Метод логически-структурных цепочек в курсе физики. Явление электромагнитной индукции.
методическая разработка (физика, 11 класс) по теме
Информационный взрыв и тысячелетний опыт изучения и преподавания наук принуждают и доказывают, что наиболее плодотворное освоение (научного материала в частности) происходит через зрительное восприятие. Поэтому из всех средств для нас наиболее важными являются наглядные пособия и приборы: кино, аппликации, компьютер и т.д. Если на занятии ученик видит записи педагога, слышит его объяснение, участвует в сборке прибора, то его зрительный анализатор воспринимает в единицу времени 100 единиц информации, слуховой – 10, а тактичный – 1. Необходимо помнить об этом при планировании урока.
Известный физик А.Б. Мигдал, например, советовал при исследовании вакуума попытаться представить, как из него что-то рождается, как он кипит, бурлит. Подобное делаю я при исследовании логически-структурных цепочек и метода аппликации.
Швейцарский учёный Р.Мейли убедился в том, что для творческой личности необходимо как логическое, так и образное мышление. В методике преподавания физики достаточно большое внимание уделяется логическому мышлению и явно недооценивается образное. Между тем любое решение творческих проблем выходит за пределы логического мышления. А. Эйнштейн утверждал о том, что у него вначале возникают некоторые знаки или более или менее ясные образы: “Слова с трудом подбираются лишь на следующей стадии.” Мышление в образах входит во все без исключения виды человеческой деятельности.
Составление условия задачи по чертежу, исследование задачи с неизвестными данными, составление логически-структурной цепочки для описания явлений, объектов, законов, теорий способствует развитию таких качеств пространственного мышления, как широта, полнота, динамичность образов, лёгкость оперирования ими. Идеи преобразования пространственных объектов лучше усваиваются на более абстрактных, условных графических изображениях. Стремление к наглядности объясняется тем, что, выражаясь словами академика Б.В. Раушенбаха, “созерцание даёт возможность проникнуть в сущность какого-либо явления, в некотором смысле даже глубже, чем путём логики.” В работе И.С Якиманской выделены основные виды наглядности, используемой при усвоении знаний: условно-графические (схемы), знаковые, модели (графики, диаграммы, формулы, математические символы).
В методике своей работы я систематически использую логически-структурные цепочки по всем разделам курса физики при объяснении законов, теорий, описании явлений, построении графиков, при объяснении принципа действия приборов, при решении задач и т.д. Логически-структурные цепочки способствуют развитию образного мышления. Проблема развития образного мышления при изучении физики практически не разработана. Согласно исследованиям, образное видение физических явлений способствует решению творческих задач. В своей работе я покажу методику использования логически-структурных цепочек, их назначение при решении задач, объяснении законов, описании физических явлений, построении графиков и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yavlenie_elektromagnitnoy_induktsii.doc | 388.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ.
Направление индукционного тока.
Правило Ленца.
Для того, чтобы были доступны и понятны указания к правилу Ленца, с помощью логически-структурной цепочки описывается мысленный эксперимент: равномерное движение тележки с укреплённым на ней магнитом в направлении проводящего замкнутого контура в двух вариантах (приближение и удаление), основанный на законе сохранения энергии. В результате анализа мысленного эксперимента делаются два важных вывода о направлении вектора магнитной индукции магнитного поля, изменение которого порождает переменное вихревое электрическое поле и вектора магнитной индукции магнитного поля индукционного тока при возрастании и убывании магнитного потока, пронизывающего замкнутый контур, которые лежат в основе общих указаний к правилу Ленца.
Логически-структурные цепочки.
ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ.
Направление индукционного тока.
Правило Ленца.
Мысленный эксперимент.
I. S N
V V=const условия эксперимента
Ii Bi B Fпр= 0
N
пронизывающий замкнутый контур.
Ii Eкт, м взаимодействие з.к. определение маг.
ЗСЭ с Ii с постоянным полюсов з.к. с Ii
з.к. магнитом
на создание Ii по характеру взаимодействия
затрачена часть Eкт, м отталкивание
по маркировке опр. Bi Bi Ii
маг. полюсов з.к. с Ii
правило обхвата (правая рука)
Вывод 1: B Bi
II. N S V=const условия эксперимента
V Fпр= 0
Ii Bi B пронизывающий замкнутый контур.
N
Ii Eкт, м взаимодействие з.к. определение маг.
ЗСЭ с Ii с постоянным полюсов з.к. с Ii
з.к. магнитом
на создание Ii по характеру взаимодействия
затрачена часть Eкт, м притяжение
по маркировке опр. Bi Bi Ii
маг. полюсов з.к. с Ii
правило обхвата (правая рука)
Вывод 2: B Bi
Указание к пр. Ленца: 1. Определить направление B маг. поля, изменение которого порождает вих. эл. поле Ii
следствие 2. Характер изменения
ЗСЭ 3. Определить направление Bi маг.п. индукц. тока
4. B Bi
з. сохранения энергии B Bi Ii Bi (обхвата пр. руки)
ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ.
Способы определения направления индукционного тока.
Задача: даётся только рисунок к задаче, текст задачи не формулируется.
1 этап: по рисунку модулируется задача.
- этап: с помощью логически-структурной цепочки описывается явление, происходящее в замкнутом контуре при равномерном движении одного из проводников в однородном магнитном поле
- этап: через логически-структурные цепочки применяются разные способы: 1) правило Ленца; 2) правило левой руки; 3) правило правой руки.
С помощью логически-структурной цепочки демонстрируются различные подходы к одному и тому же явлению, что способствует более глубокому изучению явления.
Логически-структурные цепочки.
ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ.
Способы определения направления индукционного тока.
XBi XB I. С помощью правила Ленца
Ii1 V Ei =Aвих. эл.п./q
I SII II
SI I м.п. вих. эл. поле EiIi
Ii2 II
ЭМИ з.к
I =Ei/R
SI I B Bi Bi и Ii
обхват правой рукой Указания: 1. В задано
2. SI I
3. I B Bi
- Bi Ii
обхват пр. руки
II. С помощью правила левой руки.
Движение движение
Ii1 V XB проводника e в направлении q 0
в однородном движения V 0
маг.поле проводника
Ii Fм Fм действует со
Ii2 стороны маг. поля
B в ладонь, 4 вытянутых пальца V,
большой палец Fм
перераспределение е концы проводников заряжаются разноимённо
проводник, движущийся в однородном
магнитном поле – источник тока.
по маркировке источника тока тех. направление Ii.
Fстор.с.= Fм от + к – во внешней цепи.
III. C помощью правила правой руки.
Ук.п.” B ”
ср. п.”Ii”
Б.п.“V”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока физики в 11 классе по теме "Явление электромагнитной индукции .Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции"
В презентации иллюстрируются опыты Фарадея по ЭМИ, дается понятие магнитного потока, устанавливается правило Ленца и закон ЭМИ....
Метод логически-структурных цепочек в курсе физики. Квантовая физика.
Информационный взрыв и тысячелетний опыт изучения и преподавания наук принуждают и доказывают, что наиболее плодотворное освоение (научного материала в частности) происходит через зрительное восприяти...
Метод логически-структурных цепочек в курсе физики. Переменный ток.
Информационный взрыв и тысячелетний опыт изучения и преподавания наук принуждают и доказывают, что наиболее плодотворное освоение (научного материала в частности) происходит через зрительное восприяти...
Метод логически-структурных цепочек в курсе физики. Термодинамика.
Информационный взрыв и тысячелетний опыт изучения и преподавания наук принуждают и доказывают, что наиболее плодотворное освоение (научного материала в частности) происходит через зрительное восприяти...
Метод логически-структурных цепочек в курсе физики. Электромагнитные волны.
Информационный взрыв и тысячелетний опыт изучения и преподавания наук принуждают и доказывают, что наиболее плодотворное освоение (научного материала в частности) происходит через зрительное восприяти...
Изучение темы "Индукция магнитного поля. Явление электромагнитной индукции" в помощь учителю физики
Урок построен с использованием технологии «критическое мышление». Материал делится на смысловые единицы, передача каждой из которых строится в цикле «вызов – осмысление &ndash...
План-конспект урока по физике "Явление электромагнитнй индукции" 9 класс
В данном материале представл план - конспект классической формы проведения урока....