«Единство колебательных процессов различной физической природы»
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
(с компьютерной поддержкой)
по физике
в 11 «В» классе
на тему: «Единство колебательных процессов различной физической природы»
Подготовила:
учитель физики
Сажина Л.Г.
САРАНСК
2007
…Единство природы обнаруживается в «поразительной аналогичности» уравнений, описывающих различные колебания…
Тема урока: Единство колебательных процессов различной физической природы.
Цель урока: Сформировать представление единой картины механических и электромагнитных колебаний с использованием компьютерной поддержки.
Ход урока.
- Введение. Среди различных механических движений, механические колебания занимают особое место в жизни человека, Земли, Солнца (землетрясения, пульсации на Солнце, деятельность сердца, речь, слух…). А среди электромагнитных явлений особое место занимают электромагнитные колебания – это телевидение, радио, радиолокация, телеграф, в деятельности органов тела человека электромагнитные колебания также играют большую роль. Исследуя электромагнитные колебания сердца, мозга определяют состояние человека, наконец следует сказать, что световые явления – это тоже электромагнитные колебания. (Различные виды колебаний представлены в виде выставки на картинках).
Физическая природа колебаний может быть различной, но однако различные колебательные процессы описываются одинаковыми характеристиками и одинаковыми уравнениями.
Аналогичность этих закономерностей удивительна. В самом деле что общего между движением груза под действием деформированной пружины и движением электрона при перезарядке конденсатора.
Конечно, мы имеем дело с разными явлениями. Однако если обратить внимание не на то, что колеблется, а на то почему и как колеблется, то окажется, что эти процессы описываются одинаковыми понятиями и единообразными математическими уравнениями.
Сравнение математических уравнений описывающих механические и электромагнитные колебания, показывает аналогичность закономерностей которым они подчиняются.
Отсюда следует целесообразность единого подхода к изучению колебаний различной физической природы.
Такой единый подход к изучению механических и электромагнитных колебаний применялся английским физиком Релеем, Столетовым, Лебедевым, но наибольший вклад в развитие данной теории единства внес советский физик Мандельштам.
- а) Что же такое вообще колебания?
Колебания – это движения или процессы, которые характеризуются определенной повторяемостью во времени. ( слайд №2)
б) Какие виды колебаний мы знаем?
Механические колебания – это движения которые периодически или почти периодически повторяются. (слайд №3)
Электромагнитные колебания – это периодические или почти периодические изменения q, i, u. (слайд №3)
в) Колебания любой природы могут быть свободными или вынужденными. (слайд №3)
Давайте проследим аналогию между механическими и электромагнитными колебаниями и заполним таблицу.
Что такое свободные механические колебания? Свободными механическими колебаниями называются колебания в системе под действием внутренних сил, после того, как система выведена из положения равновесия. | Что такое свободные электромагнитные колебания? Свободными электромагнитными колебаниями называются колебания в системе, которые возникают после выведения ее из состояния равновесия (в нашем случае это сообщение конденсатору электрического заряда) |
Вынужденными механическими колебаниями называются колебания тел, под действием внешних периодически изменяющихся сил. | Вынужденными электромагнитными колебаниями называют колебания в цепи под действием внешней периодически изменяющейся эдс. Переменная эдс возникает в проволочной рамке при вращении ее в однородном магнитном поле. |
В каких колебательных системах изучаются механические колебания? (слайд №4) | В каких системах изучаются электромагнитные колебания? (слайд №5) |
Напишите основные уравнения, описывающие свободные механические колебания: x; - вторая производная координаты по времени (слайд №6) | Напишите основные уравнения, описывающие свободные электромагнитные колебания:
– вторая производная заряда по времени (слайд №6) |
Что является решением данного уравнения? (слайд №6) | Что является решением данного уравнения? (слайд №6) |
Что называется циклической частотой? | |
(слайд №7) | (слайд №7) |
Что называют периодом колебаний? | |
(слайд №7) | (слайд №7) |
Резонанс (слайд №8) | |
Происходит когда частота собственных колебаний совпадает с собственной частотой | Происходит при равенстве частоты внешнего переменного напряжения и собственной частоты колебаний контура Используется в радиосвязи для настройки на частоту передающей связи. Чрезмерно большие токи перегрев. |
А сейчас рассмотрим аналогию между механическими и электромагнитными колебаниями с энергетической точки зрения. (слайд №9,10,11) | |
- Класс делится на две группы, которые выполняют экспериментальные задания, решают практические и графические задачи.
Экспериментальные задания | |
С помощью нитяного маятника определить период колебаний в воздухе и в воде. Оборудование: штатив, нить длиной 90 см., масса груза 100 г. Основные формулы:
Вывод: чем больше затухание колебаний, тем больше их период. Сила трения замедляет движение. | Зарисовать осциллограмму. Выбрать масштаб, найти период, частоту, циклическую частоту, амплитуду силы тока. Оборудование: осциллограф. Переменное напряжение подается на выход Y осциллографа. |
Графическое задание | |
По графику, приведенному на рисунке, найти амплитуду, период и частоту колебаний. xm=10 см=0,1 м Т=0,2 с υ=5 Гц | По графику найти амплитудное значение эдс, ее период и частоту. Записать формулу изменения эдс со временем Em=50 В Т=0,4 с, υ=2,5 Гц |
Практические задачи | |
Почему на дороге по которой ездят самосвалы с течением времени образуются вмятины. Ответ: Если есть неровности на дороге, то кузов имеющий определенный период колебаний, придет в движение, в результате чего при движении самосвала будут создаваться периодические повышенные, пониженные нагрузки на грунт, которые приведут к образованию вмятин. | На какое напряжение надо рассчитывать изоляторы линии передачи, если действующее значение напряжения 430 кВ. Вывод: действующее значение напряжения всегда меньше амплитудного. |
Выводы:
- Величины характеризующие механические колебания имеют аналоги для электромагнитных колебаний.
- Сравнение математических уравнений, описывающих механические и электромагнитные колебания показывает аналогичность закономерностей, которым они подчиняются.
- Единый подход к изучению колебаний позволяет переносить закономерности, полученные при изучении одного вида колебаний на колебания другой природы.
Литература.
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11. М.: Просвещение, 2003.
- Элементарный учебник физики: Учебн. пособ. в 3 томах/ Под ред. Г.С.Ладсберга, 1995.
- Трофимова Т.И. Курс физики. М.: Высш. шк., 1990.
- Компютерные программы: Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office Power Point 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...
Развитие силы как физического качества у учащихся старших классов в процессе различных форм физического воспитания
Физическое воспитание – составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достичь физического совершенс...
Интегрированный урок (физика, информатика) по теме «Моделирование механических колебательных процессов» 11 класс
Цели урока заинтересовать физикой учеников через компьютерные технологии, развить умение применять практические знания информационных технологий для решения, моделирования физических задач, наглядного...
8 класс. Процессы, происходящие в природе.
Процессы в природе....
Умственное развитие детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе VIII вида, в процессе ознакомления с природой.
статья на тему "Умственное развитие детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе VIII вида, в процессе ознакомления с природой"....
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Методы физического воспитанияПод методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные ...
Методический материал "Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания у учащихся на уроках физической культуры"
Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения...