Рабочая программа 11 класс
рабочая программа (физика, 11 класс) по теме

Палаева Нина Павловна

Рабочая программа 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_11_klass_2013-2014.docx85.03 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Согласно приложению 1 письма Министерства образования Республики Мордовия от 12.04.2010 г. №1718

Пояснительная записка

  1. Статус документа

При составлении программы  были использованы следующие правовые документы

  • Примерная программа среднего(полного) общего образования. (из сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика 7-11 классы. Москва. Дрофа 2001год)
  • Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;
  • Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 19.05.98 № 1276);
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2012-2013 учебный год;
  • Данюшенков В.С. и др. Программы общеобразовательных учреждений. Физика, 10-11 кл. (М.: "Просвещение", 2005)

  1. Общая характеристика учебного предмета

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.

При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса.

Данная рабочая программа, тематического и поурочного планирования изучения физики в 11 общеобразовательных классах составлена на основе программы Г.Я. Мякишева для общеобразовательных учреждений. Изучение учебного материала предполагает использование учебника Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. «Физика-10», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. «Физика  11».

Изучение физики связано с изучением математики, химии, биологии.

Знания материала по физике атомного ядра формируются с использованием знаний о периодической системе элементов Д. И. Менделеева, изотопах и составе атомных ядер (химия); о мутационном воздействии ионизирующей радиации (биология).

Базовый уровень изучения физики ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Рабочая программа и поурочное планирование включает в  себя основные вопросы курса физики 10 - 11 классов предусмотренных соответствующими разделами Государственного образовательного стандарта по физике.

Основной материал включен в каждый раздел курса, требует глубокого и прочного усвоения, которое следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частых фактов. Таким основным материалом являются для всего курса физики законы сохранения (энергии, импульса, электрического заряда); для механики — идеи относительности движения, основные понятия кинематики, законы Ньютона; для молекулярной физики — основные положения молекулярно-кинетической теории, основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа, первый закон термодинамики; для электродинамики — учение об электрическом  поле, электронная теория, закон Кулон, Ома и Ампера, явление электромагнитной индукции; для квантово физики — квантовые свойства сета, квантовые постулаты Бора, закон взаимосвязи массы и энергии. В основной материал также входят важнейшие следствия из законов и теорий, их практическое применение. Изучение физических теорий, мировоззренческая интерпретация законов формируют знания учащихся о современной научной картине мира.

Изучение школьного курса физики должно отражать теоретико-познавательные аспекты учебного материла — границы применимости физических теорий и соотношения между теориями различной степени общности, роль опыта в физике как источника знаний и критерия правильности теорий. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса, из истории развития науки (молекулярно-кинетической теории, учения о полях, взглядов на природу света и строение вещества).

Наглядность преподавания физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала возможно через применение демонстрационного эксперимента. Перечень демонстраций необходимых для организации наглядности учебного процесса по каждому разделу указан в программе. У большинства учащихся дома в личном пользовании имеют компьютеры, что дает возможность расширять понятийную базу знаний учащихся по различным разделам курса физики. Использование обучающих программ расположенных в образовательных Интернет-сайтах  или использование CD – дисков с обучающими программами («Живая физика», «Открытая физика» и др.) создает условия для формирования умений проводить виртуальный физический эксперимент.  

В программе предусмотрено выполнение семи лабораторных работ и одиннадцати контрольных работ по основным разделам курса физики 10 - 11 классов. Текущий контроль ЗУН учащихся рекомендуется проводить по дидактическим материалам, рекомендованным министерством просвещения РФ в соответствии с образовательным стандартом. Практические задания, указанные в планировании рекомендуются для формирования у учащихся умений применять знания для решения задач, и подготовки учащихся к сдаче базового уровня ЕГЭ по физике.

Прямым шрифтом указан материал, сформулированный в образовательном стандарте подлежащий обязательному изучению и контролю знаний учащихся. В квадратных скобках указан материал, сформулированный в образовательном стандарте (уровень общего образования) который подлежит изучению, но не является обязательным для контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Курсивом указан материал рекомендованный Г. Я. Мякишевым. С нашей точки зрения изучение этого материала является обязательным для изучения и контроля знаний учащихся в рамках решения задачи поставленной нами при использовании данной программы в учебном процессе.

Изучение  физики  в общеобразовательных школах  направлено на достижение следующих

В авторскую программу были внесены следующие изменения:

  • изменено название некоторых тем без изменения  фактического содержания  изучаемого материала;
  • зачеты, предусмотренные в авторском варианте,  частично заменены контрольными и проверочными работами по указанным темам, незначительно изменен объем материала, который ими охвачен;
  • в авторском варианте программы не предусмотрено изучение большого количества материала (более 50 параграфов)  но в данной рабочей программе запланировано время   для  изучения тем: свободные механические колебания, гармонические колебания,  превращение энергии при  гармонических колебаниях, закон электромагнитной индукции, самоиндукция и индуктивность,  значительно расширено изучение материала по геометрической оптике,  рассматривается также теоретический материал о явлениях интерференции, дифракции света, а также некоторый другой материал.  Такое расширение  изучаемого материала обусловлено тем, что он его знание необходимо учащимся для выполнения даже заданий  в части А  КИМов ЕГЭ  и имеется временная возможность   его изучения, кроме того этот материал согласно Федеральный компонент  государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике является обязательным для изучения  ( базовый уровень стандарта).
  • выделены дополнительные часы на  решение задач, не предусмотренные   вышеуказанным планированием,  так как они  необходимы  для процесса формирования  умений применять полученные  теоретические знания на практике

  1. Цели изучения физики

- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влиянии на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

- применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрена система фронтальных лабораторных работ. После окончания курса предполагается его повторение.

  1. Место предмета в учебном плане

Планирование составлено из расчёта  2 часа в неделю (70 часов  в год), что соответствует   региональному базисному  учебному плану, но  изменено количество часов на изучение некоторых  тем  в соответствии с  опорой на  многолетний опыт  преподавания физики в старших классах. Выделены часы на  решение задач,  необходимые  для процесса формирования  умений применять полученные  теоретические знания на практике

  1. Рекомендации к методике преподавания

В процессе преподавания важно научить школьников применять основные положения науки для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов и установок. Выделение основного материала в каждом разделе курса физики помогает учителю обратить внимание учащихся на те вопросы, которые они должны глубоко и прочно усвоить. Физический эксперимент является органической частью школьного курса физики, важным методом обучения.

Решение основных учебно-воспитательных задач достигается на уроках сочетанием разнообразных форм и методов обучения. Большое значение придается самостоятельной работе учащихся: повторению и закреплению основного теоретического материала; выполнению фронтальных лабораторных работ; изучению некоторых практических приложений физики, когда теория вопроса уже усвоена; применению знаний в процессе решения задач; обобщению и систематизации знаний.

Следует уделять больше внимания на уроке работе учащихся с книгой: учебником, справочной литературой, книгой для чтения, хрестоматией и т. п. При работе с учебником необходимо формировать умение выделять в тексте основной материал, видеть и понимать логические связи внутри материала, объяснять изучаемые явления и процессы.

Рекомендуется проведение семинаров обобщающего характера, например по таким темам: законы сохранения импульса и энергии и их применение; применение электрического тока в промышленности и сельском хозяйстве.

Решение физических задач должно проводиться в оптимальном сочетании с другими методами обучения. Из-за сокращения времени на изучение физики особое значение приобретают задачи, в решении которых используется несколько закономерностей; решение задач проводится, как правило, сначала в общем виде. При решении задач требующих применение нескольких законов, учитель показывает образец решения таких задач и предлагает подобные задачи для домашнего решения. Для учащихся испытывающих затруднение в решении указанных задач организуются индивидуальные консультации.

Основной учебный материал должен быть усвоен учащимися на уроке. Это требует от учителя постоянного продумывания методики проведения урока: изложение нового материала в форме бесед или лекций, выдвижение учебных проблем; широкое использование учебного эксперимента (демонстрационные опыты, фронтальные лабораторные работы, в том числе и кратковременные), самостоятельная работа учащихся. Необходимо совершенствовать методы повторения и контроля знаний учащихся, с тем, чтобы основное время урока было посвящено объяснению и закреплению нового материала. Наиболее эффективным методом проверки и коррекции знаний, учащихся при проведении промежуточной диагностики внутри изучаемого раздела  является использование кратковременных (на 7-8 минут) тестовых тематических заданий. Итоговые контрольные работы проводятся в конце изучения соответствующего раздела. Все это способствует решению ключевой проблемы — повышению эффективности урока физики.

  1. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

  1. Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен Знать/понимать

         Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,

         Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

         Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,

         Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

Уметь

         Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел,

         Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая  теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

         Приводить примеры практического использования физических знаний:законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

         Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

         Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

         Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

         Рационального природопользования и защиты окружающей среды.

  1. Содержание учебного материала. (70 ч)

Основы электродинамики (продолжение).

Магнитное поле (10 ч).

Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца.

              Демонстрации:

Взаимодействие параллельных токов.

Действие магнитного поля на ток.

Устройство и действие амперметра и вольтметра.

Устройство и действие громкоговорителя.

Отклонение электронного лучка магнитным полем.

Знать: понятия: магнитное поле тока, индукция магнитного поля.

Практическое применение: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы.

Уметь: решать задачи на расчет характеристик движущегося заряда или проводника с током  в магнитном поле, определять направление и величину сил Лоренца и Ампера,

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

Лабораторная  работа: Изучение электромагнитной индукции.

Демонстрации:

Электромагнитная индукция.

Правило Ленца.

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Самоиндукция.

Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы цели и от индуктивности проводника.

Знать: понятия: электромагнитная индукция; закон электромагнитной индукции; правило Ленца, самоиндукция; индуктивность, электромагнитное поле.

Уметь: объяснять явление электромагнитной индукции и самоиндукции, решать задачи на применение закона электромагнитной индукции, самоиндукции.

Электромагнитные колебания и волны (12 ч)

Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.

Демонстрации:

Свободные электромагнитные колебания низкой частоты в колебательном контуре.

Зависимость частоты свободных электромагнитных колебаний от электроемкости  и индуктивности контура.

Незатухающие электромагнитные колебания в генераторе на транзисторе.

Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

Устройство и принцип действия генератора переменного тока (на модели).

Осциллограммы переменною тока

Устройство и принцип действия трансформатора

Передача электрической энергии на расстояние с мощью понижающего и повышающего трансформатора.

Электрический резонанс.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Отражение электромагнитных волн.

Преломление электромагнитных волн.

Интерференция  и дифракция электромагнитных волн.

Поляризация электромагнитных волн.

Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний.

Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения»

Знать: понятия: свободные и вынужденные колебания; колебательный контур; переменный ток; резонанс, электромагнитная волна, свойства электромагнитных волн.

Практическое применение: генератор переменного тока, схема радиотелефонной связи, телевидение.

 Уметь: Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока. Использовать трансформатор для преобразования токов и напряжений. Определять неизвестный параметр колебательного контура, если известны значение другого его параметра и частота свободных колебаний; рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательном контуре с известными параметрами. Решать задачи на применение формул:, , , ,

, , . Объяснять распространение электромагнитных волн.

Оптика (12 ч)

Скорость света и методы ее измерения. Законы  отражения и преломления света. Волновые свойства света: дисперсия, интерференция света, дифракция света. Когерентность. Поперечность световых волн. Поляризация света.

Лабораторная  работа: Измерение показателя преломления стекла.

Лабораторная работа Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы

Лабораторная  работа: Измерение длины световой волны.

Демонстрации:

Законы преломления снега.  

Полное отражение.

Световод.

Получение интерференционных полос.  

Дифракция света на тонкой нити.

Дифракция света на узкой щели.

Разложение света в спектр с помощью дифракционной решетки.

Поляризация света поляроидами.

Применение поляроидов для изучения механических напряжений в деталях конструкций.
Знать: понятия: интерференция, дифракция и дисперсия света.

Законы отражения и преломления света,

Практическое применение: полного отражения, интерференции, дифракции и поляризации света.

Уметь: измерять длину световой волны, решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой; на применение закона преломления света.

Излучения и спектры: Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение: свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Шкала электромагнитных излучений.

Демонстрации:

Невидимые излучения в спектре нагретого тела.

Свойства инфракрасного излучения.

Свойства ультрафиолетового излучения.

Шкала электромагнитных излучений (таблица).

Зависимость плотности потока излучения от расстояния до точечного источника.

Знать: практическое применение: примеры практического применения электромагнитных волн инфракрасного, видимого, ультрафиолетового и рентгеновского диапазонов частот.

 Уметь: объяснять свойства различных видов электромагнитного излучения в зависимости от его длины волны и частоты.

Элементы теории относительности. (3 часа)

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.

Знать: понятия: принцип постоянства скорости света в вакууме, связь массы и энергии.

Уметь: определять границы применения законов классической и релятивистской механики.

Квантовая и атомная физика (13 ч)

[Гипотеза  Планка о квантах.] Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. [Гипотеза де Бройля  о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга.]

Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом. Лазеры.

[Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра.] Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. [Доза излучения, закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы: частицы и античастицы. Фундаментальные взаимодействия]

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. Единая физическая картина мира.

Лабораторная работа Изучение треков заряженных частиц.

Демонстрации:

Фотоэлектрический эффект на установке с цинковой платиной.

Законы внешнего фотоэффекта.

Устройство и действие полупроводникового и вакуумного фотоэлементов.

Устройство и действие фотореле на фотоэлементе.

Модель опыта Резерфорда.

Наблюдение треков в камере Вильсона.

Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Знать: Понятия: фотон; фотоэффект; корпускулярно-волновой дуализм; ядерная модель атома; ядерные реакции, энергия связи; радиоактивный распад; цепная реакция деления; термоядерная реакция; элементарная частица, атомное ядро.

Законы фотоэффекта: постулаты Борщ закон радиоактивного распада.

Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента; примеры технического - использования фотоэлементов; принцип спектрального анализа; примеры практических применений спектрального анализа; устройство и принцип действия ядерного реактора.

Уметь: Решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей световой волны. Вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотозлектронов на основе уравнения Эйнштейна. Определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа.
Рассчитывать энергетический выход ядерной реакции. Определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях.

Строение Вселенной (7 часов)

Строение солнечной системы. Система «Земля – Луна». Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура солнца и состояние вещества в нем, химический состав). Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Физическая природа звезд. Наша Галактика (состав, строение, движение звезд в Галактике и ее вращение). Происхождение и эволюция галактик и звезд.

Демонстрации:         

Модель солнечной системы.

Теллурий.

Подвижная карта звездного неба.

 Знать: понятия: планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная.

Практическое применение законов физики для определения характеристик планет и звезд.

Уметь: объяснять строение солнечной системы, галактик, Солнца и звезд. Применять знание законов физики для объяснения процессов происходящих во вселенной. Пользоваться подвижной картой звездного неба.

Повторение. (11 ч)

Итоговые уроки (2 ч)

  1. Тематическое планирование по физике 11 класс. (2 ч в неделю, 70 ч в год)        

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч

Из них

Л/р

К/р

1

Магнитное поле

10

2

1

2

Электромагнитные колебания и волны

12

1

1

3

Оптика

12

3

1

4

Элементы теории относительности

3

5

Квантовая и атомная физика

13

1

2

6

Строение Вселенной.

7

7

Повторение.

11

8

Итоговые уроки

2

1

9

Всего часов

70

7

6

Календарно- тематический план

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Дата проведения

Лабора

торных работ

Контроль

ных работ

Самостоя

тельных работ

Теорети

ческое обучение

Экскурсии

1.

I. Магнитное поле

10

2

1

1

7

-

1четверть

1.1.

Взаимодействие токов. Магнитное поле.

1

3-8.09

1.2.

Вектор магнитной индукции. Линии магнитного поля.

1

3-8.09

1.3.

Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера.

1

10-15.09

1.4.

Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

1

10-15.09

1.5

Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле»

1

17-22.09

1.6

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции.

1

17-22.09

1.7

Лабораторная работа №2  «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

24-29.09

1.8

Самоиндукция. Индуктивность.

1

24-29.09

1.9

Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле.

1

24-29.09

1.10

Контрольная работа №1 «Магнитное поле. ЭМИ»

1

30-5.10

II

II .Электромагнитные колебания и волны

13

1

1

-

11

2.1

Механические колебания

  1

30-5.10

2.2

Лабораторная работа №3 «Измерение ускорения свободного падения»

1

7-13.10

2.3

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

1

7-13.10

2.4

Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.

1

15-20.10

2.5

Переменный электрический ток.

1

15-20.10

2.6

Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.

1

22-27.10

2.7-2.8

Производство, передача и использование электрической энергии. Семинар

2

22-27.10

2.9

Электромагнитные колебания. Основы электродинамики.

1

2четверть

2.10

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн.

29-2.11

2.11

Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи. Амплитудная модуляция.

1

11-16.11

2.12

Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

1

11-16.11

2.13

Контрольная работа №2 «Электромагнитные колебания. Основы электродинамики».

1

18-23.11

III

III. Оптика

12

3

1

-

8

18-23.11

3.1

Развитие взглядов на природу света. Скорость света.

1

25-30.11

3.2

 Закон отражения света.

1

25-30.11

3.3

Закон преломления света.

1

2-7.12

3.4

Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла»

1

2-7.12

3.5

Линзы. Построение изображений в линзах. Формула тонкой линзы

1

9-14.12

3.6

Глаз как оптическая система.

1

9-14.12

3.7

Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

1

16-21.12

3.8

Дисперсия света.

1

16-21.12

3.9

Интерференция. Поляризация света. Дифракция световых волн. Дифракционная решётка.

1

23-28.12

3.10

Лабораторная работа № 6 «Измерение длины световой волны»

1

23-28.12

3.11

Виды излучений . Источники света. Шкала электромагнитных волн. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи.

1

30.12

3.12

Контрольная работа по теме «Световые волны. Излучения и спектры»

1

3четверть

IV

IV. Элементы теории относительности

3

-

-

-

3

13-18.01

4.1

Законы электродинамики. Принцип относительности.

Постулаты теории относительности.

1

13-18.01

4.2

Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика.

1

20-25.01

4.3

Связь между массой и энергией.

1

20-25.01

V

V. Квантовая и атомная физика

13

-

2

11

27-1.02

5.1

Фотоэффект. Теория фотоэффекта.

1

27-1.02

5.2

Фотоны. Фотоэффект. Применение фотоэффекта.

1

3-8.02

5.3

Решение задач

1

3-8.02

5.4

Строение атома. Опыты Резерфорда.

1

10-15.02

5.5

Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

1

10-15.02

5.6

Контрольная работа №3 «Световые кванты. Строение атома».

1

17-22.02

5.7

Открытие радиоактивности. Альфа-,бета-,гамма-

издучение.

1

л/р 7

17-22.02

5.8

Строение атомного ядра. Ядерные силы.

1

24-1.03

5.9

Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции.

1

24-1.03

5.10

Деление ядра урана. Цепные ядерные реакции.

1

3-8.03

5.11

Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений.

1

3-8.03

5.12

Контрольная работа №4

«Физика атома и атомного ядра».

1

11-15.03

5.13

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. Единая физическая картина мира.

1

11-15.03

VI

VI. Элементы развития Вселенной

7

-

7

18-22.03

6.1

Строение Солнечной системы.

1

18-22.03

6.2

Система Земля-Луна.

1

4четверть

31.5.04

6.3

Общие сведения о Солнце.

  1

6.4

Источники энергии и внутреннее строение Солнца.

1

31-5.04

6.5

Физическая природа звёзд.

1

7-12.04

6.6

Наша Галактика.

1

7-12.04

6.7

Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.

1

14-19.04

.VII

VII. Повторение

10

10

7.1

Равномерное и неравномерное прямолинейное движение.

1

14-19.04

7.2

Законы Ньютона.

1

21-26.04

7.3

Силы в природе.

1

21-26.04

7.4

Законы сохранения в механике.

1

28-3.05

7.5

Основы МКТ. Газовые законы.

1

28-3.05

7.6

Взаимное превращение жидкостей и газов..

1

5.05-12.05

7.7

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.

1

5.05-10.05

7.8

Тепловые явления.

1

12.05

7.9

Электростатика.

1

14.05

7.10

Законы постоянного тока. Электромагнитные явления.

1

17.05

69

Итоговая контрольная работа

1

1

21.05

70

Итоговый урок

24.05

  1. Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по физике

При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:

о физических явлениях:

  • признаки явления, по которым оно обнаруживается;
  • условия, при которых протекает явление;
  • связь данного явлении с другими;
  • объяснение явления на основе научной теории;
  • примеры учета и использования его на практике;

о физических опытах:

  • цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;

о физических понятиях, в том числе и о физических величинах:

  • явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);
  • определение понятия (величины);
  • формулы, связывающие данную величину с другими;
  • единицы физической величины;
  • способы измерения величины;

о законах:

  • формулировка и математическое выражение закона;
  • опыты, подтверждающие его справедливость;
  • примеры учета и применения на практике;
  • условия применимости (для старших классов);

о физических теориях:

  • опытное обоснование теории;
  • основные понятия, положения, законы, принципы;
  • основные следствия;
  • практические применения;
  • границы применимости (для старших классов);

о приборах, механизмах, машинах:

  • назначение; принцип действия и схема устройства;
  • применение и правила пользования прибором.

Физические измерения.

  • Определение цены деления и предела измерения прибора.
  • Определять абсолютную погрешность измерения прибора.
  • Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку.
  • Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной         погрешности измерения.  Определять относительную погрешность измерений.

Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.

Оценке подлежат умения:

  • применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов;
  • самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете ;
  • решать задачи на основе известных законов и формул;
  • пользоваться справочными таблицами физических величин.

При оценке лабораторных работ учитываются умения:

  • планировать проведение опыта;
  • собирать установку по схеме;
  • пользоваться измерительными приборами;
  • проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
  • оценивать и вычислять погрешности измерений;
  • составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.
  • Следует обращать внимание на овладение учащимися правильным употреблением, произношением и правописанием физических терминов, на развитие умений связно излагать изучаемый материал.

Оценка ответов учащихся

  • Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
  • обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
  • правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
  • строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
  • может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»‚ но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «З» ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.

Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.

Оценка лабораторных работ:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

  • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
  • самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
  • в отчете правильно и аккуратно выполнял все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графика, вычисления;
  • правильно выполнил анализ погрешностей (IХ—Х1 классы).

Оценка «4» ставится в том случае, если были выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки

Оценка «З» ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу.

 Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.

Оценка письменных  контрольных работ.

Контрольная работа рассчитана на 40 минут содержит восемь заданий. Первые шесть заданий соответствуют базовому уровню образовательного стандарта и оцениваются по 1 баллу, седьмое задание – В правильное выполнения этого задания оценивается – 2 балла, восьмое –С соответствует творческому уровню его выполнение оценивается – 3 балла. Максимальное количество баллов, которые может набрать ученик, выполняя контрольную работу 11 баллов. Работа оценивается по следующей сетке:

Количество баллов

Оценка

10 – 11

5

8 - 9

4

5 - 7

3

Менее 5 баллов

2

 

Для оценки седьмой и восьмой задачи контрольной работы следует использовать критерии, указанные в таблице:

Критерии

Седьмая

восьмая

Правильное решение задачи: получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с  указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в  «общем» виде – в «буквенных» обозначениях;

2 балла

3 балла

Правильное решение задачи: отсутствует численный ответ арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;

1 балл

2 балла

Задача решена по действиям, без получения общей формулы   вычисляемой величины.

1 балл

2 балла

Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями),

1 балл

1 балл


13. Диагностический материал (демо-версии)

«Магнитное поле»

Вариант 1.

1. Какая сила действует на проводник длиной 0,1 м  в однородном магнитном поле с магнитной индукцией 2 Тл, если ток в проводнике 5 А, а угол между направлением тока и линиями индукции 30º.

2.Электрон влетает в однородное магнитное поле  с индукцией 1,4 мТл в вакууме со скоростью 500км/с перпендикулярно линиям магнитной индукции. Определите силу, действующую на электрон , и радиус окружности по которой он движется.

3. В катушке, индуктивность которой 0,5 Гн, сила тока 6 А. Найдите энергию магнитного поля , запасенную в катушке.

4. Магнитный поток однородного поля внутри катушке с площадью поперечного сечения 10 см2 равен 10-4 Вб. Определите индукцию магнитного поля.

5. В однородном магнитном поле  магнитная индукция равна  2 Тл и направлена под углом  30.º К вертикали , вертикально вверх движется прямой проводник массой 2 кг, по которой течет  ток 4 А. Через 3 с после начала движения проводник имеет скорость 10 м/с . Определить длину проводника.

 Вариант 2.

1.Вычислите силу Лоренца , действующую на протон, движущейся со скоростью 105 м/с в однородное магнитное поле  с индукцией 0,3 Тл перпендикулярно линиям индукции.

2. В однородное магнитное поле  с индукцией 0,8Тл на проводник с током 30А, длиной активной части которой 10 см, действует сила 1,5 Н. Под каким углом к вектору магнитной индукции  размещен проводник?

3.Найти энергию магнитного поля соленоида , в котором при силе тока 10 А возникает магнитный поток 0,5 Вб.

4.Чему равен магнитный поток в сердечнике электромагнита, если  индукция магнитного поля равна 0,5 Тл , а площадь поперечного сечения сердечника 100 см2?

5.В направлении перпендикулярном линиям магнитной индукции влетает электрон со скоростью 20·106 м/с. Найти индукцию поля, если он описал окружность радиусом  2 см.

«Механические и электромагнитные колебания»          

Вариант 1

1. Маятник совершил 50 колебаний за 2 мин. Найдите период и частоту колебаний.

2. Величина заряда на пластинах конденсатора колебательного контура изменяется по закону Q = 2,0 • 10-7 • cos 2,0 • 104t. Чему равна максимальная величина заряда, а также электроемкость конденсатора, если индуктивность катушки колебательного контура 6,25 • 10-3 н? (Все величины выражены в единицах СИ.)

3. В цепь переменного тока включено активное сопротивление величиной 5,50 Ом. Вольтметр показывает напряжение 220 В. Определите действующее и амплитудное значения силы тока в цепи.

4. Напряжение на зажимах первичной обмотки трансформатора 220 B, а сила тока 0,6 A. определить силу тока во вторичной обмотке трансформатора, если напряжение на ее зажимах 12 B при КПД 98 %.

Вариант 2

1. Маятник имеет длину 40 см. Каков будет период колебаний этого маятника на поверхности Луны? (Маятник считать математическим; ускорение свободного падения на поверхности Луны считать равным 1,6 м/с2.)

2. Рассчитайте частоту переменного тока в цепи, содержащей конденсатор электроемкостью 1,0•10-6 Ф, если он оказывает току сопротивление 1,0 • 103 Ом.

3. Катушка с индуктивностью 0,20 Гн включена в цепь переменного тока с промышленной частотой равной 50 Гц  и с напряжением 220 В. Определите силу тока в цепи. Активным сопротивлением катушки пренебречь.

 4. Катушку  какой  индуктивности  надо  включить  в  колебательный  контур,  чтобы  при  емкости  конденсатора  50пФ получить  частоту  свободных  колебаний  10 МГц?  

 «Световые  волны. Оптика»

Вариант 1

  1. Уличный фонарь висит на высоте 3м. Палка длиной 1,2 м, установленная вертикально в некотором месте, отбрасывает тень, длина которой равна длине палки. На каком расстоянии от основания столба  расположена палка?
  2. Луч  света  падает  из  воздуха  на  поверхность  жидкости  под  углом  400 и  преломляется  под  углом  240.  При  каком  угле  падения луча  угол  преломления  будет  равен  200?  
  3. Фокусное расстояние собирающей линзы равно F=10 см, расстояние от предмета до переднего фокуса a = 5 см. Найдите высоту H действительного изображения предмета, если высота самого предмета h = 2см.
  4. Дифракционная  решетка,  постоянная  которой  равна  0,004 мм,  освещается  светом  с  длиной  волны  687нм.  Под  каким  углом   к  решетке  нужно  производить  наблюдение,  чтобы  видеть  изображение  спектра  второго  порядка?  

Вариант 2

  1. Человек ростом 2м стоит около столба с фонарем, висящего на высоте 5м. При этом он отбрасывает тень длиной 1,2 м. На какое расстояние удалится человек от столба, если длина его тени стала 2м
  2.    Угол  падения  луча  на  поверхность  масла  600,  а  угол  преломления  360.  Найдите  показатель  преломления  масла.
  3. Высота действительного изображения предмета в    k =2 раза больше высоты предмета. Найдите расстояние f от линзы до изображения, если расстояние от предмета до линзы d = 40 см.
  4. Линия  с  длинной  волны  589нм,  полученная  с  помощью  дифракционной  решетки,  спектра  1 порядка  видна  под  углом  170.  Найти,  под  каким  углом   видна  линия  с  длиной  волны  519нм  в  спектре  2 порядка.

 «Теория относительности. Световые кванты»

Вариант 1

1. Найти длину волны и частоту излучения, масса фотонов которого равна массе покоя электрона. Какого типа это излучение?

2. На металлическую пластинку падает свет с длиной волны 0,42 мкм. Фототок прекращается при задерживающей разности потенциалов 0,95 В. Определить красную границу для данного металла.

3.Собственная  длина  стержня  равна  1м.  Определить  его  длину  для  наблюдателя, относительно  которого  стержень  перемещается  со  скоростью  0,6с , направленной  вдоль  стержня.    

Вариант 2

1. Каков импульс фотона, энергия которого равна 6-10-19Дж?

2. Чему равна работа выхода электрона для платины, если при облучении ее поверхности светом частотой 7,5 • 1015 Гц максимальная скорость фотоэлектронов составляет 3000 км/с? Масса электрона 9,11 • 10-31 кг, постоянная Планка 6,6 • 10-34 Дж.

3. Тело  с  массой  покоя  1кг  движется  со  скоростью  2 105 км/с.  Определить  массу этого  тела  для  неподвижного  наблюдателя.

Физика атома и атомного ядра.

Вариант 1                        

  1. Написать недостающие обозначения в следующей ядерной реакции: ? + 1Н1 24Mg12 + 4Не2
  2. Написать ядерную реакцию, происходящую при бомбардировке лития 7Li3 протонами и сопровождающуюся выбиванием нейтронов.
  3. Через какое время распадется 80% атомов радиоактивного изотопа хрома 51Cr24, если период полураспада 27,8 суток?
  4. Определите энергию связи в ядре атома 23Na11, если масса последнего 22,99714 а.е.м.

Вариант 2

  1. Написать недостающие обозначения в следующей ядерной реакции: ? + 4Не2  10В5 + 1n0
  2. Написать ядерную реакцию, происходящую при бомбардировке бериллия 9Ве4 α-частицами и сопровождающуюся выбиванием нейтронов.
  3. Через какое время распадется 80% радона, период полураспада которого составляет 3,8 суток?
  4. Определите энергию связи ядра атома урана 235U92.

Вариант 3.        

  1. Написать недостающие обозначения в следующей ядерной реакции: 2Н1 +   ? + 1n0
  2. При бомбардировке бора 11В5 быстро движущимися протонами наблюдается при одинаковых трека образовавшихся частиц. Какие это частицы? Напишите ядерную реакцию.
  3. Какая доля радиоактивных ядер изотопа 14С6 распадается за 100 лет, если его период полураспада 5570 лет?
  4. Вычислите дефект массы ядра изотопа 20Ne10.

Вариант 4.        

  1. Написать недостающие обозначения в следующей ядерной реакции: 65Zn30 + 1n0  ? + 4Не2
  2. При бомбардировке изотопа алюминия 27Al13 α-частицами получается радиоактивный изотоп фосфора 30Р15, который затем распадается с выделением позитрона. Написать уравнение обеих реакций.
  3. При -распаде изотопа натрия-24 распадается 9,31018 из 2,511019 атомов. период полураспада 14,8 ч. Определите время распада.
  4. Определите энергию связи в ядре цинка 65Zn30.

Вариант 5.        

  1. Написать недостающие обозначения в следующей ядерной реакции: 198Hg80 + 1n0  198Аu79 + ?
  2. Определите, как протекает реакция 14N7 + 4Не2 17О8 + 1Н1. С поглощением или выделением энергии?
  3. Определить период полураспада радона, если за одни сутки из 106 атомов распадается 1,75  105 атомов.
  4. Найти дефект масс для ядра 59Со27.

Вариант 6.        

  1. Написать недостающие обозначения в следующей ядерной реакции: 41К19 + ?  44Са20 + 1Н1
  2. Во что превратиться 238U92 после α-распада и двух -распадов?
  3. За 4 дня активность радиоактивного элемента уменьшилась в 2 раза. Определите период полураспада этого элемента.
  4. Определите дефект массы ядра атома азота 14N7.

14.Лабораторные (практические) работы

  1. Лабораторная работа  «Наблюдение действия магнитного поля на ток».
  2. Лабораторная работа   «Изучение явления электромагнитной индукции»
  3. Лабораторная работа  «Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника»
  4. Лабораторная работа  «Измерение показателя преломления стекла»
  5. Лабораторная работа  «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»
  6. Лабораторная работа  «Измерение длины световой волны»
  7. Лабораторная работа  «Изучение треков заряженных частиц»

13.  Литература, internet

1.    Астрономия: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В.В. Порфирьев. - 2-е изд,    перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2003.- 174 с.

2.    Астрономия: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е.П. Левитан. -  8 -е изд. -  М.: Просвещение, 2003. - 224 с.

3.    Гомоюнов К.К., Кесамаллы М.Ф., Кесамаллы Ф.П. и др. Толковый словарь школьника  по физике: Учеб. пособие для средней школы / под общей ред. К.К. Гомоюнова.- серия  «Учебники для вузов. Специальная литература». - СПб.: изд-во «Специальная литература», изд-во «Лань», 19      - 384 с.

4.    Единый государственный экзамен: Физика: Тестовые задания для подг. к Единому гос. экзамену: 10-11 кл. / Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев, М.А. Драпкин, Д.В. Климентьев – M.: Просвещение, 2004.-254 с.

5. Единый государственный экзамен: Физика: Сборник заданий / Г.Г.Никифоров, В.А.Орлов, Н.К.Ханнанов. – М.:Просвещение,Эксмо,2006. 240 с.

6.    Извозчиков В.А., Слуцкий A.M. Решение задач по физике на компьютере: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 256 с.

7.     Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общобразоват. учрежедний / Сост. Г.Н Степанова     - 9-е изд. М.: Просвещение, 2003. - 288 с.

8.    Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А. П.   -     7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 192 с.

9.    Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев,  Н.Н. Сотский. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 336 с.

10.    Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев.    -  1-е изд. -М.: Просвещение, 2003. - 336 с.

11.  Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. - М.: Просвещение: Учеб, лит., 1996. - 368 с.

12. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1979. — 287 с.
      13. 
Кабардин О. Ф. Экспериментальные задания по физике. 9—11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. — М.: Вербум-М, 2001. — 208 с.
      14. 
Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: колебания и волны. Квантовая физика / Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщук. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
      15. 
Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: механика. Молекулярная физика. Электродинамика / Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
      16. 
Сауров Ю. А. Молекулярная физика. Электродинамика / Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
      17. 
Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. — 14-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 366 с.
      18. 
Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. — 14-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 382 с.
      19. 
Сауров Ю. А. Физика в 10 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. — М.: Просвещение, 2005. — 256 с.
      20. 
Сауров Ю. А. Физика в 11 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. — М.: Просвещение, 2005. — 271 с.
      21. 
Левитан Е. П. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е. П. Левитан. — 10-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 224 с.
      22. 
Порфирьев В. В. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. В. Порфирьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2003. — 174 с.

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/fb011676-b857-2653-941d-4dbaef589fa5/

http://class-fizika.narod.ru/

http://www.it-n.ru/

http://tichonova.21413s24.edusite.ru/

Журнал "Физика в школе"; газета "1 сентября", приложение "Физика"; сайт www.prosv.ru (рубрика "Физика");

интернет-школа Просвещение.ru, online курс по УМК С.В. Громова и др. (www.internet-school.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...