Практические работы по физике
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки учащихся, включающей систему лабораторно-практических заданий.В предлагаемом учебно-методическом пособии приведены практические работы по разделам курса физики за 7 класс.В работах обращается внимание на роль физики в объяснении явлений окружающего мира. Важно, чтобы в процессе обучения учащихся физике можно было полнее продемонстрировать ученикам взаимосвязь теоретической и практической частей предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_raboty_po_fizike_7_klass_.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия г. Волжского Волгоградской области
Практические работы по физике для 7 класса
Составитель: Учитель физики
Патрина Е.Г.
2012-2013 уч. год
ПРЕДИСЛОВИЕ
Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки учащихся, включающей систему лабораторно-практических заданий.
В предлагаемом учебно-методическом пособии приведены практические работы по разделам курса физики за 7 класс. В работах обращается внимание на роль физики в объяснении явлений окружающего мира. Важно, чтобы в процессе обучения учащихся физике можно было полнее продемонстрировать ученикам взаимосвязь теоретической и практической частей предмета. Ведь когда учащиеся почувствуют эту взаимосвязь, то они смогут многим процессам, происходящим вокруг них в быту, в природе, дать верное теоретическое объяснение. Это может являться показателем достаточно полного владения материалом. Систематическое выполнение учащимися экспериментальных практических работ способствует более осознанному и конкретному восприятию изучаемого на уроке материала, повышает интерес к физике, развивает любознательность, прививает ценные практические умения и навыки. Эти задания являются эффективным средством повышения самостоятельности и инициативы учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности. Роль практических работ невозможно переоценить. Они позволяют познакомить учащихся с экспериментальными методами познания в физике, с ролью эксперимента в физических исследованиях (в итоге формируется научное мировоззрение). А также способствуют формированию таких экспериментальных умений, как: наблюдение явлений, выдвижение гипотезы, планирование эксперимента, анализ результатов, способность устанавливать зависимости между величинами, делать выводы и т.п. Практико-ориентированные работы служат как для повторения изученного материала, так и для знакомства с новыми явлениями. Так как не всегда в школьном кабинете физики есть достаточное количество комплектов приборов и оборудования для проведения лабораторных работ, то особенностью предлагаемых работ является тот факт, что для их выполнения не требуется специального оборудования
В пособии представлены описания практических и лабораторных работ по физике для учащихся 7 классов, которую я сама составила и использую в качестве самостоятельных домашних исследований. Эти лабораторные работы, достаточно просты и могут быть выполнены или индивидуально или в группе .
При выполнении практической работы необходимо придерживаться следующих правил:
1. Название практической работы
2. Цель работы..
3. Перечень используемых приборов и материалов. ( оборудование)
4. Ход работы, в котором отображаются наблюдения учащихся. Можно ход работы оформить в виде таблицы:
Действия | Наблюдения | Рисунок или фотография |
В некоторых работах результаты представляют в виде графика, причем нанесенные точки соединяются не ломаной кривой, а плавной линией, которая должна проходить в границах погрешностей отдельных элементов.
5. Результаты вычислений, если такие имеются.
6. Вывод. Например, можно начать следующим образом: «На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: (и перечисляем к каким выводам в результате проделанной работе вы пришли)».
Вывод можно сделать в творческой форме, например стихотворной (синквейн, )
7. Все практические работы оформляются в программе PowerPoint и оцениваются учителем.
Синквейн
Это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
- Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
- Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Закон тяготения
- Ньтоновский, всемирный.
- Удерживает, притягивает, способствует падению.
- Помогает познать строение Вселенной.
- Гравитация.
Практическая работа №
Тема:
Цель:
Оборудование:
Ход работы:
Практическая работа №1
Тема: Строение вещества. Молекулы
Цель: проверить достоверность гипотезы о том, что все тела состоят из маленьких частиц.
Оборудование :
- мензурка с водой или стакан с водой
- пробирка с кристалликами перманганата калия( марганцовка)
- пробирки с водой – 3 шт или стаканы с водой
- стеклянная палочка или ложка
Ход работы:
- Опустите в пробирку с водой кристаллик марганцовки. Перемешайте воду стеклянной палочкой. Опишите, что вы наблюдаете.
- Перелейте небольшую часть окрашенной воды во вторую пробирку с чистой водой и запишите свои наблюдения.
- Перелейте часть окрашенной воды из второй пробирки в третью с чистой водой и снова опишите свои наблюдения.
- Сделайте зарисовку окрашенной воды во всех трех случаях
- Сделайте вывод о достоверности выдвинутой гипотезы
Практическая работа №2
Тема: Взаимодействие между молекулами
Цель: рассмотреть проявление сил взаимного притяжения.
Оборудование:
- 2 стакана с водой,
- 2 пакетика чая,
- Яблоко
- песок
- холодильник.
Часть 1
Ход работы:
- Возьмите яблоко, разрежьте его пополам, а затем снова соедините половинки. Почему нижняя половина отпадает?
- Намажь чайное блюдце тонким слоем растительного масла. Накапай на дно блюдца несколько капель воды близко друг к другу. Возьми спичку и с ее помощью сблизь капли воды друг с другом. Что происходит? Почему?
- Опусти один палец в сухой песок, а другой – во влажный. Чем стали отличаться пальцы после этого опыта? Почему?
- Сделайте вывод
Часть 2
Тема: Явление смачивания и несмачивания
Цель: Наблюдение явлений смачивания и несмачивания водой различных поверхностей
Оборудование: кусочек кожи, лист бумаги, жирная поверхность, пипетка, блюдце, подсолнечное масло
Ход работы
- Возьмите лист бумаги и с помощью пипетки капните на нее воду
- Затем в блюдце налейте немного подсолнечного масла и повторите опыт.
- Возьмите кусочек кожи и снова повторите опыт. Опишите свои наблюдения во всех случаях.
- Сделайте вывод
Практическая работа №3
Часть 1
Тема Диффузия в газах и жидкостях
Цель наблюдать явление диффузии и сравнить скорость диффузии в жидкости и в газе.
Оборудование :
- флакон духов,
- кусочек ваты,
- пробирка с кристаллами перманганата калия,
- мензурка с водой,
- лист бумаги,
- стеклянная трубка.
Ход работы:
- Откройте флакон духов и налейте немного жидкости на кусочек ваты и положите его на стол. Опишите свои наблюдения
- На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного воды из мензурки и в середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки. Опишите свои наблюдения.
- Сделайте вывод:
Часть 2
Цель работы: выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и смешивающихся веществ.
Оборудование
- 2 стакана с водой,
- 2 пакетика чая,
- холодильник.
Ход работы.
- Налейте в оба стакана воды до 3/4 их объема.
- Аккуратно опусти в каждый стакан по пакетику чая.
- Поставь один из стаканов в холодильник, а другой оставь в комнате.
- Через 1 час достань стакан из холодильника и наблюдай различие в результатах опыта. Объясни результаты.
- Сделайте вывод:
Практическая работа №4
Тема: Инерция . Инертность тел
Цель : наблюдение явления инерции
Оборудование: стакан с водой, спичечный коробок, линейка, две одинаковые банки из-под кофе: одна- пустая, а другая с песком., рулетка.
Часть 1
Ход работы
- Стакан с водой ставим на спичечный коробок.
- Резким ударом линейки коробок выбиваем из-под сосуда. Стакан оказывается на столе на месте коробка. Опишите свои наблюдения
Часть 2
Ход работы:
- Установите с помощью книг две наклонные плоскости под одинаковым углом
- Отпустите одновременно две банки. Опишите свои наблюдения Ответьте на вопрос:
- Какая из банок, пустая или с песком проедет большее расстояние по горизонтали.
- Затем на горизонтальную поверхность насыпьте немного песка. Опыт повторите. Опишите свои наблюдения
- Сделайте вывод
Практическая работа №5
Тема: Трение
Цель: Пронаблюдать трение покоя и трение скольжения
Оборудование: ложка, яблоко, пенал, полотенце, книги, гладкий поднос
Ход работы:
- Установите с помощью книг наклонную плоскость малого угла.
- На поверхность книг поочередно кладите яблоко, пенал, ложку. Опишите свои наблюдения .( добейтесь положения ,чтобы тела удерживались на повехности)
- Увеличьте угол наклона и повторите опыт. Опишите свои наблюдения
- Затем, не меняя угол наклона, накройте книги полотенцем и посмотрите, будут ли скользить предметы, при установленном наклоне. Опишите свои наблюдения
- Сделайте вывод
Практическая работа №6
Тема: Сила упругости и вес тела
Цель: Наблюдение силы упругости и веса тела
Оборудование: две жестяные банки, лист бумаги(2), монеты 5-ти рублевые- 20 штук
Ход работы:
- . Поставь две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга.
- Положи сверху лист бумаги, чтобы получился «мостик».
- Постепенно наверх кладите монеты начиная с первой. до 20 . Опишите свои наблюдения
- Теперь согни лист бумаги гармошкой (рис. А, Б, В, Г).
- Положи эту «гармошку» на две жестяные банки и повтори опыт. Опишите свои наблюдения.
- Сделайте вывод
Практическая работа №7
Тема: Архимедова сила. Условие плавания тел.
Цель: Наблюдение Архимедовой силы и выяснение условия плавания тел
Оборудование: Стакан с водой, соль, яйцо или половина картошки
Ход работы:
- В стакан с водой налейте пресной воды
- Опустите поочередно в стакан яйцо, а затем картошку
- Добавьте в стакан соли столько, чтобы яйцо( или картошка) начинало всплывать. Опишите свои наблюдения
- Сделайте вывод
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа по физике для 8 класса "Распространение, отражение и преломление света".
Разработана по следам физических сборов, проводимых в Южноуральске Еремяшевым Николаем Константиновичем. Даёт возможность всем детям прикоснуться к оптическим экспериментам, ощутить себя "Ньютонами", ...
Серия Практических работ по физике для учащихся 10 класса
С помощью простейших измерительных инструментов (часы, линейка, весы и т.п.), использую знания из курса физики, можно узнать о человеке и его организме много интересного....
Практические работы по физике
Материал представляет собой комплект пракических заданий к рабочей программе учебной дисциплины ОДП.02 "Физика". Работа включает пояснительную записку с указание формируемых метапредметных и предметны...
Практическая работа по физике "Основы термодинамики"
Практическая работа предназначена для профессий и специальностей технического профиля...
Методические указания к практическим работам по физике
Методические указания к выполнению практических работ предназначены для студентов СПО по ППРКС технического профиля....
Сборник практических работ по физике
Данное пособие предназначено для студентов 1 курса по специальности "Технология продукции общественного питания" для выполнения практических работ по физике....
Практическая работа по физике 8 класс "Электричество"
Практическая работа "Соединение проводников"...