Практические работы по физике
учебно-методическое пособие (физика) по теме
Материал представляет собой комплект пракических заданий к рабочей программе учебной дисциплины ОДП.02 "Физика". Работа включает пояснительную записку с указание формируемых метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы и критериями оценивания, а также дидактический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.doc | 25.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_2.doc | 75 КБ |
p._r._no_1.doc | 33 КБ |
p._r.no2_.doc | 31.5 КБ |
p._r.no3_.doc | 37.5 КБ |
p._r.no4_.doc | 30 КБ |
p._r.no_5.doc | 30 КБ |
p._r.no_6.doc | 40 КБ |
p._r.no_7.doc | 33.5 КБ |
p._r.no8_.doc | 30 КБ |
p._r.no_9.doc | 34.5 КБ |
p.r.no10.doc | 25 КБ |
p._r.no11.doc | 33.5 КБ |
p._r.no12.doc | 33.5 КБ |
p._r._no_13.doc | 35 КБ |
p._r.no14.doc | 31.5 КБ |
p.r.no15.doc | 31.5 КБ |
p.r.no16.doc | 28.5 КБ |
p.r.no17.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего профессионального образования
Свердловской области
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Свердловской области «Первоуральский политехникум»
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП 02. ФИЗИКА
Составитель: Должность: Категория: | Кузнецова А.В. преподаватель первая |
Одобрено: протокол методической комиссии №___ от «___»____________201__ г ______________________________ |
Первоуральск
2013
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Практические задания разработаны в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «Физика».
Цель выполнения практических работ: формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы базового курса физики.
Характеристика практических заданий:
№ п/п | Тема практической работы | Раздел | Формируемые умения | |
метапредметные | предметные | |||
1. | Определение скорости тела относительно различных систем отсчёта. | Механика | Поиск нужной информации в справочнике; умение сравнивать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в математическую запись | Понимание физической сущности явлений; использование физической символики; решение физических задач; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами. |
2. | Определение параметров движения при свободном падении тела. | Механика | Поиск нужной информации в справочнике умение сравнивать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в математическую запись | Понимание физической сущности явлений; использование физической символики; решение физических задач; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами. |
3. | Движение тела под действием нескольких сил. | Механика | Поиск нужной информации в справочнике; умение сравнивать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в математическую запись | Понимание физической сущности явлений; использование физической символики; решение физических задач; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами. |
4. | Агрегатные состояния вещества. | Молекулярная физика. Термодинамика | Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. | Понимание физической сущности явлений; использование физической терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе. |
5. | Свойства твёрдых тел. | Молекулярная физика. Термодинамика | Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. | Понимание физической сущности явлений; использование физической терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе. |
6. | Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. | Молекулярная физика. Термодинамика | Поиск нужной информации в справочнике; умение сравнивать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в математическую запись. | Понимание физической сущности явлений; использование физической символики; решение физических задач; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами. |
7. | Проводники и диэлектрики в электрическом поле. | Электро-динамика | Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. | Понимание физической сущности явлений; использование физической терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни. |
8. | Работа и мощность тока. | Электро-динамика | Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из в математическую запись. | Понимание физической сущности явлений; использование физической символики и терминологии; решение физических задач; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами. |
9. | Полупроводниковые приборы. | Электро-динамика | Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. | Понимание физической сущности явлений; использование физической символики и терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни. |
10. | Магнитные свойства вещества. | Электро-динамика | Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в схему. | Понимание физической сущности явлений; использование физической терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни. |
11. | Цепи переменного тока. | Электро-динамика | Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. | Понимание физической сущности явлений; использование физической символики и терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни. |
12. | Производство, распределение и потребление электроэнергии. | Электро-динамика | Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. | Понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; формирование умения применять полученные знания для принятия практических решений в повседневной жизни. |
13. | Принципы радиосвязи. | Электро-динамика | Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в схему, графики. | Понимание физической сущности явлений; использование физической символики и терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни. |
14. | Распространение радиоволн. | Электро-динамика | Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. | Понимание физической сущности явлений; использование физической символики и терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни. |
15. | Шкала электромагнитных излучений. | Электро-динамика | Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. | Понимание физической сущности явлений; использование физической символики и терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни. |
16. | Методы регистрации заряженных частиц. | Строение атома и квантовая физика. | Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. | Понимание физической сущности явлений; использование физической терминологии; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами; умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и применения их в практической жизни. |
17. | Сравнительная характеристика планет. | Эволюция Вселенной. | Поиск нужной информации по заданной теме в таблице; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из таблицы в таблицу. | Понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; использование физической символики и терминологии. |
Оценка результата выполнения практических заданий:
Предъявленные умения | Базовые компетенции | «5» | «4» | «3» |
Корректное поведение при выполнении работы | эмоционально-психологические | + | + | |
Записи аккуратные, отсутствуют грамматические ошибки | регулятивные | + | + | + |
Содержание информации соответствует требуемой | социальные | + | + | + |
Информация представлена чётко, логично, отсутствуют фактические ошибки | аналитические | + | + | |
Приведены примеры применения явлений | творческие | + | ||
Работа закончена | самосовершен-ствования | + |
*Для работ №№ 4, 7, 9 – 16.
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 1.
«Определение скорости тела относительно различных систем отчёта».
- Разберите решение задачи № 32 (Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: пособие для общеобразоват. учреждений – 17-е изд. - М.: Дрофа, 2013).
а) Запишите кратко условие задачи, где v1 – скорость велосипедиста относительно воздуха (скорость тела относительно подвижной системы отсчёта), v2 – скорость ветра (скорость подвижной системы отсчёта относительно неподвижной системы отсчёта), v – скорость велосипедиста относительно земли (скорость тела относительно неподвижной системы отсчёта).
Дано: Решение.
v1 = 36 км/ч = 10 м/с б) Запишите закон сложения скоростей: v1 + v2 = v.
v2 = 4 м/с в) Перейдите из векторной формы записи в скалярную форму:
если ветер попутный, то v1 + v2 = v;
Найти: v - ? если ветер встречный, то v1 - v2 = v.
г) Подставьте числовые значения: v = 10 + 4 = 14 м/с – при
попутном ветре;
v = 10 - 4 = 6 м/с – при встречном ветре.
- Решите задачу:
скорость лодки относительно воды 2 м/с, а скорость течения – 1,5 м/с. Какова скорость лодки относительно берега, когда лодка плывет по течению? против течения?
- Решите задачу:
скорость движения теплохода относительно берега вниз по реке 20 км/ч, а вверх 18 км/ч. Определить скорость течения и скорость теплохода относительно воды.
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 2.
«Определение параметров движения при свободном падении тела».
- Разберите решение задачи № 209 (Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: пособие для общеобразоват. учреждений – 17-е изд. - М.: Дрофа, 2013).
а) Запишите кратко условие задачи, где t – время движения стрелы вверх (равно половине всего времени полёта), конечная скорость v2 стрелы при подъёме вверх равна 0, h – максимальная высота подъёма.
Дано: Решение.
v2 = 0 б) Запишите формулу скорости, учитывая, что при движении тела вверх
t = 3 с его скорость уменьшается: v2 = v1 – g . t.
Найти: v1, h - ? в) Преобразуйте формулу, выразив v1: v1 = v2 + g . t.
г) Подставьте числовые значения: v1 = 0 + 9,8 . 3 = 30.
д) Сделайте действия с наименованиями:
[v1] = м . с = м .
с2 с
е) Найдите высоту подъёма:
h = v1 . t - g . t2 ; h = 30 . 3 - 9,8 . 32 = 45
2 2
ж) Сделайте действия с наименованиями:
[h] = м . с - м . с2 = м – м = м.
с с2
Ответ: начальная скорость стрелы 30 м/с, максимальная высота подъёма 45 м.
- Решите задачу: мяч, брошенный вертикально вверх, упал в исходную точку через 3 с. С какой начальной скоростью был брошен мяч?
- Решите задачу: с какой начальной скоростью нужно бросить тело вертикально вверх, чтобы через 10 с оно двигалось со скоростью 20 м/с вниз?
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 3.
«Движение тела под действием нескольких сил»».
- Разберите решение задачи № 272 (Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: пособие для общеобразоват. учреждений – 17-е изд. - М.: Дрофа, 2013).
а) Запишите кратко условие задачи, где m – масса состава, F – сила тяги электровоза, μ – коэффициент сопротивления движению.
Дано: Решение.
m = 3250 т = 3250000 кг б) Покажите на рисунке силы, действующие на состав,
F = 650 кН = 650000 Н
μ = 0,005 у
Найти: а - ?
N а
Fтр F
mg
х
где mg – сила тяжести, N – реакция опоры, F – сила тяги, Fтр – сила трения.
в) Запишите формулу II закона Ньютона: mg + N + F + Fтр = m.а.
г) Запишите проекции сил, действующих на состав, на оси х и у:
F - Fтр = m.а;
N – mg = 0.
д) Решите систему из двух уравнений: N = mg; Fтр = μ. N Fтр = μ. mg;
F - μ. mg = m.а;
а = F - μmg .
m
е) Рассчитайте ускорение состава:
а = 650000 – 0,005.3250000 .9,8 = 0,15.
650000
ж) Сделайте действия с наименованиями:
[а] = Н - кг . м/с2 = Н - Н = Н = кг . м = м .
кг кг кг кг .с2 с2
Ответ: электровоз сообщает составу ускорение 0,15 м/ с2.
- Решите задачу № 271.
Автобус, масса которого с полной нагрузкой равна 15 т, трогается с места с ускорением 0,7 м/с2. Найти силу тяги, если коэффициент сопротивления движению равен 0,03.
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 4.
«Агрегатные состояния вещества».
Агрегатное состояние – это состояние вещества, обусловленное характером расположения и взаимодействия его молекул.
- Прочитайте § 60 (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
- Заполните таблицу:
Агрегатное состояние | Свойства вещества | Характер расположения молекул | Среднее расстояние между молекулами | Характер движения молекул | Характер взаимодействия молекул | Соотношение между потенциальной и кинетической энергией молекул |
Твёрдое | ||||||
Жидкое | ||||||
Газообразное |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 5.
«Кристаллические и аморфные тела».
Кристаллические тела – это твёрдые тела, частицы которых образуют структуру с регулярным периодически повторяющимся
расположением .
Аморфные тела - это твёрдые тела, для которых характерно неупорядоченное расположение частиц в пространстве.
Изотропия – это независимость физических свойств вещества от направления.
Анизотропия – это зависимость физических свойств вещества от направления.
- Прочитайте § 73 и 74 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
- Заполните таблицу:
Состояния твёрдого тела | Примеры веществ | Порядок расположения частиц | Зависимость физических свойств от направления | Температура перехода в жидкое состояние |
Кристаллические тела | ||||
Аморфные тела |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 6.
«Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи».
1) Разберите решение задачи № 658 (Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: пособие для общеобразоват. учреждений – 17-е изд. - М.: Дрофа, 2013):
а) Запишите кратко условие задачи, где η – КПД, m1 – масса снега, m2 – масса дров, t1 – начальная температура снега, t2 – конечная температура воды.
Выпишите из таблицы № 3 стр. 163: tпл – температура плавления льда, с1 – удельная теплоёмкость льда, с2 – удельная теплоёмкость воды, λ – удельная теплота плавления льда.
Выпишите из таблицы № 5 стр. 164: q – удельная теплота сгорания дров.
Дано: Решение.
η = 40% = 0,4 б) Запишите формулу КПД печи: η = Q1 , где
m1 = 200 кг Q2
t1 = -10оС Q1 – количество теплоты, необходимое для нагревания
t2 = 20 оС льда до температуры плавления m1 . с1. (tпл - t1), для
tпл = 0 оС плавления льда m1 . λ, для нагревания воды до нужной
с1 = 2,1 кДж/(кг . К) = 2100 Дж/(кг . оС) температуры m1 . с2. (t2 - tпл)
с2 = 4,2 кДж/(кг . К) = 4200 Дж/(кг . оС) Q1 = m1 . с1. (tпл - t1) + m1 . λ + m1 . с2. (t2 - tпл)
λ = 330 кДж/кг = 330000 Дж/кг Q1 = m1. (с1. (tпл - t1) + λ + с2. (t2 - tпл));
q = 10 МДж/кг = 10000000 Дж/ кг Q2 – количество теплоты, выделяющееся при сгорании
дров Q2 = m2 . q
Найти: m2 – ? η = m1. (с1. (tпл - t1) + λ + с2. (t2- tпл))
m2 . q
в) Преобразуйте формулу : m2 = m1. (с1. (tпл - t1) + λ + с2. (t2- tпл))
η . q
г) Подставьте числовые значения : m2 = 200 . (2100 . 10 + 330000 + 4200 . 20)) = 21,75 = 22 кг
0,4 . 10000000
д) Сделайте действия с наименованиями:
[m2] = кг . (Дж . /(кг . оС) . оС + Дж/ кг + Дж . /(кг . оС) . оС) = кг . Дж/кг = кг.
Дж/ кг Дж/ кг
2) Решите задачу № 659.
Сколько стали, взятой при 20оС, можно расплавить в печи с КПД 50 %, сжигая 2 т каменного угля?
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 7.
«Проводники и диэлектрики в электрическом поле».
Проводники – это вещества, содержащие свободные заряды, которые могут перемещаться по всему объёму.
Диэлектрики – это вещества, содержащие только связанные заряды, которые не могут перемещаться под действием электрического
поля независимо друг от друга.
Электростатическая индукция – это явление перераспределения зарядов в проводнике под действием внешнего электрического поля.
Поляризация диэлектриков – это явление ориентации диполей или появление ориентированных диполей под действием
электрического поля.
Диэлектрическая проницаемость – это физическая величина, показывающая во сколько раз напряжённость электрического поля
вещества меньше, чем напряжённость в вакууме.
ε = Е0
Е
- Прочитайте § 93, 94 и 95 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
- Заполните таблицу:
Классификация вещества по проводящим свойствам | Строение вещества | Примеры веществ | Процесс, происходящий под действием электрического поля | Наличие электрического поля в веществе | Наличие электрического заряда | Применение | ||
на поверхности вещества | внутри вещества | |||||||
Проводник | ||||||||
Диэлектрик | Неполярный
| |||||||
Полярный |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 8.
«Работа и мощность тока».
I) Прочитайте § 106 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
II) Составьте конспект параграфа 57 по плану:
- Дайте характеристику физической величины работа тока по плану:
- Определение;
- Формула;
- Единица измерения.
- Дайте характеристику физической величины мощность тока по плану:
- Определение;
- Формула;
- Единица измерения.
- Дайте характеристику закона Джоуля - Ленца по плану:
- Формулировка;
- Математическая запись;
- Границы применимости;
- Пример проявления (применения).
III) Прочитайте задачу № 802 (Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: пособие для общеобразоват. учреждений – 17-е изд. - М.: Дрофа, 2013).
IV) Разберите и перепишите в тетрадь решение первой части задачи № 806:
3, 5 В – это напряжение, под которым работает лампочка от карманного фонарика; 0,28 А – это сила тока в лампочке.
Дано: Решение:
U = 3,5 В U U 3,5
I = 0,28 А I = - закон Ома для участка цепи; R = = = 12,5;
Найти: R I 0,28
R, Р - ? В
[R] = = Ом
А
Р = I . U = 3,5 . 0,28 = 0,98;
[Р] = В . А = Дж . А = Дж . А = Дж = Вт
Кл А . с с
Ответ: Сопротивление лампы 12,5 Ом, мощность лампы 0,98 Вт.
V) Решите вторую часть задачи № 802.
VI) Объясните, почему при одинаковой силе тока сетевая лампа выделяет мощность больше, чем лампочка от карманного фонарика.
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 9.
«Полупроводниковые приборы».
- Прочитайте параграфы 74, 75 и 76 учебника (Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учебник для 10-ого класса средней школы- М.: Просвещение, 1999).
- Заполните таблицу:
Название приборов | Определение | Устройство | Условное обозначение | Принцип действия | Область применения |
Полупроводниковый диод | Прибор с одним р-n-переходом, выпрямления переменного тока | ||||
Транзистор | Прибор с двумя р-n-переходами, применяемое для усиления и генерации электрических колебаний |
Э К Б | |||
Термистор | Прибор, действие которого основано на зависимости сопротивления от температуры | ||||
Фоторезистор | Прибор, действие которого основано на зависимости сопротивления от освещённости |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 10.
«Магнитные свойства вещества».
- Прочитайте § 7 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
- Составьте конспект по плану.
- Дайте характеристику физической величины магнитная проницаемость
- определение,
- формула,
- единица измерения;
- Зарисуйте схему «Классификация магнетиков»:
Магнетики – это вещества, способные намагничиваться во внешнем магнитном поле (все вещества).
Магнетики
Слабомагнитные Сильномагнитные
Диамагнетики Парамагнетики Ферромагнетики
μ < 1 μ > 1 μ >> 1
(медь, золото, цинк, (алюминий, платина (железо, никель, кобальт)
вода, стекло и др.) кислород и др.)
- Дайте определение и приведите примеры ферромагнитных веществ;
- Дайте определение и приведите примеры температуры Кюри;
- Приведите примеры применения
- сердечников из ферромагнетиков;
- постоянных магнитов;
- ферритов.
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 11.
«Электрические цепи переменного тока».
Активное сопротивление – это сопротивление, непрерывно потребляющее энергию от электромагнитного источника.
Реактивное сопротивление - это сопротивление, которое в среднем за период колебаний не потребляет энергию от электромагнитного источника.
Действующее значение тока (напряжения) – это такое значение постоянного тока (напряжения), при котором выделяется мощность, равная средней мощности переменного тока.
I = Im ; U = Um
2 2
- Прочитайте § 32 – 34 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012). Заполните таблицу:
Вид цепи переменного тока | Условное обозначение | Уравнение напряжения на зажимах источника | Уравнение тока в нагрузке | Закон Ома | Формула реактивного сопротивления | Применение |
Цепь с активным сопротивлением |
| |||||
Цепь с конденсатором | - емкостное сопротивление | |||||
Цепь с катушкой | - индуктивное сопротивление |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 12.
«Производство, передача и потребление электроэнергии».
- Прочитайте параграфы 25 и 26 учебника (Мякишев Г. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
- Заполните таблицу 1.
Таблица 1 «Производство энергии»:
Вид электростанций | Краткое обозначение | Превращения энергии | Вклад в производство электроэнергии | |
Какой вид энергии превращается | В какой вид превращается энергия | |||
Тепловые | ||||
Гидроэлектростанции | ||||
Атомные | Ядерная |
- Зарисуйте схему «Передача и распределение электроэнергии».
- Объясните, как уменьшить потери электроэнергии при передаче.
- Заполните таблицу 2.
Таблица 2 «Использование электроэнергии»:
Потребители электроэнергии | В какие виды энергии превращается электрическая энергия |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 13.
«Принципы радиосвязи».
Модуляция – это изменение параметров электромагнитной волны (амплитуды, частоты, начальной фазы) с частотой звуковых колебаний.
Детектирование - это процесс выделения низкочастотных колебаний из колебаний высокой частоты.
- Прочитайте § 52 и 53 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012). Зарисуйте блок-схему, на которой представлены основные принципы радиосвязи:
Передающая Приёмная
Микрофон антенна антенна
б
а в в в Приёмный г, д
Генератор Модулирующее контур Громкоговоритель.
высокой устройство с детектором
частоты
_ _
- Зарисуйте графики колебаний:
а )высокой (несущей ) частоты; б) звуковой частоты (модулирующих колебаний); в) модулированных по
i u амплитуде колебаний;
i
0 t 0 t
0 t
г) пульсирующего тока; д) сглаженных (с помощью фильтра) колебаний.
i i
0 t 0 t
- Зарисуйте схему простейшего радиоприёмника. Отметьте на схеме:
1 - приёмную антенну;
2 - приёмный колебательный контур;
3 – детектор;
4 – фильтр;
5 – нагрузку (телефон).
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 14.
«Распространение радиоволн».
Радиоволны – это электромагнитные волны диапазона 104 – 10 -3 м, используемые
преимущественно для связи.
- Прочитайте § 55 – 58 и рассмотрите форзацы учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
- Заполните таблицу:
Название диапазона | Длина волн, м | Особенность распространения | Область применения | |
Сверхдлинные волны (CВД) | >104 | |||
Длинные волны (ДВ) | ||||
Средние волны (СВ) | ||||
Короткие волны (КВ) | ||||
Ультракороткие волны (УКВ) | Метровые | 10 - 1 | ||
Дециметровые | 1- 10-1 | |||
Сантиметровые | 10-1 - 10-2 | |||
Миллиметровые | 10-2 - 10-3 |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №15.
«Шкала электромагнитных излучений».
Инфракрасное излучение (ИК) - это не воспринимаемые глазом электромагнитные волны длиной более 7,6 • 10-7 м (красный конец спектра).
Ультрафиолетовое излучение (УФ) - это не воспринимаемые глазом электромагнитные волны длиной менее 3,8 • 10 -7 м (фиолетовый конец спектра).
Рентгеновское излучение (Х-лучи) - это электромагнитные волны длиной порядка размера атома (λ ~ 10 -10 м).
Гамма-излучение (γ-излучение) - это электромагнитные волны длиной порядка размера ядра атома (λ ~ 10 -12 м).
- Прочитайте § 84 - 86, 112, рассмотрите форзацы учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
- Заполните таблицу:
Название диапазона | Автор и год открытия | Волновой диапазон, м | Механизм излучения | Область применения (проявления) |
Радиоволны | Г. Герц, 1887 г. | |||
Инфракрасное излучение | В. Гершель, 1800 г. | |||
Видимое излучение | - | Свет | ||
Ультрафиолетовое излучение | И. Риттер, 1801 г. | |||
Рентгеновское излучение | В. Рентген, 1895 г. | |||
Гамма - излучение | Э. Резерфорд, 1899 г. |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 16.
«Методы регистрации заряженных частиц».
Регистрирующий прибор – это макросистема, которая может находиться в состоянии неустойчивого равновесия.
Трек – это видимый след частицы (от англ. trak – след, дорожка).
- Прочитайте § 97 (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
- Заполните таблицу:
Название метода | Год изобретения, автор | Физические процессы, лежащие в основе метода | Применение метода |
Газоразрядный счётчик | 1908г., Г. Гейгер | ||
Камера Вильсона | |||
Пузырьковая камера | |||
Метод толстослойных фотоэмульсий | 1925 г., Л. В. Мысовский |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 17.
«Сравнительная характеристика планет».
По данным таблицы 1 заполните таблицу 2.
Таблица 1. Основные сведения о планетах.
Название планеты | Среднее расстояние от Солнца, а. е. | Сидерический период, годы | Эксцентри-ситет орбиты | Орбитальная скорость, км/с | Средний радиус | Период вращения | Средняя плотность, г/см3 | Ускорение свободного падения, м/с2 | Масса в массах Земли | Число спутников | Наличие атмосферы | |
в км | в радиусах Земли R | |||||||||||
Меркурий | 0,39 | 0,24 | 0,206 | 47,9 | 2440 | 0,38 | 58,7д | 5,5 | 3,7 | 0,06 | — | Следы |
Венера | 0,72 | 0,61 | 0,007 | 35,0 | 6 050 | 0,95 | 243,1д | 5,2 | 8,9 | 0,82 | — | Очень плотная |
Земля | 1,00 | 1,00 | 0,017 | 29,8 | 6 371 | 1,00 | 23Ч56М4С | 5,5 | 9,8 | 1,0 | 1 | Плотная |
Марс | 1,52 | 1,88 | 0,093 | 24,1 | 3 397 | 0,53 | 24Ч37М22С | 3,9 | 3,7 | 0,11 | 2 | Разреженная |
Юпитер | 5,20 | 11,86 | 0,048 | 13,1 | 69 900 | 11,2 | 9Ч 50М | 1,3 | 25,8 | 318 | 16 | Очень плотная |
Сатурн | 9,54 | 29,46 | 0,054 | 9,6 | 58 000 | 9,5 | 10 Ч 14М | 0,7 | 11,3 | 95,2 | 23 | Очень плотная |
Уран | 19,19 | 84,02 | 0,046 | 6,8 | 25 400 | 3,9 | 10 Ч 49м | 1,4 | 9,0 | 14,6 | 15 | Очень плотная |
Нептун | 30,07 | 164,78 | 0,008 | 5,4 | 24 300 | 3,9 | 15ч48м | 1,6 | 11,6 | 17,2 | 8 | Очень плотная |
Плутон | 39,52 | 247,7 | 0,253 | 4,7 | 1 140 | 0,2 | 6,4 д | 2,0 | 0,6? | 0,002 | 1 | Обнаружена в 1988 г. |
Таблица 2. Сравнительная характеристика планет земной группы и планет- гигантов.
Название группы | Объекты | Среднее расстояние от Солнца, а.е. | Средний радиус, радиусах Земли | Масса в массах Земли | Средняя плотность, г/см3 | Период вращения | Число спутников | Наличие колец |
Планеты земной группы | ||||||||
Планеты - гиганты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа по физике для 8 класса "Распространение, отражение и преломление света".
Разработана по следам физических сборов, проводимых в Южноуральске Еремяшевым Николаем Константиновичем. Даёт возможность всем детям прикоснуться к оптическим экспериментам, ощутить себя "Ньютонами", ...
Серия Практических работ по физике для учащихся 10 класса
С помощью простейших измерительных инструментов (часы, линейка, весы и т.п.), использую знания из курса физики, можно узнать о человеке и его организме много интересного....
Практические работы по физике
Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки учащихся, включающей систему лабораторно-пра...
Практическая работа по физике "Основы термодинамики"
Практическая работа предназначена для профессий и специальностей технического профиля...
Методические указания к практическим работам по физике
Методические указания к выполнению практических работ предназначены для студентов СПО по ППРКС технического профиля....
Сборник практических работ по физике
Данное пособие предназначено для студентов 1 курса по специальности "Технология продукции общественного питания" для выполнения практических работ по физике....
Практическая работа по физике 8 класс "Электричество"
Практическая работа "Соединение проводников"...