Рабочая программа по физике для 7 - 9 класса
рабочая программа по физике по теме
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкина для ОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_7_-9_2_variant.doc | 462 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КУРГАНА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Кургана
«Гимназия № 32»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
ДЛЯ 7 – 9 КЛАССА
Составитель: учитель физики
Волосникова Светлана Владимировна
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике, примерной программы основного общего образования по физике и программы Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкина для общеобразовательных учреждений. Рабочая программа ориентирована на использование учебников А.В.Пёрышкин «Физика-7», А.В.Пёрышкин «Физика – 8», А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник «Физика – 9». Программа рассчитана на 204 часа. В том числе в 7, 8 и 9 классах по 68 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа по физике включает следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников; учебно-тематический план; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; контрольно-измерительные материалы по основным темам; перечень учебной литературы; приложения (календарно – тематическое планирование).
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Данный учебный предмет имеет своей целью формирование у учащихся физической картины мира.
Под физической картиной мира понимается целостный образ окружающего мира, осознаваемый человеком в виде совокупности наиболее общих, фундаментальных признаков, характеризующих отношения человека с природой. Физическая картина мира формируется в результате структурирования научной информации об окружающей среде по следующим признакам: человек и его методы исследования мира; физические взаимодействия; физические законы и теории; физические системы; физические процессы и явления; мир, преобразованный человеком.
Физическая картина мира позволяет человеку выполнять ориентировочную и продуктивную деятельность в определённых социально – исторических условиях.
В задачи обучения физике входят:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В содержание рабочей программы внесены все элементы содержания государственного образовательного стандарта по физике для основной школы. Прямым шрифтом указан учебный материал стандарта, подлежащий обязательному изучению и итоговому контролю знаний учащихся. Курсивом указан материал стандарта, который подлежит изучению, но не является обязательным для итогового контроля и не включён в требования к уровню подготовки выпускников. Курсивом с подчёркиванием указан материал, отражённый в программе Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкина для общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Для промежуточной диагностики внутри изучаемого раздела используются фронтальный и индивидуальный опросы, физические диктанты, кратковременные (на 8 -10 минут) тестовые тематические задания, семинары, лабораторные работы. Для итогового контроля предусматривается выполнение контрольных работ.
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
- рационального применения простых механизмов;
- оценки безопасности радиационного фона.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ
Оценка ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, даёт точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану; сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух – трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх – пяти недочётов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка тестовых контрольных работ
Работа включает 10 заданий разного уровня сложности: базового, повышенного и высокого. 6 заданий с выбором ответа позволяют проверить на базовом уровне знания и понимание физических явлений, законов, а также формул, характеризующих физические явления и законы. 2 задания на установление соответствия или одно задание на установление соответствия и расчётная задача (повышенный уровень сложности). 2 задания высокого уровня сложности: лабораторно – практическое (экспериментальное) задание и задание с развёрнутым ответом.
Задания базового уровня (1 – 6) оцениваются по одному баллу за правильный ответ.
Для оценки 7 - 10 заданий контрольной работы следует использовать критерии, указанные в таблице.
Критерии | Задания | |
7 - 8 | 9 - 10 | |
Правильное решение задачи: получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях; в заданиях на соответствие правильно указаны ответы на все предложенные вопросы, ответ соответствует ключу. | 2 балла | 3 балла |
Правильное решение задачи: отсутствует численный ответ, арифметическая ошибка при его получении или неверная запись размерности полученной величины; в заданиях на соответствие допущена одна или две ошибки. Правильно указаны ответы на один или два предложенных вопроса. | 1 балл | 2 балла |
Задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины. В заданиях на соответствие допущена одна или две ошибки. Правильно указаны ответы на один или два предложенных вопроса. | 1 балл | 2 балла |
Записаны все необходимые уравнения в общем виде, и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями). В заданиях на соответствие допущена одна или две ошибки. Правильно указаны ответы на один или два предложенных вопроса. | 1 балл | 1 балл |
Максимальный балл за выполнение работы – 16. Ниже приводится шкала перевода набранных баллов в отметки.
Количество баллов | Оценка |
13 - 16 | 5 |
10 - 12 | 4 |
7 - 9 | 3 |
Менее 7 баллов | 2 |
Оценка лабораторных работ
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчёте правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два – три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
- Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теорий, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерения.
- Неумение выделять в ответе главное.
- Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода её решения; незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённым в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
- Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
- Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов.
- Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
- Неумение определить показание измерительного прибора.
- Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
- Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков, схем.
- Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
- Нерациональный выбор хода решения.
Недочёты
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы вычислений, преобразований и решений задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
- Орфографические и пунктуационные ошибки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (7 класс)
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе: | |
лабораторные и практические работы | контрольные работы | |||
1. | Физика и физические методы изучения природы | 4 | 1 | _ |
2. | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 1 | _ |
3. | Взаимодействие тел | 22 | 4 | 2 |
4. | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 22 | 2 | 2 |
5. | Работа и мощность. Энергия | 11 | 2 | 1 |
6. | Повторение | 3 | _ | 1 |
7. | Итого: | 68 | 10 | 6 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
( 7 класс)
Физика и физические методы изучения природы (4часа).
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.
Учащиеся должны знать:
- понятия: физическое явление, физический закон, вещество;
- методы изучения природы: наблюдение, опыт;
- практическое применение: использование физических явлений в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- определять цену деления измерительного прибора;
- пользоваться линейкой, мензуркой, термометром;
- описывать физические явления;
- формулировать выводы на основе проделанных опытов.
Демонстрации
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных, звуковых и световых явлений.
Физические приборы.
Лабораторные работы
1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов).
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.
Учащиеся должны знать:
- понятия: атом, молекула, диффузия.
- законы и принципы: основные положения учения о строении вещества;
- практическое применение: использование в быту свойств газов, жидкостей и твёрдых тел.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться линейкой;
- описывать и объяснять явление диффузии, различные состояния вещества;
- измерять размеры малых тел способом рядов.
Демонстрации
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель хаотического движения молекул.
Модель броуновского движения.
Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Сцепление свинцовых цилиндров.
Лабораторные опыты
Измерение длины.
Измерение температуры.
Лабораторные работы
2. Измерение размеров малых тел
Взаимодействие тел (22часа).
Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость.
Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества.
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Вес тела Невесомость. Сила упругости. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил.
Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя.
Учащиеся должны знать:
- понятия: механическое движение, равномерное движение, скорость, путь, взаимодействие тел, масса, плотность, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), вес тела, невесомость;
- законы и принципы: закон Гука, правила сложения сил, действующих по одной прямой;
- практическое применение: использование трения покоя, скольжения, качения в быту и технике.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться линейкой, секундомером, рычажными весами, мензуркой, динамометром;
- измерять и вычислять физические величины: время, расстояние, скорость, массу, объём, плотность, силу;
- правильно пользоваться таблицами плотностей веществ;
- читать графики, выражающие зависимости пути и скорости от времени при равномерном движении, силы упругости от величины деформации;
- решать расчётные задачи на определение скорости, пути и времени при равномерном движении, массы, плотности и объёма, силы тяжести, силы упругости и веса тела;
- изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе.
Демонстрации
Равномерное прямолинейное движение.
Относительность движения.
Явление инерции.
Инертность тел.
Взаимодействие тел.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сложение сил.
Сила трения.
Лабораторные опыты
Измерение плотности жидкости.
Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.
Лабораторные работы
3. Измерение массы тела.
4. Измерение объёма твёрдого тела.
5. Измерение плотности твердого тела.
6. Измерение силы динамометром.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (22часа).
Давление. Давление газа. Закон Паскаля.
Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлические машины.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы.
Архимедова сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Учащиеся должны знать:
- понятия: давление, атмосферное давление, архимедова сила;
- законы и принципы: закон Паскаля, закон Архимеда;
- практическое применение: устройство и принцип действия барометра – анероида, жидкостного и металлического манометров, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять передачу давления жидкостями и газами, плавание тел;
- решать качественные задачи на применение закона Паскаля, на сравнение давлений внутри жидкости, на зависимость архимедовой силы от плотности жидкости и объёма погружённой части тела, на применение условий плавания тел;
- решать расчётные задачи на определение давления жидкости на дно и стенки сосуда, давления твёрдого тела, архимедовой силы.
Демонстрации
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.
Закон Паскаля.
Закон Архимеда.
Лабораторные работы
7. Измерение архимедовой силы.
8. Изучение условий плавания тел.
Работа и мощность. Энергия (11часов).
Работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.
Равенство работ при использовании механизмов. Коэффициент полезного действия механизма.
Потенциальная энергия взаимодействия тел. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии.
Учащиеся должны знать:
- понятия: работа, мощность, потенциальная и кинетическая энергия, коэффициент полезного действия;
- законы и принципы: правило моментов, закон сохранения механической энергии;
- практическое применение: использование простых механизмов в строительстве и быту.
Учащиеся должны уметь:
- описывать и объяснять преобразование одного вида энергии в другой;
- решать качественные задачи на применение условий совершения работы;
- решать расчётные задачи на определение работы, мощности, потенциальной и кинетической энергий; применение условий равновесия рычага.
Демонстрации
Простые механизмы.
Изменение энергии тел при совершении работы.
Переход потенциальной энергии в кинетическую, и обратно.
Лабораторные опыты
Нахождение центра тяжести плоского тела.
Измерение кинетической энергии тела.
Измерение изменения потенциальной энергии тела.
Измерение мощности.
Лабораторные работы
9. Исследование условий равновесия рычага.
10. Вычисление КПД наклонной плоскости.
Повторение (3 часа).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (8 класс)
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе: | |
лабораторные и практические работы | контрольные работы | |||
1. | Тепловые явления | 27 | 2 | 2 |
2. | Электрические и магнитные явления | 28 | 7 | 1 |
3. | Световые явления | 10 | 1 | 1 |
4. | Повторение | 3 | _ | 1 |
5. | Итого: | 68 | 10 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(8 класс)
Тепловые явления (27 часов).
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия.
Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
Удельная теплота сгорания. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Расчёт количества теплоты при теплообмене.
Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от давления.
Принципы работы тепловых двигателей. Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Учащиеся должны знать:
- понятия: температура, внутренняя энергия, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, влажность воздуха;
- законы и принципы: закон сохранения энергии в тепловых процессах;
- практическое применение: использование видов теплопередачи в технике и быту, устройство и принцип действия ДВС и паровой турбины, экологические проблемы использования тепловых двигателей.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться термометром, калориметром, психрометром;
- описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию;
- находить по таблицам значения удельной теплоёмкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, удельной теплоты парообразования;
- читать и строить графики изменения агрегатных состояний вещества;
- решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии и различных способов теплопередачи;
- решать задачи на расчёт количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива, при изменении агрегатных состояний вещества.
Демонстрации
Принцип действия термометра.
Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.
Теплопроводность различных материалов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путем излучения.
Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Явление испарения.
Кипение воды.
Постоянство температуры кипения жидкости.
Явления плавления и кристаллизации.
Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.
Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Устройство паровой турбины
Лабораторные опыты
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
Измерение влажности воздуха.
Исследование зависимости объёма газа от давления при постоянной температуре.
Лабораторные работы
1. Изучение явления теплообмена.
2. Измерение удельной теплоёмкости вещества.
Электрические и магнитные явления (28 часов).
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Полупроводниковые приборы.
Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Закон сохранения электрического заряда.
Постоянный электрический ток. Действия электрического тока. Источники постоянного тока. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Электрическая цепь. Сила тока.
Напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи.
Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Учащиеся должны знать:
- понятия: электрический заряд, электрическое поле, электрический ток, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, магнитное поле;
- законы и принципы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля – Ленца;
-практическое применение: устройство и принцип действия электромагнита и электродвигателя, обеспечение безопасности в процессе использования электробытовых приборов и электронной техники, осуществление контроля за исправностью электропроводки.
Учащиеся должны уметь:
- описывать и объяснять физические явления: электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник, нагревание проводника электрическим током;
- чертить схемы простейших электрических цепей, собирать электрическую цепь по схеме, измерять силу тока в электрической цепи, напряжение на концах проводника, определять сопротивление проводника с помощью амперметра и волтьметра, пользоваться реостатом;
- решать задачи на вычисление силы тока, напряжения и сопротивления, длины проводника и площади его поперечного сечения, работы и мощности тока;
- определять силу тока или напряжение по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника;
- находить по таблице удельное сопротивление;
- решать задачи на закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля - Ленца и на законы последовательного и параллельного соединений проводников.
Демонстрации
Электризация тел.
Два рода электрических зарядов.
Устройство и действие электроскопа.
Проводники и изоляторы.
Электризация через влияние
Перенос электрического заряда с одного тела на другое.
Закон сохранения электрического заряда.
Источники постоянного тока.
Составление электрической цепи.
Измерение силы тока амперметром.
Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.
Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.
Измерение напряжения вольтметром.
Реостат и магазин сопротивлений.
Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.
Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.
Лабораторные опыты
Наблюдение электрического взаимодействия тел.
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.
Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
Изучение последовательного соединения проводников.
Изучение параллельного соединения проводников.
Изучение электрических свойств жидкостей.
Изготовление гальванического элемента.
Изучение взаимодействия постоянных магнитов.
Исследование магнитного поля прямого тока и катушки с током.
Исследование явления намагничивания железа.
Изучение принципа действия электромагнитного реле.
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
Лабораторные работы
3.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
4.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
5. Регулирование силы тока реостатом.
6. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
7. Измерение работы и мощности электрического тока.
8. Сборка электромагнита и испытание его действия.
9. Изучение принципа действия электродвигателя.
Световые явления (10 часов).
Элементы геометрической оптики. Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света.
Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптические приборы. Глаз как оптическая система.
Учащиеся должны знать:
- понятия: отражение света, преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы;
- законы и принципы: закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света;
- практическое применение: использование оптических приборов в военной технике, космических аппаратах, телевидении, видеоаппаратуре, мореплавании и астрономии.
Учащиеся должны уметь:
- описывать и объяснять физические явления: отражение, преломление и дисперсию света;
- получать изображение предмета с помощью линзы;
- строить изображение предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе;
- решать качественные и расчётные задачи на законы отражения и преломления света.
Демонстрации
Источники света.
Прямолинейное распространение света.
Закон отражения света.
Изображение в плоском зеркале.
Преломление света.
Ход лучей в собирающей линзе.
Ход лучей в рассеивающей линзе.
Получение изображений с помощью линз.
Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
Модель глаза.
Лабораторные опыты
Изучение явления распространения света.
Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
Изучение свойств изображения в плоском зеркале.
Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Лабораторные работы
10. Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Повторение (3 часа).
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (9 класс)
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе: | |
лабораторные и практические работы | контрольные работы | |||
1. | Законы взаимодействия и движения тел | 24 | 1 | 2 |
2. | Механические колебания и волны. Звук | 11 | 2 | 1 |
3. | Электромагнитные явления | 17 | 1 | 1 |
4. | Строение атома и атомного ядра | 13 | 1 | 1 |
5. | Повторение | 3 | _ | 1 |
6. | Итого: | 68 | 5 | 6 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(9 класс)
Законы взаимодействия и движения тел (24часа).
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Прямолинейное равномерное движение. Скорость. Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Относительность движения.
Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Движение по окружности. Период и частота обращения.
Свободное падение тел. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон сохранения механической энергии.
Учащиеся должны знать:
- понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение, масса, сила, импульс, инерциальная система отсчёта;
- законы и принципы: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса;
- практическое применение: использование инерции в быту и технике, движение искусственных спутников Земли, реактивное движение, устройство ракеты.
Учащиеся должны уметь:
— пользоваться секундомером и динамометром;
— измерять и вычислять время, путь, перемещение, скорость, ускорение, массу, силу, импульс;
— читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном и равноускоренном движениях;
— решать расчётные задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, скорости и ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, массы, силы, импульса;
— изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости, ускорения, силы и импульса тела.
Демонстрации
Равномерное прямолинейное движение.
Относительность движения.
Равноускоренное движение.
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Направление скорости при равномерном движении по окружности.
Явление инерции.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона.
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Лабораторные опыты
Измерение скорости равномерного движения.
Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Лабораторные работы
- Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.
Механические колебания и волны. Звук (11 часов).
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников. Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
Механические волны. Длина волны. Звук. Скорость звука. Громкость звука и высота тона. Эхо.
Учащиеся должны знать:
- понятия: колебательное движение, амплитуда, период, частота колебаний, волна, поперечная волна, продольная волна, длина волны;
- практическое применение: использование звуковых волн в технике.
Учащиеся должны уметь:
- описывать и объяснять физические явления: механические колебания, механические волны;
- измерять и вычислять период колебаний маятника, ускорение свободного падения;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жёсткости пружины;
- решать расчётные задачи на определение периода и частоты колебаний математического и пружинного маятников, амплитуды и циклической частоты по уравнению гармонических колебаний, длины волны.
Демонстрации
Механические колебания.
Механические волны.
Звуковые колебания.
Условия распространения звука.
.Лабораторные опыты
Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.
Лабораторные работы
2. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
3. Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.
Электромагнитные явления (17 часов).
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Действие магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Самоиндукция. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и телевидения. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Колебательный контур. Электромагнитные колебания.
Свет - электромагнитная волна. Закон преломления света. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Учащиеся должны знать:
- понятия: магнитное поле, магнитная индукция, магнитный поток, электромагнитная индукция, электромагнитное поле, электромагнитная волна;
- законы и принципы: теория Максвелла;
- практическое применение: устройство и принцип действия генератора переменного тока, влияние электромагнитных излучений на здоровье человека.
Учащиеся должны уметь:
- описывать и объяснять физические явления: действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию;
- определять направление линий магнитного поля тока, пользуясь правилом буравчика;
- определять направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле, пользуясь правилом левой руки;
- решать расчётные задачи на определение индукции магнитного поля, длины электромагнитной волны.
Демонстрации
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Устройство электродвигателя.
Электромагнитная индукция.
Правило Ленца.
Самоиндукция.
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
Устройство генератора переменного тока.
Свойства электромагнитных волн.
Лабораторные опыты
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
Изучение принципа действия трансформатора.
Наблюдение явления дисперсии света.
Лабораторные работы
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
Строение атома и атомного ядра (13 часов).
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения . Период полураспада.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. Методы регистрации ядерных излучений. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Учащиеся должны знать:
- понятия: атом, атомное ядро, ионизирующее излучение, ядерная модель атома, ядерные реакции, энергия связи;
- законы и принципы: правило смещения для альфа - распада, правило смещения для бета – распада;
- практическое применение: устройство и принцип действия ядерного реактора, оценка безопасности радиационного фона.
Учащиеся должны уметь:
- определять заряд атомного ядра, число протонов и нейтронов в ядре, продукты ядерных реакций на основе законов сохранения массового числа и электрического заряда;
- решать задачи на расчёт дефекта массы и энергии связи ядра.
Демонстрации
Модель опыта Резерфорда.
Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторные опыты
Наблюдение линейчатых спектров излучения.
Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.
Лабораторные работы
5. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Повторение (3 часа).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Литература для учителя
1. Бобков, Л.Г., Криволапова, Н.А., Литвинова, Е.Э., Степанов, Д.Л. Проектирование рабочей программы по физике. / Л.Г. Бобков, Н.А. Криволапова, Е.Э. Литвинова, Д.Л. Степанов. – Курган, 2006. – 32с.
2. Извозчиков, В.А., Слуцкий, A.M. Решение задач по физике на компьютере: Кн. для учителя. / А.В. Извозчиков, А.М. Слуцкий. - М.: Просвещение, 1999. - 256 с.
3. Ланина, И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. / И.Я. Ланина. - М.: Просвещение,1992.-223с.
4. Марон, А.Е., Марон, Е.А. Физика. 7 класс: учебно - методическое пособие. / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2008.- 123с.
5. Марон, А.Е., Марон, Е.А. Физика. 8 класс: учебно - методическое пособие. / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2008.- 125с.
6. Марон, А.Е., Марон, Е.А. Физика. 9 класс: учебно - методическое пособие. / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2008.- 127с.
7. Методика преподавания физики в 7 – 8 классах средней школы / под ред. А.В. Усовой. – М.: Просвещение, 1990. – 319с.
8. Пёрышкин, А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. / А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2008. –192с.
9. Пёрышкин, А.В. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. / А.В. Пёрышкин. - М.: Дрофа, 2008. –192с.
10. Пёрышкин, А.В. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. / А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2008. – 256с.
11. Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 107с.
12. Хорошавин, С.А. Физический эксперимент в средней школе: 6-7 кл. / С.А. Хорошавин. - М.: Просвещение,1988. – 226с.
Литература для учащихся
1. Блудов, М.И. Беседы по физике: Книга для учащихся. / М.И. Блудов, Л.В. Тарасов. – М.: Просвещение, 1992. – 273с.
2. Гомоюнов, К.К. Толковый словарь школьника по физике: Учебное пособие для средней школы. / К.К. Гомоюнов, М.Ф. Кесамаллы. – СПб.: Специальная литература, 1991. – 384с.
3.Енохович, А.С. Справочник по физике и технике: учебное пособие для учащихся. / А.С. Енохович. - М.: Просвещение, 1990.- 319с.
4. Ланге, В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. / В.Н. Ланге. – М.: Наука, 1985. – 112с.
5. Лукашик В.И. Сборник задач по физике: Учеб.пособие для учащихся 7-8 кл. ср. шк.- М: Просвещение, 1994.- 191с.
6. Пёрышкин, А.В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. / А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2008. –192с.
7. Перышкин, А.В. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. / А.В. Пёрышкин. - М.: Дрофа, 2008. –192с.
8. Пёрышкин, А.В. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. / А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2007. – 256с.
9. Энциклопедия для детей. Физика. Т. 16. – М.: Аванта +, 2000. – 864с.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7 класс)
Количество часов на год: в неделю 2 ч, всего 68 ч.
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Дата | Примечание |
1 четверть | ||||
Физика и физические методы изучения природы (4 ч, лабораторных работ – 1) | ||||
1. | Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. | 1 | ||
2. | Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. | 1 | ||
3. | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора». | 1 | ||
4. | Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира. | 1 | ||
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч, лабораторных работ – 1) | ||||
5. | Строение вещества. Молекулы и атомы. | 1 | ||
6. | Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. | 1 | ||
7. | Взаимодействие частиц вещества. | 1 | ||
8. | Лабораторная работа № 2 « Измерение размеров малых тел». | 1 | ||
9. | Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел. | 1 | ||
10. | Повторительно – обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». | 1 | ||
Взаимодействие тел (22 ч, контрольных работ – 2, лабораторных работ – 4) | ||||
11. | Механическое движение. Траектория. Путь. | 1 | ||
12. | Прямолинейное равномерное движение. Скорость. | 1 | ||
13. | Расчёт пути и времени движения. | 1 | ||
14. | Инерция. | 1 | ||
15. | Решение задач. | 1 | ||
16. | Взаимодействие тел. Масса тела. | 1 | ||
17. | Лабораторная работа № 3 « Измерение массы тела». | 1 | ||
2 четверть | ||||
18. | Плотность вещества. | 1 | ||
19. | Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма твёрдого тела». | 1 | ||
20. | Лабораторная работа № 5 «Измерение плотности твёрдого тела». | 1 | ||
21. | Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | 1 | ||
22. | Решение задач. | 1 | ||
23. | Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение. Плотность вещества». | 1 | ||
24. | Сила. | 1 | ||
25. | Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 | ||
26. | Сила упругости. Закон Гука. | 1 | ||
27. | Вес тела. Невесомость. | 1 | ||
28. | Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Измерение силы динамометром». | 1 | ||
29. | Графическое изображение силы. Сложение сил. | 1 | ||
30. | Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. | 1 | ||
31. | Повторительно – обобщающий урок по теме «Силы в природе». | 1 | ||
32. | Контрольная работа № 2 по теме «Силы в природе». | 1 | ||
3 четверть | ||||
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (22 ч, контрольных работ – 2, лабораторных работ – 2) | ||||
33. | Давление. | 1 | ||
34. | Решение задач. | 1 | ||
35. | Давление газа. | 1 | ||
36. | Закон Паскаля. | 1 | ||
37. | Давление в жидкости и газе. | 1 | ||
38. | Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 1 | ||
39. | Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. | 1 | ||
40. | Решение задач. | 1 | ||
41. | Контрольная работа № 3 по теме «Давление. Закон Паскаля». | 1 | ||
42. | Атмосферное давление. | 1 | ||
43. | Опыт Торричелли. | 1 | ||
44. | Барометр – анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. | 1 | ||
45. | Манометры. | 1 | ||
46. | Поршневой жидкостный насос. Гидравлическая машина. | 1 | ||
47. | Архимедова сила. Закон Архимеда. | 1 | ||
48. | Лабораторная работа № 7 «Измерение архимедовой силы». | 1 | ||
49. | Решение задач. | 1 | ||
50. | Условия плавания тел. | 1 | ||
51. | Лабораторная работа № 8 «Изучение условий плавания тел». | 1 | ||
52. | Водный транспорт. Воздухоплавание. | 1 | ||
53. | Решение задач. | 1 | ||
54. | Контрольная работа № 4 по теме «Атмосферное давление. Закон Архимеда». | 1 | ||
4 четверть | ||||
Работа и мощность. Энергия (11 ч, контрольных работ – 1, лабораторных работ – 2) | ||||
55. | Работа. Мощность. | 1 | ||
56. | Решение задач. | 1 | ||
57. | Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. | 1 | ||
58. | Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. | 1 | ||
59. | Лабораторная работа № 9 «Исследование условий равновесия рычага». | 1 | ||
60. | Блоки. Равенство работ при использовании механизмов. | 1 | ||
61. | КПД механизма. | 1 | ||
62. | Лабораторная работа № 10 «Вычисление КПД наклонной плоскости». | 1 | ||
63. | Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Кинетическая энергия. | 1 | ||
64. | Закон сохранения механической энергии. Решение задач. | 1 | ||
65. | Контрольная работа № 5 по теме «Работа. Мощность. Энергия». | 1 | ||
Повторение (3 ч, контрольных работ – 1) | ||||
66. | Повторение темы «Взаимодействие тел». | 1 | ||
67. | Повторение темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». | 1 | ||
68. | Итоговая контрольная работа. | 1 |
Приложение 2
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (8 класс)
Количество часов на год: в неделю 2 ч, всего 68 ч.
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Дата | Примечание |
1 четверть | ||||
Тепловые явления (27 ч, контрольных работ – 2, лабораторных работ – 2) | ||||
1. | Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. | 1 | ||
2. | Внутренняя энергия. | 1 | ||
3. | Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. | 1 | ||
4. | Теплопроводность. | 1 | ||
5. | Конвекция. | 1 | ||
6. | Решение задач. | 1 | ||
7. | Излучение. | 1 | ||
8. | Решение задач. | 1 | ||
9. | Количество теплоты. | 1 | ||
10. | Удельная теплоёмкость. | 1 | ||
11. | Расчёт количества теплоты в процессах нагревания и охлаждения тел. | 1 | ||
12. | Лабораторная работа № 1 «Изучение явления теплообмена». | 1 | ||
13. | Топливо. Удельная теплота сгорания. | 1 | ||
14. | Закон сохранения энергии в тепловых процессах. | 1 | ||
15. | Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоёмкости вещества». | 1 | ||
16. | Решение задач. | 1 | ||
17. | Контрольная работа № 1 по теме «Виды теплопередачи. Количество теплоты». | 1 | ||
2 четверть | ||||
18. | Плавление. Кристаллизация. | 1 | ||
19. | Удельная теплота плавления. | 1 | ||
20. | Решение задач. | 1 | ||
21. | Испарение и конденсация. | 1 | ||
22. | Насыщенный пар. Влажность воздуха. | 1 | ||
23. | Кипение. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от давления. | 1 | ||
24. | Принципы работы тепловых двигателей. Преобразования энергии в тепловых машинах. | 1 | ||
25. | Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. | 1 | ||
26. | КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин. | 1 | ||
27. | Контрольная работа № 2 по теме «Тепловые явления». | 1 | ||
Электрические и магнитные явления (28 ч, контрольных работ – 1, лабораторных работ – 7) | ||||
28. | Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. | 1 | ||
29. | Электрическое поле. Проводники, диэлектрики и полупроводники. | 1 | ||
30. | Дискретность электрического заряда. Электрон. | 1 | ||
31. | Строение атома. | 1 | ||
3 четверть | ||||
32. | Закон сохранения электрического заряда. | 1 | ||
33. | Постоянный электрический ток. Действия электрического тока. Источники постоянного тока. | 1 | ||
34. | Электрическая цепь. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. | 1 | ||
35. | Сила тока. Амперметр. | 1 | ||
36. | Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках». | 1 | ||
37. | Напряжение. Вольтметр. | 1 | ||
38. | Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». | 1 | ||
39. | Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. | 1 | ||
40. | Закон Ома для участка электрической цепи. | 1 | ||
41. | Расчёт сопротивления проводника. | 1 | ||
42. | Реостаты. Решение задач. | 1 | ||
43. | Лабораторная работа № 5, 6 «Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра». | 1 | ||
44. | Последовательное и параллельное соединения проводников. | 1 | ||
45. | Решение задач. | 1 | ||
46. | Работа и мощность электрического тока. | 1 | ||
47. | Лабораторная работа № 7 «Измерение работы и мощности электрического тока». | 1 | ||
48. | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. | 1 | ||
49. | Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. | 1 | ||
50. | Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления». | 1 | ||
51. | Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. | 1 | ||
52. | Электромагниты и их применение. | 1 | ||
53. | Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия». | 1 | ||
4 четверть | ||||
54. | Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 1 | ||
55. | Действие магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа № 9 «Изучение принципа действия электродвигателя». | 1 | ||
Световые явления (10 ч, контрольных работ – 1, лабораторных работ – 1) | ||||
56. | Источники света. Закон прямолинейного распространения света. | 1 | ||
57. | Отражение света. Закон отражения света. | 1 | ||
58. | Плоское зеркало. | 1 | ||
59. | Преломление света. Закон преломления света. | 1 | ||
60. | Решение задач. | 1 | ||
61. | Линза. Фокусное расстояние линзы. | 1 | ||
62. | Построение изображений, даваемых тонкой линзой. | 1 | ||
63. | Лабораторная работа № 10 «Получение изображений с помощью собирающей линзы». | 1 | ||
64. | Оптические приборы. Глаз как оптическая система. | 1 | ||
65. | Контрольная работа № 4 по теме «Световые явления». | 1 | ||
Повторение (3 ч, контрольных работ – 1) | ||||
66. | Повторение темы «Тепловые явления». | 1 | ||
67. | Повторение темы «Электрические явления». | 1 | ||
68. | Итоговая контрольная работа. | 1 |
Приложение 3
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (9 класс)
Количество часов на год: в неделю 2 ч, всего 68 ч.
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Дата | Примечание |
1 четверть | ||||
Законы взаимодействия и движения тел (24 ч, контрольных работ – 2, лабораторных работ – 1) | ||||
1. | Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. | 1 | ||
2. | Прямолинейное равномерное движение. Скорость. | 1 | ||
3. | Решение задач. | 1 | ||
4. | Равноускоренное движение. Ускорение. Мгновенная скорость. | 1 | ||
5. | Решение задач. | 1 | ||
6. | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | 1 | ||
7. | Лабораторная работа № 1 «Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения». | 1 | ||
8. | Относительность движения. | 1 | ||
9. | Решение задач. | 1 | ||
10. | Контрольная работа № 1 по теме «Равномерное и равноускоренное движение». | 1 | ||
11. | Первый закон Ньютона. ИСО. | 1 | ||
12. | Второй закон Ньютона. | 1 | ||
13. | Третий закон Ньютона. | 1 | ||
14. | Решение задач. | 1 | ||
15. | Свободное падение тел. | 1 | ||
16. | Закон всемирного тяготения. | 1 | ||
2 четверть | ||||
17. | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | 1 | ||
18. | Движение по окружности. | 1 | ||
19. | Искусственные спутники Земли. | 1 | ||
20. | Импульс. Закон сохранения импульса. | 1 | ||
21. | Решение задач. | 1 | ||
22. | Реактивное движение. Ракеты. | 1 | ||
23. | Закон сохранения механической энергии. | 1 | ||
24. | Контрольная работа № 2 по теме «Законы Ньютона. Законы сохранения в механике». | 1 | ||
Механические колебания и волны. Звук (11 ч, контрольных работ – 1, лабораторных работ – 2) | ||||
25. | Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. | 1 | ||
26. | Период колебаний математического и пружинного маятников. | 1 | ||
27. | Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника». | 1 | ||
28. | Лабораторная работа № 3 «Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити». | 1 | ||
29. | Гармонические колебания. Затухающие колебания. | 1 | ||
30. | Вынужденные колебания. Резонанс. | 1 | ||
31. | Механические волны. Длина волны. | 1 | ||
32. | Звук. Громкость звука и высота тона. | 1 | ||
3 четверть | ||||
33. | Распространение звука. Скорость звука. Эхо. | 1 | ||
34. | Решение задач. | 1 | ||
35. | Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны. Звук». | 1 | ||
Электромагнитные явления (17 ч, контрольных работ – 1, лабораторных работ – 1) | ||||
36. | Однородное и неоднородное магнитное поле. | 1 | ||
37. | Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. | 1 | ||
38. | Действие магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки. | 1 | ||
39. | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. | 1 | ||
40. | Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. | 1 | ||
41. | Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции». | 1 | ||
42. | Самоиндукция. | 1 | ||
43. | Переменный ток. Электрогенератор. Трансформатор. | 1 | ||
44. | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | 1 | ||
45. | Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. | 1 | ||
46. | Колебательный контур. Электромагнитные колебания. | 1 | ||
47. | Решение задач. | 1 | ||
48. | Принципы радиосвязи и телевидения. | 1 | ||
49. | Свет – электромагнитная волна. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. | 1 | ||
50. | Закон преломления света. | 1 | ||
51. | Дисперсия света. | 1 | ||
52. | Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитные явления». | 1 | ||
Строение атома и атомного ядра (13 ч, контрольных работ – 1, лабораторных работ - 1) | ||||
53. | Радиоактивность. Альфа -, бета – и гамма – излучения. Период полураспада. | 1 | ||
4 четверть | ||||
54. | Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. | 1 | ||
55. | Оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами. | 1 | ||
56. | Методы регистрации ядерных излучений. | 1 | ||
57. | Состав атомного ядра. Ядерные силы. | 1 | ||
58. | Альфа – и бета – распад. Ядерные реакции. | 1 | ||
59. | Энергия связи атомных ядер. | 1 | ||
60. | Деление и синтез ядер. | 1 | ||
61. | Лабораторная работа № 5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». | 1 | ||
62. | Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. | 1 | ||
63. | Источники энергии Солнца и звёзд. | 1 | ||
64. | Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. | 1 | ||
65. | Контрольная работа № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра». | 1 | ||
Повторение (3 ч, контрольных работ – 1) | ||||
66. | Решение задач на пройденные темы. | 1 | ||
67. | Решение задач на пройденные темы. | 1 | ||
68. | Итоговая контрольная работа. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.
Предлагаю рабочую программу к учебнику "Физика-7", автор А. В. Перышкин....
Рабочая программа по физике 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на основе стандарта РФ основного общего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Тематическое планирование для 10 класса...
Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.
Рабочие программы по физике по учебникам Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...