Разработка урока физики в 7 классе по теме "Строение твердых тел, жидкостей и газов"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Беседина Антонина Николаевна

урок-исследование по теме "Строение твердых тел, жидкостей и газов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТРОСТЕНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА НОВООСКОЛЬСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

ТРИ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА.  МОДЕЛИ СТРОЕНИЯ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ

ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА

КЛАСС: 7

УЧИТЕЛЬ: БЕСЕДИНА АНТОНИНА НИКОЛАЕВНА

2012 г.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Организация познавательной исследовательской деятельности учащихся.

4. Организация деятельности учащихся по применению знаний.

5. Контрольный.

 Цели урока:

  1. ознакомить учащихся со свойствами агрегатных состояний вещества, установить взаимосвязь свойств вещества с его строением, движением и взаимодействием частиц;
  2. формировать умение выделять главное, систематизировать, обобщать материал, развивать наблюдательность, познавательный интерес к предмету;
  3. воспитывать взаимовыручку, чувство ответственности за себя и других, внимание и умение слушать.

Оборудование и наглядность: компьютер, проектор, презентация,  брусок деревянный, стержень металлический, шнур резиновый, пластилин, нитки, мел, шприц медицинский, мензурка, колбы разной формы, резиновый шарик, пластиковая бутылка, конверты с цветными кружками, клей, печатные тесты, магниты.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Дорогие ребята! Сегодня вы будете не учениками 7 класса, а моими коллегами – физиками-экспериментаторами, исследователями различных состояний вещества. Именно изучению свойств различных состояний вещества посвящена наша с вами совместная работа.

Сообщение темы работы. (Слайд 1)

2. Актуализация опорных знаний и действий, на которые будет опираться новый материал.

1) Фронтальный опрос.

- Сначала вспомним, коллеги, что мы знаем о строении вещества?

- Как мы доказали эти положения?

- Какие состояния вещества вам знакомы?

- Назовите вещества, которые находятся в твердом? жидком? газообразном состоянии?

2) А теперь отгадайте загадку: ( Слайд 2)

Я и туча, и туман                     И летаю, и бегу,

И ручей, и океан                      И стеклянной быть могу.

3) Действительно, это вода- вещество, которое вы очень часто можете видеть сразу в разных состояниях во все времена года. Вода, замерзая, превращается в лед, а при кипении превращается в пар - газообразное состояние.

(Слайды 3-5)

- Что вы можете сказать о строении сосульки, воды в стакане и пара над горячей водой?

- Вы считаете, что строение твердых тел, жидкостей и газов одинаково?

Нам сегодня и предстоит сравнить свойства твердых тел, жидкостей и газов и сделать выводы о различии в их строении. Результаты нашей работы мы занесем в таблицу, которую вы видите на доске ( такая же таблица в тетрадях учащихся).

3. Получение новых знаний.

Групповая работа. ( Слайды 6-8)

Класс делится на три группы. Первая группа исследует твердое состояние вещества, вторая – жидкое состояние, третья – газообразное состояние.

В каждой группе выбирается экспериментатор ( проводит опыты), теоретик и «модельер» ( готовит модель строения вещества).

Каждая группа получает задание, состоящее из двух частей: в первой части содержится практическая часть по проведению опытов, выполняя вторую часть задания, учащиеся работают с учебником, выделяя главное в указанном параграфе и готовят модель молекулярного строения вещества.

Задание первой группе

1.а) Попробуйте изменить форму бруска, пластилина, мела, проволоки, шнура. Легко ли это сделать? Нужно ли приложить усилие? Сделайте вывод.

   б) Попробуйте сжать предложенные вам тела (изменить их объем). Изменяйте форму пластилина и каждый раз, привязав его ниткой, определяйте объем с помощью мензурки. Сделайте вывод об объеме твердых тел.

2. Найдите в §12 стр. 28-29 учебника описание молекулярного строения твердых тел и, опираясь на это описание, сделайте модель строения твердого состояния вещества.

Задание второй группе

1. а) Жидкость из мензурки переливайте поочередно в разные сосуды, а затем опять в мензурку. Сделайте вывод о форме жидкости и ее объеме.

    б) Попробуйте сжать жидкость поршнем шприца, закрыв отверстие пальцем. Трудно? Сделайте вывод. Аналогично попробуйте сжать воду в пластиковой бутылке.

2. Найдите в §12 стр. 28 учебника описание молекулярного строения жидкостей и, опираясь на это описание, сделайте модель строения жидкого состояния вещества.

                                      Задание третьей группе

1. а) Надутый резиновый шарик сожмите. Легко ли это сделать? Попробуйте сжать воздух под поршнем шприца. Сделайте вывод.

    б) Надутый шарик перевязан нитью посредине. Какой объем занимает воздух? Развяжите нить. Что произошло? Сделайте вывод.

2. Найдите в  §12 стр. 28 учебника описание молекулярного строения газов и, опираясь на это описание, сделайте модель строения газообразного состояния вещества.

  После выполнения работы каждая группа представляет результаты своей работы у доски, демонстрируя опыты и делая выводы. Результаты заносят в таблицу:

Состояние

вещества

свойства

молекулы

форма

объем

сжимаемость

расположение

движение

взаимодействие

     Затем «модельеры» представляют изготовленные ими молекулярные модели разных состояний вещества и объясняют расположение, движение и взаимодействие молекул.

- Уважаемые коллеги, вы проделали большую работу по исследованию свойств различных состояний вещества и объяснили различия в их молекулярном строении. Итак, подведем итог нашей работы. ( Слайды 9-11)

Физкультминутка. (Слайд 12)

4. Организация деятельности учащихся по применению знаний.

1. Беседа по вопросам.

1) Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 50% его вместимости?

2) Закрытая бутылка наполовину заполнена бензином. Можно ли утверждать, что в верхней половине бутылки бензин отсутствует?

3) Может ли быть в жидком состоянии кислород?

4) Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это состояние воды?

5) В морозный зимний день над полыньей в реке образовался туман. Какое это состояние воды?

6) Кусок олова нагрели, и оно приобрело жидкое состояние. Как при этом менялось движение и расположение частиц олова относительно друг друга?

7) Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы? Как изменилось их расположение и взаимодействие?

8) Объясните физический и житейский смысл пословиц: ( Слайд 13)

-Вилами по воде писано.

-Тверд как алмаз.

-Куй железо, пока горячо.

5. Контроль знаний.

Работа с тестом (5 минут).

Тест «Как мы знаем свойства?»

  1. В каком состоянии вещество сохраняет определенный объем?

а) в твердом,     б) в жидком,    в) в газообразном,   г) в твердом и жидком.

2. В каком состоянии вещество обладает собственной формой?

а) в твердом,     б) в жидком,    в) в газообразном,   г) в твердом и жидком.

3. В каком состоянии вещество сохраняет определенный объем и не имеет собственной формы?

а) в твердом,     б) в жидком,    в) в газообразном,   г) в твердом и жидком.

4. В каком состоянии веществу труднее придать нужную форму?

 а) в твердом,     б) в жидком,    в) в газообразном,   г) в твердом и жидком.

5. Промежутки между молекулами больше у…

а) льда         б) водяного пара

6. Притяжение между молекулами меньше у…

а) воды       б) водяного пара

7. Газы отличаются от твердых тел тем, что у них…

а) промежутки между молекулами больше…

б) промежутки между молекулами меньше…

в) …и молекулярное притяжение больше.

г) …и молекулярное притяжение меньше.

8. Скорости движения молекул меньше у…

а) твердых тел           б) газов.

9. Твердые тела обладают свойством:

а) занимать весь предоставленный объем

б) сохранять свою форму        в) легко сжиматься

10. Чтобы вещество перешло из твердого состояния в жидкое, его нужно:

а) расколоть       б) охладить        в) расплавить.

Осуществляется взаимопроверка и оценивание. Учитель дает ответы и критерии оценивания.

Ответы: 1.г; 2.а; 3.б: 4.а; 5.б; 6.б; 7.а,г; 8.а; 9.б; 10.в.

Оценки: 0-4 – «2»;  5-7 – «3»;  8-9 – «4»;  10 – «5».

6. Подведение итогов урока.

-Уважаемые коллеги, мы провели с вами некоторую исследовательскую работу по изучению свойств трех состояний вещества. Я благодарю всех за сотрудничество.

Выставление оценок.

7. Домашнее задание. (Слайд 14)

§§11,12 с.26, выполнить задание 3 с.29, работа с таблицей.

8. Рефлексия. (Слайд 15). Напишите два номера пословиц, подходящих вашему состоянию на конец урока, уходя, прикрепите к доске магнитом.

Пословицы:

1. Сделал дело, гуляй смело.

2. Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.

3. Работа не волк, в лес не убежит.

4. Одна голова хорошо, а две лучше.

5. Что посеешь, то и пожнешь.

6. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики в9 классе

Урок повторения по теме "Давление""...

Презентация к уроку физики (10 класс) по теме "Поверхностное натяжение жидкости. Поверхностная энергия. Коэффициент поверхностного натяжения".

В презентации дано подробное описание свойств поверхности жидкости, сопровождаемое опытами. В конце учащимся дана возможность проверить усвоение материала, объясняя опыт....

Разработка урока по теме: "Различие в строении твёрдых тел, жидкостей и газов".

Цели урока: объяснить свойства различных состояний вещества различием в характере движения и взаимодействия молекул; научить применять основные положения теории строения вещества для объяснения свойст...

Конспект урока: Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (7 класс).

Тема урока:  Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»  (7 класс)....

Мультимедийная разработка урока. физика 8 класс Тема урока: Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Цели и задачи, решаемые с помощью представленной работы:1.  Наглядно сформулировать цели и задачи урока. 2. Повторить пройденный материал,  необходимый  для  изучения  н...

Презентация к уроку по физике по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах"

Презентация к уроку по физике по теме "Давление в твердых телах, жидкостях и газах"...

разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.

Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...