Плавание судов. Воздухоплавание.
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Борисова Елена Ивановна

Методическая разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plavanie_sudov._vozduhoplavanie.docx98.59 КБ

Предварительный просмотр:

Плавание судов. Воздухоплавание.

Цели урока:  продолжить изучение условий плавания тел, рассмотреть устройство судов, ознакомить школьников с видами судов и их применением; совершенствовать умения характеризовать поведение тел в жидкости и газа; продолжить работу по расширению кругозора учащихся, повышению интереса к книгам по физике.

Ход урока.

  1. Урок проводится в форме нескольких конкурсов между двумя командами: «Мореплавателями» и «Воздухоплавателями». Каждая из команд делится на три команды – теоретиков, историков, экологов - и заранее получает задания: теоретики – должны кратко изложить соответствующий материал из учебника (§ 51, 52), объяснить решение одной задачи по теме; группа историков – подготовить сообщение о судах различного назначения или о воздухоплавательных аппаратах, о первых море- воздухоплавателях, экологи - охарактеризовать экологическую ситуацию, создаваемую в результате эксплуатации водных и воздушных транспортных средств, предложить альтернативные транспортные средства.

Ребята, теперь вам известно о действиях жидкости и газа на погруженное в них тело, мы изучили условия плавания тел. Тему сегодняшнего урока вы узнаете, решив кроссворд.

 

  1. Единица измерения давления в системе СИ.
  2. Единица измерения массы в системе СИ.
  3. Единица измерения массы.
  4.  Единица измерения  площади в системе СИ.
  5.  Единица измерения времени.
  6. Единица измерения силы в системе СИ.
  7. Единица измерения объёма.
  8. Единица измерения длины в системе СИ.

1

2

3

4

5

6

7

8

Итак, тема нашего урока: «Плавание» -  «Плавание судов. Воздухоплавание»

КОНКУРС 1. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ».

Слайды 4-8

Слово учителя:

Слайды 9-31

Водный транспорт

Можно ли заставить плавать тело, изготовленное из материала, плотность которого больше, чем плотность жидкости? Конечно, можно! Морские и речные суда строятся из материалов, плотность которых значительно превышает плотность воды, однако они прекрасно плавают. Чтобы судно плавало обязательно должно соблюдаться условие: выталкивающая сила должна быть равна силе тяжести или весу тела. Тогда эти силы уравновесят друг друга и тело не будет ни опускаться, ни подниматься. По закону Архимеда выталкивающая сила равна весу вытесненной жидкости. Значит, чтобы судно плавало оно должно при погружении вытеснять столько воды, сколько оно весит.

Все суда рассчитаны на определенный груз. Чтобы судно плавало устойчиво, его корпус должен погружаться в воду до определенной глубины - допускаемая глубина - осадка, отмечается на корпусе судна линией - это ватерлиния.

Когда судно погружается до ватерлинии, то оно вытесняет такое количество воды, вес которой соответствует весу судна со всем грузом и называется водоизмещением.

Судно плавает, так как часть его объема заполнено воздухом и средняя плотность судна оказывается меньше плотности воды.

Грузоподъёмность – вес груза, перевозимого судном. Грузоподъёмность равна разности водоизмещения и веса самого судна.

Воздухоплавание

Люди еще в древности мечтали о небе, но, совершая первые результативные попытки в этой области, человек использовал опыт плавающих существ, а не летающих. И действительно, мы живем на дне воздушного океана, так почему бы не использовать это. И попробовать подняться над Землей как поднимаются из глубин рыбы. Выталкивающая сила должна быть больше силы тяжести. Как этого добиться? В воде достаточно пузырь заполнить воздухом, а чем наполнить его в самом воздухе, очевидно газом, который легче воздуха - гелий, метан, водород, но это технически сложно и небезопасно. Поэтому проще всего нагреть обычный воздух. При нагревании газ сильно расширяется, а значит, его плотность уменьшается. Так и поступили братья Монгольфье, в 1783 году они впервые на несколько минут оторвались с помощью воздушного шара от поверхности Земли. Увеличивая температуру воздуха внутри шара, добиваются того, что он начинает подниматься вверх, когда воздух внутри остывает, шар опускается вниз.

Подъёмная сила – это вес груза, который может поднять воздушный аппарат.

Но простой воздушный шар (или аэростат) летит туда, куда его гонит ветер. Для того, чтобы можно было перемещаться по воздуху в нужном направлении применяли управляемые аэростаты - дирижабли. Они имели гондолу для пассажиров и гондолу с двигателем.

В начале ХХ века дирижабли использовались в качестве воздушного транспорта, но начиная с 30-х годов их вытесняют более надежные самолеты.

Сейчас воздушные шары (аэростаты и стратостаты) используются в качестве метеорологических зондов для наблюдения за состоянием атмосферы. Кроме того, воздушные шары и дирижабли используются в туристических и рекламных целях.

КОНКУРС 2. КОНКУРС ТЕОРЕТИКОВ.

«Мореплаватели»

Ввести понятия: осадка, ватерлиния, водоизмещение, грузоподъёмность.

Объяснить причины плавания судов.

Осадка – глубина, на которую судно погружается в воду.

Ватерлиния – красная линия на судне, которой отмечена наибольшая допускаемая осадка.

Водоизмещение – вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом.

Грузоподъёмность – вес груза, перевозимого судном. Грузоподъёмность равна разности водоизмещения и веса самого судна.

«Воздухоплаватели»  

Ввести понятие: подъёмная сила.

Объяснить причины воздухоплавания.

Подъёмная сила – это вес груза, который может поднять воздушный аппарат.

КОНКУРС 3. «ИСТОРИЧЕСКИЙ».

Подготовить сообщения о судах различного назначения, о первых воздухо- и мореплавателях.

КОНКУРС 4. «СМЕКАЛИСТЫЙ».

«Мореплаватели».

  1. В гавани во время прилива стоит судно, с которого спускается в море лесенка. Ученик, желая определить скорость подъёма воды во время прилива, измерил высоту каждой ступеньки и сел на берегу отсчитывать число ступенек, которые покроет вода за 2 часа. Получит ли он верный результат? (Ответ: нет, т. к. корабль поднимается вместе с водой).

  1. Почему надувная лодка имеет малую осадку? (Ответ: плотность воздуха, которым она надута, во много раз меньше плотности воды, а вес стенок лодки невелик).

«Воздухоплаватели».

  1. Дирижабль наполняют лёгким газом. Не лучше ли было бы из него выкачать воздух? (Ответ: выкачать воздух нельзя, т. к. сила атмосферного давления легко раздавит оболочку дирижабля)
  2. Почему подъёмная сила стратостата зависит от времени суток и днём является наибольшей? (Ответ: солнечные лучи нагревают газ в стратостате, поэтому увеличивается его объём и подъёмная сила)

КОНКУРС 5. «Экологический».

  1. Охарактеризовать экологическую ситуацию, создаваемую в результате эксплуатации водных и воздушных транспортных средств.

  1. Предложите альтернативные транспортные средства.

КОНКУРС 6. «Практический».

«Мореплаватели».

На вашей подводной лодке нет глубиномера, но есть барометр. Как можно узнать глубину погружения лодки? Какое давление покажет барометр на глубине 48 м? На поверхности давление считать нормальным. (Ответ: каждые 12 м давление увеличивается на 1 мм рт. ст. или 1,33 Па. На глубине 48 м давление  равно 764 мм рт ст)

 

«Воздухоплаватели»

Определите высоту подъёма аэростата, если известно, что барометр показывает 750 мм рт. ст. (Ответ: (760 – 750)х12 = 120 м)

КОНКУРС 7. «ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ»

Учащиеся обеих команд знакомят друг друга с книгами и журналами, которые они читали, готовясь к уроку.

Д. З.

§ 51, 52, упр. 26 (1, 2)


  1. Единица измерения давления в системе СИ.
  2. Единица измерения массы в системе СИ.
  3. Единица измерения массы.
  4.  Единица измерения  площади в системе СИ.
  5.  Единица измерения времени.
  6. Единица измерения силы в системе СИ.
  7. Единица измерения объёма.
  8. Единица измерения длины в системе СИ.

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Единица измерения давления в системе СИ.
  2. Единица измерения массы в системе СИ.
  3. Единица измерения массы.
  4.  Единица измерения  площади в системе СИ.
  5.  Единица измерения времени.
  6. Единица измерения силы в системе СИ.
  7. Единица измерения объёма.
  8. Единица измерения длины в системе СИ.

1

2

3

4

5

6

7

8

КОНКУРС «СМЕКАЛИСТЫЙ».

 

«Мореплаватели».

 

  1. В гавани во время прилива стоит судно, с которого спускается в море лесенка. Ученик, желая определить скорость подъёма воды во время прилива, измерил высоту каждой ступеньки и сел на берегу отсчитывать число ступенек, которые покроет вода за 2 часа. Получит ли он верный результат?

________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

  1. Почему надувная лодка имеет малую осадку?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОНКУРС «СМЕКАЛИСТЫЙ».

 

 «Воздухоплаватели».

 

  1. Дирижабль наполняют лёгким газом. Не лучше ли было бы из него выкачать воздух?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему подъёмная сила стратостата зависит от времени суток и днём является наибольшей?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОНКУРС  «Практический».

«Мореплаватели».

 

  • На вашей подводной лодке нет глубиномера, но есть барометр. Как можно узнать глубину погружения лодки? Какое давление покажет барометр на глубине 48 м? На поверхности давление считать нормальным.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОНКУРС  «Практический».

«Воздухоплаватели»

 

  • Определите высоту подъёма аэростата, если известно, что барометр показывает 750 мм рт. ст.

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мореплаватели

Воздухоплаватели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плавание судов. Воздухоплавание

Конспект урока в 7 классе. На этом уроке подводится итог после изучения темы "Плавание тел"...

Урок физики в 7 классе по теме ПЛАВАНИЕ СУДОВ. ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ.

Конспект и презентация урока в 7 классе по теме ПЛАВАНИЕ СУДОВ. ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ( Повторительно-обобщающий (урок-соревнование).)...

Конспект урока по физике с использованием ЭОР «Плавание судов. Воздухоплавание» 7 класс

Даннный конспект урока позволяет учителю рационально использовать время урока для передачи знаний учащимся по теме «Плавание судов. Воздухоплавание»...

Материалы к уроку на тему:"Плавание судов. Воздухоплавание." (7 класс).

Данный материал содержит конспект по теме «Плавание судов. Воздухоплавание»,вопросы по данному материалу, а также комментарии и объяснения опорного конспекта..Конспект может быть использован на уроках...

Разработка учебного занятия: физика, 7класс "Плавание судов. Воздухоплавание"

Разработка содержит план, презентацию занятия и карту заданий, которая заполняется по ходу урока....

«Плавание судов. Воздухоплавание»

урок соревнование в 7 классе по физике на тему "Плавание судов. Воздухоплавание"...

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание

Презентация к уроку на тему: "Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание"Презентация простая, доступна для учителей, преподающих физику как в обычных школах, так и в классах коррекционной...