"Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх." 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме
Конспект урока, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_fizike_kondrakovoy_n.v._mbou_sosh_no13_goroda_stavropolya.docx | 225.76 КБ |
svobodnoe_padenie_tel_kopiya.pdf | 925.43 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНДРАКОВА Н.В.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
Тема урока: «Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх»
Урок физики в 9 классе (по программе А.В. Перышкина базовый уровень)
Цели:
образовательная:
- выявить и доказать от чего зависит свободное падение тел и движение тела, брошенного вертикально вверх, используя формулу Галилея.
развивающие:
- овладение умениями и навыками наблюдать, сопоставлять, сравнивать и анализировать полученные данные; высказываться на заданную тему.
воспитательные:
- формирование коммуникативных навыков и умения работать в режимах «учитель – класс», «учитель – ученик».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы проведения: проблемный, наглядный, самостоятельная работа, фронтальный опрос, решение задач.
Сопровождение урока: Презентация “Свободное падение, движение тела, брошенного вертикально вверх ”, кинофрагмент, материалы ЕК ЦОР, опыты.
Оборудование урока: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, электронный дидактический материал для учащихся, приборы: листы бумаги, книга, алюминиевый и стальной цилиндры.
Ход урока:
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! С сегодняшнего дня мы будем рассматривать характер и законы движения тел, на которые действует только сила тяжести.
Актуализация знаний: Видов движений под действием силы тяжести может быть несколько: движение тел брошенных вертикально вверх, вертикально вниз, брошенных горизонтально. Значение знаний этих законов трудно недооценить. Они объясняют движение парашютистов, снарядов, спортсменов на трамплинах (слайд 2)
Проблемный вопрос: Как вы думаете, каким законом описываются эти действия? Как ведут себя падающие тела в реальных условиях?
Проведение опытов:
Опыт №1: Падение бумаги и книги (сначала каждый предмет отдельно, а потом лист лежит на книге). Обоснуйте это явление? (ответ учащихся)
Правильно. Вывод: Если лёгкое тело падает медленнее, чем тяжёлое, то оно должно «притормаживать» падение тяжёлого тела и связка двух тел должна падать медленнее, чем одно тяжёлое тело.
Но ведь связку можно считать одним телом, ещё более тяжёлым. И значит, связка должна падать быстрее, чем одно тяжёлое тело (слайд 3)
Опыт №2: Падение двух листков бумаги, один из которых смят в комок. Объясните эти действия? (ответ учащихся)
Совершенно верно. Вывод: Время падения не зависит от массы тела, так как масса одинаковая, а форма разная (слайд 4)
Опыт №3: Падение гирек массой 50г и 150 г. Почему гирьки упали одновременно? (ответ учащихся)
Вывод: Мы еще раз убедились, что время падения не зависит от массы тела! (слайд 5)
Теперь мы с вами попытаемся выяснить, как падают тела, от чего зависит время падения, что будет, если не учитывать сопротивление воздуха.
Введение в тему: Впервые теорию свободного падения выдвинул великий мыслитель древности Аристотель (информация учащихся).
Обоснуйте позицию Аристотеля по вопросу свободного падения (в результате дискуссии учащиеся приходят к выводу, что мнение Аристотеля ошибочно) Давайте посмотрим позицию другого ученого.
(Слушаем выступление учащегося, сопровождаемое презентацией из жизни ученого – физика Галилео Галилея)
Знаменитая «падающая» башня – это колокольня собора в городе Пизе, часть редкостного по своей красоте архитектурного ансамбля. Благодаря своему конструктивному изъяну она известна во всём мире. Башня достигает в высоту 55 метров, а надпись на ней свидетельствует, что заложена она в 1174 году. В 1564 году в Пизе родился Галилео Галилей, будущий знаменитый учёный. Судя по его собственным рассказам, он использовал Пизанскую башню для своих опытов.
Нес Галилей одной рукою
Маленький шар из свинца,
А сзади ядро другое
Тащили три молодца...
Ядра, различные весом,
Сбросить решил Галилей.
Какое из них, профессор,
Может упасть скорей?
Обоснуйте позицию ученого (учащиеся приходят к выводу что данный ученый прав).
Да, действительно тела падают с одинаковым ускорением в безвоздушном пространстве, а где же эти законы находят применение в реальной жизни:
Задание №1 Учитель демонстрирует кадры из всеми любимого мультфильма «Трое из Простоквашино».
Задание №2 Послушаем выступление, как знание законов свободного падения было использовано при изобретении парашюта (выступление учащихся).
Задание №3 Предлагаю вашему вниманию небольшой ролик - анимацию, показывающий падение тел разной массы в трубке Ньютона. (видеоролик)
Проблемный вопрос: Какое отношение имеет увиденное к теме нашего урока? (ответ учащихся по группам: мы наблюдаем свободное падение)
Как видите, очень много интересного связано с явлением свободного падения или с движением тела под действием силы тяжести. Подведём итоги, что же такое свободное падение, это и будет тема нашего урока. Открывает учебник (стр. ) и записываем определение в тетрадь «Свободное падение – движение тел только лишь под действием притяжения Земли»
На поверхности Земли падение тел условно считается свободным, так как при падении тел в воздухе всегда возникает ещё и сила сопротивления воздуха, поэтому более тяжёлые предметы падают быстрее. Идеально свободное падение возможно лишь в вакууме, где нет силы сопротивления воздуха, и независимо от массы, плотности и формы все тела имеют одинаковые скорости и ускорения, что мы и наблюдали в трубке Ньютона.
При свободном падении все тела вблизи поверхности Земли независимо от их массы приобретают одинаковое ускорение, называемое ускорением свободного падения. Запишем в тетради значение этой величины:
g=9.8 м/с2 (10 м/с2)
Чтобы убедиться, что свободное падение не противоречит законам природы, давайте представим движение тела массой m по горизонтальной поверхности под действием силы F. Тогда при увеличении массы тела в два раза приложенная сила тоже увеличится в два раза, при условии сохранения характера движения (слайд 9). А теперь мысленно повернём картинку на 900. Что получится? Правильно, падение вертикально вниз под действием силы тяжести (слайд 10) Теперь попробуем вывести формулы для движения тела вниз, и брошенного вертикально вверх. Сначала разберёмся, как пройденный путь зависит от времени движения. Я предлагаю вашему вниманию интерактивную модель движения тел вниз/вверх (слайд 11)
Делаем вывод: (ответ детей на основании графиков) пройденный путь прямо пропорционален квадрату времени, следовательно, свободное падение – равноускоренное движение.
Ребята запишите эти формулы в тетради (слайд 12) .
υ=gt (скорость тела при свободном падении)
s=t2 (перемещение при свободном падении, высота)
На краю стола у вас лежат карточки. На них проводится аналогия между равноускоренным движением и движением тела вверх/вниз. Проанализируем эти формулы в группах
Рефлексия: Думаю, мы с вами узнали достаточно много нового. Предлагаю закрепить полученные знания в процессе решения задач, которые встречаются в ГИА по физике. У доски решают задачи трое учащихся от каждой группы. Класс решат задачи по карточкам в группах. (Приложение) Анализируем решение задач у доски (критерии оценки на доске).
Подведение итогов: Давайте вспомним выступление учащихся.
С какими историческими фактами вы сегодня познакомились?
Какие знания получили? Чему научились? Какие затруднения возникли при решении задач? Какую формулы сегодня мы вывели на уроке?
Я хочу отметить активную работу (выставляем оценки, комментируем работу в группах и записываем домашнее задание (слайд 16) .
Домашнее задание: Учебник § 13-14 учить, стр. 52 – 58, Упр.13 №1, стр.56
Упр.14 , стр.60
Спасибо за урок, до свидания!
Литература, источники информации:
1. Учебник: А. В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика 9 класс. М.: Дрофа, 2013 г.
2. .Волков В. А., Полянский С. Е.Поурочные разработки по физике 9 класс,
М. Вако, 2011.
3.Интернет-ресурс ЕК ЦОР
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Ю.Лермонтов "Три пальмы". Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
Интегрированный урок литературы и физики на тему стихотворения М.Ю.Лермонтова "Три пальмы". Сделан анализ художественно-изобразительных средств, примененных в стихотворении. По физике разобран раздел ...
Презентация по физике "Движение тела, брошенного вертикально вверх"
Презентация по физике "Движение тела, брошенного вертикально вверх"...
Самоанализ урока информатики в 11 классе «Исследование физической модели на примере движения тела, брошенного под углом к горизонту. Формальная модель»
Данный урок проводился в 11 А классе МБОУ «СОШ №1», класс информационно-технологического профиля. Учебник «Информатика и ИКТ» под редакцией Н.Д. Угриновича, авторской программы основного...
17. Движение тела, брошенного вертикально вверх
Содержит конспект урока, поурочный план ,ЦОР к уроку, дополнительный материал...
Презентация по физике 10 класс "Уравнение движения тела брошенного под углом к горизонту"
Данная презентация использовалась на уроке физики в 10 классе по изучению движения тела под действием силы тяжести...
Контрольная работа по физике по темам Импульс, Свободное падение, Движение с ускорением (9 класс)
Контрольная работа по физике по темам "Импульс", "Свободное падение", "Движение с ускорением" для 9 класса...
Конспект урока «Движение тела, брошенного под углом к горизонту (баллистическое движение)»
Представлена содержательная часть урока, которая поможет в выборе того или иного материала для конструирования собственного урока...