Выступление на семинаре
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Солдатова Елена Васильевна

Использование дидактических игр на уроках физики для оптимизации учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр на уроках естественнонаучного цикла.

«игры имеют много общего с работой ученого: сначала трудность, которую нужно преодолеть, а  затем – радость открытия и ощущение преодолённого».

Луи де Броэль

Среди множества  путей воспитания у школьников интереса к учению одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности. Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

На уроках физики игра приобретает особенно большое значение, как писал Я.И.Перельман, не столько для друзей физики, сколько для недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению. Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи данного урока, например закреплению знаний, лучшему усвоению решения задач и так далее. В таком случае игра оказывается обучающим элементом урока.

К организации дидактических игр в процессе учения педагогическая наука предъявляет определённые требования. Некоторые из них:

Игра основывается на свободном творчестве и самодеятельности учащихся;

Игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции;

В игре обязателен соревновательный элемент между командами и ли учащимися;

Игра должна учитывать возрастные особенности учащегося.

Развитие активности учащихся тесно связано с интересом, который возбуждают в учащихся  как содержание физики, так и методы его подачи и обработки. Следовательно, учитель ориентирующийся на то, чтобы преподавание физики вызвало у учащихся живой интерес, притягивало их внимание будет использовать дидактические игры на уроках.

Однако не следует преувеличивать образовательного значения дидактических игр, они хороши в системе с другими формами обучения, использование которых позволяет дать учащимся знания, соответствующие современному уровню развития науки и научить приобретать знания самостоятельно.

Литература

1.Н.Л.Галеева «Сто приёмов учебного успеха ученика на уроке биологии». М.: ООО «5 на знания»,2006

2.Л.А. Горлова «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике 7 -11 классы». М.: «ВАКО», 2006

3.И.Я. Ланина «Сто игр по физике». М.: «Просвещение», 1995

4.А.И. Сёмке «Физика: Занимательные материалы к урокам.7 кл».ЗАО НЦ ЭНАС, 2003

5.Ю.В. Щербакова «Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях.7-9 классы» ООО «Глобус»,2008


Дидактические игры на уроках естественнонаучного цикла

Класс

Раздел

Дидактические цели игры

Применение на уроке

Название игры

5

Тела и вещества

Классификация, систематизация знаний

Повторение изученного материала

«Разложить по полочкам»

5

Биологические явления

Работа с дополнительными источниками

Домашнее задание

Лото «Лекарственные растения»

7

Строение веществ

Активное повторение изученного. Развитие экспериментальных умений

Опрос по изученному материалу

«Физики-экспериментаторы»

7

Строение веществ

Контроль понимания основных понятий

Повторение изученного материала

«Найди слово»

7

Механическое движение

Оптимизация учебного процесса. Закрепление навыка решения задач.

Отработка навыка решения задач.

Отгадай загадку и реши вопрос…

7

Силы в природе

Проверка текущего материала. Жизненная значимость изучаемого материала

Опрос по теме

«Составляйки»

7

Силы в природе

Показать учащимся возможность самостоятельно добывать знания

Изучение нового материала

«Заседание НИИ»

8

Агрегатные состояния веществ

Систематизация знаний. Отработка навыка читать графики

Решение графических задач

Физики-лирики

8

Тепловые явления

Проверка знаний

Опрос по изученному материалу

Почемучки – стишочки, загадки- всего 4 строчки

8

Тепловые явления

Закрепление пройденного материала

Закрепление пройденного материала

«Улитка»

8

Агрегатные состояния вещества

Контроль знаний. Жизненная значимость изучаемого материала

Контроль знаний

«Засели острова»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактические игры на уроках естественнонаучного цикла «Игры имеют много общего с работой учёного: сначала трудность, которую нужно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного.» Луи де Бройль

Слайд 2

Цель: демонстрация примеров дидактических игр на уроках физики, природоведения . Задачи: Продемонстрировать решение разных дидактических задач при использовании игр. Продемонстрировать применение игр на разных этапах урока и уроках разной целевой направленности.

Слайд 3

Почемучки - стишочки, загадки-всего четыре строчки Как золотая птичка, Одну минуту спичка Почему в моих руках живет, А кожу мне не жжёт? Дым от костра восходит в высь И тает, уходя во тьму Ты у костра , ты приглядись: Уходит в высь, а почему? Во дворе мороз стоит, Под ногами снег скрипит. Ты подумай, расскажи, Почему скрипит, скажи? Смотри, закат в горах, - как рана. Почиет в мирной тишине Лес горный в лёгкой кисее тумана. С чего туман? – Ответь ты мне.

Слайд 4

Решение задач Он гудит и чертит мелом, Он рисует белым - белым, Смело в небе проплывает, Человек им управляет, Обгоняет птиц полёт. Что такое? (Самолет) Задача. Какой путь пролетает самолёт, движущийся со скоростью 720 км / ч. Крыльев нет, но эта птица, Пролетит и прилунится Чудо – птица, алый хвост, Пролетела встаю звёзд, Хороша, как чудо света Что ж летит, ответь? (Ракета) Задача. Ракета движется со скоростью 7 км / с. За какое время она пролетит путь в 280000 м?

Слайд 5

«Физики –экспериментаторы» Найди на столе все необходимые для опытов приборы, которые доказывают: вещество делится на части; газы при нагревании расширяются; между молекулами существуют промежутки. Объясни наблюдаемые явления

Слайд 7

«Найди слово» а п р о д и ф ф у з и я т и в а т о м к е н т ь р о л ю м с ч с к о м о л е к у л а ы в а к к у п н р т ь л б д б о г т е л о л п а а н в у ц у ц е н г т и р п в о т е а к ы у т в е щ е с т в о ж

Слайд 8

«Найди слово» а п р о д и ф ф у з и я т и в а т о м к е н т ь р о л ю м с ч с к о м о л е к у л а ы в а к к у п н р т ь л б д б о г т е л о л п а а н в у ц у ц е н г т и р п в о т е а к ы у т в е щ е с т в о ж

Слайд 9

«Заседание НИИ» От дирекции НИИ поступил вопрос: «Выясните от чего зависит сила трения?» «Какие будут предложения?» Учащиеся выдвигают гипотезы: Сила трения зависит от силы тяжести, действующей на движущееся тело, качества поверхности, площади трущихся поверхностей, вида трения. Выполните необходимые эксперименты и выводы представьте в виде таблицы.

Слайд 11

Сила трения может зависеть от Сила трения, H Выводы Силы тяжести 1,5 H 3H Качества поверхности гладкая шероховатая Площади поверхности S= 0 ,0025м 2 S= 0 ,о5 м 2 Виды трения -трение скольжения -трение качения

Слайд 12

Физики -лирики График Задания: по данному графику составьте рассказ с использованием научной терминологии предложите таблицу, используя которую можно легко рассказать о явлениях, изображённых на графике.

Слайд 13

«По полочкам» В соответствующую колонку таблицы впишите следующие словосочетания: утренний туман, таяние снега, движение автомобиля, радуга, полёт парашютиста, игра цветов тонкой плёнки, мерцание звёзд, затмение Солнца, замерзание воды, выпаривание соли, работа пресса, образование тени. Механические явления Оптические явления Электрические явления Тепловые явления

Слайд 14

Найди ошибку 1 2 2 1 1 2 Свинцовые шарики m 1 >m 2 Первый шарик из свинца, второй – из фарфора m 1 = m 2 Первый шарик из железа, второй – из алюминия m 1 = m 2

Слайд 15

Образец для самоконтроля 1 2 2 1 1 2 Свинцовые шарики Первый шарик из свинца, второй – из фарфора Первый шарик из железа, второй – из алюминия m 1 = m 2 m 1 >m 2 m 1 >m 2

Слайд 16

«Четвертый –лишний» Из каждой группы слов исключите лишнее слово: Масса, объём, плотность, сила. (Сила –векторная величина) Миллиграмм, тонна, литр, пуд. (Литр –единица объёма) Железо, вода, пробка, фарфор. (Вода –жидкость)

Слайд 17

Составь определение Из приведенных слов составьте определения физических величин: сила, мера, масса, взаимодействия, инертности, характеристика, тел.

Слайд 18

Сила – характеристика взаимодействия тел, масса – мера инертности.

Слайд 19

Засели острова Q Δ t λ ρ q m V L c Q= λ • m m= ρ • V Q = q •m Q = L•m Q = c•m• Δ t Остров « Величины» Остров « Формулы» Остров « Явления»

Слайд 20

«Составляйки» 1) Какой вид силы трения действует на санки, когда они скатываются с горы? В. Сила трения покоя П. Сила трения качения М. Сила трения скольжения 2) Когда в гололёд тротуары посыпают песком, сита трения покоя обуви о лёд…. Е. Уменьшается Д. Не изменяется А. Увеличивается 3) Как направлена сила трения при движении тела? Ж. Не имеет направления А. В сторону движения С. Против движения

Слайд 21

4) При смазке трущихся поверхностей сила трения… И. Не изменяется У. Увеличивается С. Уменьшается 5) Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150к H . Чему равна сила трения? К. 15к H А. 150к H Л. 300к H Таблица ответов 1 2 3 4 5 М А С С А

Слайд 22

«Зигзаг удачи» е р д а н е г о е т н г у н и с е , а с у Э. и к е т о ч о щ я р г я и и е з и н а и д о т н с а д н а р з в й и о ч з а з т в о а и д т л е ё и о е д д л о о е а т я л р н и и х д т к о с ь п о в п е н о д г м к о г о е р о г р у у

Слайд 23

Лото «Лекарственные растения» Цветение – май. Используют плоды. Редкое растение Подмосковья. Цветение – март-апрель. Используют – цветки, листья. Цветение – май-июнь. Используют плоды. Цветение – июнь-июль. Используют надземную часть. Цветение – июль – август. Используют корневища. Цветение – июнь-август. Используют надземную часть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".

Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....

Выступление на семинаре

Внедрение проектной и исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс с целью развития индивидуальных способностей учащихся....

Выступление на семинаре \'\'Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования\'\'

Элективные курсы по иностранным языкам являются важным условием определения индивидуальной траектории развития личности в...

Выступление на семинаре учителей " Основные типы и структуры современного урока"

Современный урок -это далеко не однообразная и  едитная структурная схема.Хороший урок дело не простое.Каждый урок своеобразен,отличается конкретными задачами и содержанием....

Выступление на семинаре «Искусство и вера». Тема: "Дорога к храму"

Городские  образовательные   Рождественские  чтения Выступление  на  семинаре  «Искусство и вера» учителя  изо  Е.Б.Борковой Тема выступления...

Выступление на семинаре "Одаренные дети"

Теоретический материал для выступления на школьном семинаре( педсовете, вводная часть перед мастер- классом), посвященная работе с одаренными детьми.В работе использованы материалы из методической бро...

Выступление на семинаре

Материал содержит методы подготовки учащихся 9 класса к сдаче ГИА по биологии....