Проект "Методы и приемы ТРИЗ для развития речи и творчества дошкольников
рабочая программа по теме
.Цель проекта- помочь детям овладеть современной методологией творчества для дальнейшего использования её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни, используя элементы теории ТРИЗ-РТВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 352.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Урай
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Радость»
«Методы и приемы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника»
(ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ОПРОБИРОВАН НА БАЗЕ ВОСПИТАННИКОВ МБДОУ Д/С № 19 «Радость»)
Разработчик педагогического проекта:
Воспитатель Кудинова Ольга Николаевна
Период формирования и функционирования
педагогического проекта:
4года.
Адрес педагогического проекта:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
Тюменская область,
г. Урай, микрорайон 3, д. 47
МБДОУ центр развития ребёнка детский сад №19 «Радость»
г. Урай, 2011г.
1. Краткая аннотация проекта
Теоретическую основу педагогического проекта составили методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками Т.А.Сидорчук (Лелюх С.В., Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников). Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребёнок усваивает обобщённые алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В основе творческой деятельности лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Повышающие
познавательную
активность
Метод тотальных объектов
Может использоваться в разных видах деятельности
Методологическую основу данного педагогического проекта составляет личностно ориентированный подход к процессу становления личности, в рамках которого дошкольник не является пассивным объектом воздействия. Он является субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности. Цель проекта - помочь детям овладеть современной методологией творчества для дальнейшего использования её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни, используя элементы теории ТРИЗ-РТВ. Для достижения поставленной цели предлагаются следующие методы:
«очеловечивание» приемов и явлений, изменение сюжета сказки, изменение эпизода сказки, изменение конца сказки
Типовые приемы фантазирования
Можно выделить некоторые части объектов, предметов, явлений, например, части сказки
Морфологическая таблица
Активизация мыслительной деятельности
Составление сравнений
Сравнение по признаку цвета, формы, звука, вкуса
Составление загадок
Коллективный речевой продукт, сочиненный совместно с взрослыми
Побуждающие к творчеству
Типовые приемы фантазирования, составление загадок, круги Луллия, морфологический анализ, ступенчатый Эвроритм, творческие задачи
Способствующие установлению связи между разными видами деятельности
Методы проб и ошибок, противоречий, морфологического анализа, мозгового штурма, моделирования, метод фокальных объектов
2. Обоснование необходимости проекта. Актуальность педагогического проекта:
Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться,обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ "Об образовании", является одной из социально значимых задач современного общества. В связи с этим, в педагогических системах зафиксировано противоречие: система образования, с одной стороны, должна передавать знания, и навыки культуры, готовить к жизни в завтрашнем дне, а с другой – как она может это делать, если не знает, каким будет мир в будущем? И строит только догадки; педагоги должны учить своих подопечных выживать в этом мире, о котором сами педагоги не имеют ясного представления. Отсюда вытекает достаточно четкий вывод о стратегии преподавания: необходимо формировать у детей исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; обучать работе с информацией; адаптировать к динамичной картине мира. В российском образовательном процессе есть педагогическая система, называемая ТРИЗ-педагогикой (теория решения изобретательских задач). Создание в 1946г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительной особенностью данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться. Анализируя эти качества, мы видим портрет дошкольника, соответствующий предложенным в Федеральных Государственных Требованиях портрету дошкольника – выпускника. Актуальность опыта объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Гин С.И. писал: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка». В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. В результате диагностик выявили проблемы: у детей бедный словарь, не умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно – следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Несомненно, при этом встала проблема развития воображения, придумывания детьми рассказов, сказок, решения творческих задач. К сожалению, не все дети умеют доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относиться к высказываниям других. В процессе анкетирования педагогов установлено, что воспитатели не всегда понимают значимость этой работы, и если даже понимают, то не всегда представляются возможности специального развития творческого воображения у детей. Также у воспитателей отсутствует знание проблемных методов. Таким образом, выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости развития творческого мышления, речи и воображения у детей дошкольного возраста, и недостаточными возможностями образовательного процесса в детском саду. Мы попытались разрешить данное противоречие и обратились к созданию системы работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования методов и приёмов ТРИЗ и РТВ.
3. Цели и задачи проекта Актуальность проблемы обозначила выбор цели проекта – создание системы целенаправленного воздействия на основе теории сильного мышления (ОТСМ), адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития воображения (РТВ), обеспечивающих оптимальное развитие мышления, воображения и речи детей. Объект исследования: процесс развития творческого мышления,воображения и речи дошкольников. Данная цель реализуется через следующие задачи: -изучить теоретическую, психолого - педагогическую и методическую литературу по развитию творческого мышления, воображения и речи детей; - раскрыть особенности мышления и воображения детей дошкольного возраста детей; -разработать систему методов целенаправленного воздействия на воображение, творческое мышление и речь детей; - определить эффективность работы по развитию творческого потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ-РТВ. - определить рекомендации педагогам и родителям.
4.Основное содержание проекта. Механизм реализации педагогического проекта. Для реализации намеченной цели спланировала свою работу по следующим направлениям:
1. Работа с педагогами - помощь в использовании методов и приёмов ТРИЗ и РТВ.
2. Работа с детьми. Она включала в себя использование методов и приёмов ТРИЗ и РТВ для развития творческого потенциала и речи.
3. Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.
Методы реализации проекта:
Название метода | Содержание проекта | Ожидаемый результат |
Проблемно-поисковый | - ставит проблемы - предлагает инструменты для их решения | Успешно решают проблемные задачи |
Поисково-экспериментальный | Развивает познавательный интерес потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта | видят и выделяют проблему эксперимента - принимают и ставят перед собой цель - отбирают средства и материалы для самостоятельной деятельности - развиваются личностные свойства: настойчивость, решительность, обогащаются знаниями о мире |
Игровой | - учит выявлять противоречивые свойства предметов, явлений – учат разрешать противоречия | -выявляют противоречивые свойства предметов, явлений – умеют разрешать противоречия |
Практический | -создание моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объекта – преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения | -создают модели и их используют в целях формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объекта –преобразовывают жизненную ситуацию, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения |
На первоначальном и последующих этапах реализации программы проводили диагностики уровня развития речи, творческого мышления, воображения и диапазона потребностей всех участников проекта.(Приложение 1,1а). Одним из условий развития творческого воображения у детей выступает личность самого педагога. Дело в том, что воспитатель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не может организовать действительно творческую деятельность, в процессе которой развивается творческое воображение. Основной из всех форм работы с педагогами являются консультации. Работая с педагогами, определили условия эффективности консультирования:
• Использование консультаций, как в традиционной форме проведения, так в сочетании с различными формами и методами работы (дискуссия, деловая игра, тренинг);
• Строить работу на основе индивидуально-дифференцированного подхода к воспитателям, в зависимости от их педагогического мастерства и интересов;
• Познакомить воспитателей с методами и приёмами ТРИЗ и РТВ в разных возрастных группах.
В связи с обозначенными этапами работы, были проведены следующие консультации «Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной творческой деятельности детей в дошкольном учреждении» , «Развитие воображения у детей» ТРИЗ, «Его инструментарий в применении к занятиям в детском саду. РТВ, как средство активизации мышления», «Использование игровых проблемно- практических ситуаций в обучении дошкольников». (Приложение 2 )
На следующем этапе работы стояла задача познакомить воспитателей с методами и приёмами ТРИЗ и РТВ. С этой целью были организованы семинары-практикумы «Методы активизации творческого мышления и воображения», «Сказки по-новому», в ходе которых педагоги изучили основные методы ТРИЗ. (Приложение 3 )
В результате проделанной методической работы по проблеме использования в работе методов и приёмов ТРИЗ и РТВ, воспитатели получили конкретные теоретические знания и закрепили их в практической деятельности. Система работы воспитателя с семьей
Анкетирование Цель обследования: Выявление знаний и умений развивать творчество и отношения к проявлению творческих способностей у детей.
Планирование работы
Просветительство
Вовлечение в образовательный процесс
Обучение практическим умениям
Групповые консультации
Родительские собрания
День открытых дверей, совместные праздники, досуги, выставки
Ежедневные беседы
Цель: особенности пребывания ребенка в детском саду, занятия
Групповые
Цель: возрастные нормы развития по программе, задачи на текущий год
Общие
Наглядно-текстовая информация
Шкатулка вопросов и предложений (по запросам родителей)
Родителям рекомендовала завести специальную папку, куда помещались наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества помогает ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений. А затем совместно с родителями создали альбом, куда отбирались наиболее яркие фантазии детей, выраженные в изобразительном творчестве. Также совместно с родителями собрали интересные высказывания, умозаключения, стихи, рассказы, сказки, фантастические истории, придуманные детьми и их родителями, которые разместили в книге «Мы - фантазёры». Такая работа способствовала проявлению творческой активности родителей, интереса к творчеству собственных детей.(Приложение4). Система работы педагога психолога:
Принципы педагогического воздействия на воображение, творческое мышление и развитие речи: (А.А. Гин «Приемы педагогической техники»).
- Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора.
- Принцип открытости. Предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения. - Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю практическую деятельность.
- Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
- Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы детей. Виды деятельности при реализации проекта:
Виды деятельности | реализация | |
ребенок | взрослый | |
Игровая появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат | «Дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения» игры из книги С.И. Грин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» | Козырева Н.А. «Теремок сказок» развивающие игры для семьи |
Изобразительная ребенок с помощью работы, фантазии вливается в мир взрослых, познает его и принимает в нем участие. | «Сарафан надела осень», «Разноцветная сказка», «Колючая сказка» ст. возраст: «В саду у доброй и злой волшебницы», «Фантастический город», «Вьюжная сказка», «Волшебное превращение» | «Древо желаний», «Скатерть- самобранка», «Как оживает пластилиновая палочка», «О чем говорят занавески в доме» «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников» Н.В. Корчаловская |
Проектная активизирует самостоятельную деятельность ребенка; Обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. | «Поможем растению», «Путешествие в прошлое. Динозавры», «Мои правила сохранения жизни», «Мы - защитники», «Учимся вышивать», «С тренажером подружись - сил, здоровья наберись!, «В мире добра», «Книга сказок в подарок детскому саду» | Во всех проектах принимали участие родители |
Исследовательская дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений | Творческие задачи (Приложение) « Шаг в неизвестность» Т.В. Владимирова «Преемственность в естественнонаучном образовании детей в системе «детский сад -начальная школа» Т.В. Владимирова, Л.А. Хамидуллина | Творческие задачи (Приложение) «Секреты природы – это так интересно!» Л.В. Ковинько |
Коммуникативная объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержки и оценки | Во всех видах деятельности Праздник «Каменный праздник», КВН, «Мы – эрудиты» | Праздник «Каменный праздник», КВН, «Мы – эрудиты» Во всех видах деятельности |
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития творческого потенциала дошкольников.
Педагогические методы и средства, используемые в процессе реализации проекта: Детство для человека – это уникальная пора развития всех психических функций, механизмов речи, речевого мышления, памяти, социальных эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые ответственны высшие структуры мозга.
Успешность развития творческого потенциала детей в детском саду во многом определяется соответствующей квалификацией педагогов. Поэтому педагогу в первую очередь необходимо изучить особенности творческого мышления и воображения. Детское творческое мышление можно разделить на три стадии
Эвристическое мышление, которое опираясь на критерии поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации
Причинно - следственное связано с выходом представляемого образа и рассмотрение его в совокупности с окружающим его мира
Наглядно - действенное помогает дошкольнику понять пространственные и временные отношения между объектами окружающего мира
ку
Специалистами по ТРИЗ Злотиным Б.Л., Зусман А.В, были проанализированы, согласно теории Ж. Пиаже, основные черты так называемого «тризовского мышления», формирующегося при обучении приемам и методам ТРИЗ. 1. «Любовь» к противоречиям,поиск их в задаче, умение выявлять и формулировать противоречия. 2. Системный подход, стремление выявить связи,даже между отдаленными, внешне не связанными объектами, процессами и явлениями. 3.Организованное сочетание индукции, дедукции, трансдукции. 4.Целенаправленный поиск и выработка закономерностей, вербализация. 5.Замена по определенным правилам неразрешимой задачи другой, поддающейся решению и позволяющей получить нужный эффект.
Акцентирование выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях
Воображение – психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. (М.В.Гомезо, И.А. Домашенко). Механизмы творческого воображенияТипизация выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях
Схематизация сглаживание различий между объектами и выявление их сходств
Гиперболизация увеличение или уменьшение объекта и его частей
Агглютинация создание нового образа из частей других образов
Методы развития воображения и творческого мышления,которые использовали с детьми:
- Метод «Мозговой штурм».(автор - морской офицер Алекс Осборн) Предлагаем детям проблемы, которые имеют множество решений. Поощряем детей за высказывание всех мыслей и идей, воздерживаемся от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. ( Приложение 5)
- Круги Луллия. (автор – Раймонд Луллий). Для работы с детьми пятого года брала сначала только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В дальнейшем стала использовать 2-3 круга с 5-6 секторами. С детьми старшего возраста использую 4круга с 8 секторами на каждом. В работе используем разный принцип заполнения колец.( Приложение 6) Для определения уровня развития воображения и творческого мышления проводим тренинги. Тренинги проводим в виде игровых упражнений (индивидуально и с подгруппой). (Приложение 7)
- Морфологический анализ. При сочинении сказок по таблице используем алгоритм по методу В.Я. Проппа («Морфология сказки»).Суть метода состоит в построении таблиц, которые должны охватить все мыслительные варианты изменения. Создание фантастического образа осуществляем в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация и т.д.). ( Приложение 8, 9 )
- Ступенчатый Эвроритм. Детям предлагаем рассматривать предметы, хорошо знакомые по внешнему виду и своим функциям. Главное при работе по этажному конструированию не результат, который при обсуждении получится, хотя он тоже важен, а рассуждения во время анализа ситуации, планирование и обсуждение будущих действий. ( Приложение 10)
- Творческие задачи. Активно используем алгоритм решения изобретательских задач, адаптированный к работе с дошкольниками Т.А. Сидорчук. При решении изобретательских задач основное место занимает работа с противоречиями. Барьером к активному использованию в работе творческих задач является недостаточное количество примеров в ТРИЗ- литературе, исходя из этого разработала несколько творческих задач , которые использовала в своей работе. ( Приложение 11)
Типовые приемы фантазирования. Цель типовых приемов фантазирования: научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку. Приемы: уменьшения- увеличения, дробления-слияния, наоборот, изменения во времени, оживление-окаменение, универсализация-специализация. Вашему вниманию предлагаю игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения. (Приложение 12 )
Методы развития речи на основе дифференцированного подхода.Одной из важнейших задач обучения дошкольников является формирование речи. Обучение составлению сравнений и загадок При составлении загадок использую наглядные модели: таблицы, дидактическое пособие «Загадки от солнца».
Пособие «Загадки от солнца» Этим пособием стала пользоваться со средней группы. Мы с детьми обговорили обозначения каждого предмета изображённого на рисунке: пирамидка обозначает цвет, мяч – форма, вертолёт – действие, грибки – размер, арбуз на дольки – части, вопрос – вкус, запах, состояние.
Модели составления загадок
Модель 3. Загадки по ассоциации
На что похоже? | Чем отличается? |
как | а не |
Модель 2. Загадки по действиям
Что делает? | Что делает тоже действие |
но | не |
Модель 1. Загадки по признакам
Какой? | Что такое же? |
но | не |
«Наши загадки»
Похоже отличает
«да -
Загадка «да – нетка» по сюжету литературных произведений. В качестве опоры используем схему Т.А. Сидорчук для построения загадки:
Кто? | Какой или что делает? | Чем все закончилось? |
Ответ на вопрос дается местоимением | Ответ на вопрос предусматривает название конкретного признака или действия | Ответ на вопрос дается в общем виде |
«Наши загадки» - Приложение 13.
Параллельно работе по составлению загадок проводила обучение детей умению подбирать сравнения. В средней группе в состоставляемой фразе признак не называется, остается только его значение( одуванчики желтые, как цыплята). В старшем возрасте больше внимания уделяли формированию чувственности к образному слову(«Береза белая, как облако», «Дерево корявое, как руки Бабы-Яги»).
Пособие «Гусеничка»
Цель: формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.
Модели составления сказок
Метод каталога. Детям предлагается сочинить сказку с помощью какой-либо книги. Ведущий задает детям вопрос, ответ на который ребенок находит, указав слово на открытой странице выбранного текста. Ответы, найденные в книге, собираются в единую сюжетную линию. Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Метод создан для снятия психологической инерции и ломки. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти). Последовательность вопросов может быть следующей: О ком сочиняем сказку? Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Как добрый герой боролся со злом? Чем всё закончилось? Предполагаемый ход действия сказки: Жил-был.… И был он какой? Умел делать что? Делал он это, потому что.… Но в это время жила-была…Она была.…Однажды между ними случилось…Им помогла.…Сделала она это, чтобы… и т.д. «Волшебная дорожка».В основе сюжета многих сказок- действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться. При построении этой модели используется один из вариантов морфологического анализа. Метод снежного кома. Основан на применение системного оператора для синтеза фантастических ситуаций.Часто, придумав с детьми какой-либо предмет, мы прекращаем говорить и обсуждать с детьми то, что будет дальше. А дети часто хотят об этом поговорить, вот здесь и пригодится метод снежного кома. (Приложение14). Игра «Фантастичесие гипотезы»: предлагаем детям поразмыслить, что было бы, если… дальше называется любой предмет и действие. Например: что было бы, если б внезапно исчезло солнце или к нам пришёл слон? Метод проектов – основа для творческой деятельности. Метод проектов, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменчивому миру. Главное же умение, которое приобретает ребенок – это умения работать с проблемами. Наши проекты с мальчиками в средней группе «Путешествие в прошлое. Динозавры», «День космонавтики»; в старшей группе «С тренажером подружись – сил, здоровья наберись», «Форма для солдат», «Окаменелости». С девочками: в средней группе «В мире добра», «Поможем растениям»; в старшем возрасте «Составление сказок морально - этического характера», «Учимся вышивать», «Мой подарок маме», «Мои правила сохранения жизни» (Приложение 15, 16 ) 5. Этапы и сроки реализации проекта
Создание проекта - 2008 год, работу по которому планировалось осуществлять по трем этапам: подготовительный, практический, обобщающий. Работа над проектом завершилась в мае 2011 г.
Первый этап – подготовительный, связан с анализом состояния проблемы в психолого – педагогической теории и практике, выявление педагогической осведомленности родителей, а также готовности семьи к сотрудничеству с ДОУ. Было составлено тематическое планирование занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.( Приложение 17) . Примерное распределение методов и приёмов РТВ - ТРИЗ по возрастным группам.(Приложение 18, 18 а).
Второй этап – практический включает в себя совместную деятельность, направленную на решения конкретных задач, с учетом полученных сведений о родителях и детях, и освоенных ими теоретических знаний.
Третий этап – обобщающий предполагает завершение программы, колличественный и качественный анализ эффективности проведенной работы на первом и втором этапах.
Задачи работы по этапам | Содержание деятельности Ответственные | Сроки реализации | Основной результат |
Подготовительный этап | Сентябрь 2008г. | Разработка и утверждение проекта | |
1.Диагностика уровня развития творческого потенциала детей ДОУ в средней, старшей и подготовительной к школе группах | Тестирование проводили по показателям: развитие речи,воображение, кмышление.Использовали пакет диагностических методик (Воспитатели, методист, психолог) | Сентябрь 2008г. | Проблемно – ориентированный анализ. |
2. Диагностика Цель обследования: Выявление знаний и умения развивать творчество у детей дошкольного возраста | Анкетирования, Беседы. (Воспитатели) | Сентябрь 2008г. | Проблемно – ориентированный анализ |
3. Изучить проблемы детей в развитии творческого потенциала в условиях современной России | Педагогический совет. Совещания при заведующем. Семинары – практикумы. (Заведующий, методист) | 2008г. | Повышение профессионального уровня педагогов. Мотивирование коллектива на работу по развитию творческого потенциала у дошкольников и их родителей. |
4. Разработать систему мероприятий по повышению уровня развития творческого потенциала у дошкольников и их родителей. | Индивидуальная работа педагогов, специалистов. Создание творческой группы. | 2008г. | Перспективный план работы по развитию творческого мышления, воображения и речи детей и их родителей. |
Практический | 2008 -2011г | Реализация проекта | |
1. Совершенствовать управление с учетом актуальности задач творческого развития детей | Построение системы работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования (Заведующий,методист) | Сентябрь 2008 -2011г. | Система работы ДОУ |
Работа творческой группы | |||
Взаимодействие с общественными организациями города, службой администрации города.(Методист, воспитатели, специалисты ДОУ) | 2008-2011г. | ||
Разработка диагностических материалов. (Тв. группа) | |||
2. Создать условия для методического сопровождения развития творчества и речи детей, учитывая их особенности. | Проведение консультаций, круглых столов, семинаров, гостиной для родителей, родительских собраний, и т.п. (Специалисты, воспитатели) | с 2008 г. | Повышение компетентности педагогов детского сада. |
Подготовка теоретического материала и разработка сценариев праздников, концертов, театрализованных представлений, спортивно – познавательных мероприятий. (Специалисты, воспитатели) | Создание библиотечки по теме, подбор иллюстрированного материала (альбомы, плакаты, фотографии, выставки детских поделок, рисунков). | ||
Методические конкурсы, семинары – практикумы, деловые игры, тренинговые занятия, интелектуальные игры и др. .(Методист, воспитатели, специалисты ДОУ) | |||
Творческий отчет педагогов о проделанной работе. | 2008г. май. | ||
Анализ деятельности по реализации программы за 2008 – 2009 учебный год. .(Методист, воспитатели, специалисты ДОУ) | 2008г. май. | Динамика сформированности знаний по творческому развитию мышления, воображения и речи детей. | |
3. Организовать тесное взаимодействие с родителями. | Анкетирование и тестирование, дискуссии,выпуск газет ,родительское собрание,семинар практикум «Неталантливых детей не бывает»,конкурсы «Мисс Сентябринка», «Мальчики-маленькие рыцари». (Воспитатели) | с 2008г. | |
Работа родителей в творческой группе. | с2008г. | ||
Семейные клубы «Творческая мастерская»,«Мы вместе». .(Методист, воспитатели, специалисты ДОУ) | 2009 - 2011 | С целью пропаганды развития творчества через доступные средства (изодеятельность, литература, худ. фильмы). | |
Праздники: «День Защитника Отечества», «Любимой маме»,«День матери» и т.д. (Воспитатели, специалисты) | Ежегодно. | ||
Выставки детских рисунков, создание экспозиций, фотоконкурсы. (Воспитатели) | Взаимодействие родителей и детей в совместной деятельности и общении. | ||
Выпуск памяток для родителей. (Воспитатели) | |||
Домашние мастерские (Воспитатели) | Участие в конкурсах рисунков выходного дня, изготовление поделок и т.д. | ||
Совместная партнерская деятельность воспитателя с детьми | Обогащение развивающей среды дидактическими играми, продуктивная деятельность (рисунки, поделки, сюжетно – ролевые игры, театрализованные представления, конкурсы детского художественного творчества,занятия с использованием ТРИЗа-РТВ (Воспитатели) | 2008 -2011г. | |
Традиции в жизни группы: встречи с интересными людьми. (Методист, воспитатели, специалисты ДОУ) | |||
Анализ деятельности по реализации программы за 2009 -2012 учебный год. (Методист, воспитатели, специалисты ДОУ) | 2011 г. | Динамика сформированности знаний по развитию творческого мышления, воображения и речи детей | |
Обобщающий этап | 2011 г. | Анализ выполнения программы | |
1. Анализ результативности работы | Диагностика развития детей. Опрос детей. (Воспитатели) | 2011г. | |
Анкетирование родителей . (Воспитатели) | 2011г. | Оценка эффективности апробации педагогического сопровождения семейного воспитания и степени применимости в работе ДОУ. | |
Диагностика педагогов (Заведующий, методист) | 2011г. | Создание системы работы по развитию творчекого мышления, воображения и речи детей через ТРИЗ-РТВ |
6. Ресурсы
Временные ресурсы. Данный проект носит цикличный характер, каждый цикл рассчитан на учебный год.
Материально-технические ресурсы педагогического проекта
Для обеспечения образовательного процесса, реализации задач проекта в детском саду создана необходимая материально – техническая база.
В дошкольном учреждении функционируют: физкультурный зал, музыкальный зал, изостудия, кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога, методический кабинет, медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор;
- литература: методическая, психолого-педагогическая, научно-популярная, художественная, методические пособия;
- оборудование: компьютеры, принтеры, сканеры, магнитофоны.
Интеллектуальные ресурсы
Данный педагогический проект основан на мастерстве педагога. Прежде всего, необходимо желание кадрового педагога, владеющего педагогическими методами, справедливого и последовательного в своих действиях, умеющего заинтересовать детей, другими словами, требуется высокий профессионал.
Заинтересованность родителей в инновационном процессе. Оказание помощи. 7. Партнеры
В процесс реализации проекта будут привлечены следующие учреждения и организации: Управление образования г. Урай в качестве экспертов; детская центральная библиотека г. Урай в качестве информационного источника, администрация детского сада, «Юность Шаима», «Звезды Югры», «КДЦ Нефтяник», школа искусств, музыкальная школа, в качестве со организаторов некоторых крупных мероприятий, члены жюри крупных мероприятий.
Кадровое обеспечение проекта.
МБДОУ детский сад №19 «Радость» укомплектован педагогическими кадрами на 100 %. В детском саду работает педагогический коллектив в составе 26 человек. Педагоги имеют высокий профессиональный уровень.
№ | Должность педагогов | Имеют образование | категории | |||||
всего | высшее | Незаконченное высшее | Среднее специальное | высшее | 1 | 2 | ||
1 | Заведующий МБДОУ | 1 | 1 | 1 | ||||
2 | Заместитель заведующей по воспитательно-методической работе | 1 | 1 | 1 | ||||
3 | Педагог-психолог | 1 | 1 | 1 | ||||
4 | воспитатели | 4 | 4 | 2 | 2 | |||
5 | Музыкальные руководители | 2 | 2 | 2 | ||||
6 | Инструктор по физической культуре | 1 | 1 | 1 | ||||
7 | Воспитатель изо деятельности | 1 | 1 | 1 | ||||
8 | Учитель - логопед | 1 | 1 | 1 | ||||
9 | Хореограф | 1 | 1 | 1 | ||||
Итого | 13 | 5 | 1 | 7 | 6 | 5 | 2 |
8. Целевая аудитория Целевую группу представляют воспитанники средней, старшей, подготовительной групп. Общий обхват проекта на сегодняшний день – 68 детей и их родители, 8 педагогов и специалистов
9. Ожидаемые результаты и социальный эффект
Результаты – эффекты:
Создание образовательного пространства по развитию творческого потенциала для повышения компетентности педагогического состава, детей. Вовлечь родителей.
Формирование ценностных ориентаций и приоритетов в развитии, среди которых выделяются: творчество, смелость, самостоятельность, любознательность, наблюдательность, организованность.
Интеллектуально смелые
Оригинально мыслящие
Открытость к диалогу
Индивидуальность суждений
Готовность преодолевать препятствия
толерантность
Толерантность
Уважительно относится к высказываниям, мнению других людей
Совершенствование теоретической и практической подготовки, профессиональных и личностных качеств педагогов ДОУ
Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада (укрепление детско - родительских отношений, укрепление взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников)
Создание в ДОУ пространства и условий для повышения квалификации воспитателей по развитию творческого мышления, воображения, речи воспитанников.
Формирование у родителей ответственности семьи за своего ребенка, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на уважении и понимании, развивать речь и творческую личность в своем ребенке.
Результаты - продукты: Методические разработки конспектов занятий, открытых мероприятий, совместных праздников, проекты с участием детей и родителей, газеты для родителей, рекомендации для родителей и для педагогов, творческие работы детей, календарно-тематическое планирование, публикация инновационного проекта на Блоге МБДОУ, публикации статей, участие в межрегиональных и международных конкурсах и т. д. (Приложение 19,20,21,22,23)
10. Перспективы дальнейшего развития проекта
При успешной реализации проекта возможно дальнейшее его развитие: увеличение охвата контингента участников путём сотрудничества с педагогами других детских садов, в этом случае возможно развитие содержания проекта. Кроме того, данный проект может найти своё применение в сфере дополнительного образования. А также данный проект может иметь своё продолжение в начальной школе, среднем и старшем звене.
Библиографический список: Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.
Ардашева Н.И. и др. Истории про … Ульяновск, 1993.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.
Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып.2
Гин С.И. Мир фантазии. М., 2000.
Гин С.И. Мир человека. М., 1993.
Дидактические игры для развития творческого воображения детей /Сост. А.И. Никашин. Ростов-н/Д, 1991.
Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.
Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопр. Психологии. 1993. № 2.
«Золотой ключик» творческого мышления /Под ред. Т.А. Сидорчук. Челябинск, 2000.
Киплинг Р. Сказки. М., 1986.
Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.,2000.
Ладошкина С.Н. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста (рукопись в фонде ЧОУНБ). Новосибирск, 1990.
Ладошкина С.Н. Сказочные задачи (рукопись в фонде ЧОУНБ). Новосибирск, 1989.
Мурашковская И.Я., Валюмс Н.П. Картинки без запинки. СПб, 1995.
Мурашковская И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста // «Педагогика+ТРИЗ». Гомель, 1997.
Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. //Познание. Рига,1993.
Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов н/Д, 1993.
Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978.
Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Обнинск, 1998.
Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 1997.
Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 1997.
Страунинг А.М. Росток. Программа по ТИРЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск, 1995.
Творческие задания в работе с дошкольниками /Под общ. ред. Сидорчук. Челябинск, 2000.
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков, 1996.
Шадрикова В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. – М., 1990.
Эльконин Д.В. Детская психология. Развитие ребёнка от рождения до семи лет. – М., 1960. http://www.trizland.ru/
http://www.altshuller.ru/triz/
http://trizinfo.by.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям
Игры для родителей с детьми в домашней обстановке...
Консультация для родителей «Игры для развития речи и мышления дошкольников»
!Общение ребенка с родителями, с мамой и папой, очень важно. Это и обмен эмоциями, и содержательное времяпрепровождение. Для малыша игра с мамой или папой – радостный и комфортный способ познать мир, ...
Развитие речи у старших дошкольников
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...
РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО- ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ
Консультация для воспитателей...
Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...
Статья Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
Статья Тема: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...
ТРИЗ в развитии речи ребенка-дошкольника
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) является эффективным методом в развитии речи ребенка дошкольного возраста. Данная технология является эффективным инструментом, позволяющим сформировать тв...