Разработка урока-практикума "Измерение объема тел".
учебно-методический материал по физике (5, 7 класс)

Воронюк Елена Васильевна

Работа предназначена для 5-го класса по пропедевтической программе Г.Н. Степановой.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Измерение объема тел.

Слайд 2

Цель работы: измерить объем тел различными способами.

Слайд 3

Приборы и материалы : линейка, палетка, мензурка, стакан с водой, тела .

Слайд 4

Объем – это свойство тела занимать часть пространства. Объем тела правильной формы: V= Sh S – площадь основания h – высота тела

Слайд 5

Формулы объемов параллелепипеда и куба V = abc V = а 3 a a b c a a

Слайд 6

Измерение объема тела сложной формы? 1. С помощью МЕНЗУРКИ: V = V 2 – V 1 V 1 - объем жидкости V 2 - объем жидкости и тела

Слайд 7

Мензурка

Слайд 8

2. С помощью ПАЛЕТКИ: V = Sh h – высота тела S = nS 1 + ½ kS 1 площадь основания n – число целых квадратиков k – число нецелых квадратиков S 1 = 1 см²

Слайд 9

Единицы измерения кубический метр (1 м 3 ) кубический миллиметр (1 мм 3 ) кубический сантиметр (1 см 3 ) кубический дециметр (1 дм 3 ) кубический километр (1 км 3 ) 1 см 3 = 1 мл

Слайд 10

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ: Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Я затруднялся… Моё настроение…

Слайд 11

Домашняя работа § 18, 19 (читать) определить объем трех различных тел из домашнего обихода ( предложить способы измерения)

Слайд 12

Благодарю за урок!



Предварительный просмотр:

Тема урока: Измерение объема тел.

Цель :

  • сформировать умения определять объем тел различными способами,
  • повторить понятие объёма тела,
  • применять полученные знания в новой ситуации,
  • развивать интерес к предмету путём выполнения разных заданий : практических и теоретических.

Задачи:

Образовательные:

  • проконтролировать степень усвоения знаний учащихся по данной теме;
  • обобщить и систематизировать материал, полученный на уроках математики и физики;
  • использовать интеграцию предметов в воспитании интереса к изучаемым предметам.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, через познавательную деятельность учащихся; творческие способности, смекалку и сообразительность;
  • формировать мыслительные умения самостоятельно применять знания из области математики для решения физических задач;
  • развивать логическое мышление, умение сопоставлять, обобщать и делать выводы;

Воспитательные:

  • вырабатывать ответственное отношение к учебному труду.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, ЦОР.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

· готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

· Формирование мотивации к учению и познанию;

Метапредметные результаты:

· освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

· формирование способности видеть взаимосвязь между разными предметами;

Предметные:

· освоение обучающимися в ходе изучения предметов опыта специфического для каждой предметной области деятельности по получению новых знаний, их преобразований и применения.

Приборы и материалы: линейка, мензурка, стакан с водой, палетка, тела.

Раздаточный материал: заготовленные бланки.

План урока.

  1. Вступительное слово учителя о цели и форме урока – 3 мин.
  2. Формулировка темы и цели урока учащимися, оформление бланка ответа – 5 мин. 
  3. Актуализация знаний  – 5 мин.
  4. Выполнение практической части урока  – 20 мин.
  5. Рефлексия – 5 мин.
  6. Информация о домашнем задании – 2 мин.

Ход работы:

  1. Вступление.
  2. Формулировка темы и цели урока учащимися.

Презентация к уроку.

  1.  Проверка ранее усвоенных знаний и их актуализация. 
  • Что такое объем тела?
  • Какие бывают тела по виду своей формы?
  • Как можно измерить объем тел?
  • Предложить способы измерения объема тел в зависимости от их формы. Принять во внимание предложенные тела учащимся. Разделить их по предложенным способам.
  1. Практическая часть урока:

  1. Правильной формы

Цена деления линейки =

п/п

Название

тела

Площадь основания

S=a*b

Высота тела

h

Объем тела

V=S*h

1.

2.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

        Головой качают, тихо засыпают.

  1. С помощью мензурки

Цена деления мензурки =

п/п

Название тела

Объем жидкости

V1, см³

Общий объем жидкости и тела, V2, см³

Объем тела

V=V2-V1

см³

1.

2.

  1. С помощью палетки

п/п

Название

тела

Площадь основания

S = nS1 + kS1 ; см²

Высота тела

h, см

Объем тела

V=S*h

см³

1.

2.

Вывод:_____________________________________________________

5.  Рефлексия. ( подведение итогов урока )

1.Что было изучено сегодня на уроке?

2.Что мы делали?

3. Что вам запомнилось больше всего?

4.Самым интересным было …?

На доске нарисован круг с кармашками для жетонов. Учащиеся заполняют кармашки жетонами.

Первый кармашек – было легко и интересно.

Второй кармашек – было трудно, но интересно.

Третий кармашек – было трудно.

6. Информация о домашнем задании.

§ 18, 19 (читать)

Измерить объем трех тел из домашнего обихода (предложить способы).

Литература

1. Физика  - 5 класс, Г. Н. Степанова  СПб.,2009г.

2. Сборник задач по физике 5 -9 класс , Г.Н. Степанова  2009г.

3. Зубарева И.И., Мордкович А.Г., Математика. 5 класс: учебник для

 учащихся общеобразовательных учреждений / М.: Мнемозина 2010.

4. Колеченко А.К., Энциклопедия педагогических технологий: Пособие

для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2011 – 368 с.

5. http://office.microsoft.com/ru



Предварительный просмотр:

Тема: ____________________________________________________________ __________________________________________________________________

Цель урока:  ______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Приборы и материалы: ____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

  1. Правильной формы

Цена деления линейки =

п/п

Название

тела

Площадь основания

S=a*b

Высота тела

h

Объем тела

V=S*h

1.

2.

  1. С помощью мензурки

Цена деления мензурки =

п/п

Название тела

Объем жидкости

V1, см³

Общий объем жидкости и тела, V2, см³

Объем тела

V=V2-V1

см³

1.

2.

  1. С помощью палетки

п/п

Название

тела

Площадь основания

S = nS1 + kS1 ; см²

Высота тела

h, см

Объем тела

V=S*h

см³

1.

2.

Вывод:_____________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-лабораторной работы по физике "Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре" (с использованием цифровой лаборатории) - 10 класс.

Методическая разработка лабораторной работы с применением цифровой лаборатории по физике содержит план-конспект урока и презентацию....

разработка урока по теме \'\'Площади и объемы\'\'

Данный урок является обобщающим уроком по теме \'\'Площади и объемы". Его проведение предпочтительно в предновогодний период, т...

Разработка внеурочного занятия по теме: «Определение объема тела неправильной формы»

занятие проводится в рамках внеурочной деятельности «Школа Галлилео» для 5-го класса. Количество учащихся – 12 человек. Все учащиеся разбиты на 3 группы. У каждой группы на столах од...

разработка урока расчет массы и объема тела

проблемное обучение на уроках физики...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по дисциплине «Математика» открытого урока Тема: «Вычисление площадей и объемов многогранников и тел вращения»

В данной методической разработке приведен один из возможных вариантов планирования практического занятия по математике, показаны методы активизации мыслительной деятельности студентов и применение раз...

Разработка урока "Вычисление объема информации"

Вычисление количества информации...