Методическая разработка урока по физике в 7 классе по теме «Плотность вещества»
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Урок изучения нового материала, основанный на исследовательской деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_teme_plotnost_veshchestva.doc | 488.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Даниловская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока по физике в 7 классе
«Плотность вещества»
Учитель первой квалификационной
категории Вилкова Н.В.
2011 г.
Тема: «Плотность вещества»
Цель урока: создать условия для
- формирования понятия плотности вещества;
- развития умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, развития способов мыслительной деятельности (анализ, обобщение), развития речи (владение физическими понятиями, терминами), развития познавательного интереса учащихся;
- формирования научного мировоззрения, воспитание устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям.
Эпиграф к уроку: О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
(А.С. Пушкин)
Вид урока: исследовательский
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: весы учебные, мензурка, лабораторный стакан, набор тел одинакового объема, набор тел одинаковой массы, кирпич, набор карточек, презентация.
Ход урока
- Организационный момент.
Мотивация. Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать строками стихотворения великого русского поэта А.С. Пушкина.
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Удивительно точно подметил поэт характер научной деятельности. Любому открытию сопутствуют опыт, талант исследователя. Сегодня на уроке мы превратим наш класс в маленькую исследовательскую лабораторию. Вам предстоит стать юным исследователем. Мы попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Нам предстоит пройти этапы познания окружающего мира. Задача непростая. Но я думаю, что мы с ней справимся.
Итак,
Тема нашего урока «Плотность вещества». (Откройте тетради, запишите число, тему урока)
Давайте вместе с вами определим цели урока.
Что мы хотим узнать на уроке нового? Чему мы хотим научиться?
( - узнать что такое плотность;
- узнать от чего она зависит;
- узнать, как она обозначается;
- узнать какой у нее смысл.)
Хорошо, вы назвали почти все цели.
Итак, сегодня на уроке мы должны познакомиться с физической величиной – плотность, узнать, что она характеризует, узнать, как она обозначается и по какой формуле находится. Посмотрите на ваши столы, там лежит план обобщенного характера. По нему мы и будем работать.
- Актуализация опорных знаний
На сегодняшнем уроке нам понадобиться понятие массы. Поэтому давайте вспомним:
- Что такое масса? (Масса - физическая величина, характеризующая инертные свойства тел)
- Что такое инертность? ( Инертность - свойство тел по-разному изменять скорость при взаимодействии )
- Как обозначается масса?
- В чем она измеряется?
- С помощью какого прибора измеряют массу?
Молодцы! Очень хорошо
- Изучение нового материала:
Постановка проблемы.
Ребята, а с помощью наших учебных весов можно измерить массу любого тела? (нет, существует предел измерений). А как вы думаете, массу кирпича мы сможем измерить? (нет)
Можем ли мы определить массу данного кирпича, используя только линейку?
Затрудняетесь? Ладно, мы вернемся к этому вопросу позже, только вы его запомните.
Сейчас каждая группа выполнит экспериментальное задание. Возьмите Карточку № 1.
1 группа:
Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равного объёма. Что можно сказать о веществах, из которых они изготовлены? Измерьте массы этих тел с помощью весов. Занесите данные в таблицу. Сравните массы и сделайте вывод (Как вы считаете, от чего зависит масса вещества). Запишите этот вывод. (V1= V2, m1>m2, масса зависит от рода вещества)
Измерьте объем тел с помощью мензурки. Заполните таблицу.
Вещество | Масса, г | Объем, см3 | Масса вещества в единице объема (в 1 см3) |
Железо | |||
Алюминий |
Вычислите из полученных данных: какую массу будет иметь вещество в объеме 1 см3. Запишите полученный результат в таблицу.
2 группа:
Найдите тела, изготовленные из одного вещества. Сравните их объёмы. Сравните их массы с помощью весов. Учитывая, что масса пустого шприца 2,3 г, вычислите массу вещества, находящегося в нем. Занесите данные в таблицу. Сделайте вывод ( от чего зависит масса тела). Запишите этот вывод. (V1> V2, m1>m2, масса вещества зависит от объема)
Заполните таблицу:
Вещество | Масса, г | Объем, см3 | Масса вещества в единице объема (в 1 см3) |
Вода | |||
Вода |
Вычислите из полученных данных: какую массу будет иметь вещество в объеме 1 см3. Запишите полученный результат в таблицу.
3 группа
Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равной массы. Что можно сказать о веществах, из которых они изготовлены? Сравните объемы этих тел и сделайте вывод (от чего зависит масса тела). Запишите этот вывод. (m1=m2 , V1
Учитывая, что масса пустого шприца 3,8 г, вычислите массу вещества, находящегося в нем. Занесите данные в таблицу.
Заполните таблицу:
Вещество | Масса, г | Объем, см3 | Масса вещества в единице объема (в 1 см3) |
Вода | |||
Спирт |
Вычислите из полученных данных: какую массу будет иметь вещество в объеме 1 см3. Запишите полученный результат в таблицу
4 группа
Найдите тела, изготовленные из одного вещества. Сравните их объёмы. Сравните их массы с помощью весов. Учитывая, что масса пустого шприца 3,8 г, вычислите массу вещества, находящегося в нем. Занесите данные в таблицу. Сделайте вывод ( от чего зависит масса тела). Запишите этот вывод. (V1> V2, m1>m2, масса вещества зависит от объема)
Заполните таблицу:
Вещество | Масса, г | Объем, см3 | Масса вещества в единице объема (в 1 см3) |
Спирт | |||
Спирт |
Вычислите из полученных данных: какую массу будет иметь вещество в объеме 1 см3. Запишите полученный результат в таблицу.
Таким образом, какой общий вывод можно сделать?
Масса зависит от объема тела и вещества, из которого изготовлено тело. Если берем различные вещества, то масса распределяется по объёму по-разному. Для одного вещества на единицу объёма приходится большая масса, а для другого вещества на единицу объёма приходится меньшая масса. Следовательно, массу единицы объёма вещества можно использовать в качестве характеристики данного вещества. Физики так и сделали: ввели физическую величину, которая показывает, чему равна масса единицы объёма вещества и назвали её плотностью.
Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1 м3 (или 1 см3).
Ребята, а как мы определяли массу вещества в 1 см3? Что мы делали? (массу делили на объем)
Значит, чтобы найти плотность нужно массу разделить на объем. Получаем формулу для расчета плотности:
Плотность =
Обозначим величины, входящие в это выражение буквами:
ρ- плотность
m – масса
V – объем. Тогда получим формулу
ρ=
Итак, плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму. Записывают в тетрадь. Так как плотность – это физическая величина, то у неё есть единица измерения. Давайте её определим.
В чем измеряется масса?
В чем измеряется объем?
Тогда единица измерения плотности будет: кг/м3
Записали в тетрадь
А еще ребята единицей измерения плотности будет 1 г/см3.
Ребята, еще раз вернемся к нашим расчетам и посмотрим на полученные значения
1 группа: работала с телами равного объема, изготовленными из разных веществ. Большую массу из них имеет то тело у которого плотность больше (т.е. между массой и плотностью существует прямая пропорциональная зависимость).
3 группа работала с телами равной массы, изготовленными из разных веществ. Больший объем из них имеет то тело у которого плотность меньше(т.е. между объемом и плотностью существует обратная пропорциональная зависимость).
Теперь сделаем небольшую паузу.
Мы с вами сегодня хорошо поработали.
Итак, подведем итоги, что же получили на данный момент:
С какой физической величиной мы познакомились? (плотность)
Что она показывает? (массу вещества, взятого в объеме 1 м3)
Как она обозначается? (ρ)
В каких единицах измеряется? (кг/м3, г/см3)
- Закрепление изученного материала.
Работа с таблицей.
Ребята, откройте учебник на странице 50, и найдите таблицы плотностей. Сейчас мы с ними поработаем. В таблицах приведены плотности твердых тел (таблица 2), плотности жидкостей (таблица 3), плотности газов (таблица 4). Например, нам необходима плотность бензина. По таблице находим: ее значение равно 710 кг/м3. Это число означает, что 1 м3 бензина имеет массу 710 кг. В этой же таблице указана плотность в г/см3. Плотность бензина равна 0,71 г/см3. Ребята, что это означает? Это число означает, что 1 см3 бензина имеет массу 0,71 г.
Вопросы ученикам:
- Чему равна плотность золота? Каков смысл данного числа?
- Чему равна плотность подсолнечного масла? Каков смысл данного числа?
- Ребята, во сколько раз плотность веществ, выраженная в кг/м3 больше плотности веществ, выраженной в г/см3?
Итак, ребята, мы заметили, что плотность, выраженная в кг/м3 в 1000 раз больше плотности вещества, выраженного в г/см3. Значит, чтобы перевести плотность, выраженную в г/см3 в кг/м3 нужно число умножить на 1000. Например,
Пример1 : Плотность меди 8,9 г/см3. Выразите ее в кг/м3.
8,9 г/см3= 8,9* 1000 кг/м3= 8900 кг/м3.
Пример 2: Плотность льда 900кг/м3. Выразите ее в г/м3.
900 кг/м 3= 900:1000 г/см3=0,9 г/см3
Выразите плотность, полученную экспериментально в кг/м3. Сравните ее с табличным значением.
Ребята, теперь, пользуясь таблицами плотностей, выполним качественные задачи, работая в группах.
Карточка №2
1 группа
На рисунке изображены два кубика одинаковой массы: один из алюминия, другой из свинца. Определите, какой кубик из алюминия, какой из свинца?
Ответ: 1-из алюминия, 2 – из свинца, так как их массы одинаковы, а плотность алюминия меньше плотности свинца.
2 группа
Ответ: ρ1< ρ2, так как массы одинаковы, а объем первого тела больше чем второго.
3 группа
Ответ: 2 шарик – чугунный, так как плотность чугуна больше плотности парафина, значит и его масса будет больше при равных объемах.
4 группа
Ответ: во 2 стакане серная кислота, так как массы одинаковы, а плотность серной кислоты больше чем у воды, значит, объем должен быть меньше.
Каждая группа объясняет.
А теперь, ребята, давайте решим расчетные задачи.
Карточка №3
- Кусок металла массой 474,5 г имеет объем 65 см3. Что это за металл?
- Картофелина массой 59 г имеет объем 50 см3. Определите плотность картофеля и выразите ее в килограммах на кубический метр (кг/м3)
(1 задачу – на доске 1 человек, 2 самостоятельно с проверкой.)
Дано: Решение
m=474,5 г ρ=
V=65см3 ρ=
ρ- ? Ответ: олово
Дано: Решение
m=59 г ρ=
V=50см3 ρ=
ρ- ? Ответ: 1180
А теперь ребята я предлагаю вам вернуться к началу урока и вспомнить задание, которое вызвало у вас затруднение. Вопрос с кирпичом.
Так как же используя линейку определить массу кирпича.
Я вам помогу чуть-чуть.
Перед вами формула для плотности. Выразите мне из нее массу вещества.
m=ρ*V
Так как же используя линейку определить массу кирпича.
V=abc
Давайте определим массу кирпича.
Выполняют практическое задание.
Дано: Решение
а= m=ρ*V
в= V=abc
с= V =
ρ=1,8 m =
т -? Ответ:
Ребята я хочу сказать, что вы молодцы. Хорошо работали сегодня на уроке. Но вот у меня есть ощущение незаконченности нашего урока, как будто мы что-то забыли. Посмотрите, пожалуйста, на ваши планы. Все ли мы рассмотрели.
Да. Вы правы.
Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства.
Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы.
Спасибо ребята за урок! Мне было приятно поработать в вашем классе.
- Домашнее задание: §21, упр.7 №№1-3 – базовый уровень, задачи на карточке по выбору: Задача В – повышенный уровень, С – высокий.
- Итоги урока: Вопросы по плану изучения физической величины
Ребята, уходя с урока, прикрепите нарисованные смайлики настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 7 классе по теме "Плотность вещества"
Урок отработки и систематизации знаний и умений по теме "Плотность вещества"....
Презентация к уроку физики в 7 классе по теме "Плотность вещества"
Презентация к уроку физики в 7 классе по теме "Плотность вещества"Цели урока:Выяснить физический смысл понятия плотности;познакомиться с определением плотности вещества;Вывести формулу для расчёта пло...
Разработка урока по физике в 7 классе на тему: "Плотность вещества"
Цель урока: введение новой характеристики вещества – плотности, рассмотрение её характеристик (определение, формула, единицы измерения, способы измерения)....
Урок физики в 7 классе по теме "Плотность вещества"
Урок формирования новых знаний...
открытый урок по физике в 7 классе по теме "Плотность вещества"
Урок по физике в 7 класее с использыванием сингапурских структур в обучении. Влючает в себя практические и лабораторные работы,тест на закрепление материала....
урок физики в 7 классе по теме "Плотность вещества"
Представлена полная разработка урока, включающая в себя : технологиченскую карту урока, презентацию к уроку, раздаточный материал, тест по теме....
Конспект урока физики 7 класс по теме "Плотность вещества"
Конспект урока 7 класса по теме "Плотность вещества" разработан с учетом требований ФГОС....