7 кл. Рабочая программа по физике. А.В.Перышкин.
рабочая программа (физика, 7 класс) по теме
Рабочая программа по физике 7 класс. А.В.Перышкин. 68 ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl._rabochaya_programma_po_fizike.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике:
- составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по физике;
- реализует преподавание физики на базовом уровне;
- конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта;
- даёт распределение учебных часов по разделам курса;
- учитывает возможность коррекции тематического и поурочного планирования
Общая характеристика изучения физики в основной школе:
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Основные цели изучения курса физики в 7 классе:
- освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Учебно-методический комплект:
1.. Учебник «Физика. 7 класс», А. В Пёрышкин., 2007 г.
2. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений»? В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.
3. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика 7 класс. Дидактические материалы. Москва. Дрофа 2002 г
Количество часов
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
В результате изучения физики в 7 классе ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;
- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;
- смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
- рационального применения простых механизмов;
- контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, на 20012-2013 учебный год;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Тематическое планирование уроков физики в 7 классе.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Из них | |
Лабораторные работы | Контрольные уроки и тесты | |||
1 | Физика и физические методы изучения природы | 5 | 1ч | - |
Л/работа № 1 «Определение цены деления шкалы мензурки» | Кратковременный тест № 1 | |||
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | - | - |
Кратковременный тест № 11 | ||||
3 | Взаимодействие тел | 22 | 4ч | 2ч |
Л/работа № 2 «Измерение массы тела на рычажных весах» Л/работа № 3, 4 «Измерение объема и плотности вещества (твердого тела и жидкости)» Л/работа № 5 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром» | Контрольная работа по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» Контрольная работа за первое полугодие (Тест № 6) Кратковременный тест № 2, 3, 4 | |||
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 19 | 2ч | 1ч |
Л/работа №6 «Измерение архимедовой силы» Л/работа №7 «Изучение условий плавания тел» | Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (Тест № 16) Кратковременный тест № 12, 13, 14 | |||
5 | Работа и мощность. Энергия | 16 | 2ч | 1ч |
Л/работа № 8 «Исследование условия равновесия рычага» Л/работа № 9 «Вычисление КПД наклонной плоскости» | Контрольная работа за год (Тест) Кратковременный тест № 7, 8, 10 | |||
Резерв | 3 | |||
Итого | 68 | 9 | 4 и 11 |
Поурочное планирование уроков физики в 7 классе
№ урока | Тема урока | Основное содержание | Практическая часть | Требования к уровню подготовки | Материал учебника | |
Демонстрации | Лабораторные работы и опыты | |||||
Тема 1. Физика и физические методы изучения природы (5 часов) | ||||||
1/1 | Физика – наука о природе. Наблюдения и опыты. Описание физических явлений. Физический эксперимент и физическая теория. | Физика- наука о природе. Наблюдения и описания физических явлений. | Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. | Знать / понимать смысл понятия: физические явления, вещество. Приводить примеры практического использования знаний о механических и тепловых явлениях. | § 1-3 | |
2/2 | Физические величины и единицы их измерение. Лабораторный опыт «Измерение размеров бруска». | Физические величины и их измерения. | 1.Измерение размеров бруска. | Использовать физические приборы для измерения размеров. | §4 | |
3/3 | Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физические приборы. Лабораторный опыт «Измерение температуры» | Физические приборы. | Физические приборы. | 2.Измерение температуры. | Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. | §5 |
4/4 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы мензурки». | 3. Определение цены деления шкалы мензурки. | ||||
5/5 | Физика и техника. Тест № 1. | Физика и техника. | Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников. | §6 |
№ урока | Тема урока | Основное содержание | Практическая часть | Требования к уровню подготовки | Материал учебника | |
Демонстрации | Лабораторные работы и опыты | |||||
Тема 2 «Первоначальные сведения о строении вещества» (5 час). | ||||||
1/6 | Строение вещества. Молекулы. | Строение вещества. | §7-8 | |||
2/7 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. | Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения молекул. | Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Сцепление свинцовых цилиндров. | Уметь описывать и объяснять диффузию. | §9 | |
3/8 | Взаимодействие частиц вещества. | Взаимодействие частиц вещества. | Понимать смысл понятия: взаимодействие молекул. | §10 | ||
4/9 | Три состояния вещества. | Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Объяснение свойств вещества на основе этих моделей. | Сжимаемость газов, сохранение объема жидкостей при изменении форм сосуда. | §11-12 | ||
5/ 10 | Повторительно-обобщающий урок. Тест № 11. | §7-12 |
№ урока | Тема урока | Основное содержание | Практическая часть | Требования к уровню подготовки | Материал учебника | |
Демонстрации | Лабораторные работы и опыты | |||||
Тема 3 «Взаимодействие тел» (22 час). | ||||||
1/ 11 | Механическое движение. Прямолинейное равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Траектория. Путь. | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Траектория. Путь. Относительность движения. | Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. | Уметь описывать и объяснять физическое явление: равномерное прямолинейное движение. | §13-14 | |
2/ 12 | Скорость равномерного прямолинейного движения. Единицы скорости. Лабораторный опыт «Измерение скорости равномерного движения». | Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения скорости, расстояния и времени. | 4. «Измерение скорости равномерного движения». | Знать и понимать смысл физических величин: скорость, путь. Представлять результаты измерений с помощью таблиц. Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния и промежутков времени. | §15 | |
3/ 13 | Решение задач на расчет пути и времени движения. | Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. | §13-15 | |||
4/ 14 | Графическое представление движения. Лабораторный опыт «Изучение зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении». | График зависимости пути от времени и скорости от времени. | 5. «Изучение зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении». | Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирическую зависимость пути от времени. | §16 | |
5/ 15 | Явление инерции. Решение задач. | Явление инерции. | Явление инерции. | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств. | §17 | |
6/ 16 | Взаимодействие тел. Тест № 2. | Взаимодействие тел. | Взаимодействие тел. | §18 | ||
7/ 17 | Масса тела. Единицы измерения массы. Методы измерения массы. | Методы измерения массы. | Знать и понимать смысл физической величины масса тела. | §19-20 | ||
8/ 18 | Лабораторная работа № 2 «Измерение массы тела на рычажных весах». | 6. «Измерение массы тела на рычажных весах». | Использовать физические приборы для измерения физической величины массы. | |||
9/ 19 | Плотность вещества. Методы измерения плотности. | Плотность вещества. Методы измерения плотности. | Знать, понимать смысл физической величины плотность вещества. | §21 | ||
10/20 | Лабораторная работа № 3 «Измерение объема тела и плотности вещества твердого тела». | Методы измерения объема и плотности. Измерение объема и определение плотности жидкости». | 7. «Измерение объема тела и плотности вещества твердого тела». |
| ||
11/21 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема и определение плотности жидкости». | 8. «Измерение объема и определение плотности жидкости». | ||||
12/22 | Расчет массы и объема тела по его плотности. Тест № 3. | Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. | §22 | |||
13/23 | Контрольная работа по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества». | §18-22 | ||||
14/24 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Лабораторный опыт «Исследование зависимости силы тяжести от массы» | Сила. | 9. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. | Знать и понимать смысл физической величины сила. | §23-24 | |
15/25 | Сила упругости. Лабораторный опыт «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины, измерение коэффициента жесткости». | Методы измерения силы. | Зависимость силы упругости от деформации. | 10.«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины, измерение коэффициента жесткости». | Представлять результаты измерений в виде таблиц и выявлять на их основе зависимость силы упругости от деформации. | §25 |
16/26 | Вес тела. Невесомость. | Невесомость | §26 | |||
17/27 | Единицы измерения силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Решать задачи на применение изученных физических законов. | §27 | |||
18/28 | Динамометр. Лабораторная работа № 5 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром». | Методы измерения силы. | 11. «Градуирование пружины и измерение силы динамометром». | Уметь использовать физические приборы для измерения силы. | §28 | |
19/29 | Сложение двух сил. Лабораторный опыт «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом друг к другу». | Правило сложения сил. | Сложение сил. | 12. «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой ». | §29 | |
20/30 | Сила трения. Лабораторный опыт «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения». | Методы измерения силы. | Сила трения. | 13. «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения». | Представлять результаты измерений в виде таблиц и выявлять на их основе эмпирическую зависимость: силы трения от силы нормального давления. | §30-31 |
21/31 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сила. Равнодействующая сил». Тест № 4. | §23-31 | ||||
22/32 | Тест № 6 – Итоговая контрольная работа за первое полугодие. |
№ урока | Тема урока | Основное содержание | Практическая часть | Требования к уровню подготовки | Материал учебника | |
Демонстрации | Лабораторные работы и опыты | |||||
Тема № 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (19 часов). | ||||||
1/ 33 | Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. | Давление. | Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. | Знать смысл физической величины: давление. Уметь использовать физические приборы для измерения давлении. | §33-34 | |
2/ 34 | Давление газа. Лабораторный опыт «Зависимость давления от объема при постоянной температуре». | 14. «Зависимость давления от объема при постоянной температуре». | §35 | |||
3/ 35 | Закон Паскаля. Обобщение темы «Давление. Закон Паскаля». Тест № 12. | Закон Паскаля. | Закон Паскаля. | Знать и уметь объяснять физический смысл закона Паскаля. | §33-37 | |
4/ 36 | Давление в жидкости газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Давление. | Уметь описывать и объяснять физическое явление: передача давления в жидкостях и газах. | §38 | ||
5/ 37 | Решение задач на расчет давления. | Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. | ||||
6/ 38 | Сообщающиеся сосуды. Тест № 13. | §39-40 | ||||
7/ 39 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Атмосферное давление на разных высотах. | Атмосферное давление. | Обнаружение атмосферного давления. | §41 | ||
8/ 40 | Опыт Торричелли. Барометр – анероид. | Методы измерения давления. | Измерение атмосферного давления барометром- анероидом. | Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения давления. | §42,45 | |
9/ 41 | Манометр. Тест № 14. | Методы измерения давления. | §43 | |||
10/42 | Решение задач на расчет давления. | Уметь решать задачи на применение изученных законов. Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. | §36-45 | |||
11/43 | Гидравлические машины. | Гидравлические машины. | Гидравлический пресс. | §46,47 | ||
12/44 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда. | Закон Архимеда. | Закон Архимеда. | Знать смысл закона Архимеда. | §48,49 | |
13/45 | Лабораторная работа № 6 «Измерение архимедовой силы». | Методы измерения силы. | 15. «Измерение архимедовой силы». | |||
14/46 | Условие плавания тел. Плавание судов. | Условие плавания тел. | Уметь описывать и объяснять плавание тел. | §50,51 | ||
15/47 | Решение задач на определение архимедовой силы. | Уметь решать задачи на применение изученных законов. Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. |
| |||
16/48 | Лабораторная работа № 7 «Изучение условий плавания тел». | 16. «Изучение условий плавания тел». | ||||
17/49 | Воздухоплавание. Решение задач. | Уметь решать задачи на применение изученных законов. Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. | §52 | |||
18/50 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | §33-52 | ||||
19/51 | Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». (Тест № 16) |
|
№ урока | Тема урока | Основное содержание | Практическая часть | Требования к уровню подготовки | Материал учебника | |
Демонстрации | Лабораторные работы и опыты | |||||
Тема № 5 «Работа и мощность. Энергия» (16 часов). | ||||||
1/ 52 | Механическая работа. | Работа. Методы измерения работы. | Знать/ понимать смысл физических величин: работа и мощность | §53 | ||
2/ 53 | Мощность. Лабораторный опыт «Измерение мощности» | Мощность. Методы измерения мощности. | 17. «Измерение мощности». | §54 | ||
3/ 54 | Простые механизмы. Рычаги в технике, быту, природе. Тест № 7. | Простые механизмы. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов. | §55,58 | ||
4/ 55 | Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | Условие равновесия рычага. | Рычаг. | §56 | ||
5/ 56 | Момент силы. Лабораторный опыт «Нахождение центра тяжести плоского тела». | Момент силы. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. | 18. «Нахождение центра тяжести плоского тела». | §57 | ||
6/ 57 | Лабораторная работа № 8 «Исследование условия равновесия рычага». | 19. «Исследование условия равновесия рычага». | ||||
7/ 58 | Применение законов рычага к блоку. | Блок. | §59 | |||
8/ 59 | «Золотое» правило механики. | §60 | ||||
9/ 60 | Коэффициент полезного действия. Решение задач. | КПД. | Уметь решать задачи на применение изученных физических законов. Знать и понимать смысл физических законов. Знать и понимать смысл физической величины КПД. | §61 | ||
10/61 | Решение задач на расчет КПД. | Уметь решать задачи на применение изученных физических законов. Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. |
| |||
11/62 | Лабораторная работа № 9 «Вычисление КПД наклонной плоскости». | 20. «Вычисление КПД наклонной плоскости». | Доп. материал | |||
12/63 | Энергия потенциальная и кинетическая. Лабораторный опыт «Измерение кинетической энергии и изменения потенциальной энергии». | Потенциальная взаимодействующих тел и кинетическая энергия. Методы измерения энергии. | Изменение энергии тела при совершении работы. | 21.«Измерение кинетической энергии и изменения потенциальной энергии». | Знать и понимать смысл физических величин: кинетическая и потенциальная энергия. | § 62, 63 |
13/64 | Превращение энергии. Закон сохранения механической энергии . Тест №10. | Закон сохранения энергии. | Превращение механической энергии из одной формы в другую. | Знать /понимать смысл физического закона превращения и сохранения энергии. | §62-63
| |
14/65 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Механическая энергия». | |||||
15/66 | Контрольная работа за год (Тест). | |||||
16/67 | Роль математики в физике. | Роль математики в развитии физики. | Доп. материал | |||
68 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по физике 7 класс Перышкин А.В.
Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по физике. Общая характеристика ...
Рабочая программа по физике 8 класс. Перышкин А.В.
Рабочая программа по физике Перышкин А.В., Гутник Е.М. 8 класс, 2 часа в неделю...
рабочая программа по физике 7 класс (Перышкин)
рабочая программа по физике 7 класс...
рабочая программа по физике 8 класс (Перышкин)
рабочая программа по физике 8 класс...
рабочая программа по физике 9 класс (Перышкин)
рабочая программа по физике 9 класс...
Рабочая программа по физике 7 класс. Перышкин А.В.
Рабочая программа по физике 7 класс. Перышкин А.В., рабочая программа 68 часов, пояснительная записка + КТП...
Рабочая программа по Физике к учебнику Перышкина 7-9 кл
Рабочая программа по Физике к учебнику Перышкина 7 класса разработанная по требованию 2013-2014 года...