Урок физики в 8-м классе по теме "Тепловые явления"
учебно-методический материал по физике по теме

Кривошеева Наталья Юрьевна

Урок  вторичного закрепления знаний по теме “Плавление тел”, повторения и закрепления знаний по теме “Тепловые явления”, отработки навыков решения качественных, количественных, графических задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок физики в 8-м классе по теме "Тепловые явления"

Кривошеева Наталья Юрьевнаучитель физики

Разделы: Преподавание физики

Цели урока:

  • Обучающие: вторичное закрепление знаний по теме “Плавление тел”, повторение и закрепление знаний по теме “Тепловые явления”, отработка навыков решения качественных, количественных, графических задач.
  • Развивающие: развивать навыки решения задач, навыки построения графиков тепловых процессов, навыки исследовательской деятельности.
  • Воспитательные: воспитывать коллективизм, ответственность, умение работать в группе, прививать любовь к физике.

Оборудование к уроку:

Набор карточек с вопросами, картами величин, карточки-тесты претендентам на должности в НИИ, оборудование для опытов: весы, штатив, спички, полоска бумаги, металлический цилиндр, свеча, цилиндрическая трубка, мультимедиапроектор, Презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Отчет о выполнении задания № 2 стр. 39 (§15, “Физика-8” А.В. Перышкин) по опыту со снегом и водой, доклад об аморфных телах.

II. Просмотр фильма “Кристаллы”. Повторение строения твердых тел.

III. Работа в группах по этапам:

1 этап: Изменение агрегатного состояния вещества. Повторение схемы перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое (Приложение 1).

2 этап: Цепочка вопросов.

  1. Какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела?
  2. В чем состоит явление конвекции?
  3. Что называется количеством теплоты?
  4. Что устанавливает закон сохранения и превращения энергии?
  5. Что значит удельная теплоемкость меди равна 380 Дж/кг*°С?
  6. Что называется внутренней энергией тела?
  7. Какими единицами измеряют количество теплоты?
  8. В чем состоит явление теплопроводности?
  9. Как подсчитать количество теплоты?
  10. Что называется удельной теплоемкостью вещества?

3 этап: Название, обозначение величин, их единицы измерения. Соедините стрелками обозначение величины, ее единицу измерения и название величины (Приложение 2).

4 этап: Задание на построение графика нагревания и плавления цезия с названием всех участков графика. Работа с графиком. (Как называется температура, при которой цезий плавится? Назовите температуру плавления цезия. Какой участок графика соответствует плавлению? Какой участок графика соответствует охлаждению цезия? Какой буквой обозначается удельная теплота плавления? Теплоемкость? Что обозначает удельная теплота плавления льда 3,4 * 10Дж/кг? Как изменяется температура тела при плавлении? Как изменяется энергия тела при отвердевании? Какова формула определения количества теплоты при плавлении? Решите задачу на нагревание и плавление цезия массой 5 кг по графику. Первоначальная температура цезия 0 °С). (Заготовка Приложение 3)

5 этап: Решение качественных задач.

Игра “Физические гонки” по сборнику задач В.И. Лукашика № 843–848, 853–854. Чей ряд быстрее ответит на вопрос другого ряда.

6 этап. Игра “Вакансия”. В НИИ, занимающемся изучением данной темы, есть вакансии: заведующий лабораторией, старший научный сотрудник, лаборант. На конкурсной основе проходит отбор специалистов. На должность принимаются претенденты, которые смогут правильно, полно, четко ответить на поставленные перед ними вопросы. Весь класс делится на группы претендентов на соответствующие должности (заготовка Приложение 4).

Карточка-тест претенденту на должность лаборанта:

  1. Теоретический вопрос (задача). При сгорании пороха массой 3 кг выделилось 11 400 кДж энергии. Вычислите удельную теплоту сгорания топлива.
  2. Практический вопрос. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
  3. Эксперимент. Возьмите учебные весы, закрепите их на лапке штатива и уравновесьте. Поднесите снизу под чашку весов горящую спичку на расстоянии 10–12 см. Почему весы выходят из положения равновесия?

Карточка-тест на должность старшего научного сотрудника:

  1. Теоретический вопрос. В алюминиевой кастрюле, масса которой 800 г, нагревается вода объемом 5 л от 10 °С до 100 °С. Какое количество теплоты пойдет на нагревание кастрюли и воды?
  2. Практический вопрос. В промышленных холодильниках воздух охлаждается с помощью труб, по которым течет охлажденная жидкость . Где надо располагать эти трубы: вверху или внизу помещения?
  3. Эксперимент. Положите на полоску бумаги металлический цилиндр и внесите в пламя. Почему бумага не горит?

Карточка-тест на должность заведующего лабораторией:

  1. Теоретический вопрос. Как изменится температура свинцового шара массой 2 кг, если он упадет с высоты 26 м на стальную плиту? (Считайте, что вся кинетическая энергия шара превращается в его внутреннюю энергию.)
  2. Практический вопрос. Возможны ли конвекционные потоки в искусственном спутнике Земли (в состоянии невесомости)?
  3. Эксперимент. Зажгите свечу, накройте ее цилиндрической трубкой. Пламя уменьшится и может погаснуть. Почему? Если трубку приподнять, то свеча горит ярче. Почему?

IV. Подведение итогов. Что повторили, закрепили, чему научились?

Приложение 1

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Карточка-тест претенденту на должность лаборанта:

  1. Теоретический  вопрос (задача). При сгорании пороха массой 3 кг  выделилось 11 400 кДж энергии. Вычислите удельную теплоту сгорания топлива.
  2. Практический вопрос. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
  3. Эксперимент. Возьмите учебные весы, закрепите их на лапке штатива и уравновесьте. Поднесите снизу под чашку весов горящую спичку на расстоянии 10-12 см. Почему весы выходят из положения равновесия?

Карточка-тест на должность старшего научного сотрудника:

  1. Теоретический вопрос. В алюминиевой кастрюле, масса которой 800 г, нагревается вода объемом 5 л от 10 °С до 100 °С. Какое количество теплоты пойдет на нагревание кастрюли и воды?
  2. Практический вопрос. В промышленных холодильниках воздух охлаждается с помощью труб, по которым течет охлажденная жидкость . Где надо располагать эти трубы: вверху или внизу помещения?
  3. Эксперимент. Положите на полоску бумаги металлический цилиндр и внесите в пламя. Почему бумага не горит?

Карточка-тест на должность заведующего лабораторией:

  1. Теоретический вопрос. Как изменится температура свинцового шара массой 2 кг, если он упадет с высоты 26 м на стальную плиту? (Считайте, что вся кинетическая энергия шара превращается в его внутреннюю энергию).
  2. Практический вопрос. Возможны ли конвекционные потоки в искусственном спутнике Земли (в состоянии невесомости)?
  3. Эксперимент. Зажгите свечу, накройте ее цилиндрической трубкой. Пламя уменьшится и может погаснуть. Почему? Если трубку приподнять, то свеча горит ярче. Почему?



Предварительный просмотр:

Урок обобщения знаний по информатике в 9-м классе по теме "Устройство компьютера"

Разделы: Преподавание информатики

Цели урока:

Обучающие: повторить, закрепить ранее приобретенные знания, умения, навыки учащихся по данной теме.

Развивающие: продолжить развитие навыков работы на компьютере, умения выполнять задания творческого характера (набор и форматирование текста, создание рисунка, работа в Интернете, заполнение схемы, разгадывание ребуса, кроссворда и т.д.), развивать навыки групповой работы, умения организовать работу слаженно, оперативно, активизировать мыслительную деятельность учащихся в нестандартной форме, развивать навыки работы с дополнительной литературой.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения, соблюдения правил ТБ и правил работы за компьютером, вырабатывать умение распределять время для выполнения заданий, воспитывать такие качества личности, как пунктуальность, точность.

Оформление и оборудование: комплекты карточек (по количеству рабочих групп), чистые листы для отчета о работе, включенные компьютеры, дополнительная литература.

Форма работы: групповая (по 2-3 человека в группе)

Ход урока

I. Организационный момент. (1 мин) Разбивка класса на рабочие группы (можно делить учащихся по их учебным возможностям, можно по желанию).

II. Основная часть урока. Каждая группа учащихся получает набор из 8 карточек-заданий <Приложение 1>. Работа каждой группы будет оценена следующим образом: за правильно выполненные 8-7 заданий ребята получат отметку “5”, за 4-6 заданий – “4”, а для самых слабых учащихся уровень “3” за 2-3 задания. При затруднениях в ответе учащимся разрешается обращаться к дополнительной литературе, чтобы найти ответ на вопрос. Группы начинают выполнять задания в любом порядке, главное, чтобы в отчете был указан номер задания. Каждое задание нацелено на повторение определенного раздела темы “Устройство компьютера”:

№1 – выполняя его, учащиеся повторяют, какие устройства входят в аппаратное обеспечение компьютера, в его базовый комплект, разгадывают ребус про микропроцессор.

№2 – Повторение видов памяти, заполнение схемы по видам памяти, ответы на вопросы о видах внутренней памяти.

№3 – В виде кроссворда по устройствам внешней памяти. В итоге учащиеся должны разгадать ключевое слово.

№4 – Тренировка памяти. Нужно вспомнить все устройства ввода информации.

№5 – Предлагается разгадать вопросы-загадки по устройствам ввода-вывода информации.

№6 – Применение практических навыков работы на компьютере при создании составного текстового документа. Проверяется умение работать в текстовом редакторе, графическом редакторе, умение редактировать, форматировать документ, использовать внедренные объекты, сохранять и распечатывать документ.

№7 – Тест по теме “Устройство компьютера”, для ответа на который учащимся нужно использовать приобретенные знания по данной теме.

№8 – Работа в Интернете по поиску и сохранению информации по заданной теме.

III. Подведение итогов:

Учащиеся заканчивают работу по карточкам за 5 минут до звонка. Учитель быстро озвучивает карточки и дает правильные ответы <Приложение 2>. Дети проверяют свои отчеты, подводят итоги своей работы, ставят себе оценку. Делаем выводы, что мы повторили, что знаем, что сегодня узнали дополнительно. Затем отчеты сдают учителю, который их еще раз проверит, и выставит окончательные оценки за работу.

Список использованной литературы:

  1. Учебник “7-9, Информатика” (базовый курс) под редакцией Н.В. Макаровой.
  2. Учебник “ Информатика 7-9 класс” под редакцией Кушниренко А.Г.
  3. Приложение к журналу “Информатика и образование”.

Приложение 1

ЗАДАНИЕ №1

  1. Из перечисленных ниже устройств выберите устройства базового комплекта:

Принтер, плоттер, наушники, монитор, мышь, системный блок, мышастик, терминал, сканер, клавиатура, микрофон.

     2.    Разгадайте ребус, в котором зашифровано центральное устройство в компьютере, обеспечивающее преобразование информации и управление другими устройствами компьютера:

(<рисунок 1>)

    Какими характеристиками обладает данное устройство?

ЗАДАНИЕ №2

1.  Заполните недостающие элементы из схемы памяти: (<рисунок 2>)

  1. Повторите виды внутренней памяти:

а) Какая память предназначена только для чтения?

б) Содержимое какой памяти после выключения компьютера стирается?

в) Какая память служит промежуточным запоминающим устройством, так называемым буфером обмена?

        

ЗАДАНИЕ № 3

1.   Разгадайте кроссворд по устройствам внешней памяти компьютера. В своем отчете запишите ключевое слово, выделенное в вертикальной строке. (<рисунок 3>)

  1. устройство для СD-ROM (дисков).
  2. Иное название гибкого магнитного диска.
  3. От какого слова пошло название гибких дисков?
  4. Иное название CD-диска.
  5. Устройство для работы с магнитными лентами.
  6. Величина, определяемая по формуле: V= 2 * M * S * N
  7. Процесс разбивки на сектора и дорожки.
  8. Иное название CD –диска.
  9. У гибких магнитных дисков она круглая, у CD – дисков – в виде спирали.

ЗАДАНИЕ № 4

Перечислите все устройства ввода информации, которые вы изучили и знаете.

ЗАДАНИЕ № 5

   Вопросы-загадки по теме «Устройства ввода-вывода информации»:

  1. Устройство вывода, обладающее 4 характеристиками.
  2. Бывают струйные, а бывают светодиодные.
  3. Различаются по типу работы и по типу конструкции, служат для печати большого формата.
  4. Преобразуют текстовую или графическую информацию в цифровую.
  5. Устройство, обеспечивающее выбор задания при прикосновении к определенной области экрана.
  6. Устройство, преобразующее цифровой код в звук.

ЗАДАНИЕ № 6

Используя соответствующие устройства ввода информации, создайте составной документ, в котором разместите текст (5-6 предложений) с заголовком и с иллюстрацией к нему (представьте, что это страница книги), сохраните данный файл под своими фамилиями. По окончании работы документ распечатайте и сдайте вместе с отчетом о работе.

ЗАДАНИЕ № 7

Ответьте на вопросы теста «Устройства компьютера».

  1. Компьютер – это…

а) электронный прибор с клавиатурой и экраном

б) устройство для выполнения вычислений

в) универсальное устройство для хранения, обработки и передачи информации

2.  Персональные компьютеры бывают…

а) монохромные, цветные, черно-белые

б) настольные, портативные, карманные

в) матричные, лазерные, струйные

3.  В минимальный базовый набор устройств компьютера входят…

а) монитор, клавиатура, системный блок

б) дисковод, принтер, монитор

в) монитор, принтер, клавиатура

4.  Принтеры бывают…

а) настольные, портативные, карманные

б) матричные, лазерные, струйные

в) монохромные, цветные, черно-белые

5.  Укажите, в какой из групп устройств перечислены устройства ввода-вывода информации.

а) Стример, винчестер, мышь

б) Монитор, клавиатура, принтер

в) Винчестер, лазерный диск, дискета

6.  Укажите, в какой из групп устройств перечислены устройства вывода информации.

а) Принтер, винчестер, мышь

б) Винчестер, лазерный диск, модем

в) Монитор, принтер, плоттер, звуковые колонки

7.  Укажите, в какой из групп устройств перечислены устройства ввода информации.

а) Принтер, винчестер, мышь

б) Мышь, клавиатура, джойстик, световое перо, сканер

в) Монитор, принтер, плоттер, звуковые колонки

8.  Укажите, какое из перечисленных устройств относится к внешним устройствам компьютера.

а) Центральный процессор  б) Сканер  в) Оперативная память

9.  Укажите, какая из перечисленных групп устройств относится к внешней памяти компьютера.

а) Монитор, дискета, мышь

б) Дисковод, дискета, оперативная память

в) Магнитная лента, лазерный диск, дискета

10.  Какое из устройств предназначено для обработки информации?

а) Процессор    б) Дисковод   в) Модем

11.  Каково назначение клавиши Caps Lock?

а) Управление режимом вставки/замены символа

б) Фиксация режима строчных/прописных букв

в) Перемещение курсора на несколько позиций вправо

12.  Укажите назначение клавиши Del/

а) Управляет режимом вставки/замены символа

б) Удаляет текущий символ с последующим смыканием текста

в) Стирает символ слева от курсора

13.  Какое устройство вывода можно использовать для получения бумажной копии документа?

а) Монитор    б) Принтер   в) Сканер

14.  Где размещается внутренняя память компьютера?

     а) В мониторе    б) На дисководе   в) В системном блоке

15.  Где сохраняется информация (не исчезает) после отключения питания компьютера?

а) В оперативной памяти   б) В постоянной памяти  в) В процессоре

16.  Какое устройство вывода используется для записи информации на диск?

а) Монитор   б) Принтер  в) Дисковод

17.  Где обычно размещается винчестер?

а) В мониторе    б) В системном блоке   в) На дискете

18.  Где информация исчезает после отключения питания компьютера?

а) В оперативной         памяти    б) В постоянной памяти   в) На дискете

19.  Какое устройство предназначено для преобразования и передачи информации между удаленными компьютерами?

а) Процессор    б) Дисковод   в) Модем

20.  Дискеты, винчестеры, компакт-диски – это все…

а) устройства для хранения информации

б) устройства для кратковременного хранения информации

в) устройства для обработки информации

21.  Видеопамять – это часть оперативной памяти, которая предназначена для…

а) хранения текстовой информации

б) хранения информации о графическом изображении на экране

в) постоянного хранения графической информации

22.  ОЗУ – это…

а) основное записывающее устройство

б) оперативное запоминающее устройство

в) одноразовое запоминающее устройство

23.  Укажите, какие из перечисленных ниже устройств относятся к сверхоперативному запоминающему устройству.

а) Регистраторы общего назначения   б) Винчестер  в) Кэш-память

24.  Для долговременного хранения информации служит…

а) оперативная память  б) процессор   в) внешний носитель   г) блок питания

25.  Дисковод – это устройство для …

а) вывода информации на бумагу

б) перевода чисел из одной системы счисления в другие

в) долговременного хранения информации

г) чтения/записи данных с внешнего носителя

26.  Устройством ввода текстовой информации является…

а) системный блок  б) экран дисплея  в) клавиатура  г) дискета

27.  Курсор – это…

а) специальный символ на экране дисплея, указывающий позицию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры символ

б) клавиша на клавиатуре

в) наименьший элемент изображения на клавиатуре

г) пиксель

ЗАДАНИЕ № 8

Найдите в Интернете и сохраните в компьютере текстовую или графическую информацию о новейших достижениях в области компьютерной техники.

Приложение 2

Ответы на задания:

№1. 1) системный блок, клавиатура, монитор  2) микропроцессор (производительность: разрядность, быстродействие (тактовая частота))

№2. 1. I внутренняя, оперативная,  II внешняя, гибкий магнитный диск, магнитная лента.

2. а) постоянная  б) оперативная  в) КЭШ-память.

№3.  1. дисковод 2. флоппи 3. магнит  4. оптический 5. стример 6. плотность 7. форматирование 8. лазерный 9. дорожка

№4.  Устройства с прямым доступом: манипуляторы, сенсорные, устройства сканирования, распознавания речи.

Устройства с клавиатурным доступом.

№5. 1. монитор  2. принтер  3. плоттер  4. сканер  5. сенсорный экран 6. устройство звукового вывода.

№7.

1.в  2.б  3.а  4.б  5.б  6.в  7.б  8.б  9.в  10.а  11.б  12.б  13.б  14.в  15.б  16.в  17.б  18.а  19.в  20.а  21.б   22.б  23.в  24.в  25.г  26.в  27.а



Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по сказочной стране "Электрония". Урок физики в 8-м классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части"

Разделы: Преподавание физики

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: закрепить знания по теме "Электрические явления", продолжить изучение электрического тока, ввести понятие электрическая цепь, электрическая схема, условные обозначения электрических устройств, формировать практические навыки сборки электрических цепей.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: продолжить воспитание бережного отношения к оборудованию, аккуратности в работе с приборами, ответственности за порученное дело.

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать интеллектуальные возможности учащихся, навыки критического мышления, умение работать с учебной и дополнительной литературой, искать информацию в Интернете.

На предыдущем уроке нужно дать опережающее задание ученикам:

  1. Доклад о пользе электризации.
  2. Доклад о вреде электризации.
  3. Приготовить сообщение о том, что такое электрическая цепь, выделить основные элементы цепи, собрать электрическую цепь, продемонстрировать ее работу (33).
  4. Приготовить сообщение о том, что такое электрическая схема, какие обозначения используются в электрических схемах (33).

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

ОБОРУДОВАНИЕ: Слайдовая презентация в PowerPoint (Приложение 1), эбонитовая палочка, кусочки бумаги, электроскоп, источники электрического тока, разобранный гальванический элемент, провода, лампочка, ключ, электрический звонок, резистор и т.д.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. (Слайд 1) Ребята, давайте сегодня немного пофантазируем! С жителями страны Электронии случилась страшная беда: их заколдовала злая колдунья и они забыли все, что знали об электричестве. Если мы с вами не поможем им вспомнить все, что они знали - жители страны погибнут!

II. Повторение изученного. Самое основное явление этой страны не может вспомнить, как его зовут, полезно оно или вредно людям? А вы помните, как называется явление, при котором тела после натирания притягиваются друг к другу? (Опыт по притяжению кусочков бумаги к наэлектризованной эбонитовой палочке) /ответ ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ/.

Дополнительная информация (доклады о пользе и вреде электризации) - 2 учащихся, опережающее задание №1, №2.

Как рада электризация, что она наконец-то расколдовалась. Но ведь остальные жители еще в беде. Один из них не знает: что передается при электризации от одного тела к другому? Какие виды их существует? Как они взаимодействуют друг с другом? Поможем ему разобраться /ответ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЗАРЯД, ДВА РОДА ЗАРЯДОВ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ, ОДНОИМЕННЫЕ ЗАРЯДЫ ОТТАЛКИВАЮТЯ, РАЗНОИМЕННЫЕ ЗАРЯДЫ ПРИТЯГИВАЮТСЯ/.

Ребята, нам встретился очень хмурый прибор. Он вспомнил, что служит для измерения электрического заряда, но не знает, как его называют, как он устроен и принцип его работы /ответ ЭЛЕКТРОСКОПСОСТОИТ ИЗ НАКОПИТЕЛЯ ЗАРЯДОВ, СТРЕЛКИ, МЕТАЛЛИЧЕСКОГО СТЕРЖНЯ, КОРПУСА, ШКАЛЫ, РАБОТАЕТ НА ЯВЛЕНИИ ОТТАЛКИВАНИЯ ОДНОИМЕННЫХ ЗАРЯДОВ/.

Слайд 2: Какому из изображенных электроскопов сообщили больший заряд? Меньший заряд?

А вот нам навстречу идет особый вид материи, который существует независимо от нашего сознания и не воспринимается нашими органами чувств. Что это такое? /ответ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ/

А как действует электрическое поле на другие заряды, оказавшиеся в поле данного заряда? /ответ С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СИЛОЙ/

Слайд 3: Одинаковые ли силы действуют на равные по величине заряды тел А и В со стороны поля зараженного шара? Как направлены эти силы? Что произойдет, если шар будет иметь отрицательный заряд?

Ой, ребята, что это за частица здесь бегает? Заряд у нее равен -1,6 *10-19 Кл? /ответ ЭЛЕКТРОН/

А какие еще частицы есть в атоме? Какие они имеют заряды? /ответ ПРОТОН, +1,6 *10-19 Кл, НЕЙТРОН, НЕ ИМЕЕТ ЗАРЯДА/

А это что такое? Плачет атом гелия. Он потерял один электрон и расстроился? Что с ним произошло? /ответ ПРЕВРАТИЛСЯ В ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИОН/

Чтобы он не плакал, давайте нарисуем его портрет. (Желающий ученик получает картонку, циркуль, карандаш, пластилин трех цветов). /Ответ Слайд 4/

Я слышу спор между двумя особами. Одна из них утверждает, что может проводить электрический заряд, а вторая говорит, что не может. Кто эти особы? Чем они отличаются друг от друга? /ответ ПРОВОДНИКИ И ДИЭЛЕКТРИКИ, В ПРОВОДНИКАХ СВЯЗЬ ЭЛЕКТРОНОВ С ЯДРОМ СЛАБАЯ, ЭЛЕКТРОНЫ - СВОБОДНЫЕ, В ДИЭЛЕКТРИКЕ - СВЯЗЬ ЭЛЕКТРОНОВ С ЯДРОМ СИЛЬНАЯ/

А вон сцепились два шарика (один побольше, а другой поменьше), и никто не может прекратить их драку! А маленький шарик-то оказывается, заряжен, а большой нет! Что произойдет с электрическим зарядом? /ответ БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ЗАРЯДА ПЕРЕЙДЕТ НА БОЛЬШОЙ ШАРИК/

Что я вижу? Упорядоченное направленное движение заряженных частиц! Как интересно! Что это такое? Как его можно создать? /ответ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК, НУЖЕН ПРОВОДНИК, ИСТОЧНИК ТОКА /

Слайд 5. Кто первым ответит названия источников тока, используя имеющиеся буквы в строках /ответ ТЕРМОЭЛЕМЕНТ, ФОТОЭЛЕМЕНТ, АККУМУЛЯТОР, ГЕНЕРАТОР/.

А что за источник тока изображен на слайде 6. Расскажите его устройство. Покажите подобные источники тока на учительском столе. Кто дома выполнял задание №9, проверьте, все ли составные части на месте?

Ну вот, ребята, мы и приблизились к концу нашего путешествия.

III. Изучение нового материала по теме "Электрическая цепь и ее составные части".

Опережающее задание №3.

Электрическая цепь содержит следующие составные элементы (Слайд 7):

  • Источник тока
  • Потребитель
  • Замыкающее устройство (ключ)
  • Провода соединительные

Чтобы собрать электрическую цепь, нужно соединить источник тока, лампочку, ключ с помощью проводов. (Демонстрация электрической цепи с лампочкой, работа с цепью: укажите источник тока, ключ, потребитель электрического тока, что может быть еще потребителем тока).

Опережающее задание №4:

Электрическая схема - рисунок или чертеж электрической цепи с помощью условных обозначений. (Просмотр слайдов 8-12). Давайте изобразим схему электрической цепи для включения лампочки. (Проверка слайд 13).

IV. Закрепление изученного.

На слайде 14 изображены условные обозначения электрических устройств. Что напутал ученик? Расставьте условные обозначения по местам.

Слайд 15-17. Перед вами три схемы электрических цепей с дефектами. Кто сумеет указать ошибки и обосновать свою точку зрения?

V. Подведение итогов. Слайд 18. Всем, кто отлично поработал на уроке и отличился во время путешествия, от имени жителей страны Электрония приказываю поставить в журнал и дневники оценки "5"!

Домашнее задание: Слайд 19. Параграф 33, упражнение 13 (2, 3 задание)



Предварительный просмотр:

Урок физики в 7 классе  по теме "Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли" 

Цель урока

  • Образовательные:
  • рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие;
  • систематизировать знания по теме “Давление. Давление в жидкости и газе” через применение тестов и осложнённых экспериментальных заданий на уроке;
  • повторить основные формулы темы;
  • формировать у учеников умение осуществлять самоконтроль с помощью конкретных вопросов.
  • Развивающие:
  • совершенствовать навыки индивидуальной и групповой  работы;
  • активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь;
  • развивать творческие способности  с помощью экспериментальных заданий, навыки исследовательской деятельности.
  • Воспитательные:
  • развивать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе изучения предмета;
  • развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.
  • рассмотреть возможности использование атмосферного давления в различных областях человеческой деятельности.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, программа Microsoft Power Point, презентация,  2 стакана, листок бумаги, бутылка с водой, шланг (трубка),  насос, магдебургские полушария, огарок свечи, пластиковые бутылки, спиртовка, шило или спица, присоска-игрушка, шприц, пипетка, медицинская банка, ливер для забора жидкостей, блюдца с водой, монета,  спички.

Ход урока

Перед началом урока учащиеся распределены по группам с равными учебными возможностями.

1-й этап. Урок начинается с повторения по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов. Сообщающиеся сосуды». (Работа в группах по презентации слайды 1-3). Взаимопроверка групповых работ. Ответы на тест (слайд 4): 1.б  2.б  3.а  4. б  5.2

2-й этап. Повторение материала прошлого урока (Строение атмосферы слайд 5-8)

http://files.school-collection.edu.ru- Рисунок «Атмосфера Земли»

http://files.school-collection.edu.ru – Текст «Физические свойства атмосферы»

Вопрос к 5 слайду для 1 группы: В каких слоях атмосферы могут передвигаться вертолеты, самолеты, парашюты? К 6 слайду для 2 группы: Как переводится с греческого языка «атмосфера»? Что вы можете о ней рассказать? К 7 слайду для 3 группы: Если Земля лишится атмосферы, что ее ждет?

 3-й этап. Постановка проблемы

Урок начинается с опытов, демонстрирующих наличие такого явления, как атмосферное давление.

Демонстрация опытов:  (слайд 9)

  • Подъем воды за поршнем (шприц)
  • “Прилипание” листа бумаги к опрокинутому стакану с водой.

Ученики выдвигают свои версии о причинах наблюдаемых явлений. Учитель  предлагает вспомнить свойства газа и особенности проявления его давления (слайд 10). На экране появляются вопросы, учащимся предлагается выбрать те, ответы на которые они уже знают.

Ответы на какие вопросы вы уже знаете?

  • Как создается давление твердого тела на опору?
  • Как создается давление газа?
  • Как создается давление атмосферы?
  • Как создается давление жидкости на дно и стенки сосуда?
  • Как измерить атмосферное давление?
  • Как впервые “показали” величину атмосферного давления?
  • Что такое “торричеллиева пустота”?
  • Почему говорят, что мы живем на дне воздушного океана?
  • Для чего люди систематически измеряют атмосферное давление?

На экране остаются те вопросы, которые определяют тему и содержание урока. Ученикам предлагается сформулировать цели урока и начать совместный поиск ответов на них. Составляется план урока, формулируется тема урока: “АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ. ОПЫТ ТОРРИЧЕЛЛИ” (записываем в тетради)

Совместно с учащимися делается вывод о том, что Землю окружает газовая оболочка, называемая атмосферой. А так как воздух имеет вес, то он должен оказывать давление (демонстрируются слайды).

4-й этап. Измерение атмосферного давления: история вопроса

С помощью слайдов учащиеся знакомятся с первыми попытками измерения атмосферного давления. Ответы  дают учащиеся, заранее получившие задание по данным вопросам.

  • (слайд 11) Группа 1.  В 1643 году итальянский ученый Гаспаро Берти на фасаде своего дома в Риме соорудил установку, которая показала, что 10 м водяного столба не случайная величина.
  • (слайд 12, 13)

http://files.school-collection.edu.ru – Слайд-шоу «Измерение атмосферного давления»

Группа 2. Впервые давление было измерено итальянским ученым, математиком и физиком Эванджелисто Торричелли. Он взял стеклянную трубку длиной 1 метр, запаянную с одного конца, наполнил ее полностью ртутью и перевернул, опустив открытый конец в чашку со ртуть (слайд 14).  К удивлению окружающих, из трубки вылилась лишь не большая часть ртути. В трубке остался столбик ртути высотой 76 см (760 мм). Торричелли утверждал, что столбик удерживается атмосферным давлением. Именно ему впервые пришла эта мысль. 

Учитель вводит понятие “Торричеллиева пустота”.

  • (слайд 15, 16)

http://files.school-collection.edu.ru  - Текст «Магдебургские опыты»


Группа 3. Чтобы наглядно продемонстрировать это давление, в 1654 году был проведен знаменитый опыт с магдебургскими полушариями. В нем, из плотно прижатых друг к другу металлических полусфер был откачан воздух. Атмосферное давление настолько сильно сжимало их снаружи, что снова разделить полушария не смогли даже 16 лошадей (восемь пар) лошадей, тянущих полушария в разные стороны. Проведен этот эксперимент немецким физиком, бургомистром Магдебурга Отто фон Герике. 

Учитель совместно с учениками демонстрирует опыт с Магдебургскими полушариями. Какой вывод мы можем сделать их этих опытов? (ученики говорят)

Вывод: Воздух может давить на предметы (слайд 17).

Воздушная оболочка Земли – атмосфера – создает давление, эквивалентное  давлению 10 м водяного или 760 мм ртутного столба.

5-й этап. Поиск варианта расчета атмосферного давления

Учитель предлагает вспомнить формулу расчета давления столба жидкости, закон Паскаля, условие неподвижности жидкости. Подводит к выводу, что атмосферное давление может быть рассчитано по формуле давления столба жидкости (демонстрируется слайд 18: “Это давление в современных единицах давления с учетом плотности воды и ртути можно рассчитать по формулам:….”). Расчет  давления воды и ртути, перевод мм.рт.ст. в Па. Вопрос: Как перевести давление 1 мм.рт.ст. в Па?

Делаем перевод:  p=ρgh=13600 кг/м3 *9,8 Р/кг * 0,001 м= 133,3 Па

Работа со слайдами 19-22. Рассматриваем, как изменяется высота столба жидкости в зависимости от рода жидкости, как меняется атмосферное давление с высотой, учитель вводит понятие нормального атмосферного давления, сравниваем давление атмосферы с воздействием на организм человека, работаем по графику изменения давления с высотой.

http://files.school-collection.edu.ru – Интерактивный рисунок  «Давление на разных высотах»

6-й этап. Опытно-экспериментальная деятельность учащихся. Работа в группах. 

Класс делится на три  группы. Ученики демонстрируют эксперименты, доказывающие существование атмосферы и атмосферного давления. Делают выводы по результатам экспериментов.

Опыт 1. Вытаскивание монеты из воды, не замочив рук (блюдце, свеча, монета, вода, спички). Демонстрация работы пипетки, медицинской банки, ливера для забора жидкостей, поилки для птиц.

Опыт 2. Опыт, похожий на опыт с магдебургскими полушариями. Возьмём два стакана, свечу, бумагу, ножницы. Поставим зажженный огарок свечи в один из стаканов. Вырежем из нескольких слоёв бумаги круг диаметром немного больше, чем внешний край стакана. Затем вырежем середину круга таким образом, чтобы большая часть отверстия стакана осталась открытой. Смочив бумагу водой, мы получим эластичную прокладку, которую и положим на верхний край первого стакана. Поставим  на эту прокладку перевёрнутый второй стакан и прижмём его к бумаге так, чтобы внутреннее пространство обоих стаканов оказалось изолированным от внешнего воздуха. Свеча вскоре потухнет. Теперь, взявшись рукой за верхний стакан, поднимем его. Мы увидим, что нижний стакан как бы прилип к верхнему и поднялся вместе с ним. Объясните наблюдаемое явление.

Опыт 3. Как вылить воду из сосуда под действием атмосферного давления? (два сосуда, резиновая трубка). Где применяется данный опыт?

Учащиеся объясняют проделанные опыты с помощью учителя.

7-й этап. Закрепление материала. Работа со слайдом 23.

8-й этап. Рефлексия (слайд 24)

Учитель предлагает вспомнить задачи урока и вопросы, на которые необходимо было ответить. На слайде: На какие вопросы мы ответили на уроке?

  1. Как создается давление атмосферы?
  2. Как измерить атмосферное давление?
  3. Как впервые “показали” величину атмосферного давления?
  4. Что такое “торричеллиева пустота”?
  5. Почему говорят, что мы живем на дне воздушного океана?
  6. Для чего люди систематически измеряют атмосферное давление?

Учащиеся делают выводы, выясняют, что ответ на 6 вопрос не был найден. Учитель предлагает подумать над ним дома. ( Вопрос определяет содержание следующего урока). Домашнее задание на следующий урок: §42, задание 11, вопрос 6.

(слайд 25) Вот, закончился урок,
Знания пошли вам впрок.
Я хочу совет вам дать:
Надо физику читать,
Чтоб задачи все решались,
И ответы получались,
И тогда оценку «пять»
Будешь на уроках получать!

Учитель просит учеников заполнить анкету для проверки уровня адекватности своей деятельности и оценить результат своей работы на уроке (слайд 26).

Для подготовки данного урока были использованы материалы:

  1. С сайта http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Torricelli.html
  2. Учебник «Физика-7», А.В. Перышкин, М., Дрофа. 2011 г.

Приложение к разработке является CD-ROM диск с подобранным из Интернета материалом об атмосферном давлении, его измерении, ученых, исследовавших атмосферное давление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Описание природного явления

Разработка урока развития речи и презентация к нему...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

урок в разделе Генетика. 10 класс. Статистический характер явлений расщепления. (Законы Менделя)

урок для 10 класса средней школы. Повторение 1 и 2 законов Менделя, основных терминов генетики.  Урок можно использовать  в самом начале изучения раздела "Генетика". В ходе урока обсуждаются...

Методическая разработка урока физики. Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления» 8 класс (к учебнику А.В.Перышкина)

Контрольная работа №4 по  теме «Электромагнитные  явления» .Разработка содержит 4 варианта работы, бланк ответов и инструкцию по проверке и оценке работ по физике для учащихся 8 класса....

Урок по географии в 8 классе "Стихийные природные явления"

Материал урока представлен в виде технологической карты и  направлен на создание условий для развития умения применять знания и опыт в различных ситуациях, в том числе проблемных. Умение выбирать...

Урок русского языка в 7 классе "Язык - развивающееся явление"

Этот урок познакомит учащихся с основными группами славянских языков, покажет им, что язык меняется в процессе развития общества и цивилизации....

Применение кейсовой технологии на уроках физики в 7-8 классах. Кейсы к урокам физики в 7-8 классах.

Применение «Кейс-метода» внутри технологии деятельностного обученияПо исследованию современных педагогов главная проблема в нежелании учиться – это неумение учиться. Ученики не умеют...