Урок физики в 7 классе по теме "Плотность вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа с. Ямское
Краснокутского района Саратовской области
Урок физики в 7 классе
«Плотность вещества»
Подготовила
учитель физики
Гладченко Мария Александровна
Ноябрь 2013 г
Тема урока: Плотность
Тип и вид урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала, комбинированный, носит исследовательский характер
Цель урока: введение новой характеристики вещества – плотности, рассмотрение её характеристик (определение, формула, классифицирующий признак, единицы измерения, способы измерения).
Задачи:
Образовательные:
- продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;
- повторить: явление взаимодействия тел; понятие массы тела;
-первичное формирование умений наблюдать, планировать исследовательскую работу.
Воспитательные:
-продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления;
- формирование умения работать в группах.
Развивающие:
- продолжить формировать умение высказывать умозаключения;
- вырабатывать умение воспроизводить полученные знания по плану, работать с табличным материалом;
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
Формировать умение решать качественные задачи.
Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; презентация, составленная с помощью программы PowerPoint; тела равного объема, но разной массы; весы; разновесы; вода и масло растительное равной массы; мензурка с водой; задания на листах для экспериментов, лед, линейка.
План урока:
- Организационный момент. Мотивация.
- Повторение пройденного материала.
- Определение целей урока.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия.
- Домашнее задание, подведение итогов.
Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный момент. Мотивация (2 мин) | - Здравствуйте ребята, я приглашаю вас на урок физики и хочу начать его со стихотворения. Внимательно его прослушайте и ответьте, почему я вам прочитала это стихотворение? Я еще не устал удивляться - Итак, почему я вам прочитала это стихотворение? - Да, это стихотворение об открытиях, а любой урок тоже является открытием. Причем к этому открытию вы придете сами. А в начале нашего пути нарисуйте на оценочном листе свое настроение. Постановка проблемной задачи: Давайте попробуем ответить на вопрос: « Как найти массу бруска с помощью линейки?» | Слушают стихотворение. - Потому что здесь говорится про открытия, а многие открытия связаны с физикой. (у каждого на столах лежит оценочный лист Прилож 1) Высказывают предположения. |
2. Повторение (7 мин) | Какие величины нам для этого потребуются?
Слайд 2 | Отвечают на вопросы. |
3. Определение целей урока (5 мин) | А теперь, посмотрите внимательно на стол. Перед вами лежат бруски. Подумав, ответьте: что общего и чем отличаются бруски друг от друга? Что ещё можно выяснить? Как вы думаете, почему? Влияет ли род вещества на массу тела при одинаковом объеме этих тел? Значит, объём, масса и род вещества между собой взаимосвязаны. И сегодня на уроке мы и узнаем об этом. Тема нашего урока «Плотность вещества» слайд 3
- Теперь, давайте вместе с вами, определим, чем сегодня будем заниматься? (определим цели урока) - Хорошо, вы назвали почти все цели. Согласно им план нашего урока выглядит так: слайд 6 | - Бруски (на слайде 3) отличаются тем, что они изготовлены из разных веществ, но имеют одинаковый объем. - Можно взвесить их на весах.(Взвешивают 2 бруска из дерева и пластика, из дерева и железа) - Массы у них тоже разные. - Бруски изготовлены из разных веществ. - Да, влияет. Записывают в тетрадях тему урока. Называют цели - узнать что такое плотность; - узнать, как она обозначается; - узнать от чего она зависит; - узнать какие единицы измерения; - узнать способы измерения. |
4. Изучение нового материала (15 мин) | - Давайте с вами проведем исследование. Для этого у вас на столах лежат весы и тела равного объёма, но разной массы, 2 стакана с разными жидкостями равной массой. Проведите исследование по плану который написан у вас на листе бумаги зеленого цвета. Остальные (2-3 человека) в это время делают перевод единиц в систему СИ. (Прилож.2) - Определения и формулы плотности проведем исследование по группам: 1) Перед вами 2 бруска. Какой у них объём? Вам нужно выяснить, какая у каждого тела масса. Прилож.3 2) Перед вами 2 стакана с жидкостями равной массой. Прилож.3 - Что можно сказать об этих телах? - - Вам нужно выяснить, какой объём у каждого тела. (Оба задания записаны на листах и выдаются на каждую парту) - Во время решения экспериментальных задач соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с мензурками, весами и телами. При выполнении заданий при необходимости оказывает помощь учащимся. Проверка перевода единиц. Поставьте себе оценку - Анализируем полученный результат. - Итак, вы получили, что тела равного объема имеют разную массу, а тела равной массы – разные объёмы. Это объясняется тем, что разные тела могут иметь разную плотность. И тогда она зависит от объёма и массы. 1 опыт: V 1= V 2, ρ~ m 2 опыт: m1=m2, ρ~1/V Вывод: ρ= m/ V - Давайте теперь сформулируем определение плотности введём её обозначение и запишем формулу плотности в тетрадь: Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему. - Записываем единицы измерения в СИ: [ρ] = [кг/м3] - Выясняем классифицирующий признак величины (скалярная или векторная; постоянная или переменная) Работа с таблицей в учебнике (самая большая плотность, сравнить плотности жидкостей, газов и твердых тел. - У вас на столах стоит стакан с водой и со льдом. Как выдумаете, плотность какого вещества больше? слайд 14 - Почему? Сравните плотности воды, пара, льда слайд 15 - Выясняем способы измерения плотности. Слайд 6 «Способы измерения плотности». - Теперь, используя результаты, полученные вами при выполнении экспериментов, найдите массу бруска из дерева с помощью линейки. Решение проблемной задачи. - Физический смысл плотности: Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3 | - Одинаковый. - Объём у них разный. 1)взвешивают цилиндры равного объема, но разной массы, 2)измеряют объемы воды и масла равной массы. Результаты записывают в тетрадях в виде экспериментальных задач. Самооценка в оценочных листах. Стараются объяснить полученные результаты. Записывают обозначение в тетрадь. Записывают определение в тетрадь. Записывают обозначение в тетрадь. Записывают формулу в тетрадь. Записывают единицы измерения в тетрадь. Записывают: скалярная величина и постоянная для данного вещества. Таблица в учебнике Используя таблицу плотностей, сравнивают плотности плотности жидкостей, газов и твердых тел. Высказывают предположения, затем проверяют, высыпая лед в воду. Делают вывод Сравнивают плотности льда, воды и водяного пара. - Расстояния между молекулами в этих состояниях разные. Всех ближе молекулы находятся в твёрдых состояниях, а дальше всех – в газообразных. Читают план изучения и повторяют определение плотности, её обозначение, единицы измерения и формулу. Решают задачу в тетрадях. |
5. Закрепление. (12 мин) | - Физический смысл плотности: плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3 Задание 1. Плотность редкого металла осмия равна 22600кг/м3. Что это означает? (слайд 13) Вопрос: На чашках уравновешенных весов лежат кубики. Одинаковы ли плотности веществ, из которых сделаны кубики? (слайд 16) Вопрос: В одном из двух одинаковых сосудов налили воду (левый сосуд), в другой раствор серной кислоты равной массы. Какая жидкость имеет большую плотность? (слайд 17) Занимательные опыты: Выполняют 2 парты 1.Налить в прозрачную мензурку воду, опустить туда стальной, пробковый и парафиновый шарики. Объяснить результат опыта. Почему стальной шарик тонет, а остальные всплывают на поверхность? 2. Определите плотность куска мыла с помощью линейки. Масса написана на нем. 3. В колбе налиты разные жидкости и плавает парафиновый шарик объясните опыт. - Все остальные решают тест (в это время). Далее оценка теста, задач. Слайд 19 – «Критерии оценок» | - Ученики отвечают, что плотность вещества показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3 (или 1 см3). - Ученики отвечают, что плотность осмия показывает, что, если взять осмий, объёмом 1м3, то его масса будет равна 22600 кг. - Массы тел равны, а объём левого больше объёма правого тела, тогда плотность левого тела меньше плотности правого. - Массы жидкостей равны, а объём жидкости слева больше объёма справа, тогда плотность жидкости слева меньше плотности справа. - Стальной шарик тонет, так как у него плотность больше. Рассказывают опыты. Приложение 4 |
6. Рефлексия (4 мин) | - Теперь вам необходимо оценить свои достижения на этом уроке. У вас на столах оценочные листы. Рефлексивный тест
По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил пять плюсов, затем тех, у кого получилось четыре и три плюса. | Отвечают на вопросы. |
7. Домашнее задание (1 мин) | слайд 24 | Записывают в дневник д/з. |
V. Физкультминутка(перед закрепление нового материала) (Слайд 9)
1. Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
2. «Да» – руки вверх, «Нет» – руки в стороны.
Используемые источники:
1.Физика 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин.- М.: Дрофа, 2009 г.
2.Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З. В. Александрова и др. выпуск 2 , М. : Издательство «Планета» , 2012 г.
3.Чеботарева А.В. Дидактические карточки-задания по физике : 7 класс : к учебнику А.В.Пёрышкина « Физика 7 класс А.В. Чеботарева .- М. : Издательство « Экзамен» , 2010г.
4.Марон А.Е. Физика.7 класс : дидактические материалы / А.Е. Марон , Е.А. Марон .- 3-е изд., стереотип.- М. : Дрофа , 2006г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/450/78450626_2222299_koshka_i_mishka.jpg
2.http://newton-yar.ru/photos/catalog/ct/1430.jpg
3.http://www.fizika.ru/fakultat/tema-02/02242b.gif
4. http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/43ed52f1-ebb8-7ace-d4a9-a784f4360ee0/0200301.gif
5. http://microscopesindustry.com/images/Beaume%20Hydrometer.jpg
6. http://nauroki.ru/upload/forum/a99b84879fbfcc6eefbdb25825505081.jpg.jpg
7. Учительский портал.
Приложение 1:
Оценочный лист Фамилия Имя ________________
Моё настроение в начале урока
задания | баллы |
1.вопросы | |
2.подумай и ответь | |
3.переведи в си | |
4.опыт | |
5.работа над определением плотности | |
6.работа над формулой | |
7.работа с таблицей плотностей | |
8.способы измерения плоности | |
9.качественные вопросы | |
10.опыт в конце урока или тест |
Рефлексия:
- Все ли у вас получилось?
- Довольны ли вы своими результатами?
- Довелось ли вам в полной мере реализовать свои возможности, применить полученные знания?
настроение в конце урока
Приложение 2:
1 группа
Перед вами два бруска одинакового объёма ,но изготовленные из разных веществ.
Найдите массу каждой из них .
Внимание во время эксперимента соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с весами.
Заполните таблицу .
тело | Масса тела в г |
1 | |
2 |
Заполните пропуски в выводе эксперимента.
Вывод эксперимента: тела равного объёма, сделанные из разных веществ имеют ………………………………массу.
Запишите данные таблицы на доске.
2 группа
Перед вами два стакана с разными жидкостями равной массы. Что можно сказать об объёмах этих тел?
Найдите объём каждого тела с помощью мензурки.
Внимание во время эксперимента соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с мензурками и телами.
Заполните таблицу эксперимента
тело | Объём тела в см 3 |
1 | |
2 |
Заполните пропуски в выводе эксперимента.
Вывод: тела равной массы имеют ……………объёмы.
Запишите данные таблицы на доске.
Приложение 4:
Тест вариант 1 1. Плотностью называют… а) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе. к) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму. б) физическое явление. г) физическое тело 2. В системе СИ плотность измеряется в… а) г/см3. д) г/л. о) кг/м3. г) м3/кг 3. Плотность данного вещества зависит … а) от его массы. б) от его объёма. д) от его размеров. ш) нет правильных ответов 4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее… к) такого же стакана со спиртом. д) такого же стакана с молоком. с) такого же стакана с чистой водой. г) такого же стакана с мёдом 5. При замерзании воды плотность её вещества… а) уменьшается. б) может и увеличиваться, и уменьшаться. в) увеличивается. г) не меняется | Тест вариант 2 1. Чтобы определить плотность вещества, надо ... м). его массу разделить на объем а)его объем разделить на массу. с)его массу умножить на объем. 2.Плотность керосина 800 кг/м3. Это означает, что ... ы)керосин массой 1 кг занимает объем 800 м3. с)керосин массой 800 кг занимает объем 1 м3. д)керосин массой 800 кг занимает объем 800 м3. 3. В системе СИ плотность измеряется в… а) г/см3. ш) кг/м3. о) г/л. г) м3/кг 4. Стакан с спиртом тяжелее… к) такого же стакана с бензином. д) такого же стакана с молоком. с) такого же стакана с чистой водой. г) такого же стакана с мёдом 5. При нагревании плотность воды … а) не меняется. б) может и увеличиваться, и уменьшаться. в) увеличивается. г) уменьшается. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"
Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...
Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"
Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...
Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"
Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...
Интегрированный урок по химии и физике 8 класс Вода – удивительное вещество
Данный урок был проведен с целью интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии; систематизировать и дополнить знания о физических свойс...
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
урок физики 8 класс"Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация"
Тема урока: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических телТип урока: изучение нового материала.Цели урока:Образовательные: продолжить формирование представлений о ст...