Методика решения задач по физике с помощью ТРИЗ-технологии
методическая разработка по физике по теме
На примере задачи приведен алгоритм решения задачи по физике с применением ТРИЗ-технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadacha_o_gorke.docx | 762.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Задача о горке.
Мы все любим зимой кататься с горок. Посмотрите внимательно на картинки. Разделите картинки на две группы и назовите признак, по которому вы их разделили. Давайте попробуем придумать безопасную горку для катания зимой.
1. | Описание проблемной ситуации | |
1.1. | Самое любимое занятие и детей, и взрослых зимой – это катание с горок. Но это опасно, так как можно сильно удариться в случае падения. Придумать безопасную для здоровья человека горку. | |
1.2. | Отвечаем на вопрос, что дано, т.е. описываем систему, в которой возникла задача. | Дано: горка, снежно-ледяное покрытие, человек, катающийся с горки, санки -"ледянка". |
2. | Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации | |
2.1. | Формулируем пару противоречий элемента | Если горка высокая (высота больше), то положительное действие - скорость катающегося будет все время увеличиваться, а именно от этого катающийся будет получать большее удовольствие, но отрицательное действие - сила удара в случае, если человек во что-то врежется, тоже увеличится, что сделает удар более опасным. |
2.2. | Выбор конфликтующей пары Выбираем инструмент и изделие. Для этого отвечаем на вопросы: - Ради кого (чего?) задача? - Что меняем? (изделие) - Чем меняем? (инструмент) | ГОРКА придает ЧЕЛОВЕКУ ускорение, но УВЕЛИЧИВАЕТ СИЛУ, с которой человек врезается в преграду. |
2.3. | Определение места и времени конфликта. Определяем место и время, в которых надо непосредственно устранить конфликт. | Место - поверхность горки (вместе с краями, в которые опасно врезаться, буграми на самой поверхности горки). Время - от начала до конца движения по горке. |
2.4. | Формулировка ИКР. | Неизвестный ресурс во время катания, на поверхности горки, САМ, без затрат, снижает силу удара, сохраняя высокое ускорение. Обратимся к ресурсам и посмотрим, что может играть роль неизвестного ресурса в нашем случае. Снег, воздух, одежда катающегося, ледянка... Снег ...САМ... Воздух... САМ... Форма горки - сама. Одежда катающегося... САМА... |
3. | Формулируем физическое противоречие | Снег должен быть мягким, рыхлым, чтобы смягчать удары - и должен быть твердым, утоптанным, чтобы увеличить ускорение Воздух должен быть плотным, направленным, чтобы смягчать силу удара и должен быть неплотным, "стоячим", чтобы не гасить ускорение во время движения. Форма горки должна быть неровной, чтобы гасить силу удара и должна быть ровной, чтобы увеличить ускорение во время движения. Одежда должна быть обтекаемой, чтобы увеличить ускорение - и должна быть широкой, с неровностями, чтобы гасить силу удара |
4. | Построение абстрактной модели решения | |
4.1. | Формулировка идеального конечного результата, ориентированного на физическое противоречие. | Снег САМ становится рыхлым по краям, оставаясь плотным на поверхности горки. |
4.2. | Разрешение противоречия признака (ФП). Разрешаем противоречие, пользуясь таблицей способов разрешения противоречий признака. | Снег на поверхности горки - твердый, утоптанный, а по бортам - рыхлый, сугробами (это очевидная идея, но она еще не дает идеального конечного результата). Снег сам плотный, вместе с воздухом - рыхлый. Снег сам - плотный, вместе с чем-то - рыхлый. |
5. | Выявление ресурсов, выход на конкретное решение. | Самое простое решение - разрешение в частях - защитить борта и конец горки рыхлым снегом, который будет при ударе служить амортизатором. Решение для ресурса формы - тоже разрешение в частях. По бортам и в конце горки сделать мягкие трамплины, чтобы они в этом месте меняли направление движения и гасили скорость. Чтобы уточнить их форму и размеры, нужно произвести расчеты (решить задачи из курса школьной физике). Решение для воздуха - разрешения в частях и системными переходами (сам - так, вместе - наоборот). Еще одна задача по физике: продумать форму горки таким образом, чтобы она меняла направление потока воздуха. |
6. | Формулировка и решение подзадач. | Если остановиться, на идее защищать борта горки снегом, то способы разрешения противоречий наталкивают на решение подзадачи: возобновлять по бортам горки рыхлый снег. Для этого можно встроить в борта простые приспособления (например, пружинки) для рыхления снега. |
7. | Рефлексия. | Вспоминаем, в чем заключалась задача, как мы ее решали? Какие шаги были самые сложные? Что мешало решать проблему и почему? |
Домашнее задание. Используя морфологический ящик, разработайте разные модели горок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по физике "Методы решения задач по физике"
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач» рассчитана на два учебных года для учащихся 10- 11 классов, составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Про...
Актуальность совершенствования методики обучения решению задач по физике
Для решения любой технологической задачи требуются определенные знания. В обратном порядке можно выделить этапы решения технологической задачи: 1.Для решения технологической задачи вначале ре...
Методика решения задач по физике
Решение задач по физике - необходимый элемент учебной работы....
Применение задач с военным содержанием на уроках математики по теме: «Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени».
Имеющийся опыт в применении военной составляющей показывает, что учащиеся с большим интересом занимаются вопросами военного дела, особенно, если предлагаемые для решения задачи ставить не в сухой мате...
Методика решения задач по физике
Решение задач на свободное падение начинается в 9 классе. учащиеся не всегда могут легко выбрать нужные формулы, для решения задач на данную тему. За многие годы работы в школе я пришла к выводу, что ...
Применение методики критического мышления при решении задач по физике и математике
Примеры применения методики критического мышления на уроках физики и математики...
Алгоритм решения задач по физике 7кл с примерами решения задач.
Всегда хотелось найти универсальный способ решения задач, но, наверное, его просто не существует. Однако можно составить рекомендации для решения отдельных групп задач. В предлагаемом материале ...