Метод логически-структурных цепочек в курсе физики. Квантовая физика.
методическая разработка по физике (11 класс) по теме
Информационный взрыв и тысячелетний опыт изучения и преподавания наук принуждают и доказывают, что наиболее плодотворное освоение (научного материала в частности) происходит через зрительное восприятие. Поэтому из всех средств для нас наиболее важными являются наглядные пособия и приборы: кино, аппликации, компьютер и т.д. Если на занятии ученик видит записи педагога, слышит его объяснение, участвует в сборке прибора, то его зрительный анализатор воспринимает в единицу времени 100 единиц информации, слуховой – 10, а тактичный – 1. Необходимо помнить об этом при планировании урока.
Известный физик А.Б. Мигдал, например, советовал при исследовании вакуума попытаться представить, как из него что-то рождается, как он кипит, бурлит. Подобное делаю я при исследовании логически-структурных цепочек и метода аппликации.
Швейцарский учёный Р.Мейли убедился в том, что для творческой личности необходимо как логическое, так и образное мышление. В методике преподавания физики достаточно большое внимание уделяется логическому мышлению и явно недооценивается образное. Между тем любое решение творческих проблем выходит за пределы логического мышления. А. Эйнштейн утверждал о том, что у него вначале возникают некоторые знаки или более или менее ясные образы: “Слова с трудом подбираются лишь на следующей стадии.” Мышление в образах входит во все без исключения виды человеческой деятельности.
Составление условия задачи по чертежу, исследование задачи с неизвестными данными, составление логически-структурной цепочки для описания явлений, объектов, законов, теорий способствует развитию таких качеств пространственного мышления, как широта, полнота, динамичность образов, лёгкость оперирования ими. Идеи преобразования пространственных объектов лучше усваиваются на более абстрактных, условных графических изображениях. Стремление к наглядности объясняется тем, что, выражаясь словами академика Б.В. Раушенбаха, “созерцание даёт возможность проникнуть в сущность какого-либо явления, в некотором смысле даже глубже, чем путём логики.” В работе И.С Якиманской выделены основные виды наглядности, используемой при усвоении знаний: условно-графические (схемы), знаковые, модели (графики, диаграммы, формулы, математические символы).
В методике своей работы я систематически использую логически-структурные цепочки по всем разделам курса физики при объяснении законов, теорий, описании явлений, построении графиков, при объяснении принципа действия приборов, при решении задач и т.д. Логически-структурные цепочки способствуют развитию образного мышления. Проблема развития образного мышления при изучении физики практически не разработана. Согласно исследованиям, образное видение физических явлений способствует решению творческих задач. В своей работе я покажу методику использования логически-структурных цепочек, их назначение при решении задач, объяснении законов, описании физических явлений, построении графиков и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvantovaya_fizika.doc | 224 КБ |
Предварительный просмотр:
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА.
Фотоэффект. Законы Столетова.
(законы фотоэффекта)
Объяснение законов фотоэффекта с точки зрения волновой квантовой теории света. | |
I Закон Столетова: количество электронов, вырываемых с поверхности металла за единицу времени (ток насыщения) прямо пропорционально поглощаемой энергии излучения. Ne I In I | |
I EЭ в V/c раз
I EЭ FЭ FЭ>>FМ B FМ FМ=qVBsin А Wke увеличивается Wke А Возможность вылета е Ne из кристаллической решётки. | I= WЭ/St I Nф Ne Wф Aвих W op = hv; hv = Авих + Wke |
Вывод 1: волновая и квантовая теории света объясняют I закон Столетова теория совпала с экспериментом. | |
II Закон Столетова: максимальная кинетическая энергия вырванных фотоэлектронов прямо пропорциональна частоте излучения и не зависит от освещённости. Vmax v Е max v | |
I=const EЭ= const FЭ=const 2 I EЭ A=const Wke=const v A противоречие с экспериментом е обладает инертными свойствами | I=const Nф=const v Eф Wke Eф=hv Eф= Авих + Wke Eф=hv Wke= hv- Авих совпадает с экспериментом. |
Логически-структурные цепочки.
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА.
Фотоэффект. Законы Столетова.
(законы фотоэффекта)
Объяснение законов фотоэффекта с точки зрения волновой квантовой теории света. | |
III Закон Столетова: существует предельная частота (для каждого вещества имеет своё значение) ниже которой облучение не вызывает фотоэффекта. hvmin = Авих vmin= Авих/h hc/max = Авих max= hc/ Авих | |
v A Wke вероятность e проявляет фотоэффекта инертные свойства уменьшается противоречие с экспериментом v A Wke вероятность e проявляет фотоэффекта инертные свойства увеличивается | v EФ Wke вероятность Eф=hv EФ= Авих + Wke фотоэф- фекта увеличивается v Eф Wke вероятность фотоэффекта увеличивается совпадение теории с экспериментом |
IV Закон Столетова: фотоэффект безынерционен. Поглощение фотона е происходит е в виде удара. е е Eop фотоэффект возникает Eop Aвих Е равномерно распределена по от момента начала облучения до всей электромагнитной волне. момента вылета е из кристалличес- на е приходится ничтожная часть кой решётки. энергии эл/м. волны. 10 с практически мгновенно чтобы набрать е энергию для совершения Авих требуются десятки совпадение теории минут облучения с экспериментом. противоречие теории с экспериментом. |
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА.
Фотоэффект. Законы Столетова.
(законы фотоэффекта).
Логически-структурные цепочки позволяют более наглядно описывать законы фотоэффекта с точки зрения двух теорий: волновой и квантовой.
Предложенные логически-структурные цепочки позволяют выявить блестящее подтверждение теории с экспериментом при описании первого закона фотоэффекта столь разными теориями.
Рождается яркий триумф квантовой теории, которая продолжает давать результаты, приводящие к совпаденю теорий с экспериментом на основе волновой теории, которая вошла в противоречие с экспериментом при описании остальных законов фотоэффекта.
Логически-структурные цепочки вызывают очень яркие зрительные образы, которые хорошо понимаются, легко воспроизводятся и надолго запоминаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод логически-структурных цепочек в курсе физики. Переменный ток.
Информационный взрыв и тысячелетний опыт изучения и преподавания наук принуждают и доказывают, что наиболее плодотворное освоение (научного материала в частности) происходит через зрительное восприяти...
Метод логически-структурных цепочек в курсе физики. Термодинамика.
Информационный взрыв и тысячелетний опыт изучения и преподавания наук принуждают и доказывают, что наиболее плодотворное освоение (научного материала в частности) происходит через зрительное восприяти...
Метод логически-структурных цепочек в курсе физики. Электромагнитные волны.
Информационный взрыв и тысячелетний опыт изучения и преподавания наук принуждают и доказывают, что наиболее плодотворное освоение (научного материала в частности) происходит через зрительное восприяти...
Метод логически-структурных цепочек в курсе физики. Явление электромагнитной индукции.
Информационный взрыв и тысячелетний опыт изучения и преподавания наук принуждают и доказывают, что наиболее плодотворное освоение (научного материала в частности) происходит через зрительное восприяти...
Планы работы с учебником по физике (квантовая физика)
Данные планы работы с учебником предназначены для самостоятельной работы учащихся с новым материалом по теме....
формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА, АТОМНАЯ ФИЗИКА
ВСЕ - формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА, АТОМНАЯ ФИЗИКА...
Конспект итогового урока по физике «О физике, о физиках и не только...» для 11 класса
Разработка последнего школьного урока по физике в 11 классе. Форма проведения: урок - игра. Ведь игра самое увлекательное из всех видов занятий и в любом возрасте. Игра состоит из пяти этапов. 1 этап:...