РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА (ДЛЯ СПО)
рабочая программа по физике на тему
Рабочая программа по физике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230401 Информационные системы (по отраслям).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_fizike_is-113_44.doc | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«НАВАШИНСКИЙ СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА (ДЛЯ СПО)
2013 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 230401 Информационные системы (по отраслям).
Организация-разработчик: | Государственное бюджетное образовательное учреждение специального профессионального образования «Навашинский судомеханический техникум» |
Разработчики:
Смирнова Т. В., преподаватель физики
ГБОУ СПО «НСМТ»
Рабочая программа рекомендована цикловой методической комиссией
________________________________________________________________________________
Председатель методической комиссии __________________________/____________________/
«_______»___________________________2013 г.
Утверждена «_______»__________________2013 г.
Заместитель директора по учебной работе ______________________/__________________/
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………..4
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………….6
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………….....................................................................14
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....................................................................................................................16
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401 Информационные системы (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины ОПОП родственных профессий и специальностей, а так же в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по техническому профилю.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 254 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 169 часов;
самостоятельной работы обучающегося 85 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 254 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 169 |
в том числе: | |
лабораторные занятия
| 34 |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 85 |
в том числе: | |
|
|
Итоговая аттестация в форме экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Физика - наука о природе. Естественно – научный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира. | 1 | 1 |
Раздел 1. МЕХАНИКА | 41 | ||
Тема 1.1. Основы кинематики | Содержание учебного материала | 4 | 1,2 |
Механическое движение. Элементы векторной алгебры. Равномерное прямолинейное движение. Неравномерное прямолинейное движение. Равномерное вращательное движение | |||
Лабораторные работы | 4 | 2 | |
Исследование изменения координаты тела со временем. Определение ускорения движения тела | |||
Контрольная работа по теме: Кинематика | 1 | 3 | |
Тема 1.2 Основы динамики | Содержание учебного материала | 5 | 1,2 |
Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Применение законов Ньютона. Движение тела, брошенного вертикально вверх, горизонтально, под углом к горизонту. Вес тела. Невесомость и перегрузки. Движение тела по окружности | |||
Лабораторная работа Исследование движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости | 2 | 2 | |
Контрольная работа по теме: Динамика | 1 | 3 | |
Тема 1.3 Элементы статики | Содержание учебного материала | 5 | 1,2 |
Условия равновесия тела. Правило моментов. Сложение сил. Рычаги. Виды равновесия тела | |||
Лабораторная работа Исследование условия равновесия рычага | 2 | 2 | |
Контрольная работа по теме: Статика | 1 | 3 | |
Тема 1.4 Законы сохранения в механике | Содержание учебного материала | 5 | 1,2 |
Импульс тела. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. КПД механизмов | |||
Лабораторная работа Исследование связи кинетической энергии тела с его скоростью | 2 | 2 | |
Контрольная работа по теме: Законы сохранения в механике | 1 | 3 | |
Тема 1.5 Элементы гидро- и аэромеханики | Содержание учебного материала | 5 | 1,2 |
Давление, атмосферное давление, гидростатическое давление. Закон Паскаля для жидкостей и газов. Закон сообщающихся сосудов. Закон Архимеда. Движение жидкостей и газов. Давление внутри движущихся жидкостей и газа | |||
Лабораторная работа Исследование условий плавления тел | 2 | 2 | |
Контрольная работа по теме: Гидро - и аэромеханика | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся:
| 20 | 3 | |
Раздел 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА | 30 | ||
Тема 2.1 Основы молекулярно-кинетической теории | Содержание учебного материала | 7 | 1,2 |
Основные положения МКТ. Количество вещества. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Газы, жидкости, твердые тела. Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ. Тепловое равновесие. Температура. Газы в состоянии теплового равновесия. Скорости молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. | |||
Практическая работа Расчет макро и микропараметров с применением формул Менделеева-Клайперона и законов изопроцессов. | 2 | 2 | |
Контрольная работа по теме: Основы молекулярно-кинетической теории | 1 | 3 | |
Тема 2.2. Свойства паров, жидкостей и твердых тел | Содержание учебного материала | 7 | 1,2 |
Насыщенный пар и его свойства. Кипение жидкостей. Критическая температура. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение жидкостей. Смачивание. Капиллярные явления. Деформация. Виды деформаций твердых тел. Механические свойства твердых тел. | |||
Лабораторная работа Измерение модуля Юнга резины. | 2 | 2 | |
Контрольная работа по теме: Свойства паров, жидкостей и твердых тел | 1 | 3 | |
Тема 2.3 Основы термодинамики | Содержание учебного материала | 7 | 1,2 |
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон термодинамики | |||
Лабораторная работа Исследование уравнения теплового баланса | 2 | 2 | |
Контрольная работа по теме: Основы термодинамики | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся:
| 16 | 3 | |
Раздел 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | 40 | ||
Тема 3.1 Электростатика | Содержание учебного материала | 5 | 1,2 |
Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Вещество в электрическом поле. Работа сил электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. | |||
Практическая работа Расчет электрических цепей при последовательно – параллельном соединении конденсаторов. | 2 | 2 | |
Контрольная работа по теме: Электростатика | 1 | 3 | |
Тема 3.2. Законы постоянного тока | Содержание учебного материала | 5 | 1,2 |
Электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление, зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Соединение проводников. Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля-Ленца. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | |||
Практическая работа Расчет определенных значений R, I и U на всех участках электрической цепи. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа Измерение работы и мощности электрического тока. | 2 | 2 | |
Контрольная работа по теме: Законы постоянного тока | 1 | 3 | |
Тема 3.3 Электрический ток в различных средах | Содержание учебного материала | 9 | 1,2 |
Электрический ток в металлах. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в газах. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в полупроводниках. | |||
Лабораторная работа Исследование полупроводникового диода | 2 | 2 | |
Тема 3.4. Магнитное поле. Электромагнитная индукция | Содержание учебного материала | 8 | 1,2 |
Магнитное поле. Закон Ампера. Сила Лоренца. Вещество в магнитном поле. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля | |||
Лабораторная работа Изучение явления электромагнитной индукции. | 2 | 2 | |
Контрольная работа по теме: Магнитное поле. | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся:
| 21 | 3 | |
Раздел 4. Колебания и волны | 12 | ||
Тема 4.1 Электромагнитные колебания | Содержание учебного материала | 9 | 1,2 |
Гармонические колебания. Механические волны. Звуковые волны. Электрические колебания. Переменный электрический ток. Цепь переменного тока. Трансформатор. Электромагнитное поле. Электромагнитная волна. Принципы радиосвязи. | |||
Практическая работа Расчет параметров неразветвленной электрической цепи при переменном сопротивлении. | 2 | 2 | |
Контрольная работа по теме «Колебания и волны» | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся:
| 6 | 3 | |
Раздел 5 ОПТИКА. ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ | 34 | ||
Тема 5.1 Геометрическая оптика | Содержание учебного материала | 5 | 1,2 |
Отражение света. Преломление света. Линзы. Глаз. Очки. Оптические приборы. | |||
Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла. | 2 | 2 | |
Контрольная работа по теме Геометрическая оптика | 1 | 3 | |
Тема 5.2. Волновая оптика | Содержание учебного материала | 9 | 1,2 |
Скорость света. Интерференция света. Дифракция света. Дисперсия света. Поляризация света. Излучение и спектры. Инфракрасные лучи, Ультрафиолетовые лучи. Рентгеновские лучи. | |||
Лабораторная работа Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки. | 2 | 2 | |
Контрольная работа по теме: Волновая оптика | 1 | 3 | |
Тема 5.3 Квантовая оптика | Содержание учебного материала | 5 | 1,2 |
Зарождение квантовой физики. Фотоэлектрический эффект. Теория фотоэффекта. Фотоны. Эффект Комптона. Давление света. Химическое действие света. Фотоэлементы | |||
Лабораторная работа Исследование устройства полупроводникового фотоэлемента | 2 | 2 | |
Контрольная работа по теме: Квантовая оптика | 1 | 3 | |
Тема 5.4 Теория относительности | Содержание учебного материала | 5 | 1,2 |
Элементы теории относительности. Релятивистский закон сложения скоростей. Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией. | |||
Контрольная работа по теме: Теория относительности | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся:
| 17 | 3 | |
Раздел 6. Физика атома и атомного ядра | 11 | ||
Тема 6.1 Основы атомной и ядерной физики | Содержание учебного материала | 4 | 1,2 |
Строение атомов. Постулаты Н. Бора. Модель атома водорода по Бору. Лазеры. Способы наблюдения элементарных частиц. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Общая характеристика атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Доза облучения. Элементарные частицы. | |||
Практическая работа Расчет параметров (массы и энергии) атомного ядра. | 2 | 2 | |
Лабораторные работы Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций по фотографиям треков. Измерение радиационного фона | 4 | 2 | |
Контрольная работа по теме: Физика атома и атомного ядра | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся:
оформление лабораторной работы. | 6 | 3 | |
Всего | 254 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физики».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно - методическая литература по физике (учебники, задачники, дидактические материалы, справочная литература);
- комплект учебно-наглядных пособий;
- лабораторный комплект по механике, по молекулярной физике, по электродинамике, по оптике, по квантовым явлениям.
Технические средства обучения:
- Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- Экран и мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев , Н.Н Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 17 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 366 с.
- Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 17 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. - 399 с.
- Рымкевич А.П. Задачник: сборник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., «Дрофа» 2008.
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образоват. Учреждений нач. и сред. проф. образования/ В.Ф. Дмитриева – 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 448 с.
- Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.
Дополнительная
- Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2004.
- Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
- Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
- Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
- Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004.
Интернет-ресурсы
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов –
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –
http://school-collection.edu.ru
- Открытый Колледж www.college.ru
- Образовательный сайт по физике http://www.fizika.ru
- Сайт «Школьный сектор» http://school-sector.relarn.ru
- Тестирующий сайт www.examen.ru
- Сайт «Астрономия. Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии» http://www.gomulina.orc.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
| Лабораторная работа |
| Самостоятельная работа |
| Экспериментальные задания |
| Индивидуальные задания |
| Практические занятия |
| Исследовательская работа |
Знания: | |
| Физический диктант |
| Тестирование. Устный индивидуальный опрос |
| Контрольная работа. Зачет |
| Доклад |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная программа учебной дисциплины ФИЗИКА (ФГОС 3) для автомехаников
Примерная программа по физике (ФГОС 3) для автомехаников(т.е. технический профиль) в НПО составлена в соответствии с макетом, предложенным ФИРО...
Рабочая программа по дисциплине "Физика" для специальностей технического профиля НПО (ФГОС-3)
Рабочая программа по дисциплине "Физика" для специальностей технического профиля начального профессионального образования, выполненная по требованиям Федерального государственного образовательного ста...
Срезовые контрольные работы по дисциплине "Физика"
Срезовые контрольные работы по дисциплине "Физика" для 1 и 2 года обучения....
Срезовые контрольные работы по дисциплине "Физика"
Срезовые контрольные работы по дисциплине "Физика" для 1 и 2 года обучения....
Срезовые контрольные работы по дисциплине "Физика"
Срезовые контрольные работы по дисциплине "Физика" для 1 и 2 года обучения....
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» по профессиям начального профессионального образования.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программой в соответствии с примерной программой Министерства образования и науки Российской Федерации Феде...
Методическая разработка по дисциплине «Физика» на тему: «Применение ИКТ как нового средства изучения физики.»
Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям физики, преподающим в профессиональных учебных заведениях. Новое время, новый век, новый студент требуют от преподавателя нового ...