урок в разделе Генетика. 10 класс. Статистический характер явлений расщепления. (Законы Менделя)
план-конспект урока (биология, 10 класс) по теме
урок для 10 класса средней школы. Повторение 1 и 2 законов Менделя, основных терминов генетики. Урок можно использовать в самом начале изучения раздела "Генетика". В ходе урока обсуждаются существенные и несущественные признаки, теория вероятности, вклад некоторых ученых в развитие генетики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_stastisticheskiy_kharakter_yavleniy_rasshchepleniya._tekhnologicheskaya_karta.docx | 16.84 КБ |
podskazki_k_uroku.docx | 536.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание работы учителя | Действия детей | Оборудование, слайды | Время |
Приветствие обучающихся. Здравствуйте дети! Представление себя ( я -Иванова Ольга Валериевна). Сегодня наш урок в системе тем «Генетика». Нам предстоит вспомнить основные понятия генетики и поработать с ними. | Здороваются, садятся по 4 группам | Слайд «тема урока» на партах для каждой группы по 3 таблицы №1, одна таблица №2 ручки, по 3 «подсказки» (формулировки законов Менделя) | |
Готовясь к уроку, я нашла курьезный случай, датируемый 18 веком. «Граф Орлов подарил шестерку орловских рысаков в яблоках любимой актрисе. Через 2 года кобылицы родили 3х жеребят. Актриса очень расстроилась, и отправила гневное письмо, в котором обвинила графа, что его лошади беспородные, так как «жеребята не в яблоках, а просто серые!». Граф же, посмеявшись, отправил ей дагерротип (фотографию), где он стоит рядом с серыми жеребятами и белыми взрослыми лошадьми. Только через 2 года она поняла, что он хотел этим сказать». | Слушают , смотрят | Слайд 2 «прогулка императора» | |
Наша с вами задача, разобраться в закономерностях, которые всю жизнь нам преподносит генетика – наука, где воля случая играет с нами в рулетку, а не просто роняет бутерброд маслом вниз или вверх. | Слайд 3 «кубики» | ||
Давайте вспомним, что вам известно об основах генетики, основываясь на законах Г.Менделя и сформулированных им по результатам моногибридного скрещивания. (посмотрите таблицу №1 на партах и заполните её). В таблице нужно записать возможные генотипы растений гороха (по гену цвета семян) и соответствующие законы Менделя. У вас 5 минут. | Слайд 4, 5 ,6 (повторяются пока идет работа с таблицей) 3 таблицы №1 на каждую группу | ||
Когда вы заполните пустые клеточки, поднимите руки. Всё ли вы вспомнили, работая с таблицей? Выдаю проверочную таблицу. Проверьте себя. | Смотрят, заполняют, групповое обсуждение. Поднимают руки. Получают таблицы, сравнивают, исправляют. | При проверке - слайд 7 «закономерности наследования» | |
Мы сейчас вспомнили то, что вы уже знаете, а теперь Сформулируйте и запишите вопросы, на которые вам хотелось бы узнать ответы на этом уроке. Время 3- 5 минут. | Пишут, обсуждают | Слайд 8 ? | |
Студенты сельхозакадемии летом вырастили горох. Пока везли семена в Лабытнанги, потеряли рабочие заметки. Пожалуйста, помогите нам сделать отчет о количестве и генотипах выращенного гороха. Инструкция: посчитайте горошины, разделите по цвету, запишите данные в таблицу в строке вашего опыта. Попробуйте записать генотипы семян (зародышей растений) по гену цвета, определите тип расщепления и закон, его подтверждающий. У вас 6 минут. | Считают горошины, записывают данные в таблицу. Один из группы, выходит к доске записывает и говорит результат. | Слайд «таблица отчета» | |
Диалог: Почему невозможно точно определить законы расщепления при малом количестве гороха? Я спрашиваю – дети отвечают. Если, представитель группы утверждает что можно – контраргумент. У 2-8% мужчин встречаются разные виды дальтонизма (цветовой слепоты), а у женщин только с вероятностью 1/24000, так как это чрезвычайно редкое проявление признака. В Индии за год родилось 4 девочки с этим заболеванием, а в княжестве Монако ни одной. Значит ли это, что жители Монако не несут гена дальтонизма? в Индии за год родилось 100000 девочек, а в Монако всего 31000 населения.) | Диалог. | ||
Возможно ли определить генотип по признаку цвета горошин в период роста гороха? Когда это можно сделать? (только после полного созревания семян). | Отвечают, диалог | ||
Вы составили отчет по данным экспериментов. Что вы можете сказать о результатах вашего отчета? Чем больше число потомков, тем вернее можно увидеть расщепление, четче результат исследования. | Отвечают, диалог | ||
Теперь прочтите текст о закономерностях наследования. Плюс поставьте напротив того, что вы уже знаете, минус напротив того, о чем вам ранее было неизвестно, знак вопроса напротив тех утверждений, который вам непонятны, или вы не можете с этим согласиться. У вас 6 минут. | Читают, отмечают, обсуждают в группах. Слайды №11,12 | Слайды № 11, 12 | |
Сегодня мы с вами узнали о роли статистики в генетике. Вы многое вспомнили и узнали кое-что новое. Это делает человека наблюдательным… THINC AGAIN . (задумайся!) Постарайтесь найти ответы на те вопросы, на поиск которых сегодня, возможно, не хватило времени. Ребята, вернемся к графу Алексею Орлову и подумаем о масти новорожденных жеребят. Кто же ответит на вопрос об окраске жеребят? Почему актриса простила его со временем? | Слушают отвечают | Слайд «лошади» | |
Рефлекия (по желанию обучающихся) Для меня новым было… Я узнал… Мне понравилось в уроке…. С какими эмоциями вы уходите с урока? Как вы оцениваете своё участие в работе? Как вы оцениваете свои знания по теме? (До 1,5 года сплошной серый, потом начинает седеть во многих местах, очагах, появляются сначала маленькие пятна, потом крупные, которые с возрастом сливаются и получается светлая (седая) лошадь). | отвечают | ||
Домашнее задание. Подбросить 2 монетки не менее 50 раз. Посмотреть и записать закономерность. Сравнить результаты в классе. Открытая творческая задача. Человек – дальтоник решил выращивать Менделевский горох. Какова вероятность изменения расщепления 3:1 если он не будет производить отбор по цвету семян в течение 10 лет? ( При условии, что объемы производства будут стабильны). | |||
Спасибо за работу. До свидания. С вами было интересно работать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ИЗО во 2 классе "Выражение характера человека через украшения""
Урок ИЗО по программе Б.М.Неменского 2 класс, 3 четверть.На уроке дети знакомятся с женскими головными уборами и украшениями. Во время практичекой работы украшают кокошники....
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Формирование характера Петра Гринева"
Презентация помогает проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева. Развивает образное мышление, творческие способности, умение обобщать материал, выражать свое мнение....
Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».
Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....
Презентация урока физики в 11 классе по теме "Явление электромагнитной индукции .Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции"
В презентации иллюстрируются опыты Фарадея по ЭМИ, дается понятие магнитного потока, устанавливается правило Ленца и закон ЭМИ....
Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)
Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...
Презентация к уроку биологии в 9 классе по теме : "Генетические опыты Г. Менделя".
Презентация к уроку биологии в 9 классе по теме : "Генетические опыты Г. Менделя"....
Конспект урока по биологии 9 класс Тема: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Конспект урока.Класс: 10.Тема урока: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.Тип урока: текущий.Цель урока: К концу данного урока у учащихся должны сформироваться знания о дигибридном скрещивани...