Методика решения задач по физике с помощью ТРИЗ-технологии
методическая разработка по физике по теме

Ветрова Ольга Михайловна

На примере задачи приведен алгоритм решения задачи по физике с применением ТРИЗ-технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadacha_o_gorke.docx762.07 КБ

Предварительный просмотр:

Задача о горке.

Мы все любим зимой кататься с горок. Посмотрите внимательно на картинки. Разделите картинки на две группы и назовите признак, по которому вы их разделили. Давайте попробуем придумать безопасную горку для катания зимой.  

1.

Описание проблемной ситуации

1.1.

Формулируем ситуацию

Самое любимое занятие и детей, и взрослых зимой – это катание с горок. Но это опасно, так как можно сильно удариться в случае падения. Придумать безопасную для здоровья человека горку.

1.2.

Отвечаем на вопрос, что дано, т.е. описываем систему, в которой возникла задача.

Дано: горка, снежно-ледяное покрытие,  человек, катающийся с горки,

санки -"ледянка".

2.

Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации

2.1.

Формулируем пару противоречий элемента

Если горка высокая (высота больше),

 то положительное действие - скорость катающегося будет все время увеличиваться, а именно от этого катающийся будет  получать большее удовольствие, но отрицательное действие - сила удара в случае, если человек во что-то врежется, тоже увеличится, что сделает удар более опасным.

2.2.

Выбор конфликтующей пары

Выбираем инструмент и изделие.

 Для этого отвечаем на вопросы:

 - Ради кого (чего?) задача?

- Что меняем? (изделие)

- Чем меняем? (инструмент)

ГОРКА придает ЧЕЛОВЕКУ ускорение, но УВЕЛИЧИВАЕТ СИЛУ, с которой человек врезается в преграду.

2.3.

Определение места и времени конфликта.

Определяем место и время, в которых надо непосредственно устранить конфликт.

Место - поверхность горки (вместе с краями, в которые опасно врезаться, буграми на самой поверхности горки). Время - от начала до конца движения по горке.

2.4.

Формулировка ИКР.

Неизвестный ресурс во время катания, на поверхности горки,  САМ, без затрат, снижает силу удара, сохраняя высокое ускорение.

 Обратимся к ресурсам и посмотрим, что может играть роль неизвестного ресурса в нашем случае.

 Снег, воздух, одежда катающегося, ледянка...

 Снег ...САМ...

 Воздух... САМ...

 Форма горки - сама.

 Одежда катающегося... САМА...

3.

Формулируем физическое противоречие

Снег должен быть мягким, рыхлым, чтобы смягчать удары - и должен быть твердым, утоптанным, чтобы увеличить ускорение

 Воздух должен быть плотным, направленным, чтобы смягчать силу удара и должен быть неплотным, "стоячим", чтобы не гасить ускорение во время движения.

 Форма горки должна быть неровной, чтобы  гасить силу удара и должна быть ровной, чтобы увеличить ускорение во время движения.

 Одежда должна быть обтекаемой, чтобы увеличить ускорение - и должна быть широкой, с неровностями, чтобы гасить силу удара

4.

Построение абстрактной модели решения

4.1.

Формулировка идеального конечного результата, ориентированного на физическое противоречие.

Снег САМ становится рыхлым по краям, оставаясь плотным на поверхности горки.

4.2.

Разрешение противоречия признака (ФП).

Разрешаем противоречие, пользуясь таблицей способов разрешения противоречий признака.

Снег на поверхности горки - твердый, утоптанный, а по бортам - рыхлый, сугробами (это очевидная идея, но она еще не дает идеального конечного результата).

 Снег сам  плотный, вместе с воздухом - рыхлый.

 Снег сам - плотный, вместе с чем-то - рыхлый.

5.

Выявление ресурсов, выход на конкретное решение.

Самое простое решение - разрешение в частях - защитить борта и конец горки рыхлым снегом, который будет при ударе служить амортизатором.

 Решение для ресурса формы - тоже разрешение в частях. По бортам и в конце горки сделать мягкие трамплины, чтобы они в этом месте меняли направление движения и гасили скорость. Чтобы уточнить их форму и размеры, нужно произвести расчеты (решить задачи из курса школьной физике).

 Решение для воздуха - разрешения в частях и системными переходами (сам - так, вместе - наоборот). Еще одна задача по физике: продумать форму горки таким образом, чтобы она меняла направление потока воздуха.

6.

Формулировка и решение подзадач.

Если остановиться, на идее защищать борта горки снегом, то способы разрешения противоречий наталкивают на решение подзадачи: возобновлять по бортам горки рыхлый снег. Для этого  можно встроить в борта простые приспособления (например, пружинки) для рыхления снега.

7.

Рефлексия.

Вспоминаем, в чем заключалась задача, как мы ее решали?

 Какие шаги были самые сложные?

 Что мешало решать проблему и почему?

Домашнее задание. Используя морфологический ящик, разработайте разные модели горок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по физике "Методы решения задач по физике"

Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач» рассчитана на два учебных года для учащихся 10- 11 классов,  составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Про...

Актуальность совершенствования методики обучения решению задач по физике

Для решения любой технологической задачи требуются определенные знания. В обратном порядке можно выделить этапы решения технологической задачи: 1.Для решения технологической задачи вначале ре...

Методика решения задач по физике

Решение задач по физике - необходимый элемент учебной работы....

Применение задач с военным содержанием на уроках математики по теме: «Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени».

Имеющийся опыт в применении военной составляющей показывает, что учащиеся с большим интересом занимаются вопросами военного дела, особенно, если предлагаемые для решения задачи ставить не в сухой мате...

Методика решения задач по физике

Решение задач на свободное падение начинается в 9 классе. учащиеся не всегда могут легко выбрать нужные формулы, для решения задач на данную тему. За многие годы работы в школе я пришла к выводу, что ...

Применение методики критического мышления при решении задач по физике и математике

Примеры применения методики критического мышления на уроках физики и математики...

Алгоритм решения задач по физике 7кл с примерами решения задач.

Всегда хотелось найти универсальный способ решения задач, но, наверное, его просто не существует. Однако  можно составить рекомендации для решения отдельных групп задач. В предлагаемом материале ...