Экологическое образование учащихся в процессе обучения физике
статья по физике (9 класс) по теме
как реализовать экологическое образование в процессе обучения физике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_obrazovanie_uchashchikhsya_v_protsesse_obucheniya_fizike.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое образование учащихся в процессе обучения физике.
Современная естественнонаучная картина мира немыслима без отражения экологических проблем. В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники, производства и расширению сферы влияния трудовой деятельности людей на окружающий мир стало настолько тесным, что вторжение человека в природу уже не может быть хаотичным и безграничным.
Для предотвращения возможных отрицательных последствий вторжения человека в природу необходимо решение ряда проблем, среди которых первое место занимают педагогические, воспитательные, поскольку подрастающие поколения ещё на школьной скамье должны быть подготовлены к научно обоснованному и бережному отношению к окружающей природной среде. Вот почему вопросы «экологизации» учебных дисциплин приобрела в настоящее время исключительно важное значение. Наряду с биологическими дисциплинами велика роль в приобщении молодежи к вопросам охраны природы и рационального использования её ресурсов в условиях стремительного развития научно-технического прогресса курса физики, поскольку достижения именно этой науки и смежных с нею дисциплин лежат сегодня в основе создания новой техники и новейших технологий, а также разнообразных природоохранительных методов и средств.
Экологическое образование и воспитание школьников в процессе обучения физике связано прежде всего с формированием у них представлений о целостности природы, взаимосвязи протекающих в ней явлений и их причинной обусловленности, о взаимодействии человека и природы и нарушений вследствие этого некоторых природных процессов.
Экологическая направленность преподавания физики усилена главным образом в результате рассмотрения некоторых физических величин (освещенность, температура, влажность, давление и др.), а также явлений (ветер, шум, вибрации, различного вида излучения и пр.) и прикладных вопросов (например, использование различных видов энергии – механической, электрической, солнечной и т. д.) с точки зрения их роли в природных процессах или влиянии на них положительных и отрицательных сторон научно-технического прогресса, физико-технических методов и средств охраны природы. Это позволяет добиться того, чтобы школьники глубже, полнее и правильнее понимали все более усложняющее взаимодействие общества и природы, знали об опасности непродуманного вмешательства человека в её жизнь, умели сориентироваться в информации об охране и использовании природных ресурсов, которую они получают из научно-популярной литературы, радио- и телепередач, кинофильмов и т.д. и могли оценить экологические последствия некоторых технических решений и использовать свои физические знания для активной защиты окружающей среды. Последнее исключительно важно в воспитательном отношении. Ведь «экологизация» учебных предметов предполагает не только ознакомление школьников с вопросами экологии, но и воспитание у них бережного, ответственного отношения к природе.
Из разнообразных естественных факторов земного происхождения, отрицательно влияющих на природные объекты, выделяют те, которые связаны с физическими явлениями, а именно: землятресения, оползни, сели, снежные лавины, потоки воды, штормы резкие колебания температуры и др. Давно известно губительное действие на живую природу необычных погодных условий (особенно ранних морозов, гололеда, бурь и ураганов, града и т.д.). Из анализа экологических факторов следует, что многие их них (температура, влажность, освещенность) являются физическими величинами и понятиями, что и определяет важность физических значений для решения экологических проблем.
Роль физики в понимании биосферы как целостной динамической системы определяется следующими обстоятельствами:
-земля, воздух, вода и т.д., входящие в биосферу Земли, являются объектами изучения физики и др. естественных наук;
-многие процессы, протекающие в биосфере, их устойчивость зависят от физических свойств этих объектов;
-в биосфере в тесной связи с биологическими процессами протекают и физические (тепловые, электромагнитные, радиоактивные).
Комплексный и интегральный характер экологических проблем не позволяют раскрыть перед учащимися школ в полной мере. Тем не менее содержание программного материала курса физики дает возможность познакомить школьников с рядом идей, раскрывающих физико-технический аспект современного экологического кризиса и путей его преодоления.
Одна из важнейших задач школьного курса физики – развить у учащихся научный подход к явлениям и процессам природы, сформировать у них умения и навыки проведения научного эксперимента.
В курсе физики могут быть раскрыты такие важные в экологическом отношении вопросы, как:
1) рациональное использование энергетических ресурсов : нефти, угля, газа, торфа и т.д.;
2) наиболее выгодные и безопасные для окружающей среды способы применения механической, внутренней («тепловой»), электрической и атомной энергии;
3) рациональное использование сырьевых ресурсов: водных, земельных, полезных ископаемых и пр.
Эти вопросы связаны между собой, поскольку имеют общую научную основу - оптимизацию взаимодействия общества и природы в условиях интенсивного развития техники и современного производства. К ним можно отнести такие вопросы, как:
- физические методы защиты природной среды от загрязнений;
- использование возобновляемых источников энергии (солнечного излучения, внутренней энергии Земли, энергии ветра, морских приливов и отливов).
Экологический материал, рассматриваемый в школьных предметах естественнонаучного цикла, можно сгруппировать по трем основным направлениям:
- природная среда;
- охрана природы;
- рациональное использование природных ресурсов.
В курсе физики целесообразно изучить нижеприведенные вопросы:
1) Понятие о природной среде:
-физические факторы среды (давление, температура ит.д.);
-физические характеристики природной среды –земли, воды, воздуха, космоса;
-круговорот воды в природе.
2) Понятие об охране природы:
-физические параметры среды и влияние их изменений на жизнедеятельность представителей живой природы;
-физические характеристики наиболее распространенных загрязнений окружающей среды;
-защита природы от физических загрязнений.
3) Понятие о рациональном использовании природных ресурсов:
-гидроэлектростанции;
-тепловые электростанции;
Использование возобновляемых источников энергии (Солнца и ветра).
Существуют некоторые условия ознакомления учащихся с необходимыми экологическими сведениями:
- Вопросы экологии должны быть органически связаны с содержанием изучаемого учебного материала.
- Они должны излагаться в информационном плане, занимая не более 5-6 минут.
- Их следует использовать для возбуждения интереса учащихся к изучаемому материалу (например, для создания проблемной ситуации).
- Необходимо использовать наглядные )графики, таблицы, фотографии) и технические средства обучения.
В 7 классе возможно рассмотрение экологического материала при изучении следующих тем:
Вопрос курса физики | Сведения экологического характера |
Диффузия | Распространеие вредных веществ путем диффузии, защита атмосферы, воды и почвы |
Три состояния вещества | Круговорот воды в природе. Загрязнение атмосферы и его последствия |
Явления тяготения. Сила тяжести | Выпадение вредных частиц пыли и дыма из атмосферы |
Сообщающие сосуды | Оросительные и осушительные системы |
Атмосферное давление. Барометр-анероид | Источники и состав загрязнения атмосферы |
Насосы | Орошение земель, рациональное использование воды. |
Плавание тел | Судоходство и связанные с ним вопросы охраны воды |
Энергия рек и ветра | Рациональное использование энергии рек и ветра, эколгичность этой системы. |
8 класс
Вопрос курса физики | Сведения экологического характера |
Теплопередача и работа | Роль различных видов теплопередач в природных процессах, влияние загрязнения среды на климат Земли |
Изменение агрегатных состояний вещества | Круговорот воды в природе. |
Тепловые двигатели | Сравнение различных видов тепловых двигателей по их экологичности |
Строение атома | Естественная искусственная радиоактивность; действие радиации на человеческий организм и защита от неё |
Электричество | Лечение током и защита от него; Действие электрического тока и использование в целях защиты окружающей среды |
Но рассмотрения экологического материала будет недостаточным , если не использовать другие формы работы с детьми. Это факультативные курсы и кружковая работа.
Рассмотрим три факультативных курса: «Атмосфера Земли и её охрана» (10класс), «Энергетика и окружающая среда» (11 класс), и «Элементы биофизики « (9 кл.).
Факультативный курс «Атмосфера Земли и её охрана» (70 часов):
- Воздушная оболочка Земли (9ч.)
- Контроль состава атмосферного воздуха и защита его от загрязнений (3ч.)
- Учет солнечной энергии (3ч.)
- Температура воздуха (3ч.)
- Давление воздуха и ветер (11ч.)
- Ветросиловые установки (6ч.)
- Вода в атмосфере (8ч.)
- Атмосферное электричество(6ч.)
- Предсказание погоды (6ч.)
- Охрана космической среды обитания (2ч.).
Факультативный курс «Энергетика и окружающая среда» (70 часов):
- Введение. Проблема развития энергетики и защиты окружающей среды (2ч.)
- Эффективность электрификации (4ч.)
- Энергетические системы – основа электрификации (2ч.)
- Современные источники энергии. Особенности их воздействия на окружающую среду (11ч.)
- Использование солнечной энергии (20ч.)
- Другие экологические виды энергии (10ч.)
Факультативный курс «Элементы биофизики» (34 часа):
- Элементы биофизики при изучении механики (6ч.)
- Элементы биофизики при изучении колебаний и звука (6ч.)
- Элементы биофизики при изучении теплоты и молекулярных явлений (6ч.)
- Элементы биофизики при изучении электричества (6ч.)
- Элементы биофизики оптики и строении атома. (6ч.)
- Обобщающая конференция. (4ч.)
Физический кружок экологической направленности
(66часов)
- Рациональное использование земель и охрана почв (6ч.)
- Охрана лесов и зеленых наслаждений (6ч.)
- Охране недр Земли и рациональное использование минеральных ресурсов (18ч.)
- Охрана атмосферного воздуха (18ч.)
- Проблема охраны вод (18ч.)
Как факультативы по физике, так и физические кружки предусматривают практические занятия, экскурсии, конференции.
Внеклассная работа по физике должна также содержать экологические вопросы. Так, возможно проведение физических вечеров по темам:
- «Человек, атмосфера и её охрана» (7кл.)
- «Теплотехника (ДВС, ТЭС и ТЕЦ) и её охрана» (8кл.)
- «Законы механики на службе у человека», «Использование энергии ветра», «Музыкальные звуки и шум» (9 кл.)
- «Энергетика и окружающая среда» (10 кл.)
- «Ядерная энергетика и окружающая среда», «Научно-технический прогресс, природа и человек» (11 кл.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме:"Экологическое образование в процессе обучения физике"
Среди глобальных жизненно важных проблем,стоящих перед человечеством,первостепенное значение имеет проблема экологии......
«Компетентностно-ориентированное образование учащихся в процессе обучения английскому языку»
Работа представляет собой обобщение педагогического опыта учителя английского языка, реализующего компетентностный подход. Цель работы - показать, каким образом создаются условия для становления компе...
Минипроект «Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения физике»
Технология критического мышления является одной из основных при формировании учебно-познавательной компетентности школьников на уроках физики и во внеурочной деятельности. В минипроекте отражены актуа...
Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения физике.
Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения физике....
Статья - Профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения физике.
В данной статье рассматриваются методы по профессиональной ориентации учащихся в процессе обучения физике....
Статья - Экологическое воспитание учащихся в процессе обучения физике.
В данной статье рассказывается об экологическом воспитании учащихся на уроках физики....
Развитие интеллектуальных способностей учащихся в процессе обучения физике
Статья посвящена развитию логического и творческого мышления учащихся, их интеллектуальных способностей при решении задач....