Урок-конференция по теме: "Загадочные физические явления"
план-конспект урока (физика, 11 класс) по теме

Шаронова Галина Хаджиевна

Урок-конференция:

 

Тема: «Загадочные физические явления»

 

Цели:

Учебно-познавательная: «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики»

Развивающая: Углубление изучения материала по теме «Ток в различных средах, дисперсия, дифракция, интерференция, преломление света».

Воспитательная: «Развитие эстетической ценности изучения физики, бережного отношения к природе».

 

Тема урока-конференции: «Загадочные физические явления».

 

 

Требования стандарта

 

Задачи урока

1. Понимать сущность метода научного познания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Познакомить учащихся с «загадочными» физическими явлениями:

-шаровая молния

-северное сияние

-радуга

-гало

1.2. Используя знания законов распространения света в прозрачных средах, закон отражения и преломления света, а также законы оброзования тока в различных средах, объяснить причину возникновения радуги, шаровой молнии, северного сияния и гало.

1.3. На основе наблюдения уметь выдвигать гипотезу зависимости формы радуги от положения наблюдателя над горизонтом.

1.4. Понимать красоту природных явлений, а также познакомиться с описанием природных явлений в поэзиях, сказках, народном эпосе.

2. Владение основными понятиями и законами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Знать закон преломления и отражения света

 

2.2. Уметь объяснять явления дифракции, дисперсии, интерференции света

 

2.3. Знать типы электрических разрядов в газе

 

2.4. Уметь объяснять образование искрового разряда в газе

3. Воспринимать и перерабатывать учебную информацию в различных формах

 

 

 

 

3.1. Уметь объяснять образование радуги  и гало на основе закона преломления света, а также на основе знания явления дисперсии, дифракции, интерференции света.

 

3.2. Делать выводы о природе шаровой молнии, полярного сияния.

 

4. Владеть понятиями и представлениями физики, связанной с жизнедеятельностью человека

4.1. Понимать опасность шаровой молнии.

 

4.2. Бережно относиться к природе.

 

 

 

 

 

Преподаватели: Шаронова Г. Х.

Микерова Ю. А.

План урока-конференции: «Загадочные физические явления».

 

Время

мин

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

Работа с журналом.

Подготовка к уроку.

2

Постановка целей и задач урока.

Выступление ведущего. Приложение 1 Мотивация.

Слушают. Анализируют.

20

Доклады учащихся.

Приложение 2,3,4,5

Демонстрация презентаций учащихся. Приложение 6,7,8,9.

Смотрят. Слушают. Выступают.

2

Выступление рецензента.

Предлагает задать вопросы. Корректирует ответы.

Слушают. Задают вопросы. Отвечают.

18

Физический турнир. Приложение 10

Задает вопросы. Вызывает учащихся к доске. Помогает провести демонстрации.

Слушают. Анализируют. Отвечают. Рисуют схемы. Показывают и объясняют опыты.

 

 

2

Подведение итогов.

Объявление индивидуальных оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_1_7.doc27 КБ
Office presentation icon raduga.ppt544 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_10.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1

Вступительное слово.

Наш урок – конференция посвящён теме:  загадочные физические явления.

Изучая природные явления, человек более глубоко познаёт окружающий его мир. Это стало возможным благодаря успехам современной физики. Мы можем заглянуть в самые сокровенные «тайники» природы. Литература и искусство развивают в нас поэтическое, эмоциональное восприятие природы. Постигая физику явлений природы, мы объединяем эмоциональное восприятие с рациональным.  Учимся видеть красоту в физике и  глубоко чувствовать прекрасное. Сегодня мы познакомимся с небольшими отступлениями в область поэзии, мифологии, легенд, связанных с рассматриваемым  явлением природы. Совершим небольшие исторические экскурсы и решим несложные физические задачи.

Девиз нашего урока: «Во все времена жила затаённая мечта – вскрыть все таинства     природы». В.Я. Брюсов.

Изучение человеком природы, постижение её законов, раскрытие тайн – всё это всегда волновало не только учёных, но и поэтов. Сколько поэтических откровений посвящено ей! Сколько поставлено вопросов? Научное объяснение явлений природы, вовсе не разрушает её красоту и не мешает эмоциональному восприятию. Выражаясь словами Ф.И.Тютчева ….Невозмутимый строй во всея,

Созвучье полное в природе

Любовь человека к природе связана с чувством сопричастности ей, с пониманием того, что человек сам есть часть природы и нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить. А сейчас мы познакомим вас с некоторыми загадочными явлениями и вместе с вами приблизится к разгадке их природы.  Послушаем выступления учащиеся.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение № 10

Физический турнир

Конкурс №1 -  «разминка».

За правильный ответ на вопрос даётся 1 балл.

Вопросы конкурса «разминка»

К1

К2

1. Что называется дисперсией света?                  2. Объясните цвет красного листа бумаги.

3.Почему только узкий световой пучок даёт спектр после прохождения сквозь призму, а у широкого пучка окрашенными оказываются лишь края?  

4. Можно ли увидеть радугу в форме окружности?

5.Как объяснить цвета полярных сияний?         6.Любой водоём, дно которого хорошо видно, всегда кажется мельче, чем в действительности. Почему?                                                                                          7. Почему почва, бумага, дерево, песок кажутся более тёмными, если их смочить водой?

1. Объяснить, как появляется радуга?                                                                                    2. Что такое дальтонизм?                                                                  3. Почему стеклянная бутылка кажется зелёной?

4. Почему радуга имеет форму дуги?                                                                                     5. Где можно наблюдать полярные сияния?                                                                                         6. Почему, находясь в лодке, трудно попасть остриём копья в рыбу?                                                                                     7. Чем объяснить мерцание звёзд?

Конкурс №2.

Разгадай кроссворд. Каждое слово оценивается в 1 балл.

Кроссворд

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

10

Вопросы

1. Точка, лежащая на оптической оси, в которой пересекаются световые лучи.

2. Видимое излучение.

3. Явление, происходящее со светом на границе двух сред.

4. Особо твёрдое вещество.

5. Раздел физики, изучающий световые явления.

6. Неполная тень.

7. Бывает собирающая, бывает рассеивающая.

8. То, что мы видим в зеркале.

9. Плоское, сферическое…

10. Явление, благодаря которому мы видим окружающие нас предметы.

Ответы: 1 – фокус, 2 – свет, 3 – преломление, 3 – алмаз, 5 – оптика,            6 – полутень, 7 – линза, 8 – изображение, 9 – зеркало, 10 – отражение.

Конкурс №3.

Оптические иллюзии. Максимальная оценка – 5 баллов.

Оптические иллюзии

Какой квадрат больше: чёрный левого рисунка или внешний правого? (Квадраты равны

Какие отрезки длиннее: левые или правые? (Отрезки равны).

Конкурс №4

Отгадай загадку. Максимальная оценка – 3 балла.

Отгадай загадку.

К1

К2

1. Своих глаз нет, а видит далеко. (Бинокль)

2. Сидит Пахом па коне верхом, сам читает, а грамоты не знает. (Очки).

3. Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман).

4. По небу колесо огненное катится. Светит ярко, греет жарко. (Солнце).

 1. Сам верхом, а ноги за ушами. (Очки).

 2. Раскалённая стрела дуб свалила у села. (Молния).

 3. Не самолёт и не птица, а в небе резвится, а когда сердится – слёзы льёт. (Грозовое облако).

 4. Крашенное коромысло через реку повисло. (Радуга).

Конкурс №5

Объясни опыт. Максимальная оценка – 5 баллов.

Объясни опыт.

К1

К2

Окунуть ложку в пустой стакан, налить воды.   Почему ложка кажется надломленной?

Объяснить.

Выдуть мыльный пузырь. Объяснить его  цвета.

Выставление оценок

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "загадочная Антарктида"

Знакомство с Антарктидой. Просто и наглядно....

Внеклассное мероприятие по математике, в 9 классе коррекционной школы. Математический "Брейн-ринг" на тему:"Загадочные числа".

Развитию познавательного интереса к математике способствует использование дидактических игр, занимательных упражнений, предметно-практической деятельности детей. А также проведение внеклассных меропри...

Урок-конференция по теме: "Загадочные физические явления"

Урок-конференция: Тема: «Загадочные физические явления» Цели:Учебно-познавательная: «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики»Развивающая: Углубление изучения материала...

« Понятие явлений как изменений, происходящих с веществом. Физические явления. Химические реакции».

Главными вопросами содержания являются: физические явления, способы разделения смесей, химические реакции....

Интерактивное задание по теме "Физические явления, вещество и физическое тело"

Данное задания можно использовать для закрепления темы  "Физические явления и тела, вещество"...

Рабочая программа факультатива (точка Роста) "От физических явлений до физических уравнений" для 9 класса

данна программа раработана для занятий в точке Роста для углубления предметов физико-математического цикла...