конкурс триз
олимпиадные задания по физике (8 класс) по теме
Такие конкурсы проводят в Забайкальском крае. Приглашаю учителей к к обсуждению решений таких нестандартных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор ГОУ ДОД «Центр детско –
юношеского технического
творчества Забайкальского края»»
_______________ С.С. Илясов
«______» ____________ 2011 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении одиннадцатого краевого конкурса по теории решения изобретательских задач
1. Цели и задачи.
Конкурс проводится с целью выявления творчески одаренных школьников, привлечения их к углубленному изучению ТРИЗ для дальнейшего творческого и интеллектуального развития. Кроме того, конкурс ставит своей задачей выявление приоритетов в преподавании ТРИЗ в школах края, создание единого образовательного пространства.
2. Участники конкурса.
В конкурсе могут принять участие школьники и воспитанники учреждений дополнительного образования детей, знакомые с основами ТРИЗ.
3. Порядок проведения.
Конкурс проводится в два тура:
1. тур – заочный
2. тур – очный
4. Время и место проведения.
Для участия в заочном туре необходимо отправить до 1 февраля 2012 года в адрес оргкомитета:
- Выполненные задания. На первой странице указать фамилию, имя, класс, школу, год рождения, полный почтовый адрес участника конкурса и телефон. Принимаются только индивидуальные работы.
- Конверт с подписанным адресом участника (для того чтобы выслать свидетельство участника и комментарий к ответам).
Победители заочного конкурса будут рекомендованы для участия в очном конкурсе по ТРИЗу, который проводится 29-30 марта 2012 года в Центре детско-юношеского технического творчества Забайкальского края.
Адрес оргкомитета: 672007 г. Чита, ул. Балябина, 44, а/я 597, Центр детско-юношеского технического творчества Забайкальского края.
5. Подведение итогов.
При оценке конкурсных работ учитывается: знание, понимание и умение формулировать и применять для решения изобретательских задач такие понятия как идеальный конечный результат (ИКР) и противоречия; умение решать вербально-образные логические задачи; умение фантазировать на заданную тему, используя знания приемов и методов активизации перебора вариантов.
Победители конкурса награждаются дипломами.
Задачи на заочный тур конкурса по ТРИЗ для 8-9 классов
1. Назовите, пожалуйста, как можно больше систем, имеющих следующую структуру:
Формат ответа – пояснения, схемы с подписями.
2. Примените метод гирлянд ассоциаций от слова «воздух» по применению СКОТЧА.
Формат ответа – цепочка гирлянды из 5-10 ассоциаций, плюс текст.
3. Назовите как можно больше систем, обладающих следующей функцией:
(1) нагревалка, (2) леталка.
Назовите как можно больше систем, обладающих сразу двумя из названных функций. Укажите, какими функциями обладают перечисленные системы.
Формат ответа – текст.
4. Назовите как можно больше функций системы «велосипед».
Формат ответа – текст.
5. Оксюмороны. Истина и ложь (противоречие) – это две несовместимые характеристики одного высказывания. Противоречие недопустимо в строгом рассуждении, когда оно смешивает истину с ложью. Но в художественной речи противоречия играют важную роль, добавляя ей образности, выразительности.
Оксюморон – сочетание логически враждующих понятий, вместе создающих новое представление.
Например:
- Пышное природы увяданье (А.С. Пушкин). Действительно, как богато, пышно, красиво выглядит листва деревьев осенью, перед увяданьем!
- Свеча темно горит (А. С. Пушкин). Значит, свеча дает недостаточно света.
- "Книга обо всем и еще о многом другом". Так называется книга испанского писателя XVI-XVII вв. Ф. Кведо. Это название подчеркивает отсутствие какой-либо определенной темы у книги.
Придумайте свои оксюмороны и объясните их смысл.
Формат ответа – текст.
6. ММЧ. Паяльная лампа – это переносной нагревательный прибор с открытым пламенем (горелка). Он состоит из металлического бака (с ручкой), в который заливается горючее (бензин, керосин, спирт). Сверху над баком располагается разбрызгиватель (форсунка). Струи горючего выбрызгиваются из форсунки, зажигаются и образуют факел.
На рисунках показаны современная паяльная лампа (не работающая), работающая паяльная лампа, которую используют знаменитые диснеевские Спасатели Чип, Дейл, Гайка и Рокфор, применение паяльной лампы для нагрева металлической детали.
Смоделируйте работающую паяльную лампу с помощью маленьких человечков.
Формат ответа – рисунок.
Задачи на заочный тур конкурса по ТРИЗ для 10-11 классов
1. Начитавшись книг о Гарри Поттере, о волшебствах и чудесах, о замечательной игре «квиддич», мы решили, что и в наши современные игры можно внести что-то необычное и удивительное. За основу возьмём игру в футбол. Как можно изменить мяч, сделать его волшебным?
Формат ответа – текст.
2. Примените метод гирлянд ассоциаций от слова «жизнь» по применению КОНУСА.
Формат ответа – цепочка гирлянды из 5-10 ассоциаций, плюс текст.
3. Назовите как можно больше систем, обладающих следующей функцией:
(1) отрезалка, (2) соединялка, (3) шумелка.
Назовите как можно больше систем, обладающих сразу двумя из названных функций, сразу тремя. Укажите, какими функциями обладают перечисленные системы. Ответ – текст.
4. Назовите как можно больше функций системы «зонт».
Формат ответа – текст.
5. Оксюмороны. Истина и ложь (противоречие) – это две несовместимые характеристики одного высказывания. Противоречие недопустимо в строгом рассуждении, когда оно смешивает истину с ложью. Но в художественной речи противоречия играют важную роль, добавляя ей образности, выразительности.
Оксюморон – сочетание логически враждующих понятий, вместе создающих новое представление.
Например:
Пышное природы увяданье (А.С. Пушкин). Действительно, как богато, пышно, красиво выглядит листва деревьев осенью, перед увяданьем!
Свеча темно горит (А. С. Пушкин). Значит, свеча дает недостаточно света.
"Книга обо всем и еще о многом другом". Так называется книга испанского писателя XVI-XVII вв. Ф. Кведо. Это название подчеркивает отсутствие какой-либо определенной темы у книги.
Придумайте свои оксюмороны и объясните их смысл.
Формат ответа – текст.
6. ММЧ. Биметаллическая пластина – пластина, изготовленная из биметалла или из механически соединённых кусков двух различных металлов. Представляет собой отрезок ленты из биметалла. Один конец ленты, как правило, неподвижно закреплён в устройстве, а другой — перемещается в зависимости от температуры пластины. Устройства, состоящие из двух пластин разнородных металлов, закреплённых одними концами и соединённых (клёпкой, пайкой или сваркой) у других концов. При изменении температуры соединённый конец пластин перемещается.
Изгибающаяся биметаллическая пластина управляет электрическими контактами, замыкающими или размыкающими цепь подогревателя. (В случае защитных устройств — отключающие электропитание нагрузки).
Могут сводить-разводить контакты постепенно (дешёвая ненадёжная конструкция — контакты искрят и обгорают), а могут срабатывать скачком (механическая бифуркация), сразу перемещая контакт на несколько миллиметров (щелчки от таких переключений слышны при работе утюгов).
Применяются как защитные устройства: для защиты от перегрева (например в электрочайнике) или от превышения силы тока (предохранители). могут быть как самовосстанавливающимися, так и требующими вмешательства персонала (предполагается, что персонал найдёт и устранит причину неполадки, и только потом вернёт предохранитель во включённое состояние).
Смоделируйте работающую биметаллическую пластину с помощью маленьких человечков.
Формат ответа – рисунок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по лексической теме "Транспорт" с использованием методов ТРИЗ (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия по лексической теме «Транспорт»с использованием методов ТРИЗ(подготовительная группа) Коррекционно - образовательные цели. Систематизироват...
Методика преподавания биологии с применением ТРИЗ
В работе описаныТриз-подход в преподавании биологии. Рассказано о структуре и содержании Триз-педагогики.Результатом применении ТРИЗ на уроках биологии является воспитание творческой личности, подгото...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/04/picture-29560-1465033467.jpg)
Мини-проект "Развитие познавательного интереса учащихся коррекционной школы 8 вида на уроках естествознания и географии через введение упражнений системы ТРИЗ"
Применение упражнений системы ТРИЗ в коррекционной школе весьма актуальны. В классе всегда найдутся дети с отсутствием мотивации к учению, с очень слабым развитием познавательного интереса.Не каждый р...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/23/picture-36022.jpg)
Презентация "Приемы фантазирования" к уроку ТРИЗ (6 класс)
Презентация к уроку ТРИЗ по теме "Матрица фантастических идей с использованием художественной литературы". Использованы методы фантазирования из картотеки ТРИЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/23/picture-36022.jpg)
Учебное пособие по ТРИЗ. Вепольный анализ
При решении изобретательской задачи чаще всего приходится терпеливо добираться до скрытого в задаче противоречия и рассматривать конкретные физические процессы.Нужен точный анализ взаимодействия...
Проект "Методы и приемы ТРИЗ для развития речи и творчества дошкольников
.Цель проекта- помочь детям овладеть современной методологией творчества для дальнейшего использования её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни, используя элементы теор...