Урок - исследование "Архимедова сила"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Сажина Лариса Германовна

Урок - исследование "Архимедова сила" для 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arkhimedova_sila.docx46.05 КБ

Предварительный просмотр:

Архимедова сила. 7-й класс

Цели:

  1. Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить, от каких факторов она зависит; установить формулу расчета архимедовой силы.
  2. Повышать интерес к изучению физики, развивать умение видеть изучаемые явления в природе, навыки проведения экспериментов, логическое мышление.
  3. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощь в группе, упорство и настойчивость при поиске ответа, развивать речь.

Форма урока: урок изучения новой темы в форме сотрудничества.

Оборудование: 

  • сосуды с пресной и соленой водой, пластилин;
  • наборы тел равного объема и разной плотности; тел разного объема.

Форма проведения: работа в микрогруппах, урок проведения экспериментов при изучении новой темы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Представление формы проведения урока, напоминание правил ТБ при работе с приборами.

2. Выяснение темы урока при помощи эксперимента.

Измерьте вес цилиндра в воздухе Р1 теперь опустите это тело в воду и снова измерьте его вес. Что вы установили? (Вес тела в воде меньше, чем в воздухе.)

Почему вес тела в жидкости меньше? (Существует сила, выталкивающая тело из жидкости, т.е. направленная вверх.)

Верно. Сила, выталкивающая тело из жидкости, называется архимедовой в честь великого древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение. Тема нашего сегодняшнего урока: Изучение архимедовой силы.

Запишите тему урока в тетради. Запишите сразу же домашнее задание.

3. Цель нашего урока: определить, от чего зависит и от чего не зависит архимедова сила, установить формулу расчета, научиться решать задачи.

Повторим еще раз измерения: вес тела в воздухе 4Н, вес того же тела в воде – 2Н. Чему равна архимедова сила? (Чтобы найти архимедову силу, нужно из веса в воздухе, вычесть вес тела в воде.)

Запишем эту формулу. Как обозначить архимедову силу?

Fa = P1 – P2. Изобразим эту силу на рисунке: на тело действует сила тяжести, приложенная к центру тела и направленная вертикально вниз, и архимедова сила, направленная вертикально вверх.

От чего зависит или не зависит архимедова сила? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем эксперименты.

1 группа. Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры равного объема, нить.

Задание:

  1. Определите архимедовы силы, действующие на каждое тело.
  2. Сравните плотности тел и архимедовы силы, действующие на тела.
  3. Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от плотности тел.

2 группа. Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.

Задание:

  1. Определите архимедову силу, действующую на каждое тело.
  2. Сравните эти силы.
  3. Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от объема тела.

3 группа. Оборудование: сосуд с простой водой и соленой водой, цилиндр, нить, динамометр.

Задание:

  1. Определите архимедовы силы, действующие на тело в простой воде и соленой воде.
  2. Сравните эти силы.
  3. Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от плотности жидкости.

4 группа. Оборудование: мензурка с водой, цилиндр, нить, динамометр.

Задание:

  1. Определите архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и на глубине h2.
  2. Сравните эти силы.
  3. Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от глубины погружения тела.

5 группа. Оборудование: сосуд с водой, пластилин, нить, динамометр.

Задание:

  1. Кусочку пластилина придайте форму куба, шара, цилиндра.
  2. Поочередно определите архимедовы силы, действующие на пластилин определенной формы.
  3. Сравните эти силы.
  4. Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы формы тела.

Каждая группа поочередно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы.

Запишем выводы в тетради и на доске:

Архимедова сила

Не зависит от

Зависит от

  1. Формы тела.
  2. Плотности тела.
  1. Объема тела V.
  2. Плотности жидкости .

4. Теперь мы с вами должны установить формулу расчета архимедовой силы. Для этого все вместе проведем эксперимент.

Оборудование: ведерко Архимеда, цилиндр, динамометр, нить, стакан для отлива воды.

Эксперимент: Нальем в ведерко Архимеда воды до краника. Опустим цилиндр на динамометре в воду. Что произойдет с водой? Как изменились показания динамометра? (Часть воды выльется. Показания динамометра уменьшились, так как вес тела стал меньше.)

Чему равен объем вытесненной воды? (Объем вытесненной воды равен объему тела, опущенного в воду.)

Рассчитаем Архимедову силу, действующую на тело:
F
a = P1 – P2 = 4Н – 2Н = 2Н.

А теперь определим вес вытесненной воды:
P
вытесненной жидкости = mg = Vg = 2Н.

Объем вытесненной жидкости определим при помощи измерительного цилиндра.

Сравните архимедову силу и вес вытесненной жидкости. Запишите формулу расчета архимедовой силы:
F
a = g жVтела, Fa = Pвытесненной жидкости.

5. Обобщим изученное нами на уроке и проверим наши знания.

Тестирование (раздаточный материал с тестом). Читаем вопрос и выбираем ответ:

1) Вес стальной детали в воздухе равен 3Н, а в воде 2,7Н. Определите архимедову силу, действующую на стальную деталь.

5,7Н

 

0,3Н

 

 

2,7Н

2) Железный и деревянный шары равных объемов бросили в воду. Сравните архимедовы силы, действующие на шары?

- На железный шар действует большая архимедова сила, так как его плотность больше.

- На деревянный шар действует большая архимедова сила, так как его плотность меньше.

- На железный и деревянный шары действуют одинаковые Fа, т.к. объемы равны.

3) Железное и деревянное тело равных масс бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на каждое тело?

- На деревянное тело действует большая выталкивающая сила, т.к. его объем больше.

- На железное тело действует большая выталкивающая сила, т.к. его объем больше.

- На тела действуют равные выталкивающие силы, т.к. равны массы тел.

4) К динамометру подвешено металлическое тело. В каком случае показания динамометра будут больше: если тело опустить в керосин или в воду?

- Больше в воде, т.к. ее плотность больше.

- Больше в керосине, т.к. его плотность меньше.

- Одинаково, т.к. объем тела не меняется.

5) Архимедова сила определяется формулой:

Fa = g жVтела

 

Fa = g телаVтела

 

Fa = gh

 

Fa = mg

Сделайте вывод: что такое архимедова сила и от чего она зависит? (Архимедова сила – сила, выталкивающая тело из жидкости, зависит от плотности жидкости и объема погруженного тела.)

Изменится ли архимедова сила, действующая на тело, если тело не полностью погружено в жидкость, а лишь наполовину? (Архимедова сила будет меньше, так как объем тела в жидкости будет меньше.)

6. Решение задачи у доски.

1) С какой силой выталкивается кусок дерева массой 800 г при его полном погружении в воду?

Дано:

СИ

Решение:

m = 800 г

0,8 кг

На тело действует архимедова сила: Fa =g жVтела.

rд = 400 кг/м3

 

Найдем объем тела из формулы плотности: V = m/r.

rв = 1000 кг/м3

 

Проводим вычисления.

Найти: Fa.

7. Подведение итогов урока. Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Архимедова сила"

Презентация к уроку по теме "Архимедова сила"...

урок физики "Сила упругости"

Урок изучения нового материала в 7 классе на основе фронтальной лабораторной работы....

Конспект урока "Выталкивающая сила"

Урок - исследование.  Рассматриваются причины возникновения выталкивающей силы, экспериментально исследуется зависимость выталкивающей силы от других величин....

Разработка урока "Архимедова сила".

Это первый урок по данной теме. Новые знания учащиеся получают, выполняя экспериментальную работу. Для этого класс разбивается на группу, каждая из которых выполняет свое задание. Выполняя данные зада...

Урок: Волшебная сила искусства слова и музыки. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Тема урока: Волшебная сила искусства слова и музыки.К.Г.Паустовский.  «Корзина с еловыми шишками»Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря.М ПляцковскийНе жалейте сердца,...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Урок – игра «Силы вокруг нас» по теме «Движение и взаимодействие тел. Сила». 2019

Ведущая дидактическая цель:1.Закрепление учебного материала.2.повторение и обобщение материала, изученного по темам «Движение и взаимодействие тел. Сила».Тип урока: урок обобщения и с...