конспект урока в 10 классе "Реактивное движение"
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
конспект урока в 10 классе "Реактивное движение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_4.docx | 41.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Реактивное движение.
Цель урока: показать практическое применение закона сохранения импульса, научиться применять закон сохранения импульса при решении задач.
Задачи:
образовательные: - познакомить учащихся с практическим применением закона сохранения импульса; научиться применять закон сохранения импульса при решении задач; сформировать понятие о реактивном движении; дать представление об использовании реактивного движения в природе и технике;
воспитательные: - воспитывать интерес у учащихся к практическому познанию явлений окружающего мира; воспитание эмоционально-положительного отношения к предмету; воспитание патриотизма и гордости за свою Родину;
развивающие: - развивать мышление, память, внимание; развитие навыков творческого мышления и умения преодолевать познавательные затруднения; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Тип урока: изучение нового материала, закрепление материала, решение задач
Оборудование: интерактивное оборудование кабинета физики, сегнерово колесо, воронка с трубкой, пипетки, «рыбки» из картона, воздушный шар.
План урока:
Этапы | Содержание | Формы и методы |
Организация начала урока | Приветствие. Раскрытие общей цели урока. | Использование мультимедийных технологий. Беседа. |
Подготовка учащихся к УПД | Повторение пройденного раннее материала, необходимого для рассмотрения новой темы. | Беседа. Фронтальный опрос Проблемная ситуация. |
Рассмотрение нового материала. Решение задач. | Рассмотреть применения закона сохранения импульса. Решать задачи по теме: «Импульс тела, импульс силы, закон сохранения импульса» | Беседа. Эксперимент. Использование мультимедийных технологий. Рассуждение и анализ эксперимента. Презентации. |
Первичное закрепление материала. | Проверка умение учащихся воспроизводить, полученные на уроке знания. | Работа задачником, карточками. Фронтальный опрос. |
Итоги урока. | Возращение к целям урока. Выявление успешности овладения содержанием урока. Общая характеристика работы класса. | Беседа. Фронтальный опрос. Использование мультимедийных технологий. |
Информация о домашнем задании. | Сообщение домашнего задания, инструктаж учащихся по его выполнению. | Работа с учебником. |
Вспомним (фронтальный опрос):
1. Что такое механическое движение?
2. В каких условиях может возникнуть механическое движение?
3. Что называют импульсом тела и минусом силы?
4. Запишите формулу импульса тела?
5. Какова единица измерения импульса тела в СИ?
6. При каких условиях можно применять закон сохранения импульса?
7. Что такое замкнутая система?
8. Сформулируйте закон сохранения импульса?
Можно ли заставить тело совершать механическое движение по какому-либо другому принципу, чем просто приложение внешней силы?
Сегодня мы с вами откроем новый закон. Поможет нам в этом знаменитый капитан Врунгель.
Задачи сегодняшнего урока урока: (см. слайд)
Итак : стоял штиль, и яхта «Беда» сильно отстала от конкурентов… (Демонстрация фрагмента мультфильма «Приключения капитана Врунгеля», в котором яхта движется вперед за счет выстрелов бутылок шампанского. (Демонстрация ведётся через компьютер).
За счет чего яхта «Беда» догнала другие яхты регаты?
Пробки от бутылок летели назад, а яхта двигалась вперед.
Может ли такое произойти в реальности?
Скорее всего, нет. Потому что пробки слишком легкие по сравнению с яхтой.
Тогда давайте рассмотрим другое вам известное явление — отдача пушки или ружья. Снаряд тоже легче, чем пушка.
Почему при выстреле пушка откатывается назад?
Потому что снаряд вылетает с большой скоростью. И пороховые газы «расталкивают» снаряд и пушку.
А вот еще несколько примеров. Что вы можете сказать о них?
Демонстрации реактивного движения: 1. Вращение сегнерова колеса. (демонстрация с помощью компьютера) 2. Отклонение трубки, при вытекании из нее воды. 3. Перемещение воздушного шарика под действием выходящего из него воздуха.
Попробуйте сами ответить на вопрос: почему движутся эти тела?
Что же общего вы увидели в этих явлениях?
Тело двигалось за счет того, что от него отделялась какая-то его часть.
Какова особенность потери телом своей части?
Часть отделялась от тела с большой скоростью. При этом тело движется в противоположную сторону.
Какой физический закон проявляется во всех случаях?
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА.
Рассмотренные нами примеры -это примеры реактивного движения.
Реактивное движение возникающее при отделении от тела с некоторой скоростью какой-либо его части (записываем в тетрадь)
В 8 классе вы уже рассматривали реактивное движение и наша задача сегодня вспомнить, что вы о нем знаете и углубить ваши знания.
Важным примером реактивного движения является движение ракеты.
Презентация о краткой история развития ракетной техники: от увеселительного назначения (Китай, X в.) до разрушительного ( современность).
Отделяющейся частью тела (ракеты)при таком движении является струя горячих газов, образующихся при сгорании топлива .Струя газов в одну сторону ,а ракета в противоположную.
Величина скорости ракеты (тела) за счет отбрасывания раскаленных газов (рабочего тела) может быть определена из закона сохранения импульса (это наиболее значительное его применение в технике).
m г v г = M р v р , откуда vp = (записываем в тетрадь)
Таким образом, скорость ракеты тем больше, чем больше скорость истечения газов из нее и чем больше соотношение массы топлива к массе ракеты.
Выведенная нами формула справедлива только в том случае, если выброс топлива через сопло происходит мгновенно и если начальная скорость ракеты равна 0. Для реального же полета мгновенное сгорание топлива (взрыв) не применимо, масса топлива уменьшается постепенно и для описания движения ракеты применяют сложные уравнения (уравнение Мещерского, формула Циолковского).
Презентация о жизни и деятельности К.Э.Циолковского. При объяснении принципа работы многоступенчатой ракеты используют заранее заготовленные плакаты.
А знаете ли вы, что реактивное движение встречается даже в природе
(см. слайд)? Тело кальмара удлиненное, заостренное в задней части,
торпедообразное. Такая форма позволяет ему развивать скорость до 50 км в час при движении в воде и в воздухе (кальмары могут выскакивать из воды на высоту 7 метров). Они перемещаются в толще воды за счет движения плавников, а также при помощи реактивной струи: вода впускается в полость тела, а затем выталкивается через суженную воронку, которая может поворачиваться в самых различных направлениях.
Изменить направление движения тела можно изменением направления отделяемой от него части.
Попробуте выполнить самостоятельно эксперимет «Рыбка»:
Из плотной бумаги вырезают рыбку, как показано на рисунке. Положить рыбу на воду так, чтобы верхняя часть осталась сухой. В отверстие капните большую каплю масла ( или мыльного раствора). Пронаблюдать и объяснить явление.
Вопросы и задания для первичного закрепления:
1. Какое движение называют реактивным ?
2. На каком законе основано реактивное движение ?
3. От чего зависит скорость ракеты?
4. Может ли ракетный двигатель разгонять ракеты за приделами земной атмосферы?
5. Почему для запуска космических кораблей используется многоступенчатые ракеты?
Учащиеся получают карточки с задачам. В каждой карточке первая задача на «3», вторая – на «4», третья – на «5». Разбираются на доске задачи: стр. 107-108 учебника из «примеры решения задач».
Карточки:
1 вариант
1. Мяч с массой 100 г, летящий со скоростью1,5 м/с пойман на лету . С какой средней силой мяч действует в руку, если его скорость уменьшается до нуля за 0,03 с .(Ответ :5 Н)
2. С лодки массой 240 кг, движущейся со скоростью 1 м/с выпал груз выпал груз массой 80 кг. Какой стала скорость лодки? (Ответ:162 м/с)
3. Взрыв разрывает камни на три части. Два осколка летят прямым углом друг к другу: осколок массой 1 кг летит со скорость 12 м/с, а осколок массой 2 кг – со скоростью 8 м/с. Третий осколок отлетает со скоростью 40 м/с. Какова масса третьего осколка и в каком направлении он летит? (Ответ: 0,5 кг 53 градуса)
2 вариант
1. Пуля вылетает из винтовки со скоростью 2 м/с.Какова скорость винтовки при отдачи, если её масса больше массы пули в 400 раз. (Ответ:0,005 м/с)
2. От двухступенчатой ракеты, общая масса которой равна 1 т, в момент достижения скорости 171 м/с отделилась вторая ступень массой 0,4т. При этом ее скорость увеличилась до 185 м/с. Найдите скорость, с которой стала двигать первая ступень ракеты. (Ответ: 162 м/с.)
3. Человек, находящийся в неподвижно стоящей на озере лодки, переходит с носа на корму. На какое расстояние переместится лодка, если масса человека равна 60 кг, масса лодки 120 кг, а длина лодки равна 3 м? (Ответ: 1 м.)
3 вариант
- Два кубика массами 1 кг и 3 кг скользят на встречу друг другу со скоростями 3м/с и 2м/с соответственно .Найти сумму импульсов этих тел после их абсолютно неупругого удара.(Ответ: 3 кг*м/с)
- Граната, летевшая горизонтально со скоростью 10 м/с, разорвалась на два осколка. Масса первого равна 1 кг, масса второго 1,5 кг. Большой осколок после взрыва продолжает лететь в том же направлении, и его скорость равна 25м/с. Определите направление движения и скорость меньшего осколка. (Oтвет: 12.5 м/с, летит в противоположную сторону.)
- Охотник стреляет с легкой надувной лодки, находящейся в покое. Какую скорость приобретает лодка в момент выстрела, если масса охотника вместе с лодкой равна 120 кг, масса дроби равна 35 г, начальная скорость дроби равна 3220 м/с? Ствол ружья во время выстрела направлен под углом 60 градусов к горизонту. (Ответ: 6,047 м/с.)
4 вариант
1. Шар массой 100 г движется со скоростью 5м/с .После удара о стенку он движется в противоположном направлении со скоростью 4 м/с .Чему равно изменение импульса шара в результате удара о стенку?(Ответ :0,9 кг*м/с ).
2. Два тела движутся по взаимно перпендикулярным направлениям. Масса первого тела равна 2 кг, а его скорость 3 м/с, Масса второго тела равна 4 кг, скорость 2 м/с. Определить полный импульс системы. (Ответ: 10 кг*м/с.)
3. На встречу платформе с песком , движущейся горизонтально со скоростью V, по гладкому наклонному желобу соскальзывает без начальной скорости тело массой m и застревает в песке. Желоб длиной l образует с горизонтом угол a. Найдите скольжение U платформы после падения в нее тела. Масса платформы M. (Ответ: h = )
Всем спасибо за работу! Не забудьте записать домашнее задание: параграфы 43, 44, упр. 8 При прочтении параграфа попытайтесь устно ответить на вопросы после параграфа 44, из упр. 8 выполните любые четыре задачи.
И, в заключении, надуйте воздушные шарики и отпустите их пронаблюдайте еще раз самый веселый пример реактивного движения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока физики "Реактивное движение. Ракеты"
План - конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов по теме: "Реактивное движение. Ракеты".В конспекте отражены цели и задачи урока. Тип урока: комбинированный. По ходу урока и...
План конспект урока Тема: Социальные движения второй половины XVII в.
Социальные движения второй половины XVII в....
Конспект урока по географии "Движение воздуха".
Сформировать представление об образовании ветра. Ознакомить с видами ветров; Развивать мышление, умение быстро отвечать на вопросы, работать с учебником; Воспитывать интерес к окружающей природе...
конспект урока по теме "Движение вод" в 6 классе
урок интересен тем, что применяются структурно- логические схемы.что позволяет ребенку логически рассуждать и мыслить. На протяжении всего урока используется ЭОР и сопровождается музыкой....
конспект урока "Задачи на движение"
Конспект урока с использованием презентации по теме "Задачи на движение"...
Конспект урока "Задачи на движение"
План-конспект урока с применением технологии УДЕ П.М.Эрдниева. Использован метод обратной задачи. Параллельное рассмотрение взаимно-обратных задач учит анализировать, сравнивать. "Без обратной задачи ...