Рабочая программа по физике для 10 - 11 класса
рабочая программа по физике по теме
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень) и программы Г.Я. Мякишева для ОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_10-112_variant.doc | 343.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КУРГАНА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Кургана
«Гимназия № 32»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
ДЛЯ 10 - 11 КЛАССА
Составитель: учитель физики
Волосникова Светлана Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень), примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень) и программы Г. Я. Мякишева для общеобразовательных учреждений. Рабочая программа ориентирована на использование учебников Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика – 10» и Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев «Физика – 11». Программа рассчитана на 170 часов. В том числе в 10 и 11 классах по 85 учебных часа из расчёта 2,5 учебных часа в неделю. В 10 и 11 классах добавлено 0,5 часа из часов школьного компонента в целях усиления предмета федерального компонента (физика).
Рабочая программа по физике включает следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников; учебно-тематический план; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; контрольно-измерительные материалы по основным темам; перечень учебной литературы; приложения (календарно – тематическое планирование).
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Данный учебный предмет имеет своей целью формирование у учащихся физической картины мира.
Под физической картиной мира понимается целостный образ окружающего мира, осознаваемый человеком в виде совокупности наиболее общих, фундаментальных признаков, характеризующих отношения человека с природой. Физическая картина мира формируется в результате структурирования научной информации об окружающей среде по следующим признакам: человек и его методы исследования мира; физические взаимодействия; физические законы и теории; физические системы; физические процессы и явления; мир, преобразованный человеком.
Физическая картина мира позволяет человеку выполнять ориентировочную и продуктивную деятельность в определённых социально – исторических условиях.
В задачи обучения физике входят:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В содержание рабочей программы внесены все элементы содержания государственного образовательного стандарта по физике для базового уровня. Прямым шрифтом указан учебный материал стандарта, подлежащий обязательному изучению и итоговому контролю знаний учащихся. Курсивом указан материал стандарта, который подлежит изучению, но не является обязательным для итогового контроля и не включён в требования к уровню подготовки выпускников. Курсивом с подчёркиванием указан материал, не отражённый в примерной программе, но используемый в контрольно – измерительных материалах ЕГЭ по физике.
Практическая направленность в преподавании физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала достигается через применение физического учебного эксперимента. Перечень демонстраций и лабораторных работ по каждому разделу указан в рабочей программе.
В условиях ограниченного времени на обучение физике предусматривается использование следующих методов и приёмов в учебной деятельности: выдвижение учебных проблем при изучении нового материала; систематическое использование учебного эксперимента, опора на самостоятельную познавательную деятельность учащихся, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: учебника, справочной литературы, книг для чтения, хрестоматий, CD – дисков с обучающими программами («Живая физика», «Открытая физика» и др.) и обучающих программ, расположенных в образовательных Интернет – сайтах.
Для промежуточной диагностики внутри изучаемого раздела используются фронтальный и индивидуальный опросы, физические диктанты, кратковременные (на 8 -10 минут) тестовые тематические задания, семинары, лабораторные работы. Для итогового контроля предусматривается выполнение контрольных работ.
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ
Оценка ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, даёт точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану; сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух – трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх – пяти недочётов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка тестовых контрольных работ
Работа включает 10 заданий разного уровня сложности: базового, повышенного и высокого. Семь заданий с выбором ответа. Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов, умений решать простые расчётные задачи, методологические умения. Одно задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. 2 задания – расчётные задачи, которые подразумевают развёрнутые ответы на поставленные вопросы. Выполнение таких заданий требует применения более двух законов (формул) или знаний сразу из двух тем (разделов) физики.
Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл. Задания на соответствие оцениваются в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа, в 1 балл, если допущена ошибка в указании одного из элементов ответа, и в 0 баллов, если допущено более одной ошибки. Задание с развёрнутым ответом оценивается 2 или 3 баллами. К каждому заданию приводится подробная инструкция, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от 0 до максимального балла. Максимальный балл за выполнение работы – 14. Ниже приводится шкала перевода набранных баллов в отметки.
Количество баллов | Оценка |
13 - 14 | 5 |
10 - 12 | 4 |
7 - 9 | 3 |
Менее 7 баллов | 2 |
Оценка лабораторных работ
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчёте правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два – три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
- Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теорий, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерения.
- Неумение выделять в ответе главное.
- Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода её решения; незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённым в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
- Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
- Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов.
- Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
- Неумение определить показание измерительного прибора.
- Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
- Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков, схем.
- Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
- Нерациональный выбор хода решения.
Недочёты
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы вычислений, преобразований и решений задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
- Орфографические и пунктуационные ошибки.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (10 класс)
№ п/п | Тема |
| В том числе: | |
лабораторные и практические работы | контрольные работы | |||
Физика и методы научного познания | 3 | _ | _ | |
Механика | 35 | 4 | 3 | |
Молекулярная физика | 25 | 2 | 2 | |
Электродинамика | 19 | 2 | 2 | |
Повторение | 3 | _ | 1 | |
Итого: | 85 | 8 | 8 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(10 класс)
Физика и методы научного познания (3 часа).
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Учащиеся должны знать:
- понятия: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество;
- методы изучения природы: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- практическое применение: определять основные физические законы (явления, принципы), лежащие в основе работы технических устройств; уметь оценивать возможности их безопасного использования.
Учащиеся должны уметь:
- различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- формулировать цель наблюдения или опыты, понимать условия его проведения и формулировать выводы.
Механика (35часов).
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Система отсчёта. Скорость. Ускорение. Прямолинейное равномерное движение. Прямолинейное равноускоренное движение. Свободное падение тел. Движение тела по окружности.
Законы динамики. Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчёта. Сила. Масса. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Всемирное тяготение. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения.
Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа. Мощность. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии.
Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Учащиеся должны знать:
— понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, мгновенная скорость, ускорение, масса, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), вес, невесомость, импульс, инерциальная система отсчёта, работа силы, потенциальная и кинетическая энергия;
— законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса, закон сохранения и превращения энергии;
— практическое применение: движение искусственных спутников под действием силы тяжести , реактивное движение, устройство ракеты.
Учащиеся должны уметь:
— пользоваться секундомером и динамометром;
— измерять и вычислять физические величины (время, расстояние, скорость, ускорение, массу, силу, жёсткость, коэффициент трения, импульс, работу, мощность);
— читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени, при равномерном и равноускоренном движениях, силы упругости от деформации;
— решать простейшие задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, скорости и ускорения при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью, массы, силы, импульса, работы, мощности, энергии;
— изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости, ускорения, силы и импульса тела;
— рассчитывать тормозной путь; определять скорость вагона при автосцепке с использованием закона сохранения импульса, а также скорость тела при свободном падении с использованием закона сохранения механической энергии.
Демонстрации
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Исследование упругого и неупругого столкновений тел.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
1.Исследование движения тела под действием постоянной силы.
2.Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.
3. Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.
4.Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.
Молекулярная физика (25 часов).
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальные доказательства. Масса и размеры молекул.
Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Основное уравнение МКТ идеального газа. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.
Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.
Законы термодинамики. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики. Принцип действия тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Учащиеся должны знать:
— понятия: атом, тепловое движение, тепловое равновесие, температура (мера средней кинетической энергии молекул), идеальный газ, изотермический процесс, изохорный процесс, изобарный процесс, адиабатный процесс, внутренняя энергия, количество теплоты, насыщенный пар, влажность воздуха, кристаллические и аморфные тела;
— законы и формулы: основное уравнение МКТ, уравнение состояния идеального газа, газовые законы, первый закон термодинамики.
— практическое применение: тепловые двигатели и их применение на транспорте, в энергетике и сельском хозяйстве; экологические проблемы, связанные с работой тепловых двигателей и способы их решения.
Учащиеся должны уметь:
— решать задачи на расчёт количества вещества, молярной массы, с использованием основного уравнения МКТ, уравнения состояния идеального газа, связи средней кинетической энергии молекул и температуры, первого закона термодинамики, на расчёт работы газа в изобарном процессе, КПД тепловых двигателей;
— читать и строить графики зависимости между основными параметрами состояния газа; вычислять работу газа с помощью графика зависимости давления от объема;
— пользоваться психрометром; определять экспериментально параметры состояния газа.
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Измерение поверхностного натяжения жидкости.
Измерение удельной теплоты плавления льда.
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы
5.Опытная проверка закона Гей-Люссака.
6.Измерение влажности воздуха.
Электродинамика (19часов).
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроёмкость. Конденсаторы.
Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Виды соединений проводников. Работа и мощность тока. Закон Ома для полной цепи.
Учащиеся должны знать:
— понятия: электрический заряд, элементарный электрический заряд, электрическое поле, напряжённость электрического поля, потенциал электростатического поля, разность потенциалов, электроёмкость, электрический ток, последовательное соединение проводников, параллельное соединение проводников.
— законы и принципы: закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной цепи;
— практическое применение: меры безопасности при работе с бытовыми электроприборами.
Учащиеся должны уметь: решать задачи на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона, на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом поле, на расчёт напряжённости, напряжения, работы электрического поля, электроёмкости, на закон Ома для полной цепи, на смешанное соединение проводников, на расчёт работы и мощности электрического тока.
Демонстрации
Электрометр.
Измерение элементарного заряда.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Энергия заряженного конденсатора.
Электроизмерительные приборы.
Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.
Лабораторные работы
7.Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.
8.Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Повторение (3 часа).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (11 класс)
№ п/п | Тема |
| В том числе: | |
лабораторные и практические работы | контрольные работы | |||
1 | Электродинамика (продолжение) | 60 | 6 | 5 |
2 | Квантовая физика и элементы астрофизики | 20 | _ | 1 |
3 | Повторение | 5 | _ | 1 |
4 | Итого: | 85 | 6 | 7 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(11 класс)
Электродинамика (продолжение) (60 часов).
Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы.
Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.
Свободные и вынужденные механические колебания. Математический маятник. Колебания груза на пружине. Гармонические колебания.
Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Активное сопротивление в цепи переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка в цепи переменного тока. Генератор переменного тока. Трансформатор. Передача и потребление электрической энергии.
Механические волны. Длина волны. Скорость волны. Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи. Радиолокация.
Законы распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Плоское зеркало. Линзы. Формула тонкой линзы. Получение изображения при помощи линзы. Оптические приборы.
Волновые свойства света. Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решётка. Поляризация света.
Виды излучений. Виды спектров. Спектральный анализ. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.
Инвариантность скорости света. Принцип относительности Эйнштейна. Пространство и время в СТО. Связь массы и энергии.
Учащиеся должны знать:
— понятия: магнитное поле, магнитная индукция, магнитный поток, электромагнитная индукция, самоиндукция, индуктивность, свободные и вынужденные электромагнитные колебания, колебательный контур, переменный ток, поперечные и продольные волны, длина волны, электромагнитная волна, интерференция, дифракция и дисперсия света;
— законы и принципы: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, законы отражения и преломления света;
— практическое применение: генератор переменного тока, трансформатор, полное отражение, примеры практического применения электромагнитных волн инфракрасного, видимого, ультрафиолетового и рентгеновского диапазонов частот.
Учащиеся должны уметь:
— определять неизвестный параметр колебательного контура, если известны значения другого его параметра и частота свободных колебаний; рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательном контуре с известными параметрами;
— измерять длину световой волны;
— решать задачи на расчет магнитной индукции, силы Ампера, силы Лоренца, на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой; на применение закона преломления света;
— описывать и объяснять физические явления: электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света;
— приводить примеры практического использования различных видов электромагнитных излучений для развития радио – и телекоммуникаций.
Демонстрации
Магнитное взаимодействие токов.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Генератор переменного тока.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Интерференция света.
Дифракция света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Поляризация света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
Оптические приборы.
Линейчатые спектры излучения.
Лабораторные работы
1.Изучение явления электромагнитной индукции.
2.Измерение ускорения свободного падения.
3.Измерение показателя преломления стекла.
4.Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.
5.Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.
6. Наблюдение линейчатых спектров.
Квантовая физика и элементы астрофизики (20 часов).
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределённостей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерные реакции. Радиоактивность. Альфа –, бета –, гамма – излучения. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Учащиеся должны знать:
— понятия: фотон, фотоэффект, ядерная модель атома, атомное ядро, ядерные реакции, энергия связи, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
— законы и формулы: законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, постулаты Бора;
— практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента, примеры технического использования фотоэлементов, устройство и принцип действия ядерного реактора.
Учащиеся должны уметь:
— решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей световой волны;
— вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основе уравнения Эйнштейна;
— определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
— рассчитывать энергетический выход ядерной реакции;
— описывать и объяснять физические явления: излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;
— приводить примеры практического использования квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров.
Демонстрации
Фотоэффект.
Фотографии Солнца с пятнами и протуберанцами.
Фотографии звёздных скоплений и газопылевых туманностей.
Фотографии галактик.
Повторение (5 часов).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Список литературы для учителя
1. Кабардин, О.Ф., Кабардина, С.И., Орлов, В.А. Задания для итогого контроля знаний учащихся по физике в 7 – 11 классах общеобразовательных учреждений: Дидактический материал. / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов. – М.: Просвещение, 1995.223с.
2. Кабардин, О.Ф., Орлов, В.А., Зильберман, А.Р. Физика: Задачник 9 – 11 классы. / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, А.Р. Зильберман. – М.: Дрофа, 1999.351с.
3. Малафеев, Р.И. Проблемное обучение в средней школе. / Р.И. Малафеев. -М.:Просвещение, 1993. – 198с.
4. Методика преподавания физики в средней школе: Молекулярная физика. Основы электродинамики. / Под редакцией С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение,1986. – 324с.
5. Методика преподавания физики в средней школе: Электродинамика нестационарных явлений. Квантовая физика. / Под редакцией А.А. Пинского. - М.: Просвещение, 1989.- 272с.
6. Мякишев, Г.Я. Физика: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2008. – 335с.
7. Мякишев Г.Я., Физика: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. - М.: Просвещение, 2008. – 336с.
8. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике./Сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2001.-192с.
9. Пурышева, Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе. / Н.С. Пурышева. – М.: Прометей, 1993. – 256с.
10. Разумовский, В.Г. Проверка и оценка успеваемости учащихся по физики в 7 – 11 классах. / В.Г. Разумовский. – М: Просвещение, 1996. – 190с.
11. Савченко, Н.Е. Задачи по физике с анализом их решения. / Н.Е. Савченко. – М.: Просвещение, 1999. – 320с.
12. Сборник нормативных документов. Физика. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 107с.
13. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика 10 класс./ Сост. Р.В. Коноплич, В.А. Орлов. – М.: Интеллект – Центр, 2002. – 88с.
14. Физика. 10кл.: Решение задач из учебного пособия А.П. Рымкевича «Сборник задач по физике. 10-11кл.»: Механика. Молекулярная физика. Термодинамика. – М.: Дрофа, 2000. – 384с.
15. Физика. 11кл.: Решение задач из учебного пособия А.П. Рымкевича «Сборник задач по физике. 10-11кл.»: Электродинамика. Квантовая физика. – М.: Дрофа, 2001. – 288с.
Список литературы для учащихся
1. Блудов, М.И. Беседы по физике: Книга для учащихся. / М.И. Блудов, Л.В. Тарасов. – М.: Просвещение, 1992. – 273с.
2. Гомоюнов, К.К. Толковый словарь школьника по физике: Учебное пособие для средней школы. / К.К. Гомоюнов, М.Ф. Кесамаллы. – СПб.: Специальная литература, 1991. – 384с.
3.Енохович, А.С. Справочник по физике и технике: учебное пособие для учащихся. / А.С. Енохович. - М.: Просвещение, 1990.- 319с.
4. Ланге, В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. / В.Н. Ланге. – М.: Наука, 1985. – 112с.
5. Малинин, А.Н. Сборник вопросов и задач по физике. / А.Н. Малинин. – М.: Просвещение, 2002. – 196с.
6. Мякишев, Г.Я. Физика: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. – М.: Просвещение, 2008. – 335с.
7. Мякишев Г.Я., Физика: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. - М.: Просвещение, 2008. – 336с.
8. Хилькевич, С.С. Физика вокруг нас. / С.С. Хилькевич. – М.: Наука, 1985. – 223с.
9. Черноуцан, А.И. Физика. Задачи с ответами и решениями. / А.И. Черноуцан. – М.: Высшая школа, 2003. – 178с.
10. Энциклопедия для детей. Физика. Т. 16. – М.: Аванта +, 2000. – 864с.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (10 класс)
Количество часов на год: в неделю 2,5 ч, всего 85 ч.
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Дата | Примечание |
1 четверть | ||||
Физика и методы научного познания (3 ч) | ||||
1. | Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира. Моделирование физических явлений и процессов. | 1 | ||
2. | Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. | 1 | ||
3. | Основные элементы физической картины мира. | 1 | ||
Механика (35 ч, контрольных работ – 3, лабораторных работ – 4) | ||||
4. | Механическое движение и его виды. | 1 | ||
5. | Система отсчёта. | 1 | ||
6. | Скорость. Прямолинейное равномерное движение. | 1 | ||
7. | Прямолинейное равноускоренное движение. | 1 | ||
8. | Решение задач. | 1 | ||
9. | Свободное падение тел. | 1 | ||
10. | Движение тела по окружности. | 1 | ||
11. | Относительность механического движения. | 1 | ||
12. | Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика». | 1 | ||
13. | Законы динамики. Первый закон Ньютона. ИСО. | 1 | ||
14. | Сила. Сложение сил. | 1 | ||
15. | Решение задач. | 1 | ||
16. | Инертность и масса тел. Второй закон Ньютона. | 1 | ||
17. | Лабораторная работа № 1 «Исследование движения тела под действием постоянной силы». | 1 | ||
18. | Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. | 1 | ||
19. | Всемирное тяготение. Закон всемирного тяготения. | 1 | ||
20. | Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. | 1 | ||
2 четверть | ||||
21. | ИСЗ. Первая космическая скорость. | 1 | ||
22. | Сила упругости. Закон Гука. | 1 | ||
23. | Сила трения. | 1 | ||
24. | Решение задач. | 1 | ||
25. | Лабораторная работа № 2 «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости». | 1 | ||
26. | Движение тел под действием нескольких сил. | 1 | ||
27. | Контрольная работа № 2 по теме «Динамика». | 1 | ||
28. | Импульс. Закон сохранения импульса. | 1 | ||
29. | Решение задач. | 1 | ||
30. | Реактивное движение. | 1 | ||
31. | Работа. Мощность. Энергия. | 1 | ||
32. | Решение задач. | 1 | ||
33. | Лабораторная работа № 3 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела». | 1 | ||
34. | Закон сохранения энергии в механике. | 1 | ||
35. | Лабораторная работа № 4 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости». | 1 | ||
36. | Использование законов механики для объяснения движения небесных тел. | 1 | ||
37. | Границы применимости классической механики. | 1 | ||
38. | Контрольная работа № 3 по теме «Законы сохранения в механике». | 1 | ||
Молекулярная физика (25 ч, контрольных работ – 2, лабораторных работ – 2) | ||||
39. | Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальные доказательства. | 1 | ||
40. | Масса и размеры молекул. | 1 | ||
3 четверть | ||||
41. | Модель идеального газа. Давление газа. Основное уравнение МКТ идеального газа. | 1 | ||
42. | Решение задач. | 1 | ||
43. | Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии молекул. | 1 | ||
44. | Решение задач. | 1 | ||
45. | Уравнение состояния идеального газа. | 1 | ||
46. | Решение задач. | 1 | ||
47. | Газовые законы. | 1 | ||
48. | Лабораторная работа № 5 «Опытная проверка закона Гей – Люссака». | 1 | ||
49. | Решение задач. | 1 | ||
50. | Испарение и кипение. Насыщенный пар. | 1 | ||
51. | Влажность воздуха. | 1 | ||
52. | Лабораторная работа № 6 «Измерение влажности воздуха». | 1 | ||
53. | Кристаллические и аморфные тела. | 1 | ||
54. | Решение задач. | 1 | ||
55. | Контрольная работа № 4 по теме «Основы МКТ». | 1 | ||
56. | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. | 1 | ||
57. | Количество теплоты. Решение задач. | 1 | ||
58. | Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. | 1 | ||
59. | Решение задач. | 1 | ||
60. | Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики. | 1 | ||
61. | Принцип действия тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. | 1 | ||
62. | Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. | 1 | ||
63. | Контрольная работа № 5 по теме «Основы термодинамики». | 1 | ||
Электродинамика (19 ч, контрольных работ – 2, лабораторных работ – 2) | ||||
64. | Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | 1 | ||
65. | Решение задач. | 1 | ||
4 четверть | ||||
66. | Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. | 1 | ||
67. | Решение задач. | 1 | ||
68. | Работа электрического поля при перемещении заряда. | 1 | ||
69. | Потенциал и разность потенциалов. | 1 | ||
70. | Решение задач. | 1 | ||
71. | Электроёмкость. Конденсаторы. | 1 | ||
72. | Энергия заряженного конденсатора. | 1 | ||
73. | Контрольная работа № 6 по теме «Электростатика». | 1 | ||
74. | Электрический ток. Закон Ома для участка цепи. | 1 | ||
75. | Виды соединений проводников. | 1 | ||
76. | Решение задач. | 1 | ||
77. | Лабораторная работа № 7 «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников». | 1 | ||
78. | Работа и мощность тока. | 1 | ||
79. | ЭДС. Закон Ома для полной цепи. | 1 | ||
80. | Лабораторная работа № 8 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». | 1 | ||
81. | Решение задач. | 1 | ||
82. | Контрольная работа № 7 «Законы постоянного тока». | 1 | ||
Повторение (3 ч, контрольных работ – 1) | ||||
83. | Решение задач на пройденные темы. | 1 | ||
84. | Решение задач на пройденные темы. | 1 | ||
85. | Итоговая контрольная работа. | 1 |
Приложение 2
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (11 класс)
Количество часов на год: в неделю 2,5 ч, всего 85 ч.
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | Дата | Примечание |
1 четверть | ||||
Электродинамика (продолжение) (60 ч, контрольных работ – 5, лабораторных работ – 6) | ||||
1. | Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. | 1 | ||
2. | Индукция магнитного поля. Сила Ампера. | 1 | ||
3. | Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. | 1 | ||
4. | Решение задач. | 1 | ||
5. | Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. | 1 | ||
6. | Решение задач. | 1 | ||
7. | Лабораторная работа № 1 «Изучение явления электромагнитной индукции». | 1 | ||
8. | Самоиндукция. | 1 | ||
9. | Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле. | 1 | ||
10. | Решение задач. | 1 | ||
11. | Контрольная работа № 1 по теме «Магнитное поле. Явление электромагнитной индукции». | 1 | ||
12. | Свободные механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. | 1 | ||
13. | Математический маятник. Колебания груза на пружине. | 1 | ||
14. | Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения». | 1 | ||
15. | Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. | 1 | ||
16. | Вынужденные механические колебания. | 1 | ||
17. | Свободные электромагнитные колебания. | 1 | ||
18. | Превращения энергии в колебательном контуре. | 1 | ||
19. | Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. | 1 | ||
20. | Активное сопротивление в цепи переменного тока. | 1 | ||
2 четверть | ||||
21. | Конденсатор в цепи переменного тока. | 1 | ||
22. | Катушка в цепи переменного тока. | 1 | ||
23. | Решение задач. | 1 | ||
24. | Генератор переменного тока. Трансформатор. | 1 | ||
25. | Передача и потребление электрической энергии. | 1 | ||
26. | Решение задач. | 1 | ||
27. | Контрольная работа № 2 по теме «Механические и электромагнитные колебания». | 1 | ||
28. | Механические волны. | 1 | ||
29. | Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. | 1 | ||
30. | Электромагнитные волны. | 1 | ||
31. | Свойства электромагнитных волн. | 1 | ||
32. | Принципы радиосвязи. | 1 | ||
33. | Радиолокация. | 1 | ||
34. | Контрольная работа № 3 по теме «Механические и электромагнитные волны». | 1 | ||
35. | Закон прямолинейного распространения света. | 1 | ||
36. | Закон отражения света. | 1 | ||
37. | Плоское зеркало. Сферическое зеркало. | 1 | ||
38. | Закон преломления света. | 1 | ||
39. | Полное отражение. | 1 | ||
40. | Лабораторная работа № 3 «Измерение показателя преломления стекла». | 1 | ||
3 четверть | ||||
41. | Линзы. Формула тонкой линзы. | 1 | ||
42. | Решение задач. | 1 | ||
43. | Получение изображения при помощи линзы. | 1 | ||
44. | Лабораторная работа № 4 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». | 1 | ||
45. | Оптические приборы. | 1 | ||
46. | Контрольная работа № 4 по теме «Геометрическая оптика». | 1 | ||
47. | Дисперсия света. Интерференция света. | 1 | ||
48. | Дифракция света. Дифракционная решётка. | 1 | ||
49. | Лабораторная работа № 5 «Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза». | 1 | ||
50. | Поляризация света. | 1 | ||
51. | Решение задач. | 1 | ||
52. | Контрольная работа № 5 по теме «Волновая оптика». | 1 | ||
53. | Инвариантность скорости света. | 1 | ||
54. | Принцип относительности Эйнштейна. | 1 | ||
55. | Пространство и время в СТО. | 1 | ||
56. | Связь массы и энергии. | 1 | ||
57. | Виды излучений. | 1 | ||
58. | Виды спектров. Спектральный анализ. | 1 | ||
59. | Лабораторная работа № 6 «Наблюдение линейчатых спектров». | 1 | ||
60. | Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. | 1 | ||
Квантовая физика и элементы астрофизики (20 ч, контрольных работ – 1) | ||||
61. | Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. | 1 | ||
62. | Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. | 1 | ||
63. | Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. | 1 | ||
64. | Корпускулярно – волновой дуализм. | 1 | ||
65. | Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. | 1 | ||
4 четверть | ||||
66. | Квантовые постулаты Бора. Лазеры. | 1 | ||
67. | Радиоактивность. Альфа -, бета -, гамма – излучения. | 1 | ||
68. | Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. | 1 | ||
69. | Строение атомного ядра. Ядерные силы. | 1 | ||
70. | Дефект массы и энергия связи ядра. | 1 | ||
71. | Ядерные реакции. | 1 | ||
72. | Деление ядер урана. | 1 | ||
73. | Термоядерные реакции. Ядерная энергетика. | 1 | ||
74. | Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. | 1 | ||
75. | Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. | 1 | ||
76. | Контрольная работа № 6 по теме «Атом и атомное ядро». | 1 | ||
77. | Солнечная система. Звёзды и источники их энергии. | 1 | ||
78. | Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. | 1 | ||
79. | Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. | 1 | ||
80. | Строение и эволюция Вселенной. | 1 | ||
Повторение (5 ч, контрольных работ – 1) | ||||
81. | Решение задач на пройденные темы. | 1 | ||
82. | Решение задач на пройденные темы. | 1 | ||
83. | Решение задач на пройденные темы. | 1 | ||
84. | Итоговая контрольная работа. | 1 | ||
85. | Итоговая контрольная работа. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.
Предлагаю рабочую программу к учебнику "Физика-7", автор А. В. Перышкин....
Рабочая программа по физике 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на основе стандарта РФ основного общего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Тематическое планирование для 10 класса...
Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.
Рабочие программы по физике по учебникам Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...