Программа кружка "Занимательная физика"
рабочая программа (физика, 7 класс) по теме

Павлухина Вера Викторовна

Программа кружка "Занимательная физика" разработана мною для учащихся 7 классов. Направленность работы кружка - научно - познавательная. Я считаю, что занимательные задания способствуют развитию исследовательского подхода к делу, развивают интерес и любовь к физике, создают у детей радостное настроение. Цели и задачи кружка: способствовать обогащению ученика новыми знаниями, расширению общего и физического кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zanimatelnaya_fizika.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»,

 г.Юхнов Юхновского района Калужской области

Согласовано      

Зам.директора поУВР МКОУ «СОШ №1»

                            О.И.Сидорова

 «02»    сентября 2013г.

Утверждаю

Директор МКОУ «СОШ №1»

                                    Е.В.Потапова

«02» сентября 2013г

Рабочая программа кружка

«Занимательная физика»

Разработала программу

                                                                          учитель физики

                                                                          Павлухина В.В.

2013г

Пояснительная записка.

Направленность: научно-познавательная

 Актуальность: Программа кружка рассчитана на учащихся 7 классов. В 7 классе начинается изучение нового предмета – физика. Во внеурочной работе складываются благоприятные условия для привлечения разнообразных форм занимательной физики. Занимательные задания способствуют развитию исследовательского подхода к делу, развивают интерес и любовь к физике, создают у детей радостное настроение. Психологические исследования показали, что усвоение знаний основывается на непосредственных ощущениях, восприятиях и представлениях человека, получаемых при его контакте с предметами и явлениями, поэтому необходимо создать условия для непосредственного участия школьников в постановке и проведении экспериментов.

Цели и задачи кружка: Способствовать обогащению ученика новыми знаниями, расширению общего и физического кругозора.

Отличительная особенность: эксперименты, интересные опыты способствуют активизации познавательной деятельности учеников, работа над мини-проектами развивает самостоятельность учащихся, совместная работа  воспитывает коммуникативные навыки.

 Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения.

Форма и режим занятий: Занятия будут проходить один час в неделю по 45 минут. Численный состав группы 10-15 человек. В начале года и во втором полугодии с учащимися проводится вводный и повторный инструктаж по правилам поведения в кабинете физики. Так проводятся текущие инструктажи при проведении экспериментов.

Занятия будут проходить в форме бесед, наблюдений за происходящими  явлениями, постановки эксперимента, решения экспериментальных задач,  конструирования приборов, демонстрационных опытов, презентаций, будет включать в себе проектную деятельность.

Учебно – тематическое планирование

№п/п

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие

Что изучает физика.

1

1.

Первоначальные сведения о строении вещества

4

2.

Взаимодействие тел

6

3.

Давление твердых тел, жидкостей и газов

7

5.

Атмосферное давление

3

6.

Архимедова сила

5

7.

День космонавтики

2

Знакомство с цифровой лабораторией

1

7.

Работа. Мощность. Простые механизмы

4

Творческий отчёт учащихся

1

8.

Итоговое занятие

1

Итого

35

 

Календарно-тематическое планирование.

№п/п

Тема

Содержание

Дата проведения

1.

Вводное занятие

1.Выборы старосты кружка, проведение инструктажа по технике безопасности, знакомство с планом работы  кружка. 2.Исторические сведения о жизни и деятельности учёных – физиков

Интересные факты из их жизни

03.09

2.

Постановка, осуществление и объяснения опытов по строению вещества

1) Опыт Бутылку вместимостью 0,5л возьмите за горлышко, облить холодной водой и опустить горлышком вниз в стакан с водой. Обхватите бутылку ладонями и наблюдайте, что произойдёт. Почему?

2) В маленькую дощечку вбить два гвоздя равной диаметру пятирублёвой монеты, нагреть монету и попытайтесь продвинуть ее между гвоздями. Что наблюдаете? Почему?

10.09

3.

Физические задачи в литературных произведениях

решение физических задач из литературных источников.

(«Драма на охоте» А.П.Чехова О броуновском движении, и другие)

17.09

4.

Творческая работа по составлению кроссвордов, ребусов

составление кроссвордов, ребусов по теме

24.09

5.

Итог изучения темы «Первоначальные сведения о строении вещества»

Игра – викторина

01.10

6.

Инерция

 Выполнение экспериментальных задач из книги Л.А.Горева Занимательные опыты по физике

08.10

7.

Подготовка к физическому вечеру «Суд над инерцией»

Подготовка интересных опытов по инерции, использовать материал с сайта nsportal,ru, материал газеты Физика (Первое сентября.  

15.10

8.

Решение экспериментальных задач на движение

1.Пример одной из задач: Взрослому и ребёнку нужно перейти через ручей: одному с левого берега на правый, второму – в противоположном направлении. На обоих берегах имеется доска, но каждая из них несколько короче расстояния между берегами. Каким образом взрослый и ребёнок смогут перебраться с одного берега на другой?

22.10

9.

Моделирование ракеты

Из приготовленных заранее материалов выполнить модель ракеты по группам

29.10

10.

Составление задач по рисункам на тему движение

Подобрать рисунки для составления задач

12.10

11.

Опыты по механике

19.10

12.

Практические задачи на определение давления твёрдых тел

Определение давление, которое оказывает каждый ученик, стоя на двух ногах и на одной ноге.

26.10

13.

Изготовление прибора Геронов фонтан

Приготовить заранее бутылку резиновая пробка со стеклянной трубкой

03.12

14.

Решение качественных задач

Подбор задач на давление

Уметь самостоятельно составлять задачи

10.12

15.

Решение задач по ОБЖ, связанных с давлением

Задачи типа: Как спасти утопающего в проруби, чтобы самому не оказаться в проруби, и другие

17.12

16.

Изучение гидравлической машины и её изготовление. Проект

Учащимся предлагается выполнить мини-проект по теме давление жидкостей и газов.

24.12

17.

Защита мини-проектов

Выход. Предложить выполненные мини-проекты показать на уроках физики, опубликовать в школьной физической газете

14.01

18.

Опыты – фокусы

Огонь-художник, фокус с шариком, слоёный пирог из воды и масла и т.д.

Перед учащимися стоит проблема разгадать фокус

21.01

19.

Занимательные опыты по атмосферному давлению

Для проведения опытов заранее готовятся материалы. Как достать из блюдца с водой монету, не замочив руки и т.д.

28.01

20.

Практическая работа. Определить высоту здания школы.

Как с помощью одного прибора (какого?) определить высоту здания.

04.02

21.

Строение атмосферы

Изучаем строение атмосферы и выполняем презентацию по теме Групповая работа

11.02

22.

Час истории. Великий Архимед. Легенда об Архимеде

Просмотр презентации

Викторина

18.02

23.

Гидростатический парадокс. Опыт Паскаля

Воспроизвести опыт Паскаля

25.02

24.

Занимательные опыты по плаванию тел

1)Почему блюдце, опущенное на воду ребром тонет, а дном - плавает на поверхности, и другие

04.03

25.

Плавание судов

Я –конструктор, изготовление бумажного кораблика

11.03

26.

Воздухоплавание

Как сделать воздушного змея? Навыки практической работы .

18.03

27.

Подготовка к брейн-рингу.

Изучение теории космонавтики.

 

07.04

28.

Брейн-ринг, посвящённый Дню космонавтики

Празднование Дня космонавтики – развитие гордости за нашу страну

12.04

29.

 Знакомство учащихся с цифровой лабораторией»

Практическая работа

15.04

30

Решение олимпиадных задач по теме «Работа Мощность

Задачи из книги В.И Лукашика Физическая олимпиада

22.04

31.

Рычаги, условие равновесия рычага

Экскурс в историю, просмотра видеофильма

29.04

32.

Простые механизмы в нашей жизни

В природе, технике. Групповая работа

06.05

33.

«Золотое правило механики»

Решение задач.

13.05

34.

Представление творческих работ

Работу выполняет каждый ученик, выбрав для себя самую понравившуюся ему тему.

20.05

35.

Итоговое занятие

Проведение анкетирования. Сделать вывод. Достигнуты ли цели, что надо изменить или добавить в работу кружка на следующий год

27.05

Методическое обеспечение: разработки мероприятий, бесед, рекомендации по проведению практических работ, по постановке экспериментов, опытов; тематика опытнической или исследовательской деятельности.

Техническое оснащение занятий: лабораторное оборудование кабинета физики, бытовые приборы, подручные средства, модели поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса, компьютер, цифровая лаборатория.

Список литературы, используемой учителем:

  1. Лукашик В.И., Иванова Е.В.  Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М., 2007.
  2. Перышкин А.В. Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., 2007.
  3. Горев Л.А. занимательные опыты по физике.М.Просвещение 1995
  4. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9классы./сост. Ю.В.Щербакова. М.Глобус.2008
  5. Внеклассная работа по физике/Авт.-сост.:В.П.Синичкин, О.П.Синичкина.-Саратов:Лицей 2002
  6. А.И.Сёмке. Интересные факты для составления задач по физике. Москва. Чистые пруды. 2010
  7. В.Н.Ланге. Экспериментальные физические задачи на смекалку. Москва. Наука. 1985
  8. В.И.Лукашик. Физическая олимпиада. Москва. «Просвещение».1976г
  9. М.А.Ступницкая. Что такое учебный проект? Москва. Первое сентября. 2012

Список литературы, рекомендованный учащимся:

  1. Колтун М. Мир физики. М. «Детская литература», 1987.
  2. Леонович А.А. Я познаю мир. Физика. М. АСТ, 1999.
  3. Перельман Я.Н. Занимательная физика. кн.1, 2. М., «Наука», 1976.
  4. Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. М., «Школьная пресса», 2002.
  5. Эрудит  Физика. М.:ООО ТД «Издательство Мир книги». 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...