Программа кружка "Занимательная физика"
рабочая программа (физика, 7 класс) по теме
Программа кружка "Занимательная физика" разработана мною для учащихся 7 классов. Направленность работы кружка - научно - познавательная. Я считаю, что занимательные задания способствуют развитию исследовательского подхода к делу, развивают интерес и любовь к физике, создают у детей радостное настроение. Цели и задачи кружка: способствовать обогащению ученика новыми знаниями, расширению общего и физического кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zanimatelnaya_fizika.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»,
г.Юхнов Юхновского района Калужской области
Согласовано Зам.директора поУВР МКОУ «СОШ №1» О.И.Сидорова «02» сентября 2013г. | Утверждаю Директор МКОУ «СОШ №1» Е.В.Потапова «02» сентября 2013г |
Рабочая программа кружка
«Занимательная физика»
Разработала программу
учитель физики
Павлухина В.В.
2013г
Пояснительная записка.
Направленность: научно-познавательная
Актуальность: Программа кружка рассчитана на учащихся 7 классов. В 7 классе начинается изучение нового предмета – физика. Во внеурочной работе складываются благоприятные условия для привлечения разнообразных форм занимательной физики. Занимательные задания способствуют развитию исследовательского подхода к делу, развивают интерес и любовь к физике, создают у детей радостное настроение. Психологические исследования показали, что усвоение знаний основывается на непосредственных ощущениях, восприятиях и представлениях человека, получаемых при его контакте с предметами и явлениями, поэтому необходимо создать условия для непосредственного участия школьников в постановке и проведении экспериментов.
Цели и задачи кружка: Способствовать обогащению ученика новыми знаниями, расширению общего и физического кругозора.
Отличительная особенность: эксперименты, интересные опыты способствуют активизации познавательной деятельности учеников, работа над мини-проектами развивает самостоятельность учащихся, совместная работа воспитывает коммуникативные навыки.
Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения.
Форма и режим занятий: Занятия будут проходить один час в неделю по 45 минут. Численный состав группы 10-15 человек. В начале года и во втором полугодии с учащимися проводится вводный и повторный инструктаж по правилам поведения в кабинете физики. Так проводятся текущие инструктажи при проведении экспериментов.
Занятия будут проходить в форме бесед, наблюдений за происходящими явлениями, постановки эксперимента, решения экспериментальных задач, конструирования приборов, демонстрационных опытов, презентаций, будет включать в себе проектную деятельность.
Учебно – тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов |
1. | Вводное занятие Что изучает физика. | 1 |
1. | Первоначальные сведения о строении вещества | 4 |
2. | Взаимодействие тел | 6 |
3. | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 7 |
5. | Атмосферное давление | 3 |
6. | Архимедова сила | 5 |
7. | День космонавтики | 2 |
Знакомство с цифровой лабораторией | 1 | |
7. | Работа. Мощность. Простые механизмы | 4 |
Творческий отчёт учащихся | 1 | |
8. | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование.
№п/п | Тема | Содержание | Дата проведения |
1. | Вводное занятие | 1.Выборы старосты кружка, проведение инструктажа по технике безопасности, знакомство с планом работы кружка. 2.Исторические сведения о жизни и деятельности учёных – физиков Интересные факты из их жизни | 03.09 |
2. | Постановка, осуществление и объяснения опытов по строению вещества | 1) Опыт Бутылку вместимостью 0,5л возьмите за горлышко, облить холодной водой и опустить горлышком вниз в стакан с водой. Обхватите бутылку ладонями и наблюдайте, что произойдёт. Почему? 2) В маленькую дощечку вбить два гвоздя равной диаметру пятирублёвой монеты, нагреть монету и попытайтесь продвинуть ее между гвоздями. Что наблюдаете? Почему? | 10.09 |
3. | Физические задачи в литературных произведениях | решение физических задач из литературных источников. («Драма на охоте» А.П.Чехова О броуновском движении, и другие) | 17.09 |
4. | Творческая работа по составлению кроссвордов, ребусов | составление кроссвордов, ребусов по теме | 24.09 |
5. | Итог изучения темы «Первоначальные сведения о строении вещества» | Игра – викторина | 01.10 |
6. | Инерция | Выполнение экспериментальных задач из книги Л.А.Горева Занимательные опыты по физике | 08.10 |
7. | Подготовка к физическому вечеру «Суд над инерцией» | Подготовка интересных опытов по инерции, использовать материал с сайта nsportal,ru, материал газеты Физика (Первое сентября. | 15.10 |
8. | Решение экспериментальных задач на движение | 1.Пример одной из задач: Взрослому и ребёнку нужно перейти через ручей: одному с левого берега на правый, второму – в противоположном направлении. На обоих берегах имеется доска, но каждая из них несколько короче расстояния между берегами. Каким образом взрослый и ребёнок смогут перебраться с одного берега на другой? | 22.10 |
9. | Моделирование ракеты | Из приготовленных заранее материалов выполнить модель ракеты по группам | 29.10 |
10. | Составление задач по рисункам на тему движение | Подобрать рисунки для составления задач | 12.10 |
11. | Опыты по механике | 19.10 | |
12. | Практические задачи на определение давления твёрдых тел | Определение давление, которое оказывает каждый ученик, стоя на двух ногах и на одной ноге. | 26.10 |
13. | Изготовление прибора Геронов фонтан | Приготовить заранее бутылку резиновая пробка со стеклянной трубкой | 03.12 |
14. | Решение качественных задач | Подбор задач на давление Уметь самостоятельно составлять задачи | 10.12 |
15. | Решение задач по ОБЖ, связанных с давлением | Задачи типа: Как спасти утопающего в проруби, чтобы самому не оказаться в проруби, и другие | 17.12 |
16. | Изучение гидравлической машины и её изготовление. Проект | Учащимся предлагается выполнить мини-проект по теме давление жидкостей и газов. | 24.12 |
17. | Защита мини-проектов | Выход. Предложить выполненные мини-проекты показать на уроках физики, опубликовать в школьной физической газете | 14.01 |
18. | Опыты – фокусы | Огонь-художник, фокус с шариком, слоёный пирог из воды и масла и т.д. Перед учащимися стоит проблема разгадать фокус | 21.01 |
19. | Занимательные опыты по атмосферному давлению | Для проведения опытов заранее готовятся материалы. Как достать из блюдца с водой монету, не замочив руки и т.д. | 28.01 |
20. | Практическая работа. Определить высоту здания школы. | Как с помощью одного прибора (какого?) определить высоту здания. | 04.02 |
21. | Строение атмосферы | Изучаем строение атмосферы и выполняем презентацию по теме Групповая работа | 11.02 |
22. | Час истории. Великий Архимед. Легенда об Архимеде | Просмотр презентации Викторина | 18.02 |
23. | Гидростатический парадокс. Опыт Паскаля | Воспроизвести опыт Паскаля | 25.02 |
24. | Занимательные опыты по плаванию тел | 1)Почему блюдце, опущенное на воду ребром тонет, а дном - плавает на поверхности, и другие | 04.03 |
25. | Плавание судов | Я –конструктор, изготовление бумажного кораблика | 11.03 |
26. | Воздухоплавание | Как сделать воздушного змея? Навыки практической работы . | 18.03 |
27. | Подготовка к брейн-рингу. | Изучение теории космонавтики.
| 07.04 |
28. | Брейн-ринг, посвящённый Дню космонавтики | Празднование Дня космонавтики – развитие гордости за нашу страну | 12.04 |
29. | Знакомство учащихся с цифровой лабораторией» | Практическая работа | 15.04 |
30 | Решение олимпиадных задач по теме «Работа Мощность | Задачи из книги В.И Лукашика Физическая олимпиада | 22.04 |
31. | Рычаги, условие равновесия рычага | Экскурс в историю, просмотра видеофильма | 29.04 |
32. | Простые механизмы в нашей жизни | В природе, технике. Групповая работа | 06.05 |
33. | «Золотое правило механики» | Решение задач. | 13.05 |
34. | Представление творческих работ | Работу выполняет каждый ученик, выбрав для себя самую понравившуюся ему тему. | 20.05 |
35. | Итоговое занятие | Проведение анкетирования. Сделать вывод. Достигнуты ли цели, что надо изменить или добавить в работу кружка на следующий год | 27.05 |
Методическое обеспечение: разработки мероприятий, бесед, рекомендации по проведению практических работ, по постановке экспериментов, опытов; тематика опытнической или исследовательской деятельности.
Техническое оснащение занятий: лабораторное оборудование кабинета физики, бытовые приборы, подручные средства, модели поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса, компьютер, цифровая лаборатория.
Список литературы, используемой учителем:
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М., 2007.
- Перышкин А.В. Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., 2007.
- Горев Л.А. занимательные опыты по физике.М.Просвещение 1995
- Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9классы./сост. Ю.В.Щербакова. М.Глобус.2008
- Внеклассная работа по физике/Авт.-сост.:В.П.Синичкин, О.П.Синичкина.-Саратов:Лицей 2002
- А.И.Сёмке. Интересные факты для составления задач по физике. Москва. Чистые пруды. 2010
- В.Н.Ланге. Экспериментальные физические задачи на смекалку. Москва. Наука. 1985
- В.И.Лукашик. Физическая олимпиада. Москва. «Просвещение».1976г
- М.А.Ступницкая. Что такое учебный проект? Москва. Первое сентября. 2012
Список литературы, рекомендованный учащимся:
- Колтун М. Мир физики. М. «Детская литература», 1987.
- Леонович А.А. Я познаю мир. Физика. М. АСТ, 1999.
- Перельман Я.Н. Занимательная физика. кн.1, 2. М., «Наука», 1976.
- Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. М., «Школьная пресса», 2002.
- Эрудит Физика. М.:ООО ТД «Издательство Мир книги». 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».
Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного. На уроке вводится понятие сил...
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...