Урок физики в 7 классе по теме "Плотность вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Урок формирования новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_plotnost.7_kl.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа с. Ямское

Краснокутского района Саратовской области

Урок физики в 7 классе

«Плотность вещества»

Подготовила

учитель физики

Гладченко Мария Александровна

Ноябрь 2013 г

Тема урока: Плотность

Тип и вид урока:  урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала, комбинированный, носит исследовательский характер

Цель урока: введение новой характеристики вещества – плотности, рассмотрение её характеристик (определение, формула, классифицирующий признак, единицы измерения, способы измерения).

Задачи:

Образовательные:

- продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;

-  повторить: явление взаимодействия тел; понятие массы тела;

-первичное формирование умений наблюдать, планировать исследовательскую работу.

Воспитательные:

-продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления;

- формирование умения работать в группах.

Развивающие:

- продолжить формировать умение высказывать умозаключения;

- вырабатывать умение воспроизводить полученные знания по плану, работать с табличным материалом;

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

Формировать умение решать качественные задачи.

Оборудование:  мультимедийный проектор; компьютер; презентация,  составленная с помощью программы PowerPoint; тела равного объема, но разной массы; весы; разновесы;  вода и масло растительное равной массы; мензурка с водой; задания на листах для экспериментов, лед, линейка.

План  урока:

  1. Организационный момент. Мотивация.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Определение целей урока.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Рефлексия.
  7. Домашнее задание, подведение итогов.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент. Мотивация

(2 мин)

- Здравствуйте ребята, я приглашаю вас на урок физики и хочу начать его со стихотворения. Внимательно его прослушайте и ответьте, почему я вам прочитала это стихотворение?

 Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле,
Телевизору, голосу рации,
Вентилятору на столе.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам…
 Слайд 1

- Итак, почему я вам прочитала это стихотворение?

- Да, это стихотворение  об открытиях, а любой урок тоже является открытием. Причем к этому открытию вы придете сами.

А в начале нашего пути нарисуйте на оценочном листе свое настроение.

Постановка проблемной задачи:

Давайте попробуем ответить на вопрос: « Как найти массу бруска с помощью линейки?»

Слушают стихотворение.

- Потому что здесь говорится про открытия, а многие открытия связаны с физикой.

(у каждого на столах лежит оценочный лист Прилож 1)

Высказывают предположения.

2. Повторение

(7 мин)

Какие величины  нам для этого потребуются?

  • Какую физическую величину называют массой?
  • Как обозначается масса тела и в каких единицах она измеряется в системе СИ?
  • Какие ещё единицы массы Вы знаете кроме кг?
  • Какой буквой обозначается объем тела?
  • В каких единицах измеряется объем тела в системе СИ, и какова связь между м и см³
  • Как связаны между собой кг и г.
  • Правила взвешивания.
  • Как найти объем тела. Если известна ширина, длина и высота тела, записать формулу.

Слайд 2

Отвечают на вопросы.

3. Определение целей урока

(5 мин)

А теперь, посмотрите внимательно на стол. Перед вами лежат бруски. Подумав, ответьте: что общего и чем отличаются бруски  друг от друга?

Что ещё можно выяснить?

Как вы думаете, почему?

Влияет ли род вещества на массу тела при одинаковом объеме этих тел?

Значит, объём, масса и род вещества между собой взаимосвязаны. И сегодня на уроке мы и узнаем об этом. Тема нашего урока «Плотность вещества» слайд 3

 

- Теперь, давайте вместе с вами, определим, чем сегодня будем заниматься?  (определим цели урока)

- Хорошо, вы назвали почти все цели. Согласно им план нашего урока выглядит так: слайд 6

- Бруски (на слайде 3) отличаются тем, что они изготовлены из разных веществ, но имеют одинаковый объем.

- Можно взвесить их на весах.(Взвешивают 2 бруска из дерева и пластика, из дерева и железа)

- Массы у них тоже разные.

- Бруски изготовлены из разных веществ.

- Да, влияет.

Записывают в тетрадях тему урока.

Называют цели

- узнать что такое плотность;

- узнать, как она обозначается;

- узнать от чего она зависит;

- узнать какие единицы измерения;

- узнать способы измерения.

4. Изучение нового материала (15 мин)

- Давайте с вами проведем исследование. Для  этого у вас на столах лежат весы и тела равного объёма, но разной массы, 2 стакана с разными жидкостями равной массой. Проведите исследование по плану который написан у вас на листе бумаги зеленого цвета.

Остальные (2-3 человека) в это время делают перевод единиц в систему СИ.    (Прилож.2)

- Определения и формулы плотности проведем исследование  по группам:

1) Перед вами 2 бруска. Какой у них объём? Вам нужно выяснить, какая у каждого тела масса. Прилож.3

2) Перед вами 2 стакана с жидкостями равной массой. Прилож.3

- Что можно сказать об этих телах? - - Вам нужно выяснить, какой объём у каждого тела. (Оба задания записаны на листах и выдаются на каждую парту)

- Во время решения экспериментальных задач соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с мензурками, весами и телами.

При выполнении заданий при необходимости оказывает помощь учащимся.

Проверка перевода единиц. Поставьте себе оценку

- Анализируем полученный результат.

 - Итак, вы получили, что тела  равного объема имеют разную массу, а тела равной массы – разные объёмы.

Это объясняется тем, что разные тела могут иметь разную плотность. И тогда она зависит от объёма и массы.

1 опыт: V 1= V 2,  ρ~ m

2 опыт: m1=m2,  ρ~1/V

Вывод: ρ= m/ V

- Давайте теперь сформулируем определение плотности

введём её обозначение

и запишем формулу плотности в тетрадь:

Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему.

- Записываем единицы измерения в СИ:

 [ρ] = [кг/м3]

- Выясняем классифицирующий признак величины (скалярная или векторная; постоянная или переменная)

Работа с таблицей в учебнике (самая большая плотность, сравнить плотности жидкостей, газов и твердых тел.

- У вас на столах стоит стакан с водой и со льдом. Как выдумаете, плотность какого вещества больше?

слайд 14

 - Почему?

Сравните плотности воды, пара, льда слайд 15

-  Выясняем способы измерения плотности.

Слайд 6 «Способы измерения плотности».

- Теперь, используя результаты, полученные вами при выполнении экспериментов, найдите массу бруска из дерева с помощью линейки.

Решение проблемной задачи.

- Физический смысл плотности:

Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3 

- Одинаковый.

- Объём у них разный.

1)взвешивают цилиндры равного объема, но разной массы,

2)измеряют объемы воды и масла равной массы.

Результаты записывают в тетрадях в виде экспериментальных задач.

Самооценка в оценочных листах.

Стараются объяснить полученные результаты.

Записывают обозначение в тетрадь.

Записывают определение в тетрадь.

Записывают обозначение в тетрадь.

Записывают формулу в тетрадь.

Записывают единицы измерения в тетрадь.

Записывают: скалярная величина и постоянная для данного вещества.

Таблица в учебнике

Используя таблицу плотностей, сравнивают плотности плотности жидкостей, газов и твердых тел.

 Высказывают предположения, затем проверяют, высыпая лед в воду. Делают вывод

Сравнивают плотности

льда, воды и водяного пара.

- Расстояния между молекулами в этих состояниях разные. Всех ближе молекулы находятся в твёрдых состояниях, а дальше всех – в газообразных.

Читают план изучения и повторяют определение плотности, её обозначение, единицы измерения и формулу.

Решают задачу в тетрадях.

5. Закрепление. (12 мин)

- Физический смысл плотности: 

плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3 

Задание 1. Плотность редкого металла осмия равна 22600кг/м3. Что это означает?

 (слайд 13)

Вопрос: На чашках уравновешенных весов лежат      кубики. Одинаковы ли плотности веществ, из которых сделаны кубики?

 (слайд 16)

Вопрос: В одном из двух одинаковых сосудов налили воду (левый сосуд), в другой раствор серной кислоты равной массы. Какая жидкость имеет большую плотность?

 (слайд 17)

Занимательные опыты:

Выполняют 2 парты

1.Налить в прозрачную мензурку воду, опустить туда стальной, пробковый и парафиновый шарики. Объяснить результат опыта. Почему стальной шарик тонет, а остальные всплывают на поверхность?

2. Определите плотность куска мыла

с помощью линейки. Масса написана на нем.

3. В колбе налиты разные жидкости и плавает парафиновый шарик объясните опыт.

- Все остальные решают тест (в это время).

Далее оценка теста, задач.

 Слайд 19 – «Критерии оценок»

- Ученики отвечают, что плотность вещества показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3 (или 1 см3).

- Ученики отвечают, что плотность осмия показывает, что, если взять осмий, объёмом 1м3, то его масса будет равна 22600 кг.

- Массы тел равны, а объём левого больше объёма правого тела, тогда плотность левого тела меньше плотности правого.

- Массы жидкостей равны, а объём жидкости слева больше объёма справа, тогда плотность жидкости слева меньше плотности справа.

- Стальной шарик тонет, так как у него плотность больше.

Рассказывают опыты.

Приложение 4

6. Рефлексия

(4 мин)

- Теперь вам необходимо оценить свои достижения на этом уроке. У вас на столах оценочные листы.

Рефлексивный тест

  1.  Я узнал (а) много нового.
  2.  Мне это пригодится в жизни.
  3.  На уроке было над чем подумать.
  4.  На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил (а) ответы.
  5.  На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил пять плюсов, затем тех, у кого получилось четыре и три плюса.

Отвечают на вопросы.

7. Домашнее задание

(1 мин)

слайд 24

Записывают в дневник д/з.

V. Физкультминутка(перед закрепление нового материала) (Слайд 9)

1. Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

2. «Да» – руки вверх, «Нет» – руки в стороны.

Используемые источники:

1.Физика 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений  / А.В. Перышкин.- М.: Дрофа, 2009 г.

2.Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие  с электронным приложением / З. В. Александрова  и др. выпуск 2 , М. : Издательство «Планета» , 2012 г.

3.Чеботарева А.В. Дидактические карточки-задания по физике : 7 класс : к учебнику А.В.Пёрышкина « Физика 7 класс А.В. Чеботарева .- М. : Издательство  « Экзамен» , 2010г.

4.Марон А.Е. Физика.7 класс : дидактические материалы  / А.Е. Марон , Е.А. Марон .- 3-е изд., стереотип.- М. : Дрофа , 2006г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/450/78450626_2222299_koshka_i_mishka.jpg

2.http://newton-yar.ru/photos/catalog/ct/1430.jpg

3.http://www.fizika.ru/fakultat/tema-02/02242b.gif

4. http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/43ed52f1-ebb8-7ace-d4a9-a784f4360ee0/0200301.gif

5. http://microscopesindustry.com/images/Beaume%20Hydrometer.jpg

6. http://nauroki.ru/upload/forum/a99b84879fbfcc6eefbdb25825505081.jpg.jpg

7. Учительский портал.


Приложение 1:

Оценочный лист                                                                                             Фамилия Имя ________________

Моё настроение в начале урока

задания

баллы

1.вопросы

2.подумай и ответь

3.переведи в си

4.опыт

5.работа над определением плотности

6.работа над формулой

7.работа с таблицей плотностей

8.способы измерения плоности

9.качественные вопросы

10.опыт в  конце урока или тест

Рефлексия:

  • Все ли у вас получилось?
  • Довольны ли вы своими результатами?
  • Довелось ли вам в полной мере реализовать свои возможности, применить полученные знания?

настроение в конце урока

        


Приложение 2:

        


Приложение 3:

1 группа

Перед вами два бруска одинакового объёма ,но  изготовленные из разных веществ.

Найдите массу каждой из них .

Внимание во время эксперимента соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с весами.

Заполните таблицу .

тело

Масса тела в г

1

2

Заполните пропуски в выводе эксперимента.

Вывод эксперимента:  тела равного объёма, сделанные из разных веществ имеют ………………………………массу.

Запишите данные таблицы на доске.

2 группа

Перед вами два стакана с разными жидкостями равной массы. Что можно сказать об объёмах этих тел?

Найдите объём каждого тела с помощью мензурки.

Внимание во время эксперимента соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с мензурками и телами.

Заполните таблицу эксперимента

тело

Объём  тела в см 3

1

2

Заполните пропуски в выводе эксперимента.

Вывод: тела равной массы имеют ……………объёмы.

Запишите данные таблицы на доске.


Приложение 4:

Тест вариант 1

1.  Плотностью называют…

      а)  физическую величину, равную

отношению объёма тела к его массе.

      к)  физическую величину, равную

отношению массы тела к его объёму.

       б)  физическое явление.

       г) физическое тело        

2.  В системе СИ  плотность измеряется в…

       а)  г/см3.

       д)  г/л.

       о)  кг/м3.

       г) м3/кг

3.  Плотность данного вещества зависит …

      а)  от его массы.

     б) от его объёма.

       д)  от его размеров.

      ш) нет правильных ответов

4.  Стакан  с подсолнечным маслом тяжелее…

     к)  такого же стакана со спиртом.

     д) такого же стакана с молоком.

      с)  такого же стакана с чистой водой.

      г) такого же стакана с мёдом

5.  При замерзании воды плотность её вещества…

     а) уменьшается.

     б) может и увеличиваться, и уменьшаться.

     в) увеличивается.

     г) не меняется

Тест вариант 2

1. Чтобы определить плотность вещества, надо ...

м). его массу разделить на объем

а)его объем разделить на массу.

с)его массу умножить на объем.

2.Плотность керосина 800 кг/м3. Это означает, что ...

ы)керосин массой 1 кг занимает объем 800 м3.

с)керосин массой 800 кг занимает объем 1 м3.

д)керосин массой 800 кг занимает объем 800 м3.

3.  В системе СИ  плотность измеряется в…

       а)  г/см3.

       ш) кг/м3.

       о) г/л.  

       г) м3/кг

4.  Стакан  с спиртом тяжелее…

     к)  такого же стакана с бензином.

     д) такого же стакана с молоком.

      с)  такого же стакана с чистой водой.

      г) такого же стакана с мёдом

5. При нагревании плотность  воды …

     а) не меняется.

     б) может и увеличиваться, и уменьшаться.

     в) увеличивается.

     г) уменьшается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"

Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...

Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"

Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...

Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"

Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...

Интегрированный урок по химии и физике 8 класс Вода – удивительное вещество

Данный урок был проведен с целью интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии;  систематизировать и дополнить знания о физических свойс...

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

урок физики 8 класс"Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация"

Тема урока: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических телТип урока: изучение нового материала.Цели урока:Образовательные:  продолжить формирование представлений о ст...