон)
- Единица мощности (Ватт)
- Открыл закон всемирного тяготения (Ньютон)
- Направленное движение заряженных частиц (Ток)
- Прибор для измерения давления (Манометр)
- Линия, вдоль которой движется тело (Траектория)
- Атом, имеющий заряд (Ион)
- Передача тепла от более нагретой части тела, к менее нагретой (Теплопроводность)
Вопросы для второй команды:
- Единица измерения сопротивления (Ом)
- Положительно заряженная частица в атоме (Протон)
- Единица работы (Джоуль)
- Прибор для измерения скорости (Спидометр)
- Изобрёл первый барометр (Торричелли)
- Прибор для определения объёма жидкости (Мензурка)
- Единица измерения давления (Паскаль)
- Первая буква греческого алфавита (Альфа)
- Естественный спутник Земли (Луна)
IV «Отгадалки»
(Участники игры могут набрать до пятнадцати баллов. Необходимо отгадать, о чём идёт речь с первой попытки. В случае неудачи есть ещё две попытки. Если ответ получен со второй попытки – 10 баллов, с третьей – 5 баллов).
1 вопрос:
- Она не видна человеческому глазу, может летать или качаться (15).
- Она во всех веществах и в различных веществах разная (10)
- Она состоит их атомов (5)
Ответ: молекула.
2 вопрос:
- От него зависит жизнь человека (15).
- О нём говорят «повышенное», «пониженное», «нормальное» (10).
- Оно измеряется манометром (5).
Ответ: давление.
V «Экспериментальные задания»
(Задания выдают каждой команде, приборы находятся на отдельном столе и учащиеся отбирают нужные для своих заданий.)
Первая команда:
- Как показать, что стеклянная палочка, наэлектризованная трением о шёлк, имеет заряд другого рода, чем заряд эбонитовой палочки, наэлектризованной трением о шерсть?
- Как при помощи листочков бумаги обнаружить, наэлектризовано ли тело?
Вторая команда:
- Как показать на опыте, что электрический заряд делится на части? Можно ли электрический заряд делить бесконечно? Имеет ли электрический заряд предел делимости?
- Как, располагая заряженным электрометром и предметами из различных веществ, можно установить, какие из них являются проводниками, а какие нет?
Пока команды выполняют эксперимент, ведущий работает со зрителями.
- В чем сущность явлений – на это ответ
Искал сиракузский мудрец…
(Архимед)
- Быстрей ли то падает, что тяжелей? -
И это проверить решил…
(Галилей)
- В структуре атома,
Как в солнечной системе, есть комфорт.
Нам это доказал английский физик…
(Резерфорд)
- О силе гравитации закон
Нам вывел знаменитейший…
(Ньютон)
Зрители отвечают хором «да» или «нет».
- При сжигании топлива атомы соединяются в молекулы и происходит выделение энергии. (+)
- Чем больше масса тела, тем больше количество теплоты надо затратить, что бы изменить его температуру на одно и то же количество градусов. (+)
- Кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело составляет внутреннюю энергию тела (-)
- Конвекция может существовать в вакууме. (-)
- Внутреннюю энергию тела можно изменить путем совершения работы. (+)
- Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака взаимно отталкиваются. (+)
- При коротком замыкании сопротивление цепи незначительно, практически равно нулю. (+)
- При прохождении электрического тока по проводам провода удлиняются (+)
- Амперметр включается в цепь параллельно. (-)
- Сила тока в цепи имеет другое название – количество электричества. (-)
VI «Законы и явления»
(Команды получают карточки с вопросами без ответов. За каждый правильный ответ даётся одно очко, ответы сдают жюри)
№ п/п | Вопросы | Ответы |
1 | Запишите внесистемную единицу количества теплоты | Калория |
2 | При каком способе теплопередачи энергия переносится самими струями газа или жидкости | Конвекция |
3 | Чему равна 1 калория в джоулях? | 1кал ~ 4,2 Дж |
4 | По какой формуле рассчитывается количество теплоты, необходимое для нагревания тела? | Q=cm() |
5 | Какой вид теплопередачи может осуществляться в вакууме? | Излучение |
6 | При каком способе теплопередачи энергия передаётся от одного тела к другому или от одной его части к другой? | Теплопроводность |
7 | Запишите формулу для расчёта количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива. | Q=qm |
8 | Запишите единицу измерения количества теплоты в системе СИ. | Джоуль |
9 | По какой формуле рассчитывается количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении. | Q=-cm() |
10 | Перечислите способы изменения внутренней энергии тела. | Работа и теплопередача |
VII «Конкурс капитанов»
Предположим, что вы учитель физики. Предложите свои методы для того, чтобы ваши учащиеся заинтересовались предметом.
IIX «Метр»
В физике много приборов, название которых оканчивается на «метр». Назовите их.
(Команды в течении одной-двух минут записывают приборы сообща, а затем отдают жюри. За каждый названный прибор команда получает одно очко).
IX «Заселите остров формулами»
( Каждой команде выдается лист с рисунком островов и они должны в течении одной минуты заселить пустующий остров формулами, беря буквенное обозначение с острова «велечины».)
Остров «Формулы»
Остров «Величин»
Итоги.
Ведущий:
Вот и конкурс завершён.
Вопрос всех туров разрешён.
Но кто же, кто же эрудит?
Строгое жюри решит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлекательно- познавательная игра "Вокруг света".
Предлагается методическая разработка внеклассного мероприятия "Вокруг света", которая проводится в форме лингвистической игры, охватывающей все главные разделы русского языка....
Интеллектуальная игра"Физика вокруг нас"
Данная разработка будет полезна при проведении внеклассного мероприятия в 8 классе, после изучения тем "Электризация", "Тепловые явления"....
Интеллектуальная игра"Физика вокруг нас"
Данная разработка будет полезна при проведении внеклассного мероприятия в 8 классе, после изучения тем "Электризация", "Тепловые явления"....
Своя игра "Физика вокруг нас"
Правила командной игры похожи на правила телевизионной версии. Играют две команды. Игра состоит из нескольких раундов. В начале каждого раунда объявляются темы и стоимость вопросов (количество баллов,...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-ЫХ КЛАССОВ Игра «Физика вокруг нас».
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-ЫХ КЛАССОВИгра «Физика вокруг нас»....
Игра по станциям "Физика вокруг нас"
Игра проходит по станциям. Организована для обучающихся 8-х классов....