Решение задач по теме "Законы сохранения в механике"
учебно-методический материал по физике (10 класс) по теме
урок предназначен для учащихся 10-х классов. на этом уроке используются различные формы и методы урока.урок разноуровневый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспкет урока | 653.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно - обобщающий урок
Решение задач по теме «Законы сохранения в механике»
Урок проводится в 10 классе при обобщающем повторении темы “Законы сохранения в механике”. Урок проходит после изучения учащимися законов сохранения импульса и энергии, при этом решались задачи, в которых требовалось применить только один из законов.
Цели:
1. Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Законы сохранения в механике».
2. Подготовить учащихся к контрольной работе.
Задачи урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о законах сохранения в механических процессах.
- Развивать логическое мышление учащихся при формировании “технических приемов” умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, умение выделять причинно-следственные связи) при практическом применении законов сохранения.
- Продолжить формирование общеучебных умений и навыков (действия по алгоритму, решение задач с использованием ИКТ).
- Учить учащихся применять теоретические знания в измененных и новых ситуациях.
- Воспитывать эстетическое восприятие к предмету, через использование современного технического оснащения учебного пространства.
Вид урока: повторительно-обобщающий урок.
Оборудование, программно-дидактическое обеспечение к уроку:
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Презентация «Законы сохранения в механике», видео задачи.
- Оборудование для демонстрации: нитяной маятник, штатив, детский мяч, игрушечные машинки, воздушный шарик, трибометр лабораторный, металлический шарик, пружина от динамометра.
- Тест по теме «Импульс, работа, мощность, энергия».
- Карточки с задачами 3-х уровней.
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная, работа в парах.
План урока.
Этапы урока | время |
| 0,5 мин |
| 5 мин |
| 2 мин |
| 10 мин |
| 10 мин 15 мин |
| 1 мин |
| 0,5 мин |
| 1 мин |
Ход урока.
- Орг.момент.
- Постановка темы и цели урока. Ученическое целеполагание.
На столе лежат различные предметы (детский мяч, игрушечные машинки, воздушный шарик) и стоят опытные установки (1.нитяной и пружинный маятники, 2. наклонная плоскость, деревянный брусок, металлический шарик). Слайд 1.
1-я опытная установка:
2-я опытная установка:
Учитель просит учеников, используя данные предметы или опытные установки, доказать выполнимость законов сохранения в механике. И, исходя из этого, просит сформулировать тему и цель урока, и затем корректирует выдвинутые учащимися цели. Учащиеся записывают тему урока в тетради, а так же тема урока появляется на слайде 2.
Такой прием позволяет каждому ученику включиться в процесс деятельности, сформулировать личную цель урока, решать её в процессе получения знаний, что позволяет сделать процесс обучения опосредованным, направленным на достижения каждым учеником поставленной цели, являющейся составной частью цели урока и цели учителя.
- Проверка и контроль домашнего задания.
До начала урока два ученика пишут решение домашнего задания на доске.
Затем делают анализ решения задач, а остальные учащиеся проверяют правильность решения задач в тетради. Слайд 3.
Правильное решение | 5 баллов |
Правильное решение, но в одной из задач допущена 1-2 ошибки (нет рисунка, перевода единиц и т.д) | 4 балла |
Решена одна задача, или в одной из задач получен неверный ответ | 3 балла |
Неверное решение, или нет домашнего задания | 2 балла |
- Повторение знаний: тест. Проверка теста. Слайды 4-6
1 вариант | 2 вариант |
1. В каких единицах измеряют импульс в системе СИ? А) 1 кг Б) 1 Н В) 1 кг*м/с Г) 1 Дж | 1. В каких единицах измеряют энергию в системе СИ? А) 1 Вт Б) 1 Н В) 1 кг*м/с Г) 1 Дж |
2. Какая из названных ниже физических величин является векторной? А) работа Б) энергия В) сила Г) масса | 2. Какая из названных ниже физических величин является скалярной? А) сила Б) работа В) импульс Г) перемещение |
3. Какое выражение соответствует определению кинетической энергии тела? А) mv Б) mv2 В) mv2/2 Г) Ft | 3. Какое выражение соответствует определению импульса тела? А) ma Б) mv В) Ft Г) mv2/2 |
4. Какое выражение соответствует определению потенциальной энергии поднятого над Землей? А) mv2/2 Б) mgh В) kx2/2 Г) mgh/2 | 4. Какое выражение соответствует определению потенциальной энергии сжатой пружины? А) mv2/2 Б) mgh В) kx2/2 Г) kx2 |
5. Какое из приведенных ниже выражений соответствует закону сохранения импульса для случая взаимодействия двух тел? А) m1v12/2+mgh1 = mv22/2+mgh2 Б) F t = mv2–mv1 Г) р= mv. В) m1v1+ m2v2 = m1u1 +m2u2 | 5. Какое из приведенных ниже выражений соответствует закону сохранения механической энергии? А) А= mgh2–mgh1 Б) А= mv22/2–mv21/2 В) Еk1+Еp1= Еk2+ Еp2 Г) m1v1+m2v2 = m1u1 +m2u2 |
6.Как изменится потенциальная энергия деформированного тела при увеличении его деформации в 2 раза? А) Увеличится в 4 раза Б) Уменьшится в 2 раза В) Увеличится в 2 раза Г) Уменьшится в 4 раза | 6. Как изменится кинетическая энергия тела, если скорость тела уменьшится 2 раза? А) Уменьшится в 4 раза Б) Уменьшится в 1,5 раза В ) Уменьшится в 2 раза Г) Уменьшится в 3 раза |
7. Каким видом энергии обладает парашютист во время прыжка? А) ЕК Б) ЕР В) ЕК + ЕР Г) Е=0 | 7. Каким видом энергии обладает мяч, удерживаемый под водой? А) ЕК Б) ЕР В) ЕК + ЕР Г) Е=0 |
8. Каким видом энергии обладает мяч, лежащий на футбольном поле? А) ЕК Б) ЕР В) ЕК + ЕР Г) Е=0 | 8. Каким видом энергии обладает пружина часов после завода? А) ЕК Б) ЕР В) ЕК + ЕР Г) Е=0 |
9. Какой знак имеет работа, совершаемая силой упругости при сжатии пружины? А) >0 Б) < 0 В) 0 Г) зависит от направления | 9. Какой знак имеет работа, совершаемая силой тяжести при подъёме тела? А) >0 Б) < 0 В) 0 Г) зависит от массы тела |
10. Какой знак имеет работа, совершаемая силой Архимеда при погружении водолаза? А) >0 Б) < 0 В) 0 Г) зависит от массы тела | 10. Какой знак имеет работа, совершаемая силой трения покоя? А) >0 Б) < 0 В) 0 Г) зависит от направления силы |
Ключ к тесту: слайд 7
1 вариант | В | В | В | Б | В | А | В | Г | Б | Б |
2 вариант | Г | Б | Б | В | В | А | Б | Б | Б | В |
ВЫСТАВЛЕНИЕ БАЛЛОВ:
9-10 правильных ответов – 5 баллов
7-8 правильных ответов – 4 балла
5-6 правильных ответов – 3 балла
0-4 правильных ответов – 2 балла
- Практикум решения задач.
- Решение видео задач. Слайды 8-10
Условия задач учащиеся записывают в тетрадях, а один ученик на доске. Решения записывают совместно с видео задачами.
- Индивидуальное решение задач по карточкам (I, II, III – уровней), проверка решения. Слайд11.
Уровень задач | Условия задач | баллы |
I |
| 3 балла Итого: 9 б. |
II |
| 4 балла Итого: 12 б. |
III |
| 5 баллов Итого: 15 б. |
Ответы: слайд 12
Уровни | Формулы | Ответы |
I |
| 1. ∆p=2·10⁷кг·м/с 2. Εk≈9·10⁶Дж 3. ℎ=10м |
II |
| 1. u=0,24м/с 2. υ=100 м/с 3. υ₂=4 м/с |
III |
Асопр=-Fсопр·S, где Fсопр=μ·m·q | 1. ℎ=0,45м 2. k=2·10³Н/м 3. Атяги=24·10⁴Дж Асопр=-3·10⁴Дж |
- Домашнее задание. Слайд 13
- 1 вариант. Сообщения о деятельности российских ученых в области изучения законов сохранения энергий.
- 2 вариант. Законы сохранения в технике и быту.
- § 39-51 и основные формулы повторить.
- Р.№ 380, 397.
- Итоги урока, выставление оценок.
Оценки учащиеся выставляют себе самостоятельно по количеству набранных баллов за весь урок. Баллы суммируются с учетом правильности выполнения теста и решения уровненных задач.
Критерии: слайд 14
Баллы | Оценка |
35-29 | «5» |
28-20 | «4» |
19-15 | «3» |
- Рефлексия. Слайд 15
Я сегодня на уроке узнал о… |
Мне понравились на уроке моменты… |
Мне не понравилось.. |
У меня сейчас настроение.. |
Мне было сегодня на уроке.. |
Что тебе лично нужно еще повторить дома? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Решение задач на закон сохранения энергии».
Предлагаю конспект урока "Решение задач на закон сохранения энергии" с использованием ЭОР.В план включены:1. Презентация для фронтального опроса (составлена мной).2. Задачи качественного и расчетного ...
«Решение задач по физике повышенной сложности. Механика». 9 класс
Программа элективного курса рассчитана на преподавание в объеме 34 часов (1 час в неделю), в процессе проведения которых сочетаются теоретический материал и практические работы, демонстрационные...
Решение задач по теме: «Силы в механике»
Решение задач по теме: «Силы в механике» урок решения задач по физике в 9 классе учебникН.М.Шахмаев, А.В.Бунчук...
Решение задач по теме "Силы в механике"
Презентация позволяет обобщить и закрепить знания на основе решения задач по кинематике и динамике....
Конспект урока физики в 10 классе «Решение задач по теме «Силы в механике».
Урок физики в 10 классе «Решение задач по теме «Силы в механике»....
Презентация к уроку физики в 10 классе Решение задач по теме «Силы в механике
Решение задач по теме «Силы в механике...
Презентация к уроку 10 класса "Решение задач на законы сохранения импульса и энергии"
пример задач и решений...