Павлова Вера Васильевна "Развитие познавательного интереса школьников в процессе изучения физической культуры"
статья по физкультуре
Павлова Вера Васильевна "Развитие познавательного интереса школьников в процессе изучения физической культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
« Развитие познавательного интереса школьников в
процессе изучения физической культуры »
Автор: Павлова Вера Васильевна
Должность: учитель физической культуры
Место работы: МОУ «СОШ №54» г. Магнитогорска
г. Магнитогорск
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение_________________________________________________ 3
ГЛАВА 1 Педагогические технологии ______________________ 6
ГЛАВА 2 Развитие познавательного интереса школьников в
процессе изучения физической культуры_____________________________________ 7
2.1 Сущность познавательного интереса школьников в учебном процессе 7
2.2 активные формы и методы изучения учебного материала___________ 8
Заключение ____________________________________________________________ 11
Список литературы_______________________________________________________ 12
2
Введение
«Развитие и образование
ни одному человеку
не могут быть даны или сообщены.
всякий, кто желает к ним приобщиться, должен
достигнуть этого собственной деятельностью,
собственными силами, собственным напряжением».
А. Дистервег
В связи с большими изменениями в обществе, с введением ФГОС наблюдается изменения в целях и задачах образования. Важным компонентом в процессе формирования личности является становление человека-профессионала, обладающего высокой стабильностью в своей сфере деятельности, готового переучиванию и самосовершенствованию. Поэтому возрастает значение внутренних стимуляторов, позволяющих человеку находиться в постоянном развитии. Физкультурное образование является неотъемлемой частью общего образования человека.
С давних времён представители прогрессивной мысли считали своим долгом предостеречь потомков об опасности малоподвижности, т.к. движение является основным выражением жизни человека. Возрастание стрессовых ситуаций, неправильное питание, гипокинезия, гиподинамия добрались и до детей. Контингент нашей школы состоит, в основном, из детей, семьи которых переехали из наиболее загрязнённого района города, многие из учеников живут в неблагополучных семьях. Это значит, что на их развитие большое влияние оказывала ещё в младенчестве экологическая обстановка, неблагоприятная обстановка в социальной сфере, отсюда различные патологии физического состояния. Родители не замечают, что состояние здоровья, физическая подготовленность школьников очень низкая. Единственный способ сохранить и укрепить здоровье детей - организация должного физического воспитания и самовоспитания ребёнка, изменение отношения к уроку физической культуры, как самих детей, так и их родителей. В новом Стандарте образования урок физической культуры занимает важное место. Третий час физкультуры – в современном мире это необходимость. Физическая культура содействует гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению. Формированию первоначальных навыков саморегуляции, формирует установку на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Урок – это фрагмент естественной жизни детей, т.к. в движении дети растут, познают мир. Движение укрепляет, несёт здоровье и радость. Роль учителя в современных условиях - направляющая. Учитель должен развивать у обучающихся способность брать на себя ответственность. Участвовать в совместном принятии решения, уметь извлекать пользу из опыта, реализовывать необходимые компетенции. Формировать у обучающихся социальную активность. Не менее важной задачей является подготовка родителей для занятий физическими упражнениями, вооружив их методикой занятий. Вовлечь в совместную деятельность со своими детьми.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя возможные последствия
- быть способным к сотрудничеству
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание. 3
Физическая культура является самостоятельным, специфическим видом деятельности, она не существует изолированно, она проникает во многие сферы.
Я работаю с ребятами среднего и старшего возраста, поэтому задачи физического воспитания, возрастные и половые особенности имеют свою специфику на организацию и выбор средств и методов обучения двигательным действиям. Интенсификация обучения идёт по пути усиления тренировочной направленности, более широкого применения проблемно-поисковых методов, исследовательских методов, самостоятельной работы, метода алгоритмических предписаний. Цель этих методов состоит в том, чтобы воспитывать у старшеклассников стремление к самопознанию, усилить мотивацию, развивать познавательный интерес.
Обучающиеся старших классов способны сознательно управлять своими движениями, их отличает большая организованность, целеустремлённость, глубина и точность мышления. Поэтому в процессе занятия средства и методы направлены на то, чтобы теоретически и практически подготовить школьников к самостоятельным занятиям в совершенствовании двигательных способностей. Зная способности подростка можно дать конкретные рекомендации по нагрузке, подбору упражнений, форме, инвентарю, восстановительным процедурам, что
позволяет снизить уровень тревожности у обучающихся. Постоянная двигательная активность является своего рода «пусковым механизмом» эффективности обучения.
Использование межпредметных связей на уроках даёт возможность обучающимся больше работать самостоятельно, развивать творческие способности, проявлять и проверять себя в лидерстве. Проявляется личная ответственность за свои знания и умения, включать их в реальную жизнь.
В настоящее время государство отказывается быть «нянькой» для наших выпускников. Если раньше всем было гарантировано дальнейшее образование, трудоустройство, то теперь выпускник должен чётко определиться в будущей жизни, чтобы не попасть в разряд невостребованных. Успешность в решении этой проблемы будет во многом определено тем, насколько учитель профессионален в своей деятельности, насколько умело применяет фундаментальные теоретические знания в практике обучения, насколько чутко реагирует на изменения в образовательной системе. Профессиональная компетенция- это педагогическое мастерство, педагогическая техника, педагогическая культура.
Накопленный опыт работы обусловил выбор темы моей работы: «Развитие познавательного интереса у школьников старших классов на уроках физической культуры».
Актуальность выбранной темы позволяет определить цель, объект и предмет исследования.
Цель исследования: обосновать эффективность педагогических условий, изучить теоретические основы развития познавательного интереса, вовлечь обучающихся в процесс развития познавательного интереса.
Объект исследования: процесс познавательной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия (средства, методы, приёмы, формы) организации занятий, способствующие развитию познавательного интереса.
Гипотеза: развитие познавательного интереса будет более эффективным если:
1. За методическую основу взять:
- повышение мотивации учения,
- формирование умения сравнивать и обобщать,
- формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД,
- активные методы и формы изучения учебного материала.
2. Управляя деятельностью обучающихся, применять методы и приёмы активизирующие их познавательную деятельность:
- использование различных форм учебного процесса,
- установление межпредметных связей,
- расширение кругозора. 4
В таком образовательном процессе учитель становится организатором и режиссёром продуктивно-творческой деятельности обучающихся.
5
Глава 1 Педагогические технологии
Технологизация учебного и воспитательного процессов в современной педагогике связана с поиском различных дидактических подходов.
Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определённой целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата.
В.П. Беспалько справедливо замечает: «…Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогических технологий». Проектирование педагогических технологий заключается в разработке программы воздействия на замыслы и деятельность участников педагогического процесса путём выделения в процессе обучения этапов, представленных в виде особой последовательности процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов.
Существует множество определений понятия «педагогическая технология». Вот одно из них: «Педагогическая технология есть область исследований теории и практики, имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов».
Черты трактовок понятия «Педагогическая технология»:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе лежат ценностные ориентации, целевые установки конкретного результата;
- технологическая цепочка выстраивается в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем обучающимся достижение и прочное усвоение государственного стандарта образования;
-органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Внедрение новых педагогических идей в школьную практику, переход учителей на более совершенные технологии обучения – процесс нелёгкий и небыстрый, это объясняется творческим характером педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность всегда осуществляется в динамичной ситуации и предполагает значительный простор для творческого поиска. Овладение новыми технологиями обучения потребует формирования внутренней готовности учителя к серьёзной работе по преобразованию самого себя.
6
Глава 2. Развитие познавательного интереса школьников в процессе изучения физической культуры
Развитие – это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. С точки зрения психологии развить – значит побудить потребность в школьнике к этим внутренним состояниям.
2.1Сущность познавательного интереса школьников в учебном процессе.
Для успешной познавательной деятельности необходим интерес, а устойчивый интерес формируется только благодаря эффективно организованной учебно-познавательной деятельности. В педагогической практике интерес считается основной побудительной силой учения. В психологии различают эпизодические и постоянные интересы. Первые возникают и сохраняются лишь в процессе конкретной деятельности и после её прекращения угасают. Постоянные интересы не зависят от конкретных условий. Они характеризуются тем, что побуждают человека к деятельности в интересующей области, даже в неблагоприятных для этого условиях. Именно постоянный интерес играет основную роль в поддержании и развитии познавательной деятельности.
Ступени развития познавательного интереса:
- любопытство,
- любознательность,
- подлинно познавательный интерес,
- творческий интерес.
Познавательный интерес может быть весьма широким, распространяющимся на получение информации вообще, на узнавание нового о различных сторонах предметного мира и углубленным в определённую область познания.
Интерес, так же как и большинство потребностей, не является врождённым свойством психики. Он формируется в деятельности, организованной на высшем уровне.
Ю.К. Баранский выделяет следующие возможные приёмы формирования познавательного интереса школьников:
- актуальность и новизна содержания учебного материала;
- раскрытие значимости;
- наглядность;
- занимательность;
- эмоциональность;
- сравнение и аналогии;
- эффект парадоксальности;
- разнообразие форм и методов обучения.
Ценность познавательного интереса для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение.
В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляются:
- активный поиск,
- догадка,
- исследовательский подход,
- готовность к решению поставленных задач.
Интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса –
7
единое взаимосвязанное целое. Составляющие познавательного интереса: потребность,
мышление, мотив, интерес, активность. Потребность возникает тогда, когда человек не
знает, как совершить действие при условии, что он вообще хочет его совершить.
Активизация познавательной деятельности обучающихся может быть достигнута только тогда, когда сами обучающиеся творчески относятся к учёбе.
Возрастные особенности развития познавательного интереса.
Старший школьный возраст это период когда возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост, расширение межличностных связей стимулирует развитие самосознания, пробуждает мечты о своём призвании и будущем. В мышлении преобладает аналитическая деятельность, стремление к сравнениям, возникает потребность в совершенствовании, умение ставить в учебной деятельности нестандартные задачи и находить нестандартные решения, что является предпосылкой творческого отношения к труду. «В юношеском возрасте возникают и сохраняются на долгие годы жизненные идеалы, усиливается стремление к совершенствованию личностных качеств – нравственных, трудовых, эстетических, физических». (С.М.Ковалёв)
2.2 Активные формы и методы изучения учебного материала
Социальный заказ общества к предметной области «Физическая культура» на современном этапе его развития определяет формирование активной личности человека. Человека, связанного с мыслительной деятельностью. Но наряду с личностными выделяют и метапредметный результаты - это способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальной жизненной ситуации, освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех предметов.
Метапредметные результаты изучения физической культуры в школе:
- умение организовать свою деятельность в процессе познания мира через двигательную активность.
Одной из активных форм развития не только физических качеств, но и творческих способностей, формирования духовно-нравственных ценностей являются интегрированные уроки. Интегрированные уроки дают достаточно широкое и яркое представление о мире, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи. Основной акцент приходится на развитие образного мышления, творческой активности.
Применяя технологию интегрированного урока, мы работаем на достижение метапредметных результатов.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что школьники активно используют учебники, различные дидактические материалы и методические разработки.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются для обучения практическому материалу.
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. На этих уроках обучающиеся учатся способам контроля физической нагрузки и её регулирования в процессе выполнения.
Среди активных форм можно выделить и такие формы как:
-диспуты,
-собеседования, консультации,
-уроки – соревнования,
- уроки - встречи с интересными людьми,
- уроки- экскурсии.
8
Все эти формы объединяют общие признаки: (по Ковалёвой Г.Е.)
- высокая степень организации мыслительной деятельности,
- направляющая роль учителя,
- сочетание коллективных форм с индивидуальными,
- повышение степени эмоционального воздействия,
- максимальная познавательная активность.
Методы работы на уроках физической культуры:
-Репродуктивный - механическое воспроизведение движения.
-Проблемное обучение – участие в решении учебных проблем.
-Частично-поисковый – поиск решения под руководством учителя.
-Поисковый – самостоятельная постановка и решение проблемы.
-Интегрированный – достижение метапредметных результатов.
Формы обучения двигательным действиям:
-Индивидуальная – учитель + обучающийся.
-Групповая – учитель + группа обучающихся.
-Массовая – учитель + весь класс
Но во всех этих формах обучения роль учителя – направляющая, главная роль у обучающихся.
Проблемный подход как основа активных форм и методов изучения учебного материала.
При использовании проблемного подхода формируются качества личности необходимые для решения задач повседневной жизни, повышается эффективность обучения, стимулируется познавательная самостоятельность, создание проблемной ситуации активизирует мыслительную деятельность, помогает овладеть логическими и практическими умениями. Повышает качество знаний, повышает осознанный интерес к предмету, укрепляет веру в собственные силы, собственное развитие. Являясь мощным стимулом в духовном и интеллектуальном развитии. Обучающиеся овладевают навыками самообразования, проявляется желание больше знать, то есть развивается познавательный интерес.
Для развития познавательного интереса обучающихся в процессе подготовки урока, выбора вида его организации и методики проведения, учителю необходимо помнить об условиях, определяющих его эффективность:
-Содержание изучаемого на уроке материала должно соответствовать современному уровню развития науки.
-Комплекс средств наглядности должен способствовать глубокому и полному раскрытию ведущих понятий урока.
-Формы и методы, методические приёмы должны носить активный развивающий характер, обеспечивающий активизацию познавательной деятельности обучающегося и перевод её с репродуктивного на продуктивно-поисковый уровень.
Использование средств активизирующих процесс формирования навыков самостоятельности.
Одна из наиболее значимых психолого-педагогических проблем – проблема организации и руководства самостоятельной учебной деятельностью обучающихся. Учитель должен научить школьника учиться. Овладение навыками и умениями выше, если обучающее усилия учителя совпадают с собственными усилиями школьника. Педагогическое управление проявляется в разборе или подведении итогов проделанной работы, оценка деятельности должна быть обоснованной, а критика конкретной. Важен эмоциональный контакт с учителем, доверительное отношение. В процессе обучения недопустимы повелительные интонации, резкие замечания, не говоря уже о насмешливом тоне и «едких» репликах. Ученик на уроке должен чувствовать себя
9
творческой личностью, осваивая упражнения задумываться над ними, запоминать,
анализировать, понимать их значимость. В дидактике установлено, что самостоятельная деятельность по приобретению новых знаний по собственной инициативе, сверх
программы школьного предмета, возможно лишь при наличии серьёзного интереса к предмету, увлечение физической деятельностью, переходит в познавательную потребность приобретать сверх программы знания в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями.
Если учителю удаётся включить обучающегося в познавательную деятельность, это уже большой успех.
Используя все эти методы, формы и средства обучения мы подводим школьника к тому, что он:
- начинает понимать роль и значение физической культуры для себя лично и для общества;
- приобретает опыт организации самостоятельных систематических занятий физической культурой, обогащает опыт в организации и проведении форм активного отдыха;
- расширяет опыт организации и мониторинга физического развития;
- формирует умения выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и коррегирующих упражнений;
- расширяет двигательный опыт;
- получает возможность подготовки и выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне».
10
Заключение
Учитель массовой школы должен учить физической культуре, скорее для того, чтобы наши дети выросли здоровыми, чтобы могли противостоять нагрузкам и стрессам, чтобы они умели побеждать себя, свою инертность и лень. Поэтому все уроки и внеклассные мероприятия направлены на развитие и укрепление здоровья большинства.
Моя работа посвящена поиску решений актуальной проблемы современной дидактики –
развитию познавательного интереса обучающихся. Выполнен анализ большого числа работ по выбранной проблеме, что даёт возможность чётко определить предмет исследования – методы, приёмы и формы организации занятий, способствующие развитию познавательного интереса. Дана схема процесса развития познавательного интереса личности, как совокупности способов и средств формирования сознательности, инициативности, самостоятельности, творчества, умения брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, умение извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, реализовывать ключевые компетенции. В работе раскрываются проблемы психофизиологии познавательных процессов личности.
В начале своей работы над проблемой развития познавательного интереса с обучающимися было проведено анкетирование. В ходе обработки результатов выяснилось, что большинство школьников предпочитают виды деятельности, которые не требуют большой физической нагрузки и не требуют мыслительной деятельности. Всю работу в дальнейшем направила на подъём познавательного интереса и развитие самостоятельности на уроках физической культуры и во внеурочное время. Начала использовать активные формы и методы изучения учебного материала. Предпочтение отдавалось поисковым и частично-поисковым методам работы, в результате чего повысилась активность на уроках, интерес проявляется к тем видам деятельности, в которых прослеживается чёткая организация и в которых есть простор для самостоятельных занятий и совершенствования.
Развивая познавательный интерес у старшеклассников:
- повышается уровень физической подготовленности;
- повышается мотивация обучения;
- формируются универсальные учебные действия;
- формируются ценностные жизненные ориентиры: патриотизм, гражданственность, доброта, истина, труд, свобода, осознание себя частью природного мира.
В работе со старшеклассниками необходимо помнить мудрость древних: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».
11
Список литературы.
1.Амонашвили Ш.АА. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990
2.Баранский Ю.К. Оптимизация процесса обучения М. Педагогика, 1977.
3.Беликов В.А. Современные формы организации учебного процесса в школе. Методические указания. Магнитогорск, пединститут 1994.
4.Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Челябинск, изд-во ЧГПИ «Факел».
5.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. Педагогика, 1981.
6.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебно-методическое пособие, М. 2001.
7.Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М. Знание,1979.
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание положительных личностных качеств школьников в процессе занятий физической культурой и спортом»
В работе говорится о формировании личности в условиях учебно-тренировочном прцесса, развитии морально-волевых качеств. Также описаны игровой и соревновательный методы физического воспитания....
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...
Развитие познавательного интереса школьников к изучению математики
Развитие познавательного интереса школьников к изучению математики...
доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной самостоятельности школьников в процессе изучения иноязычной лексики»
На сегодняшний день, когда общество переходит на новый этап развития, появляется необходимость в личности, способной ориентироваться в многообразии информации, оперативно перерабатывать ее, исходя из ...
Информация об опыте Тема опыта: « Развитие познавательного интереса школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности на основе изучения различных материалов и техник».
Условия возникновения и становления опыта. Актуальность опыта.Ведущая педагогическая идея Технология описания опыта. Длительность работы над опытом. Диапазон опыта. Теоретичес...
Формирование познавательного интереса учащихся в процессе изучения математики на уроках и во внеклассной работе
Формирование познавательного интереса учащихся в процессе изучения математики на уроках и во внеклассной работеПроблема формирования познавательного интереса к математике представляет собой особую з...
«Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС» «Развитие познавательного интереса школьников как условие повышения качества иноязычного образования в рамках реализации ГОС»
Доклад на теоретический семинар учителей инностранных языков...