Решение экспериментальных задач по теме "ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Данный урок представлен в рамках ФГОС ООО, на занятии в полной мере реализуется системно-деятельностный подход. Помимо конспекта, в материалах содержится технолгическая карта и анализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_reshenie_eksperimentalnykh_zadach_po_teme_plotnost_veshchestva_v_ramkakh_fgos_ooo.docx | 35.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока: «Решения экспериментальных задач по теме: «Плотность вещества»»
Автор: Парфенова Елена Михайловна,
учитель физики
- Здравствуйте. Садитесь. Проверьте все ли готово к уроку? Итак, начнем сегодняшний урок.
- Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучили? (плотность вещества) какие вопросы в данной теме мы с вами рассмотрели? (что такое плотность вещества, как обозначать плотность вещества, единицы измерения плотности вещества) чему вы научились в процессе изучения данной темы? (вычислять плотность вещества, используя формулу)
А теперь посмотрите внимательно на ваши рабочие места, что мы видим в лотках? (измерительные приборы, оборудование) А для чего они предназначены (проводить эксперимент, опыт, исследование)? Тогда кто может сказать, что мы еще не сделали, чем мы сегодня займемся на уроке (будем проводить эксперимент, опыт, решать задачи) Правильно, мы будем решать задачи, но не простые, а экспериментальные.
Вместе с учениками записываем тему сегодняшнего урока «Решения экспериментальных задач по теме: «Плотность вещества»».
- Сегодня на уроке мы с вами будем решать экспериментальные задачи. Но прежде чем перейти к выполнению данных задач, мы должны вспомнить некоторые основные вопросы по данной теме.
? Что такое плотность вещества? (физическая величина, численно равная отношению массы тела к его объему)
? Какой буквой обозначается и в каких единицах измеряется? (ρ, кг/м3)
? Как можно определить плотность? (по формуле, если знаем массу и объем ρ = m : V )
? Что нам показывает плотность? (какая масса вещества содержится в единице объема)
? Что такое масса? (мера инертности тел)
? Какой буквой обозначается и в каких единицах измеряется? (m, кг)
? Как можно определить массу? (по формуле, если знаем плотность и объем m=ρ·V )
? Что такое объем, какой буквой обозначается и в каких единицах измеряется? (V, м3)
? Как можно определить объем? (по формуле, если знаем плотность и массу V= m : ρ )
Мы с вами знаем, что массу и объем можно измерить.
? С помощью каких приборов можно измерить объем? (если тело имеет правильную форму (квадрат, прямоугольник), то можно с помощью линейки, измерить стороны и найти объем по формуле V = а*в*с; если тело имеет неправильную форму, то с помощью мензурки V=V2 –V1 )
? С помощью каких приборов можно измерить массу? (весы, используя правило взвешивания)
И последнее, что вам понадобится сейчас для выполнения работы - это вспомнить этапы проведения эксперимента. (см. приложение 1). Чтобы облегчить вам работу я каждому из вас на парту положила алгоритм проведения эксперимента, которым в ходе работы вы можете пользоваться и уже пользовались на предыдущих уроках.
- У каждого из вас на парте лежит конверт, в котором находится задание, возьмите его. Внимательно прочитайте и подумайте, как будете решать поставленную задачу. Задание выполняйте в тетради. Каждый из вас получит оценку за выполненную работу. Если трудно станет, то вы можете получить подсказку, но учтите, что (обращаю внимание учеников на доску) 1-2 подсказки снижают вашу оценку на 1 балл, а 3-4 подсказки на 2 балла. Ваше время 15 минут. Удачи! Задания на партах дифференцированны.
Задания:
- Определите плотность растительного масла.
Подсказки:
1. Вспомните формулу для вычисления плотности тела
2. С помощью весов определите массу масла в стакане. На одну чашу весов поставьте стакан с маслом, а на другую чашу весов такой же пустой стакан и добавляйте к нему гирьки.
3. Внимательно посмотрите на стакан с маслом и увидите, чему равен объем масла.
4. Убедитесь, что V – [см3] m - [г] и подставьте значения в формулу.
- Определите, какая масса растительного масла находилась в данной бутылке.
Подсказки:
1. Вспомните формулу для нахождения массы тела и посмотрите, какие величины можно измерить или найти по таблице.
2. По таблице плотностей определите плотность растительного масла.
3. На этикетке прочитайте чему равен объем растительного масла в бутылке ( переведите ЛИТРЫ в М3 )
4. Подставьте значения в формулу и вычислите массу масла.
3. Вычислите массу воздуха, находящегося в нашем классе?
Подсказки:
1. Вспомните формулу для нахождения массы тела и посмотрите, какие величины можно измерить или найти по таблице.
2. По таблице плотностей определите плотность воздуха.
3. Вспомните как определить объем, если можно измерить длину, ширину и высоту класса.
4. Подставьте значения в формулу и вычислите массу воздуха, находящегося в классе.
4. Вычислите плотность хозяйственного мыла?
Подсказки:
1. Вспомните форму для нахождения плотности тела.
2. С помощью весов измерьте массу куска мыла.
3. Вспомните как определить объем, если можно измерить длину, ширину и высоту прямоугольного кусочка мыла.
4. Подставьте полученные значения а формулу и вычислите плотность. ПРОВЕРЬТЕ РАЗМЕРНОСТЬ.
5. Определите плотность кусочка мела.
Подсказки:
1. Вспомните форму для нахождения плотности тела.
2. С помощью весов измерьте массу куска мела.
3. Вспомните как определить объем, если можно измерить длину, ширину и высоту прямоугольного кусочка мела.
4. Подставьте полученные значения а формулу и вычислите плотность. ПРОВЕРЬТЕ РАЗМЕРНОСТЬ.
6. Определите объем воды, находящийся в стакане
Подсказки:
1. Вспомните формулу для вычисления объема тела.
2. С помощью весов определите массу воды в стакане. На одну чашу весов поставьте стакан с водой, а на другую чашу весов такой же стакан и добавляйте к нему гирьки.
3. Вспомните, чему равна плотность воды или посмотрите по таблице.
4. Убедитесь, что V – [см3] ρ - [г/см3] и подставьте значения в формулу.
7. Вычислите объем алюминиевого цилиндра, не используя мензурку.
Подсказки:
1. Вспомните формулу для вычисления объема тела.
2. С помощью весов определите массу алюминиевого цилиндра.
3. По таблице плотностей посмотрите плотность алюминия в г/см3
4. Подставьте полученные значения в формулу.
А сейчас я вам предоставляю возможность выступить в роль учителя и проверить правильность выполнения сделанных вами экспериментов. Сравните полученный вами результат с доской и поставьте оценку карандашом (на полях). Сдайте тетради.
5. Пока ребята работают им на парты разложить карточки для рефлексии.
В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов. | |
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
6.Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / неинтересным |
Откроем дневники и запишем домашнее задание:
Повторить: §§ 20, 21, 22
На выбор: Упр.8 №2,4 или Задание 5, стр.54
Карточки вложить в тетрадь, тетради сдать. Спасибо, урок окончен! Можете быть свободны.
Технологическая карта урока
Предмет: Физика Класс 7
Тема урока: Решение экспериментальных задач по теме «Плотность вещества»
Цель урока: создание условий для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях при решении экспериментальных задач.
Задачи урока:
- организовать исследовательскую деятельность, проверить умения применять понятие плотности при выполнении эксперимента;
- Формировать аккуратности при проведении эксперимента;
- Развивать интерес к предмету;
- Развивать коммуникативные навыки в процессе выполнения работы;
- Способствовать развитию логического мышления.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Необходимое оборудование: На доске: ответы к экспериментальным заданиям – закрыты; по мере повторения изученной темы появляются: формулы m=ρ·V V= m : ρ ρ = m : V; Способы измерения объема, массы. На парте: алгоритм проведения эксперимента, таблица плотностей; для каждой пары комплект лабораторного оборудования (мензурки — с водой и пустая, весы с разновесами, кусок мыла и мела, рулетка, латунный цилиндр, стакан с растительным маслом и водой) и карточка с заданием.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент. | Приветствие учащихся, установочная беседа. | Проверяют готовность к уроку, слушают учителя, психологический настрой | Р: самоконтроль (проверяют наличие учебных принадлежностей) Л: осознавать свои эмоции |
2 | Целеполагание | Организует мыслительную деятельность обучающихся, ведёт беседу с классом, обеспечивает самостоятельный выбор целей, задач и способов различных вариантов ответов, создаёт условия для формулирования общей цели и темы урока, делает записи на доске по ходу урока | Высказывают мнения, определяют цель, предлагают тему, поиск способа решения проблемы | Р: определяют цель, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели К: понимают позицию другого, корректируют своё мнение Л: вырабатывают уважительное и доброжелательное отношение к окружающим |
3 | Актуализация знаний | Организует обсуждение по предложенному плану, позволяющее осуществить переход к приобретению новых знаний, осуществляет обратную связь | Участвуют в обсуждении; делают необходимые записи в тетради; | П: анализируют, делают выводы, рассуждают; сравнивают величины К: излагают своё мнение, понимают позицию другого, корректируют своё мнение Л: аргументировать оценивать свои и чужие ответы, вырабатывают уважительно-доброжелательное отношение к «непохожим» на себя |
4 | Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | Предоставляет достаточное количество материала, который поможет учащимся выполнить работу, составить план действий, организует работу в группах, направляет учащихся (по их требованию) | Работают в группах, составляют план предстоящей деятельности, повторяют правила техники безопасности при выполнении эксперимента, выполняют экспериментальное задание, обобщают результаты эксперимента, делают вывод, записи в тетради | П: анализировать, обобщать, сравнивать, представлять информацию в разных формах Р: выдвигать версии, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели К: понимать позицию другого, излагать свое мнение, организация работы в паре, осознанно использовать речевые, создавать устные и письменные тексты, преодолевать конфликты Л: осознавать свои эмоции, аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, вырабатывать уважительное отношение к другому, осваивать социальные роли и правила |
5 | Подведение итогов Домашнее задание Рефлексия | Предлагает учащимся озвучить свои результаты, проверить правильность выполнения, выполнить самооценку. Озвучивает домашнее задание (на выбор) Предлагает заполнить карточку рефлексии | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, высказывают оценочные суждения, отмечают успешные ответы одноклассников, выполняют самопроверку, записывают домашнее задание (оценивают свои силы при его выполнении), заполняют карточки рефлексии | П: анализировать, обобщать, сравнивать, устанавливать аналогию Р: оценивать степень и способы достижения цели К: излагать свое мнение, использовать речевые средства Л: осознавать свои эмоции, аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, вырабатывать уважительное отношение к другому, осваивать социальные роли и правила |
Анализ урока
1. На изучение темы «Плотность вещества» отводится 4 часа. Урок решения экспериментальных задач в данной теме третий.
2. Тип урока урок комплексного применения знаний и умений. Дидактическая цель: создание условий для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях.
Структура урока: Оргмомент
Целеполагание
Актуализация
Применение знаний (Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков)
Информация о домашнем задании
Рефлексия
3. Преобладающий уровень активности познавательной деятельности -интерпретирующий.
4. Исходя из преобладающего уровня активности познавательной деятельности, типа урока и его структуры, определяют образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока. Цель урока формируется конкретно, в совместной деятельности с учащимися в понятной для них форме.
5. Учебный материал подбирается в соответствии с задачами урока и выбранным уровнем активности познавательной деятельности.
При подготовке экспериментальных заданий использует дифференцированный подход, учитывается объем и сложность заданий соответствующих определенному уровню подготовленности учеников. При проведении фронтального эксперимента прослеживаете актуализация опорных знаний и умений учащихся. Особый упор делается на умение учащихся владеть физическими терминами, знание формул.
На следующем этапе урока учащимся предстоит использовать полученные ранее знания (по теме «Плотность веществах планирование эксперимента) в различных (знакомой, измененной 1 новой) ситуациях. Для этого используются различные виды самостоятельной работы:
- по типу: конструктивная;
- по месту на уроке: на этапе закрепления;
- по форме учебной деятельности: индивидуальная, парная.
6. Для решения поставленных задач используются следующие метода обучения:
- репродуктивный;
продуктивный
Данные методы обучения соответствуют цели и задачам урока, а также преобладающему уровню активности познавательной деятельности.
7. В основу урока положен системно-деятельностный подход. Основные мотивы учения - познавательно - побуждающие: учащимся интересно самим применить имеющиеся знания на практике, проявление любознательности, заинтересованности в результате.
8. Интерес к учению поддерживается проведением мини эксперимента, получением хорошей оценки, похвалы.
9. Этапы урока выдержаны во времени. При подведении итогов урока учащимся предлагается проверить правильность выполнения эксперимента и оценить себя. Завершает урок рефлексия.
10. На каждом из этапов урока учителю предоставляется возможность в формировании УУД у учащихся (данные этапы и конкретные УУД отражены в технологической карте).
Отсюда видим соответствие всех дидактических составляющих урока. Тип урока, преобладающий уровень познавательной деятельности, определяющий задачи урока, отобранный учебный материал, методы обучения и формы познавательной деятельности составляют единое целое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение экспериментальных задач по теме «Плотность вещества»
Актуальность выбранной темы данного урока обусловлена практической направленностью: реализацией возможности обучающимися продемонстрировать свои умения практически; развитием личностных качеств, связа...
Пр/р "Решение экспериментальных задач на распознавание растворов веществ и определение их качественного состава" 9 класс
Работа расчитана на учеников 9 класса, поэтому содержит подробную инструкцию выполнения экспериментальных задач...
Пр/р "Решение экспериментальных задач на распознавание растворов веществ и определение их качественного состава" 9 класс
Практическая работа расчитана на учеников 9 классов, поэтому включает пошаговую инструкцию для выполнения задания...
Практическая работа. РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ: «КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА»
Практическая работа №7РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ:«КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕВЕЩЕСТВА»...
Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач по распознаванию и получению веществ»
Конспект урока поможет провести Практическую работу в 9 классе. Здесь представлена методика проведения качественного анализа неорганических соединений....
Конспект урока «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ»
Практическое занятие в 10 классе...
9 класс. Практическая работа№3 по теме: "Решение экспериментальных задач на распознавание веществ"
9 класс. Практическая работа№3 по теме: "Решение экспериментальных задач на распознавание веществ"...